Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Развитие статистики определяется, прежде всего, развитием общества и государства, их социально-экономическими потребностями, необходимостью принимать ответственные решения. Изучение статистики - неотъемлемая часть экономического образования. Изучая общую теорию статистики, экономическую и социальную статистику, статистику отдельных отраслей народного хозяйства, студенты узнают об общих принципах организации статистики в нашей стране и за рубежом, о современных методах сбора и обработки статистических данных, о назначении и методах построения статистических показателей, изучении вариации, связей между явлениями, их динамики, методике исчисления индексов, а также применения статистических показателей в анализе экономических явлений.

Содержание работы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ 2
1.1. ПОНЯТИЕ АБСОЛЮТНЫХ ВЕЛИЧИН 2
1.2 ПОНЯТИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН 3
1.3 ВИДЫ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН 4
1.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 5
1.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 6
2. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ 7
2.1. ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 7
2.2. ВИДЫ СТЕПЕННЫХ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 7
2.3. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ И ГАРМОНИЧЕСКОЙ ВЗВЕШЕННЫХ 8
2.4. ОСОБЫЕ ВИДЫ СТЕПЕННЫХ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 8
2.5. СТРУКТУРНЫЕ СРЕДНИЕ 9
2.6. СРЕДНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 10
2.7. КОЭФФИЦИЕНТЫ ВАРИАЦИИ 11
2.8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ МЕТОДОМ МОМЕНТОВ 12
2.9. СВОЙСТВА СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ И ДИСПЕРСИИ 13
2.10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 13
2.11. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 15
3. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 15
3.1. ПОНЯТИЕ И ОТБОР ЕДИНИЦ 15
3.2. СРЕДНЯЯ ОШИБКА ВЫБОРКИ 16
3.3. ПРЕДЕЛЬНАЯ ОШИБКА ВЫБОРКИ 17
3.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ВЫБОРКИ 18
3.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 18
3.6. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 19
4. РЯДЫ ДИНАМИКИ 20
4.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЯДОВ ДИНАМИКИ 20
4.2. АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЕЙ РЯДА 20
4.3. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РЯДА И СРЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ 21
4.4.ПРОВЕРКА РЯДА НА НАЛИЧИЕ ТРЕНДА 21
4.5. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ТРЕНДА 22
4.6. ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ УРАВНЕНИЯ ТРЕНДА 24
4.7. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕЗОННЫХ КОЛЕБАНИЙ* 25
4.8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ТРЕНДА 27
4.9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 27
4.10. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 29
5. ИНДЕКСЫ 29
5.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ 29
5.2. ПРОСТЫЕ ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ 31
5.3. АГРЕГАТНЫЕ ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ 31
5.4. ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ КАК СРЕДНИЕ ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ 32
5.5. ИНДЕКС СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ 33
5.6. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ВЫРУЧКИ 33
5.7. ИНДЕКСЫ ФИКСИРОВАННОГО (ПОСТОЯННОГО) И ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВА 34
5.8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ 35
5.9. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 38

Файлы: 2 файла

лекции.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

пособие(статистика).doc

— 961.50 Кб (Скачать файл)

Организационные планы составляются разными звеньями системы статистических учреждений страны от высших до низших. В разных звеньях объем, и содержание планов несколько различаются.

 Сезон (время года) для наблюдения следует выбрать такой, в котором изучаемый объект пребывает в обычном для него состоянии.

Под периодом (сроком) проведения наблюдения понимается время начала и окончания сбора сведений.

Время наблюдения – это время, к которому относятся данные собранной информации.

Критической называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения.

Место наблюдения – это место, где должна проводиться регистрация наблюдаемых фактов, где заполняются формуляры наблюдения.

Вопрос № 5. Ошибки статистического наблюдения. Меры по обеспечению надежности статистической информации

Особое значение имеет контроль получаемых в результате наблюдения данных. Важнейшей задачей статистического наблюдения является точность и достоверность собираемой статистической информации. Отклонения или разности между исчисленными показателями и действительными (истинными) величинами исследуемых явлений нашли отражение в показателях, называемых ошибками или погрешностями.

Ошибки наблюдения в  зависимости от характера и степени влияния на конечные результаты наблюдения, также исходя из источников и причин возникновения неточностей, допускаемых в процессе статнаблюдения, обычно выделяют рис. 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ошибки регистрации (ОР) образуются вследствие неправильного установления факторов в процессе наблюдения или неправильной их записи.

Случайные ошибки регистрации  – ошибки, которые могут быть допущены как опрашиваемыми в их ответах, так и регистраторами при заполнении бланков.

Случайные ошибки связаны с невнимательностью регистратора, небрежностью в заполнении документации, неточностью измерительных приборов.

Систематические ошибки регистрации возникают под действием определенных причин. В случае, когда они действуют в одном и том же направлении, то приводят к искажениям общих результатов.

 Систематические ошибки могут быть преднамеренными и непреднамеренными.    Ошибки регистрации могут иметь место, как при сплошном, так и при несплошном наблюдении.

Преднамеренные ошибки (сознательные, тенденциозные искажения) получаются в результате того, что опрашиваемый, зная действительное положение дела, сознательно сообщает неправильные данные.

Непреднамеренные ошибки вызываются различными случайными причинами. Так как преднамеренные ошибки завышают или занижают конкретные значения признака, они могут грубо искажать действительное положение, поэтому преднамеренные ошибки требуют сплошного контроля.

Ошибки репрезентативности (представительности) свойственны несплошному наблюдению. Они возникают в результате того, что состав отобранной для обследования части единиц совокупности недостаточно полно отображает состав всей изучаемой совокупности, хотя регистрация сведений по каждой отобранной для обследования единице была проведена точно.

Случайные ошибки репрезентативности – это отклонения, возникающие при несплошном наблюдении из-за того, что совокупность отборочных единиц наблюдения неполно воспроизводит всю совокупность в целом. систематические ошибки репрезентативности – это отклонения, возникающие вследствие нарушения принципов случайного отбора единиц изучаемой совокупности. Размеры систематической ошибки не поддаются количественной оценке.   Для выявления и устранения допущенных при регистрации ошибок может применяться счетный (арифметический) и логический контроль собранного материала. Проверка осуществляется с точки зрения  а) полного охвата объекта наблюдением; б) качества заполнения формуляров и других документов наблюдения. В первом случае устанавливается, от всех ли единиц совокупности, подлежащих наблюдению, получены данные.  Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путем их логического осмысления, логической совместимости, или путем сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу. Арифметический контроль заключается в проверке различных расчетов, применявших при составлении отчетности или заполнении формуляров обследования, в частности, итогов, вычисления процентов, расчетов средних величин и т.п.  Приемы проверки путем счетного и логического контроля могут быть использованы при проверке как материалов специальных статнаблюдений, так и отчетности.

Вопрос № 6. Основные вопросы организации статистической  отчетности

Статистическая  отчетность – официальный документ, в котором содержатся сведения о работе подотчетного объекта, занесенные в специальную форму.

Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, производимых по мере их свершения и, как правило, на первичном учетном документе.

Руководство статистической отчетностью и ее организации  возложены на органы госстатистики.

Основные реквизиты отчетности:

  1. наименование формы отчетности;
  2. номер и дата утверждения формы отчетности;
  3. адрес, куда следует представлять отчетность;
  4. период, за который представляют сведения и на какую дату;
  5. сроки предоставления отчетности;
  6. название предприятия или учреждения, и его адрес;
  7. название министерства (ведомства), которому подчинено предприятие;
  8. подпись должностных лиц, ответственных за составление отчета.

Программа отчетности – система показателей деятельности торгового предприятия.

По своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными.

Общая программа  – отчетность, содержащая одни и те же данные для определения отрасли народного хозяйства и для предприятий всего народного хозяйства.

В специализированной отчетности – содержатся специфические показатели отдельных отраслей.

По периоду времени, за который представляется отчетность, по его длительности различают отчетность текущую и годовую.

По способу  представления различают отчетность срочную и почтовую.

Методы и формы организации  статистической отчетности дифференцируются применительно к различным социальным типам предприятий и форм предпринимательства – к государственным, а также с другими видами деятельности.

Среди социально организованных статистических наблюдений распространены следующие  виды:

1. Перепись, заключающееся в учете численности и характеристике состава изученного явления путем записи в статистический формуляр данных по обследуемым единицам статистической совокупности.

Различают два вида переписей:

    1. на основе материалов первичного учета – единовременный учет (переписи остатков материалов, оборудования, учет посевных площадей и т.д.);
    2. для которых формуляры заполняются на основе специально организованной регистрации фактов (перепись населения).

2. Социально-демографическое  обследование (о половом, возрастном, брачном, национальном, образовательном, социальном, семейном составе населения; об экономической активности людей, источниках средств к существованию, среднемесячном доходе; об образовательном составе трудовых ресурсов и возможности использования в общественном производстве лиц, нетрудоспособного возраста, не занятых в нем; о миграционной подвижности населения; подробной характеристики брачного состояния и хронологии его изменения; развернутой демографической характеристики деторождения и действенности некоторых мер демографической политики; о жилищных условиях населения; об общественном мнении по поводу развития социальной сферы).

 Вопрос № 7. Пути совершенствования статистического наблюдения

Важнейшие задачи статистики в новых условиях хозяйствования – это всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований, экономических и социальных процессов посредством научно обоснованной системы показателей, а также общение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства, выявление имеющихся резервов роста эффективности общественного производства.

Пути и направления решения данных проблем:

  • создание автоматизированной статистической информационной системы;
  • разработка научно обоснованной системы статистических показателей и научная организация статнаблюдения.

Основные принципы формирования системы статистического  наблюдения состоят в следующем:

  • сплошная статистическая регулярная отчетность должна содержать систему отчетных показателей и обеспечить возможность оперативного контроля за ходом выполнения плановых программ;
  • выборочные обследования, перепись, учеты, цензы призваны обеспечить получение количественных значений статистических показателей с целью их последующего экономического анализа.

Цель системы  отчетных показателей – контроль за ходом выполнения и достижения контрольных цифр, государственных заказов, соблюдением установленных нормативов и лимитов.

При совершенствовании  системы статнаблюдения необходимо учитывать, что в настоящее время  значительно меняются организационная  структура управления народным хозяйством, формы и методы ведения хозяйства.

Разработаны следующие основные направления совершенствования системы статистического наблюдения:

  • формирование на базе системы статпоказателей социально-экономического развития страны перечня важнейших мероприятий за ходом и выполнением реализации экономических реформ в системе народнохозяйственного управления;
  • методика важнейших показателей, учитываемых при проведении переписей, единовременных, выборочных и монографических обследований;
  • показатели должны быть максимально ориентированы на методологию, применяемую для международных статистических сопоставлений, а также свободными от конъюнктурных наслоений периода застоя;
  • разработка и внедрение в практику статсистемы цензов регулярно предоставляемых отчетных показателей.

Ценз содержит в себе ряд признаков (обычно в количественном выражении) наличие которых при проведении статработ служит основанием для отнесения объекта к исследуемой совокупности.

Предлагается следующая последовательность этапов разработки и реализации программы совершенствования системы СН:

  1. Определение перечня статпоказателей, характеризующих важнейшие экономические процессы, для сплошного наблюдения.
  2. Определение перечня показателей и объектов статнаблюдения, информация по которым может быть получена при помощи переписей, выборочного наблюдения и единовременных учетов.
  3. Разработка и внедрение форм отчетности для сплошного наблюдения; а также форм и программ выборочного наблюдения, необходимого матаппарата для распространения данных выборочного наблюдения на всю совокупность объектов.
  4. Разработка системы цензовой отчетности и необходимого математического аппарата для распространения данных цензовой отчетности на всю совокупность объектов.
  5. Обучение экономистов методам выборочных, монографических обследований и цензовой отчетности.

Тема 3. Сводка и группировка материалов статистического  наблюдения

План лекции:

  1. Понятие о статистической сводке, ее задачи и содержание.
  2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании.
  3. Задачи статистических группировок, их виды.
  4. Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки.
  5. Статистические ряды распределения.

Вопрос 3. Понятие о  статистической сводке, ее задачи и  содержание

 

Сводка является следующим после статистического наблюдения этапом статистической работы, приводящим к цифровому освещению явлений и процессов (второй этап статисследования).

Сводка – это комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных факторов, образующих изучаемую совокупность или ее части, для осуществления анализа и прогнозирования изучаемых явлений и процессов по выявленным типичным чертам и закономерностям, присущим им.

Статистические сводки различаются по ряду признаков:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Централизованная  – сводка имеет место, когда весь первичный материал поступает в одну организацию – центральный орган, подвергается там сводке.

Децентрализованная сводка – способ организации статистической сводки, когда отчеты предприятий сводятся статорганами субъектов РФ, а полученные итоги поступают в Госкомстат России, а там определяются итоговые показатели в целом по народному хозяйству страны.

Т.е. при децентрализованной сводке единое руководство всей работой  осуществляется из центра, а непосредственная работа проводится на местах. И недостатки децентрализованной сводки связаны с невозможностью осуществлять более полное единое руководство ею и с меньшими возможностями по применению счетной техники.

Достоинства децентрализованной сводки заключается в близости обрабатывающей результат органа и единицы наблюдения и в возможности быстро исправить ошибки статистического наблюдения.

Механизированная сводка – когда все осуществляемые операции выполняются на основе применения ЭВМ.

Ручная сводка – если все основные операции осуществляются в ручную.

Перед сводкой статистический материал снова подвергается проверке на полноту и достоверность данных, при этом применяются средства логического  и арифметического контроля. Затем осуществляется подготовка материала для подсчета шифровка его. Шифровка заключается в установлении некоторых единообразных правил записи данных наблюдения с целью ускорения их обработки. Шифровка материала позволяет автоматически отнести каждую единицу наблюдения к определенной группе или подгруппе и получить путем машинной обработки различные сводные итоги, а также уменьшить число ошибок. Притом шифровка данных является экономической работой.

Информация о работе Лекции по "Статистике"