Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:14, курс лекций
Развитие статистики определяется, прежде всего, развитием общества и государства, их социально-экономическими потребностями, необходимостью принимать ответственные решения. Изучение статистики - неотъемлемая часть экономического образования. Изучая общую теорию статистики, экономическую и социальную статистику, статистику отдельных отраслей народного хозяйства, студенты узнают об общих принципах организации статистики в нашей стране и за рубежом, о современных методах сбора и обработки статистических данных, о назначении и методах построения статистических показателей, изучении вариации, связей между явлениями, их динамики, методике исчисления индексов, а также применения статистических показателей в анализе экономических явлений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ 2
1.1. ПОНЯТИЕ АБСОЛЮТНЫХ ВЕЛИЧИН 2
1.2 ПОНЯТИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН 3
1.3 ВИДЫ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН 4
1.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 5
1.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 6
2. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ 7
2.1. ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 7
2.2. ВИДЫ СТЕПЕННЫХ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 7
2.3. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ И ГАРМОНИЧЕСКОЙ ВЗВЕШЕННЫХ 8
2.4. ОСОБЫЕ ВИДЫ СТЕПЕННЫХ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 8
2.5. СТРУКТУРНЫЕ СРЕДНИЕ 9
2.6. СРЕДНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 10
2.7. КОЭФФИЦИЕНТЫ ВАРИАЦИИ 11
2.8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ МЕТОДОМ МОМЕНТОВ 12
2.9. СВОЙСТВА СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ И ДИСПЕРСИИ 13
2.10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 13
2.11. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 15
3. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 15
3.1. ПОНЯТИЕ И ОТБОР ЕДИНИЦ 15
3.2. СРЕДНЯЯ ОШИБКА ВЫБОРКИ 16
3.3. ПРЕДЕЛЬНАЯ ОШИБКА ВЫБОРКИ 17
3.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ВЫБОРКИ 18
3.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 18
3.6. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 19
4. РЯДЫ ДИНАМИКИ 20
4.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЯДОВ ДИНАМИКИ 20
4.2. АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЕЙ РЯДА 20
4.3. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РЯДА И СРЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ 21
4.4.ПРОВЕРКА РЯДА НА НАЛИЧИЕ ТРЕНДА 21
4.5. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ТРЕНДА 22
4.6. ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ УРАВНЕНИЯ ТРЕНДА 24
4.7. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕЗОННЫХ КОЛЕБАНИЙ* 25
4.8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ТРЕНДА 27
4.9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 27
4.10. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 29
5. ИНДЕКСЫ 29
5.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ 29
5.2. ПРОСТЫЕ ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ 31
5.3. АГРЕГАТНЫЕ ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ 31
5.4. ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ КАК СРЕДНИЕ ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ 32
5.5. ИНДЕКС СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ 33
5.6. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ВЫРУЧКИ 33
5.7. ИНДЕКСЫ ФИКСИРОВАННОГО (ПОСТОЯННОГО) И ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВА 34
5.8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 35
5.9. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 38
Варьирование (изменение) признаков (чаще качественных) может происходить во времени, в пространстве, во взаимном изменении одного признака от другого.
Изучением экономического и социального развития страны, отдельных ее регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятия занимаются специально созданные для этого органы, совокупность которых называется статистической службой.
В РФ функции статистической службы выполняют
В настоящее время главным учетно-статистическим центром в стране является Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат России).
Он осуществляет руководство российской статистикой. В его задачи входит представление официальной статистикой информации Президенту, Правительству, Федеральному собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным организациям,
Госкомстат РФ выполняет работу по сбору, обработке и анализу научно-обоснованных данных, характеризующих экономическое и социальное развитие страны, процессы становления многоукладной экономики, ход выполнения государственных и региональных программ по решению важнейших народнохозяйственных проблем, по повышению эффективности производства; выявляет соотношение отраслей экономики, соотношения между размерами производства продукции и размерами ее потребления; отражает достигнутый уровень ВВ (валового внутреннего) и валового национального продукта и т.д. Госкомстат занимается совершенствованием методологии учета и статистики, разрабатывает формы отчетности.
Органы государственной статистики выполняют переписи и единовременные учеты, необходимые для глубокого изучения отдельных сторон экономики и образа жизни населения; публикуют данные об экономическом и социальном развитии стороны и отдельных ее регионов, данные по международной статистике и международным сопоставлением. Одной из важных задач центрального органа государственной статистики является укрепление контактов с международными статистическими службами ООН, в первую очередь с ее Статистической комиссией. В ее задачи входит разработка методологии статистических работ, системы сопоставимых показателей, разработка и анализ статистической информации, координация статистической работы специализированных органов ООН, подготовка рекомендаций для статистического бюро Секретариата ООН.
Наряду с общегосударственной статистикой существует ведомственная статистика, ведущая на предприятиях, в объединениях, ведомствах, министерствах.
Ведомственная статистика выполняет работы, связанные с получением, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства и планирования их деятельности. Значение ведомственной статистики, в настоящее время возросло, т.к. деятельность предприятия требует глубокого анализа экономических процессов, происходящих на предприятии.
Главная задача ведомственной статистики заключается в обеспечении информацией, характеризующей выполнение внутрифирменных (внутрипроизводственных) планов, наличие внутрипроизводственных резервов увеличения выпуска продукции, улучшения использования производственного потенциала.
Кроме оценки работы предприятия в целом задачей статистики является изучение результатов работы его подразделений, выполнение реальных пропорций, складывающихся в процессе производства. Повышение роли экономических методов управления предполагает совершенствование системы показателей оценки их работы. Точные и объективные данные статистики необходимы для составления планов работы предприятий.
Перед органами государственной и ведомственной статистики стоит ответственная задача теоретического обоснования объема и состава статистической информации, которая отвечала бы современным условиям развития экономики, перехода к новым принципам управления. Вопросы улучшения информационной базы требуют решения двух групп задач.
Во-первых, система информации должна содействовать полному удовлетворению потребностей в информации различных уровней управления. На предприятии эта система должна служить предотвращению перебоев в работе вместо режима устранения последствия отклонений от нормального хода производства.
Во-вторых, необходимо сдерживать рост информации за счет исключения избыточных данных, не имеющих значения для принятия обоснованных управленческих решений, это связано с рационализацией в самой системе учета и статистики и должно способствовать минимизации затрат на выполнение этой функции.
Управлять сложными социальными и экономическими системами нельзя, не располагая оперативной, достоверной и полной статистической информацией.
В РФ, действующая в основном централизованная система, сочетается с функционированием необособленной системы, когда сбор и обработка определенной статинформации осуществляется отдельными органами или ведомствами, такими как налоговая инспекция, Госкомимущество РФ, органы здравоохранения и др.
Централизованная система осуществляет сбор данных для наиболее важных общегосударственных исследований, разрабатывает методологическую базу. Она позволяет концентрировать ресурсы на выполнение государственных задач, имеет современное техническое оснащение, квалифицированные кадры. Осуществляет руководство и контроль за организацией необособленной системы сбора данных в министерствах, ведомствах, регионах.
Можно выделить следующие важнейшие задачи Госкомстата РФ в области статистического наблюдения:
Наиболее важные общегосударственные статнаблюдения проводятся Госкомстатом РФ. Непосредственным сбором занимаются региональные статуправления, отдельные ведомства, которые представляют информацию в центральные статорганы. Местные органы осуществляют наблюдение по целому ряду актуальных проблем регионального развития.
Все данные, факты, собранные в процессе статистического исследования должны удовлетворять следующим требованиям:
Сопоставимость
Переход от командно-администра
Тема 2. Статистическое наблюдение
Статистическим наблюдением называется планомерный научно обоснованный сбор данных или сведений о социально-экономических явлениях и процессах. Статистическое наблюдение – начальная стадия экономико-статистического исследования.
Стоящие перед менеджером задачи определяют цель наблюдения. Общая цель статнаблюдения состоит в информационном обеспечении управления. цель определяет объект статнаблюдения – совокупность явлений, предметов, охватываемых наблюдением. Объект наблюдения состоит из определенных единиц. Единицей совокупности может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.п. Единица наблюдения является первичным элементом объекта статистического наблюдения. Этот элемент является носителем регистрируемых при наблюдении признаков. Единица наблюдения представляет собой элемент совокупности, по которому собираются необходимые данные. Выбор объекта и единиц наблюдения зависит от конкретных условий. Единицы наблюдения обладают множеством различных признаков. Правильность, проявляющаяся не в индивидуальном явлении, а в массе однородных явлений, при обобщении данных статистической совокупности называется статистической закономерностью. Для изучения статистической закономерности фундаментальное значение имеет закон больших чисел. В большом числе наблюдений взаимно погашаются случайные разнонаправленные отклонения. В процессе наблюдения, чтобы зарегистрировать данные, используют наиболее существенные или взаимосвязанные признаки. Четкость при определении единицы наблюдения дает возможность обоснованно определить регистрируемые признаки наблюдения при минимальном количестве признаков, имеющих отношение к изучаемой проблеме, явлению. Уточнение и формирование признаков единицы наблюдения производится на основании следующих общих правил: Эти общие подходы при определении признаков единицы наблюдения дополняются конкретными особенностями изучаемых процессов.
После определения объекта исследователь должен выделить границы, определяющие изучаемую совокупность, явление. Для ограничения объекта устанавливаются конкретные значения или пределы признаков. Такие количественные ограничения признаков называются цензом. Это ряд признаков, количественное значение которых при проведении статистического наблюдения служит основанием для учета (или неотнесения) единицы в изучаемой совокупности.
Момент или период наблюдения – это время, по состоянию на которое регистрируются данные. Момент наблюдения устанавливается в соответствии с целью, особенностями явления. На практике его называют также критическим моментом. Некоторые явления, процессы имеют сезонные или другие циклические компоненты.
Статистическое наблюдение подразделяется:
Сплошное наблюдение охватывает все без исключения единицы совокупности (объекта наблюдения).
Несплошное наблюдения охватывает лишь часть изучаемой совокупности. Эта часть может быть выбрана по-разному. Главными способами являются:
Метод основного массива заключается в том, что обследованию подвергаются наиболее крупные единицы, которые составляют преобладающий удельный вес в совокупности по основному для данного исследования признаку. А единицы совокупности, обладающие незначительной величиной изучаемого признака, обследованию не подвергаются.