Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Развитие статистики определяется, прежде всего, развитием общества и государства, их социально-экономическими потребностями, необходимостью принимать ответственные решения. Изучение статистики - неотъемлемая часть экономического образования. Изучая общую теорию статистики, экономическую и социальную статистику, статистику отдельных отраслей народного хозяйства, студенты узнают об общих принципах организации статистики в нашей стране и за рубежом, о современных методах сбора и обработки статистических данных, о назначении и методах построения статистических показателей, изучении вариации, связей между явлениями, их динамики, методике исчисления индексов, а также применения статистических показателей в анализе экономических явлений.

Содержание работы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ 2
1.1. ПОНЯТИЕ АБСОЛЮТНЫХ ВЕЛИЧИН 2
1.2 ПОНЯТИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН 3
1.3 ВИДЫ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН 4
1.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 5
1.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 6
2. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ 7
2.1. ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 7
2.2. ВИДЫ СТЕПЕННЫХ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 7
2.3. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ И ГАРМОНИЧЕСКОЙ ВЗВЕШЕННЫХ 8
2.4. ОСОБЫЕ ВИДЫ СТЕПЕННЫХ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 8
2.5. СТРУКТУРНЫЕ СРЕДНИЕ 9
2.6. СРЕДНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 10
2.7. КОЭФФИЦИЕНТЫ ВАРИАЦИИ 11
2.8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ МЕТОДОМ МОМЕНТОВ 12
2.9. СВОЙСТВА СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ И ДИСПЕРСИИ 13
2.10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 13
2.11. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 15
3. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 15
3.1. ПОНЯТИЕ И ОТБОР ЕДИНИЦ 15
3.2. СРЕДНЯЯ ОШИБКА ВЫБОРКИ 16
3.3. ПРЕДЕЛЬНАЯ ОШИБКА ВЫБОРКИ 17
3.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ВЫБОРКИ 18
3.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 18
3.6. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 19
4. РЯДЫ ДИНАМИКИ 20
4.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЯДОВ ДИНАМИКИ 20
4.2. АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЕЙ РЯДА 20
4.3. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РЯДА И СРЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ 21
4.4.ПРОВЕРКА РЯДА НА НАЛИЧИЕ ТРЕНДА 21
4.5. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ТРЕНДА 22
4.6. ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ УРАВНЕНИЯ ТРЕНДА 24
4.7. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕЗОННЫХ КОЛЕБАНИЙ* 25
4.8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ТРЕНДА 27
4.9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 27
4.10. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 29
5. ИНДЕКСЫ 29
5.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ 29
5.2. ПРОСТЫЕ ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ 31
5.3. АГРЕГАТНЫЕ ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ 31
5.4. ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ КАК СРЕДНИЕ ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ 32
5.5. ИНДЕКС СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ 33
5.6. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ВЫРУЧКИ 33
5.7. ИНДЕКСЫ ФИКСИРОВАННОГО (ПОСТОЯННОГО) И ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВА 34
5.8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 35
5.9. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 38

Файлы: 2 файла

лекции.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

пособие(статистика).doc

— 961.50 Кб (Скачать файл)

 

Дни недели
 

1

2

3

4

5

1) План, шт.

100

125

125

150

 

2) Выполнение, шт.

80

125

150

150

 

3) Процент выполнения  плана за день

80

100

120

100

 

 

Вывод: Жирная линия           показывает:


    1. выполнение……………….;
    2. на сколько времени выполняется.

 

Для отображения процессов, ритмически повторяющихся во времени, в полярных координатах строятся радиальные диаграммы. Чаще всего они строятся для иллюстрации сезонных колебаний, и в том отношении они имеют преимущество перед статистическими кривыми. Два вида диаграмм радиальные замкнутые и спиральные диаграммы отличаются друг от друга о технике построения, все зависит от того, что взято в качестве базы отсчета – центр круга или окружность. Спиральные отличаются от замкнутых тем, что в них декабрь одного года соединяется с январем не этого, а следующего года.

Для отображения зависимости  одного показателя от другого строится диаграмма взаимосвязи. Она может использоваться не только для изображения многих взаимосвязанных величин, но и для изображения различных циклических процессов, взаимонакладывающихся явлений.

Ряд графиков к методике построения статистических графиков:

  • в качестве графического образа предпочтительно использовать линейные, столбиковые или круговые диаграммы, имеющие наибольшую наглядность и доходчивость по сравнению с объемными или плоскостными фигурами;
  • графические образы в целях правильного чтения необходимо располагать слева направо;
  • по возможности в график следует включать исходные данные по их построению;
  • все буквенные и цифровые значения надо располагать так, чтобы их легко можно было отсчитывать от начала масштабной шкалы

 Статистическая таблица - форма рационального изложения цифрового материала.

Составные части и элементы статистической таблицы показаны на рис.1. Подлежащее таблицы составляют те объекты (или их группы), которые характеризуются цифровыми показателями (сказуемым).

 

Название таблицы

Наименование подлежащего

Заголовки сказуемого таблицы

А

1

2

3

4

Боковые заголовки

       
 

клетка

   
     

строки

       

Итоговая строка

       
 

графы

 

Итоговая графа


 

Рис. 1. Схема статистической таблицы

 

Таблицы могут быть простыми или сложными в зависимости от разработки сказуемого и подлежащего. Все статистические таблицы должны быть построены при соблюдении основных правил:

    • таблица должна иметь лаконичное название
    • должны быть указаны в верхних или боковых заголовках единицы намерения;
    • все данные должны быть приведены с одинаковой степенью точности;
    • необходимо подводить общие и групповые итоги.

Обычно таблица составляется по результатам сводки. Лучше  заранее  представить макет таблицы - пересечение строк и граф с  верхними и боковыми заголовками, а затем проводить сводку.

Если числовые величины представить с помощью условных геометрических фигур, то получится статистический график. В статистике наиболее часто используются диаграммы - линейные,  плоскостные, пространственные.

На рис.2 приведен пример плоскостной диаграммы.

Рис. 2. Реализация мяса и мясных продуктов на рынках Улан-Удэ, т

 

Чтобы изобразить цифровые данные, нужно выбрать поле графика, масштаб, шкалу. Масштаб и шкалу  выбирают в зависимости от  конкретных цифровых величин и их соотношения.

При помощи графиков можно  изобразить дискретные ряды распределения - полигон, и интервальные - гистограмма (см. рис. 3, 4). 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кумулятивная кривая (кривая сумм - кумулята) получается  при изображении вариационного ряда с накопленными частотами. При построении кумуляты дискретного признака на оси абсцисс наносят значения признака (варианты). Ординатами служат вертикальные отрезки, длина которых пропорциональна накопленной частоте какого-либо варианта. Соединяя вершины ординат прямыми линиями, получаем кумуляту.

При построения кумуляты интервального вариационного ряда нижней границе первого интервала соответствует частота, равная  нулю, а верхней - вся частота интервала. Верхней границе второго интервала соответствует накопленная частота первых двух интервалов (т.е. сумма частот этих интервалов). Верхней границе  последнего интервала соответствует накопленная частота, равная  сумме всех частот. На рис. 5 приведен пример кумуляты интервального ряда (построено по данным табл.1).

Кумулята дает наглядное  представление о нарастании итога  численности ряда распределения по мере возрастания (или убывания)  размеров варьирующего признака.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с тем она дает представление  и о том, какое число единиц в распределении обладает величиной признака до определенного конкретного его значения.

Статистические таблицы  и графики имеют важное значение для популяризации  количественных данных.

 

 

Вопросы для  самопроверки

    1. Назовите основные этапы статистического исследования.
    2. Приведите макет таблицы, отражающей распределение рабочих по уровню заработной платы.
    3. Назовите основные элементы  статистического графика.
    4. Приведите пример дискретного ряда распределения.
    5. Что такое ранжированный ряд?
    6. Постройте графики вариационных рядов (полигон, гистограмму, кумуляту).

 

Тема 5. Абсолютные и относительные  статистические величины

План лекции

  1. Статистические величины. Их классификация.
  2. Абсолютные величины, их основные виды.
  3. Относительные величины, их значение и основные виды.

Вопрос № 1. Статистические величины. Их классификация

 

Статистический  показатель представляет собой количественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Качественная определенность показателя заключается в том, что он непосредственно связан с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью.

Система статистических показателей – это совокупность взаимосвязанных показателей, имеющая одноуровневую или многоуровневую структуру, и нацеленная на решение конкретной статистической задачи.

Различают конкретный статистический показатель и показатель-категорию.

Конкретный  статистический показатель характеризует величину изучаемого явления или процесса в данном месте и в данное время.

Статистические показатели выполняют ряд функций:

  • познавательскую (характеризует составление и развитие изучаемых явлений, направление и интенсивность процессов);
  • управленческую (важнейшим элементом процесса управления на всех его уровнях; усиливается контроль за ходом выполнения договоров);
  • стимулирующую.

Показатель-категория отражает сущность, общие свойства конкретных статистических показателей одного и того же вида без указания места, времени и числовые значения.

Показатели можно подразделить на группы по следующим признакам:

1) по охвату единиц совокупности (по степени агрегирования явлений) на:

    • индивидуальные;
    • сводные (обобщающие);

2) по сущности изучаемых явлений на:

    • объемные (характеризующие размеры процессов);
    • качественные (выражающие собой количественные соотношения, типичные свойства изучаемых совокупностей);

3) в зависимости от формы выражения на:

    • абсолютные;
    • относительные;
    • средние;

4) в зависимости от временного фактора на:

    • моментные;
    • интервальные;

5) от принадлежности к объекту на:

    • однообъектные;
    • межобъектные;

6) в зависимости от пространственной определенности на:

    • общетерриториальные;
    • региональные;
    • местные.

Чтобы статистические показатели правильно  отражали изучаемые явления, необходимо выполнять следующие требования:

  1. Опираться при их построении на положения экономической теории, статистическую методологию, опыт статработ управления.
  2. Добиваться полноты информации по отображению всех сторон протекаемого процесса.
  3. Обеспечивать сравнимость статистических показателей.
  4. Повышать степень точности исходной информации.

Индивидуальные  показатели характеризуют отдельный объект или отдельную единицу совокупности.

Сводные показатели характеризуют группу единиц представляющую собой часть статистической совокупности или всю совокупность в целом.

Объемные показатели получают путем сложения значений признака отдельных единиц совокупности.

Расчетные показатели, вычисляемые по разным формулам, служат для решения отдельных статистических задач анализа измерения вариации, характеристики структурных сдвигов, оценки взаимосвязи и т.п.

Моментные показатели отражают состояние социально-экономических процессов и явлений на определенный момент времени, а интервальные – за определенный период времени.

Однообъектные показатели характеризуют только один объект, а в момент сопоставления двух величин, относящихся к разным объектам, получают межобъектные показатели.

Если характеризуется изучаемый объект и явление в целом по стране, то получают общетерриториальные показатели, а региональные и местные (локальные) показатели относятся только к какой-либо части объекта или отдельному объекту.

Классификация статистических показателей отличается многоплановостью, в дальнейшем изложении они будут сгруппированы по форме выражения.

Вопрос № 2. Абсолютные величины, их основные виды

 

Отличительной особенностью абсолютных величин как формы  статистических показателей является то, что они непосредственно связаны с социальной, экономической, естественной основной или вещественной формой явлений, к которым они относятся.

Абсолютные  показатели характеризуют абсолютные размеры изучаемых статистикой процессов и явлений, а именно, их массу, площадь, протяженность. Это числа именованные, они имеют определенную размерность, определенные единицы измерения. Они характеризуют наличие тех или иных ресурсов – материальных, денежных, трудовых: размеры производства, численность работников, стоимость основных фондов.

Индивидуальные абсолютные показатели получают непосредственно  в процессе статистического наблюдения как результата замера, взвешивания, подсчета и оценки и интересующего количественного признака.
Сводные (групповые и  общие) объемные показатели, характеризующие объем признака или объем совокупности как в целом по изучаемому объекту, так и по какой либо его части, получают в результате сводки и группировки индивидуальных значений.
В зависимости от социально-экономической  сущности исследуемых явлений, их физических свойств абсолютные статистические показатели выражаются чаще всего в следующих единицах измерения:
    • натуральных;
    • стоимостных;
    • трудовых;
    • временных;

Информация о работе Лекции по "Статистике"