Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Логика".

Файлы: 1 файл

Ответы на экаменационные билеты.doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

Аналогия отношений – умозаключения, в котором объектом уподобления выступают два отношения между какими-то предметами, а переносимыми признаками – качества или свойства этих отношений.

Положим, два органа управления (р  и q) находятся в отношении административного подчинения (R). Два других органа (x и y) находятся в отношении (R1), которое сходно в ряде признаков с первым отношением (R):

R имеет признаки r1, r2, r3

R1 имеет признаки r1, r2

Отсюда можно заключить по принадлежности (R1) признака (r3), т.е.: R1 имеет признак r3.

По характеру выводного  знания аналогия бывает

  1. строгая аналогия, которая дает достоверное заключение;
  2. нестрогая аналогия, дающая вероятное заключение;
  3. ложная аналогия, дающая ложное заключение.

Строгая аналогия - аналогия, основанная на необходимой связи переносимого признака с признаками сходства.

Характерным отличительным признаком строгой аналогии является наличие необходимой связи между сходными признаками и переносимым признаком. Схема строгой аналогии такая:

Предмет A обладает признаками а, b, с. d, е.Предмет В обладает признаками а, b, с, d.Из совокупности признаков в, b, с, d необходимо следует е.Предмет В обязательно обладает признаком е.

Нестрогая аналогия - такое уподобление, когда зависимость между сходными, и переносимыми признаками мыслится1 лишь с большей или меньшей степенью вероятности.

Наиболее часто нестрогая аналогия применяется в общественно-исторических исследованиях, при характеристике политических течений и ситуаций, когда трудно установить необходимые  связи между признаками сложных, развивающихся социальных явлений.

Выводы по аналогии носят вероятный  характер. Достоверность и вероятность  характеризуют разные степени, уровни доказательности знания. Вероятное  значение имеет многочисленные градации, начиная от маловероятных, ненадежных знаний и кончая степенью, непосредственно граничащей с достоверными знаниями.

Объективные основания создают  возможность выводов по аналогии. Для превращения этой возможности  в действительность необходимы определенные условия, которые являются логическими  основаниями аналогии. Условиями повышения вероятности выводов по аналогии являются в основном обстоятельность и широта изучения аналогичных предметов или явлений. Выводами, как правило, предшествует исследовательская работа над явлениями.

Повышение степени вероятности  выводов по аналогии зависит от следующих условий: 1) от количества рассмотренных сходных признаков у сравниваемых явлений; 2) от степени существенности этих признаков. Одним словом, чем обстоятельнее проанализировано сходство и различие изучаемых явлений, тем основательнее заключение по аналогии.

Для получения более вероятных  выводов по аналогии требуется, возможно большее сходство между сравниваемыми  предметами или явлениями. Однако при  этом следует учитывать одно весьма существенное обстоятельство. Чем больше сходства между сравниваемыми предметами, тем меньше эвристическая ценность аналогии.

Возникновение потребности в применении аналогии описывается одним из современных  отечественных юристов следующим  образом: «В случае, когда в обществе накапливается определенный объем новых связей (отношений), не урегулированных правилами, происходит социальный взрыв - общество создает новое право, соответствующее новым отношениям. Если суммарная величина новых отношений велика, то качественный скачок в развитии общества проявится в виде революционных преобразований - всегда болезненных для лиц, составляющих гражданское общество. Однако до учреждения новых юридических институтов общество пытается регулировать новые отношения уже действующими нормами путем реализации аналогий... Вопрос об аналогии закона (как и права) - это вопрос о «микрореволюциях», происходящих в повседневной юридической практике1.

 

  1. Гипотеза как форма развития научных знаний. Ее виды, структура. Понятие версии.

 

Гипотеза – это форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

По функции в познавательном процессе различают:

  • Описательные гипотезы – это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос: «Что представляет собою данный предмет?», или «Какими свойствами обладает данный предмет?» Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового движения. Предположение химика о компонентах и атомах цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипотеза политолога или юриста, предсказывающая ближайший или отдаленный социальный эффект принятого нового пакета законоположений, относится к функциональным предположениям. Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании, какого – либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка западного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.
  • Объяснительные гипотезы – это предположения о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют:

«Почему произошло данное событие?»  или «Каковы причины появления  данного предмета?». Примеры таких гипотез: гипотеза о Тунгусском метеорите; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предположения о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.

История науки показывает, что в  процессе развития знаний вначале возникают  экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень – построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов. Последовательное усложнение гипотез в процессе познания – о существовании, о свойствах, о причинах – отражение присущей процессу познания диалектики: от простого – к сложному, от внешнего – к внутреннему; от явления – к сущности.

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить  на общие, частные и единичные.

  • Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях в природе и обществе и об эмпирических регулярностях, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитии научных знаний. Примером общей гипотезы является гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию; другой пример - гипотезы об органическом или неорганическом происхождении нефти и др. в случае подтверждения общая гипотеза становится научной теорией.
  • Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства. Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно – исторических науках. Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк строит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц. Частными гипотезами являются и предположения, которые выдвигаются в судебно – следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным деянием. Гипотезы в области вирусологии мы зазываем частными, а не общими потому, что они выдвигаются для выяснения закономерностей отдельных, только некоторых из организмов – вирусов, а иногда даже не всех вирусов, а их отдельных разновидностей.
  • Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

В ходе доказательства общей, частной  и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы. Рабочая гипотеза – это выдвигаемое с первых шагов исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы – в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально отобрать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора. Работа академика И. П. Павлова ярко характеризует способ и цели построения рабочей гипотезы. Один из его учеников и сотрудников академик П. К. Анохин вспоминает стиль работы И. П. Павлова: «Поражало в нем то, что он не мог ни минуты работать без законченной рабочей гипотезы. Как альпинист, потерявший одну точку опоры, сейчас же заменяет ее другой, так и Павлов при разрушении одной рабочей гипотезы старался сразу же на ее развалинах создать новую, более соответствующую последним фактам…». Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двояка. Не исключается, что из рабочей гипотезы она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Всякая гипотеза состоит из следующих  элементов:

 

1)основание гипотезы - исходные  данные - совокупность фактов или  обоснованных утверждений, на  которых основывается предположение;

 

2)форма гипотезы - совокупность  умозаключений, которые являются  результатом обработки исходных данных и ведут от основания гипотезы к основному предположению;

 

3)предположение (гипотеза в узком  смысле слова) - выводы из фактов  и утверждений, выражающих содержание  гипотезы;

 

4)процедура проверки гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

В историческом, социологическом или  политологическом исследовании, а также  в судебно – следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств  часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями (от латинского versio - «оборот», versare – «видоизменять»).

Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих  происхождение или свойства отдельных  юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом.

 

  1. Способы подтверждения и доказательства гипотез. Метод множественных гипотез.

 

Способы подтверждения гипотез.

1.  Самым действенным способом  подтверждения гипотезы является  обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства, которое является причиной рассматриваемого явления.

Примерами могут служить открытие планеты Нептун, обнаружение ряда островов в Северном Ледовитом океане, открытие явления искусственной  радиоактивности и т.д.

При расследовании уголовных дел о хищениях, а т.ж. о разбое, бандитизме,

спекуляции важной задачей судебно-следственных органов является обнаружение приобретенных  или накопленных преступным путем  вещей, ценностей и денежных сумм. Эти ценности и вещи, как правило, прячутся или реализуются преступниками. В связи с этим и возникают частные версии о местонахождении таких вещей и ценностей.

2. Основной способ подтверждения  гипотез - выведение следствий  и их

верификация. В процессе верификации  большая роль принадлежит различным  экспериментам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности не дорого.

3. Косвенный способ превращения  гипотезы в достоверное знание состоит в

опровержении всех ложных гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения. Для этого применяется разделительно-категорическое умозаключение, отрицающе-утверждающий модус. Структура его та же, что и при

косвенном доказательстве.

                                                    СХЕМА.

     Явление А могло  быть вызвано либо В, либо  С, либо Д.

     Явление А не вызвано  ни В, ни С.

     _________________________________________________

     Явление А вызвано Д.

Необходимо выполнить два условия: во-первых, перечислить все возможные

гипотезы, причем дизъюнкция может  быть как строгой, так и нестрогой, во-

вторых, следует опровергнуть все  ложные гипотезы.

Доказательство гипотезы осуществляется:

  1. Обнаружением предполагаемого ею явления;
  2. Выведением и проверкой следствий;
  3. Опровержением всех иных гипотез объясняющих те же явления; 
  4. Дедуктивным обоснованием; 
  5. Логическим доказательством. 

Первый способ считается самым  действенным, однако, он не учитывает возможности возникновения другой гипотезы, объясняющей обнаруженное явление и частота его применения объясняет хаос, царящий в научном мире.

Третий способ вообще не доказателен, поскольку опровержение предположения что, земля плоская, еще не доказывает того, что она цилиндрическая.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"