Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Развитие статистики определяется, прежде всего, развитием общества и государства, их социально-экономическими потребностями, необходимостью принимать ответственные решения. Изучение статистики - неотъемлемая часть экономического образования. Изучая общую теорию статистики, экономическую и социальную статистику, статистику отдельных отраслей народного хозяйства, студенты узнают об общих принципах организации статистики в нашей стране и за рубежом, о современных методах сбора и обработки статистических данных, о назначении и методах построения статистических показателей, изучении вариации, связей между явлениями, их динамики, методике исчисления индексов, а также применения статистических показателей в анализе экономических явлений.

Содержание работы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ 2
1.1. ПОНЯТИЕ АБСОЛЮТНЫХ ВЕЛИЧИН 2
1.2 ПОНЯТИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН 3
1.3 ВИДЫ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН 4
1.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 5
1.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 6
2. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ 7
2.1. ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 7
2.2. ВИДЫ СТЕПЕННЫХ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 7
2.3. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ И ГАРМОНИЧЕСКОЙ ВЗВЕШЕННЫХ 8
2.4. ОСОБЫЕ ВИДЫ СТЕПЕННЫХ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 8
2.5. СТРУКТУРНЫЕ СРЕДНИЕ 9
2.6. СРЕДНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 10
2.7. КОЭФФИЦИЕНТЫ ВАРИАЦИИ 11
2.8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ МЕТОДОМ МОМЕНТОВ 12
2.9. СВОЙСТВА СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ И ДИСПЕРСИИ 13
2.10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 13
2.11. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 15
3. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 15
3.1. ПОНЯТИЕ И ОТБОР ЕДИНИЦ 15
3.2. СРЕДНЯЯ ОШИБКА ВЫБОРКИ 16
3.3. ПРЕДЕЛЬНАЯ ОШИБКА ВЫБОРКИ 17
3.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ВЫБОРКИ 18
3.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 18
3.6. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 19
4. РЯДЫ ДИНАМИКИ 20
4.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЯДОВ ДИНАМИКИ 20
4.2. АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЕЙ РЯДА 20
4.3. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РЯДА И СРЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ 21
4.4.ПРОВЕРКА РЯДА НА НАЛИЧИЕ ТРЕНДА 21
4.5. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ТРЕНДА 22
4.6. ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ УРАВНЕНИЯ ТРЕНДА 24
4.7. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕЗОННЫХ КОЛЕБАНИЙ* 25
4.8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ТРЕНДА 27
4.9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 27
4.10. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 29
5. ИНДЕКСЫ 29
5.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ 29
5.2. ПРОСТЫЕ ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ 31
5.3. АГРЕГАТНЫЕ ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ 31
5.4. ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ КАК СРЕДНИЕ ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ 32
5.5. ИНДЕКС СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ 33
5.6. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ВЫРУЧКИ 33
5.7. ИНДЕКСЫ ФИКСИРОВАННОГО (ПОСТОЯННОГО) И ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВА 34
5.8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 35
5.9. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 38

Файлы: 2 файла

лекции.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

пособие(статистика).doc

— 961.50 Кб (Скачать файл)







Содержание


 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

Развитие статистики определяется, прежде всего, развитием  общества и государства, их социально-экономическими потребностями, необходимостью принимать ответственные решения. Изучение статистики - неотъемлемая часть экономического образования. Изучая общую теорию статистики, экономическую и социальную статистику, статистику отдельных отраслей народного хозяйства, студенты узнают об общих принципах организации статистики в нашей стране и за рубежом, о современных методах сбора и обработки статистических данных, о назначении и методах построения статистических показателей, изучении вариации, связей между явлениями, их динамики, методике исчисления индексов, а также применения статистических показателей в анализе экономических явлений.

В развитии статистики в  нашей стране были сложные ситуации, кризисные периоды, знание и отражение которых в цифровых данных позволит избежать ошибок в будущем. И, наоборот, все прогрессивное, что ранее было отвергнуто и забыто, лишь теперь приобретает свои права, способно обогатить последующее развитие статистики. С этих позиций изучение статистики в настоящее время, когда появилась возможность объективного отражения количественных характеристик всех явлений жизни общества, особенно актуально и необходимо.

В настоящем учебном  пособии отражены два раздела  статистики: общая теория статистики и статистика промышленности. Все темы снабжены практическими примерами и контрольными вопросами для самостоятельной подготовки.

 

1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ


Тема 1. Предмет, метод  курса, этапы статистического исследования

Изучаемые вопросы

  1. Понятие статистики. Предмет статистической науки. Ее методология.
  2. Структура статистической науки. Ее основные категории.
  3. Система органов государственной статистики. Задачи ведомственной статистики. Роль ее в современных условиях.

Вопрос № 1. Понятие статистики. Предмет статистической науки.

Ее методология

Общее представление о статистике.Этапы  статистического исследования

 

1. Слово "статистика" в его современном значении впервые употребил ученый Готфрид Ахенваль (1719-1772), позаимствовав его  из итальянского языка. В Италии эпохи Возрождения получили  распространение знания о политике, составившие специальную дисциплину, которая называлась ragione di stato. Слово  stato или statu соответствовали понятию "государство". Человека, искусного в политике, знатока разных государств называли statista. Ахенваль ввел слово statistica, обозначавшее сумму знаний нужных политикам, купцам. Так началось формирование статистики, как науке о хозяйственном и административном учете.

В зависимости от объекта  изучения статистика как наука в  настоящее время подразделяется на социальную, моральную, демографическую, экономическую, промышленную, торговую, банковскую, финансовую, медицинскую, биологическую и т.д.

Статистика предполагает использование совокупности диалектических методов познания. В процессе статистического исследования применяются и специальные методы, изобретенные для лучшего представления статистической совокупности.

 В настоящее время  термин «статистика» употребляется в трех значениях. Во-первых, под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий. Во-вторых, статистикой называют науку, занимающуюся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой. Между статистической наукой и статистической практикой существует тесная связь. В-третьих, статистикой считают статистические данные, представленные в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые представляют собой результат статистической работы.

Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. статистика говорит языком цифр, отображающих общественную жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Явления и процессы в  жизни общества характеризуются  статистикой с помощью статистических показателей. Статистический показатель – это количественная оценка свойств изучаемого явления. В статистическом показателе проявляется единство количественной и качественной сторон. Статистические показатели подразделяются на учетно-оценочные и аналитические.

Учетно-оценочные  показатели отражают объем или уровень изучаемого явления; аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями.

  Статистическая методология представляет собой совокупность общих правил (принципов) и специальных приемов и методов статистического исследования. Общие правила статистического исследования исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу статистики. Опираясь на теоретическую базу, статистика применяет специфические методы цифрового освещения явления, которые находят свое выражение в трех этапах (стадиях) статистического исследования:

  1. Массовое научно-организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных единицах (факторах) изучаемого явления.
  2. Группировка и сводка материала, представляющие собой расчленения всей массы случаев (единиц) на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных результатов в виде статистической таблицы.
  3. Обработка статистических показателей, полученных при сводке, и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития. Это и есть понятие науки - Статистика. Предметом  статистики, как науки, является изучение количественной стороны массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной характеристикой. Из этого определения можно выделить три основные черты статистики:
  4. исследуется количественная сторона явлений;
  5. исследуются массовые общественные явления;
  6. дается количественная характеристика массовых явлений на основе изучения  качественных параметров.

Статистика предполагает использование совокупности диалектических методов познания. В процессе статистического исследования применяются и специальные методы, изобретенные для лучшего представления статистических совокупностей. 

Статистическая  совокупность - это масса единиц, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду варьирующих признаков. Варьирование (изменение) признаков (чаще количественных) может происходить во времени, в пространстве, во взаимном изменении одного признака от другого. Например, размера заработной платы рабочего от количества выпущенной им продукции.

Вопрос № 2. Структура статистической науки

В ходе исторического развития статистической науки в ее составе обособился ряд самостоятельных статистических дисциплин; это объясняется наличием конкретного предмета исследования и особой системы статистических показателей для его характеристики. Структуру статистической науки можно представить следующим образом (рис. 1)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в статистической науке выделяются следующие части: общая теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли.

Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений, наиболее общие категории (показатели) статистики.

Задачей экономической статистики является разработка и анализ синтетических показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производственных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования.

Отрасли экономической статистики – статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.; их задача – разработка и анализ статистических показателей развития соответствующих отраслей.

Социальная  статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений. Ее отрасли– статистика народонаселения, политики, здравоохранения, науки, просвещения, права ..

Отраслевые статистики формируются на базе показателей  экономической или социальной статистики, а те и другие основываются в свою очередь на категориях (показателях) и методах анализа, разработанных общей теорией статистики.

В «Общей теории статистики» рассматриваются основные категории и методы статистической науки, природа статистических совокупностей, познавательные свойства статистических показателей, условия их применения с использованием средств современной вычислительной техники. С ее помощью создается фундамент для усвоения и квалифицированного применения статистической методологии познания закономерностей развития социально-экономического явления в условиях рыночной экономики.

Среди основных категорий статистики можно рассмотреть следующие понятия:

  • признак;
  • вариация;
  • статистическая совокупность;
  • показатель;
  • система показателей.

Признаком в  статистике принято называть свойство, качество, характерную черту или иную особенность единиц, объектов, явлений, которые могут быть наблюдаемы или измерены. Условно признаки можно разделить в соответствии со схемой (рис. 2)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количественными называют признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга по величине. Под качественными (атрибутивными) понимают признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга существенными моментами. Если качественные признаки могут принимать только одно из двух противоположных значений, то их называют альтернативными.

Основные  признаки определяют главное содержание процессов, явлений. Второстепенные признаки не связаны непосредственно с внутренним содержанием явлений. Они дают добавочные сведения.

Признаки, получаемые при  сборе статистических данных, называют первичными, а при обработке их, - вторичными.

Варьирующие признаки принимают различные значения у отдельных единиц объекта. Постоянные признаки имеют неизменные значения у всех единиц. Статистическому изучению подвергаются только варьирующие признаки.

Вариацией называется колеблемость, многообразие, изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности явлений. Отдельное значение признака называют вариантом этого признака.

 Статистическая совокупность – множество объектов или явлений, изучаемых статистикой, которые имеют один или несколько общих признаков и различаются между собой по другим признакам. Отдельные объекты или явления, образующие статистическую совокупность, называются единицами совокупности. Условно статистическую совокупность можно разделить на однородную и разнородную, стабильную (стандартную) и динамическую.

Совокупность называется однородной, если самые существенные признаки для каждой ее единицы являются в основном одинаковыми, и разнородной, если она объединяет разные типы явлений. Состав статсовокупности может измениться у динамической совокупности или оставаться неизменным в течение определенного времени (у стабильной совокупности).

Показатель – обобщающая количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени. Совокупность показателей, всесторонне отображающих развитие общества, образует их систему. Сводные экономические показатели, относящиеся к сложному комплексу экономических явлений или к многообразным народнохозяйственным процессам и объектам, называют синтетическими (совокупный общественный продукт, национальный доход, национальное богатство).

Система показателей должна удовлетворять следующим принципам:

  1. Система статпоказателей должна соответствовать системе показателей плана экономического и социального развития.
  2. Плановые и отчетные статпоказатели должны выражать одни и те же стороны явлений, процессов.
  3. Система статпоказателей должна быть шире плановой, поскольку она необходима при выявлении причин отклонений от хода выполнения плана, для изучения явлений, непосредственно не планируемых.
  4. Система статпоказателей должна характеризовать ресурсы общества и их использование, вскрывать взаимосвязи и пропорции между отдельными частями народного хозяйства.

 Статистическая совокупность – это масса единиц, объединенных качественной единой основой объектов, явлений, но различающихся между собой по ряду варьирующих признаков в пределах общего качества.

Информация о работе Лекции по "Статистике"