Статистические методы в исследовании показателей в общеобразовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: теоретическое и практическое применение методов статистики в общеобразовательной школе.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- Изучить методы статистики с целью изучения возможности применения в школе;
- Рассмотреть практическое применение методов статистики в общеобразовательной школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Статистические методы в исследовании основных показателей в общеобразовательном учреждении......................................................................6
1.1. Статистика и ее информационная база..………….……………………….7
1.2. Статистические показатели в общеобразовательном учреждении............................................................................................................13
1.3. Применение пакета программ EXCEL в статистическом анализе данных ……………………………………….……………………………………………21
2. Расчет и анализ статистических показателей, характеризующих основные направления деятельности общеобразовательного учреждения…………..31
2.1. Сводка и группировка статистических данных ………………………..31
2.2. Расчет относительных величин ……………………………………………36
2.3. Расчет средних величин ………………………………………………….. .37
2.4. Показатели вариации ……………………………………………………….40
2.5. Анализ рядов динамики ……………………………………………………49
2.6. Применение индексного метода…………………………………………...52
2.7. Расчет статистических показателей ............................................…………53
2.8. Корреляционно-регрессионный анализ……………………………………49
Заключение…………………………………………………………………….. 54
Библиографический список …………………………………………………. 56

Файлы: 1 файл

курсовая по статистике Статистические методы в образовании.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учётно-статистических работ, обусловленных, прежде всего потребностями управления жизни общества.

Развитие статистической науки, расширение сферы применения практических статистических исследований, ее активное участие в механизме управления экономикой привели к изменению содержания самого понятия “статистика”.

Сейчас термин “статистика” употребляется в трёх значениях:

Отрасль практической деятельности (“статистический учёт”) по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни; эту деятельность на профессиональном уровне осуществляет государственная статистика – Государственный комитет по статистике Российской Федерации и система его учреждений, организованных по административно-территориальному признаку, а также ведомственная статистика (на предприятиях, в объединениях, ведомствах, министерствах);

Совокупность  цифровых сведений, статистические данные, предоставляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;

Отрасль общественных наук, специальная научная дисциплина, изучаемая в высших и средних специальных учреждениях.

В основе всего  исследования лежит собирание данных. От качества используемых данных, от их достоверности и точности зависит  достоверность результатов анализа. Люди по-разному относятся к статистической информации: одни не воспринимают ее, другие безоговорочно верят, третьи согласны с мнением английского политика Б. Дизраэли (1804-1881): “Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика”. Однако ему же принадлежит следующее утверждение: “в жизни, как правило, преуспевает больше тот, кто располагает лучшей информацией” .

Цель статистики в экономике – это возможность  правильно выбрать решения в  условиях неопределенности сложившейся  ситуации, умение спрогнозировать и  предугадать социально-экономические  явления, сделать правильные выводы и внести свой вклад в развитие экономической жизни.

Выявление взаимосвязей – одна из важнейших задач применения статистики в экономике.

Для сбора, обработки и анализа статистической информации в настоящее время  в нашей стране функционирует  единая централизованная система государственной статистики. Центральным органом этой системы является Федеральная служба государственной статистики. В субъектах Российской Федерации –  республиках, краях, областях и районах – статистическая работа осуществляется территориальными органами государственной статистики, комитетами или отделами.

Непосредственная  обработка поступающих из регионов статистических данных осуществляется в Главном межрегиональном центре обработки и распространения  статистической информации, который обладает необходимыми для этих целей мощными вычислительными ресурсами.

На  Федеральную службу государственной  статистики возложено как методологическое, так и практическое руководство всеми работами по сбору, обработке и анализу статистических данных на государственном уровне. Для реализации этих задач в структуре Федеральной службы государственной статистики выделены следующие Управления:

  • организации статистического наблюдения и контроля;
  • национальных счетов;
  • статистики предприятий и других хозяйствующих субъектов;
  • сводных статистических работ, общественных и международных связей;
  • статистики цен и финансов;
  • статистики торговли и услуг;
  • статистики труда, образования, науки и культуры;
  • статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств;
  • статистики населения;
  • административное;
  •     финансово-хозяйственного, информационного и производственно-технологического обеспечения.

Федеральная служба государственной статистики ежегодно разрабатывает и утверждает Федеральную программу статистических работ на календарный год, которая согласовывается на заседании Правительства Российской Федерации.

Работа  по сбору статистической информации проводится не только Федеральной службой государственной статистики. В соответствии с Федеральной программой отдельные виды статистических работ осуществляются другими органами государственного управления – Банком России, Минфином России, Минздравом России, МВД России и др. Получаемые Федеральной службой государственной статистики статистические данные, прежде всего, предоставляются органам федеральной власти, а также публикуются для широкого использования в аналитических целях научными и практическими работниками, руководителями и специалистами предприятий и организаций всех форм собственности. Назовем основные статистические ежегодные издания:

  • Российский статистический ежегодник;
  • Россия в цифрах;
  • Регионы России;
  • Промышленность России;
  • Строительство в России;
  • Сельское хозяйство в России;
  • Малое предпринимательство в России;
  • Жилищное хозяйство в России;
  • Финансы России;
  • Цены в России;
  • Транспорт в России;
  • Женщины и мужчины России;
  • Россия и страны мира.

К периодическим – ежемесячным и ежеквартальным статистическим изданиям – относятся:

  • «Статистическое обозрение» (ежеквартальный журнал на русском языке);
  • «Статистическое обозрение» (ежеквартальный журнал на английском языке);
  • «Информация о социально-экономическом положении России» (ежемесячный краткий доклад);
  • «Социально-экономическое положение России» (ежемесячный доклад);
  • «Вопросы статистики» (ежемесячный научно-информационный журнал).

С важнейшими социально-экономическими показателями Российской Федерации можно познакомиться через сеть INTERNET на сайте Федеральной службы государственной статистики – http://www.gks.ru.

Для того чтобы  выполнить статистическое исследование, необходима научно обоснованная информационная база. Она формируется в результате статистического наблюдения, которое является начальной стадией экономико-статистического исследования. Статистическим наблюдением называется планомерный научно обоснованный сбор данных или сведений о социально-экономических явлениях и процессах.

Информационная  база статистики призвана обеспечить поддержку формирующегося рынка, дать всестороннюю и объективную информацию для разработки вариантов, обоснования и принятия управленческих решений. Для этих целей специальный статистический аппарат занимается систематическим сбором данных, их обработкой и представлением результатов в виде статистической информации государственным и другим органам, коммерческим пользователям.

Владея информацией, предприятия могут эффективнее  решать постановленные задачи. И наоборот, основной причиной неизбежных банкротств в России являются некомпетентные действия руководства предприятий: этому способствует отсутствие в распоряжении руководителей информации о конъюнктуре рынка и многих других, жизненно важных для данного предприятия явлениях и процессах. Статистическое наблюдение помогает предприятию реализовать маркетинговую стратегию, гибко реагировать на изменения рынка, сделать обоснованный выбор.

Результаты  исследования будут ценны лишь в  том случае, если они базируются на фактическом материале.

Не все данные, факты, собранные в процессе статистического наблюдения, могут быть использованы для дальнейшего исследования. Они должны отвечать определенным требованиям.

Важнейшим требованием  является достоверность данных, получаемых в результате статистического наблюдения. Достоверность обеспечивается многими условиями. Это компетентность работника, участвующего в статистическом наблюдении, совершенство инструментария (бланков, инструкций), заинтересованность или готовность объекта и др. Достоверность включает как соответствие данных реальной действительности, так и техническую точность или обоснованность измерения.

Достоверность тесно связана с полнотой данных - полученные данные должны быть достаточно полными. Полнота обеспечивается, во-первых, охватом единиц исследуемой совокупности. Во-вторых, полноту следует понимать и как охват наиболее существенных сторон явления, так как каждое изучаемое явление или совокупность носит достаточно сложный характер и имеет самые различные признаки. В-третьих, при изучении явления во времени полнота предполагает получение данных за максимально длительные периоды.

На практике исследуемые социально-экономические явления чрезвычайно широки и многообразны, поэтому охватить все явления невозможно. Исследователь вынужден проводить сбор данных лишь по части совокупности. Выводы же делаются по всей совокупности.

Можно отметить еще одно важное требование - это сопоставимость данных, или единообразие. Каждое явление или совокупность, изучаемые во времени или в пространстве, должны быть сопоставимы. Для этого необходимо использовать единые стоимостные оценки, что особенно важно в условиях инфляции, единые территориальные границы, что также актуально для России на современном этапе, т.е. строго соблюдать единство в методологии.

В условиях рынка  возрастает значение еще одного требования к собираемым в результате наблюдения данным - своевременности. Достоверная, полная, но запоздалая информация оказывается практически ненужной.

Определенные  особенности на статистическое наблюдение налагает сложившаяся в стране в целом практика статистических исследований. Она позволяет выделить обособленные и необособленные системы организации статистического наблюдения. Обособленная система может быть также централизованной и децентрализованной.

Поскольку в  РФ становление структуры государственных  и ведомственных статистических органов еще не завершено, это ведет к недостаточно эффективному использованию информации в управлении, а нередко и к неиспользованию ее вообще. Все это накладывает отпечаток и на этапы статистического наблюдения.

 

    1.  Статистические показатели общеобразовательного учреждения.

 

Важнейшим статистическим показателем является численность учащихся в общеобразовательных учреждениях. Она определяется по состоянию на начало учебного года. В статистической отчетности данные о численности учащихся приводятся по классам, полу, возрасту, формам обучения, специальностям и направлениям подготовки и др. Рассматривается движение численности учащихся, в том числе отсев из образовательных учреждений по разным причинам.

Основным результатом  деятельности учебных заведений  является выпуск. В статистике его величина определяется как численность лиц, полностью завершивших курс обучения в учебном заведении и получивших соответствующую специальность. Эти показатели рассчитываются на конец учебного года и дифференцированы по полу, формам обучения, специальностям и направлениям подготовки и др. Не менее важно знать, как произошел выход лиц, завершивших обучение, на рынок труда. С этой целью разрабатываются показатели, характеризующие трудоустройство выпускников.

Для характеристики материальной базы образовательных учреждений — комплекса зданий и оборудования, используемых для организации учебно-воспитательного процесса, — разрабатываются показатели наличия и использования площадей, в частности о размерах площадей по функциональному назначению, учебной площади в расчете на одного учащегося, наличии технических средств обучения (в том числе компьютеров), библиотечного фонда, организации питания. В поле зрения статистики находится также техническое состояние зданий общеобразовательных школ и уровень их благоустройства.

Для анализа  состояния сферы образования  на различных уровнях в статистике используется целый ряд расчетных показателей. Это, например, сменность работы школ; площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося и др.

В основном эти  показатели  входят в статистический отчет ОШ-1.

Кадры учреждений начального и среднего (полного) образования представлены показателями численности учителей с разбивкой по уровню образования. В их составе выделяются лица, достигшие пенсионного возраста. Эти показатели мы можем увидеть в отчете РИК – 83.

Сбор статистической информации о деятельности учреждений образования базируется на использовании  различных классификаторов.

Но изменения, происходящие в обществе на протяжении последних 15–20 лет, привели к определенным изменениям в образовательной политике государства. В частности, все образование сегодня строится в рамках Закона РФ «Об образовании» через совокупность разнообразных образовательных программ и образовательных стандартов, через систему образовательных учреждений разных типов и видов, через систему органов управления образованием. Для получения регулярной информации о состоянии образования, о деятельности образовательных учреждений государством введены оценочные  процедуры  лицензирования, аттестации, аккредитации и инспектирования, которые реализуются через органы управления образованием. Это внешняя оценка деятельности школы и качества образования, предоставляемого ею учащимся. Предметом оценивания является выполнение школой условий и содержания образовательного стандарта, а также образовательных результатов, достигаемых выпускниками. Данная информация представляет интерес не только для органов управления, но и для самих учреждений, так как позволяет своевременно корректировать образовательную деятельность и разрабатывать перспективные программы развития школы. Ориентация школы на достижение качественно новых образовательных результатов приводит к необходимости перейти от традиционного способа внутришкольного контроля к управлению качеством образования, где контроль является одной из функций. Информационной основой управления качеством образования является мониторинг качества образования, направленный на получение оперативной и достоверной информации о качестве достигаемых образовательных результатов на разных ступенях образовательного процесса, о качестве условий, в которых достигаются эти результаты, и о том, какова цена достижения этих качественно новых образовательных результатов.

Информация о работе Статистические методы в исследовании показателей в общеобразовательном учреждении