Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 06:08, курсовая работа
Данный курсовой проект был направлен на изучение и выявление достоинств и недостатков, а также выявление проблем с ростом потребительских цен.
Статистика цен образует самостоятельный блок в экономической статистике. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей. Анализ цен – важное условие статистического обеспечения ценообразования в экономике. Основная задача статистики цен – отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику.
Введение 4
Раздел 1 Теоретическая часть.
1.1 Цена как экономическая категория и ее роль в рыночной экономике. Задачи статистического изучения 6
1.2 Система цен и тарифов. Виды цен 8
1.3 Сущность и значение индексов потребительских цен 10
1.4 Расчет индексов потребительских цен 14
1.5 Международная практика расчетов индексов потребительских цен 19
Раздел 2 Практическая часть. Статистический анализ взаимосвязей между производственными факторами 25
2.1 Задание 1 25
2.1.1 Определение исходных данных 25
2.1.2 Ранжирование данных 25
2.1.3 Групповые и общие средние величины по каждому признаку 28
2.1.4 Расчет относительных показателей по группам 30
2.1.5 Линии регрессии зависимости результативного признака от факторного 31
2.1.6 Показатель тесноты связи между признаками. 31
2.1.7 Коэффициент вариации для факторного и результативного признака 33
2.1.8 Структурные средние величины 33
2.1.9 Расчет доверительных интервалов для общих средних величин 38
2.1.10 Индивидуальные для каждой фирмы и общие для объединения в целом базисные показатели 39
2.2 Задание 2 42
2.2.1 Анализ рядов динамики средней заработной платы 42
2.2.2 Обработка ряда динамики средней заработной платы 43
2.2.3 Индексы заработной платы с постоянными и переменными весами 48
2.2.4 Индексы заработной платы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов 49
2.2.5 Индекс планового задания заработной платы 50
Заключение 52
Библиографический список
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра управление качеством и математические методы экономики
Курсовая работа
по статистике
на тему: «Статистика потребительских цен»
Проверила:
Доц., к.э.н
______________ Захарова Л. Н
(подпись)
____________________________
Выполнила:
Студентка группы 82-5
дневного отделения
______________ Студнева А.С.
113 шифр зачетной книжки
____________________________
Красноярск, 2012
Данный курсовой проект был направлен на изучение и выявление достоинств и недостатков, а также выявление проблем с ростом потребительских цен.
Статистика цен образует самостоятельный блок в экономической статистике. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей. Анализ цен – важное условие статистического обеспечения ценообразования в экономике. Основная задача статистики цен – отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику.
Центральным моментом в анализе цен остается использование индексного метода. В данной курсовой работе проведено изучение различных концепций индексов цен, раскрыта современная методология построения индексов цен, соответствующая международной практике, также был рассмотрен пример расчёта индекса потребительских цен продовольственного набора. (таблица1). Были показаны преимущества и недостатки индексов Пааше и Ласпейреса и потенциальные возможности других индексных систем.
Практическая часть данной курсовой работы содержит:
25
таблиц, 65 формул, 5 графиков. 13 использованных
литературных источника.
Содержание
Введение 4
Раздел 1 Теоретическая часть.
1.1 Цена как экономическая категория и ее роль в рыночной экономике. Задачи статистического изучения 6
1.2 Система цен и тарифов. Виды цен 8
1.3 Сущность и значение индексов потребительских цен 10
1.4 Расчет индексов потребительских цен 14
1.5 Международная практика расчетов индексов потребительских цен 19
Раздел 2 Практическая часть. Статистический анализ взаимосвязей между производственными факторами 25
2.1 Задание 1 25
2.1.1 Определение исходных данных 25
2.1.2 Ранжирование данных 25
2.1.3 Групповые и общие средние величины по каждому признаку 28
2.1.4 Расчет относительных показателей по группам 30
2.1.5 Линии регрессии зависимости результативного признака от факторного 31
2.1.6 Показатель тесноты связи между признаками. 31
2.1.7 Коэффициент вариации для факторного и результативного признака 33
2.1.8 Структурные средние величины 33
2.1.9 Расчет доверительных интервалов для общих средних величин 38
2.1.10 Индивидуальные для каждой фирмы и общие для объединения в целом базисные показатели 39
2.2 Задание 2 42
2.2.1 Анализ рядов динамики средней заработной платы 42
2.2.2 Обработка ряда динамики средней заработной платы 43
2.2.3 Индексы заработной платы с постоянными и переменными весами 48
2.2.4 Индексы заработной платы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов 49
2.2.5 Индекс планового задания заработной платы 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Введение
Целью выполнения курсовой работы является усвоение основных понятий и категорий статистики, овладение различными методами и практическими навыками статистического анализа рядов распределения, структуры статистических совокупностей, функциональных и корреляционных взаимосвязей между признаками, приемами обработки рядов динамики и результатов выборочных наблюдений.
Задачи
выполнения курсовой работы: приобретение
навыков статистического
Расчет ИПЦ производится путем объединения двух информационных потоков:
Наблюдение
за изменением цен (тарифов) проводится
на территории всех субъектов Российской
Федерации. Ценовая информация собирается
в столицах республик, центрах краев,
областей, автономной области, автономных
округов, городах федерального значения
и выборочно - в районных центрах,
отобранных с учетом их представительности
в отражении социально-
Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатках, киосках и т.д.).
Потребительский набор, на основании
которого рассчитывается ИПЦ, представляет
собой единую для всех регионов Российской
Федерации выборку групп
В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса. Отбор позиций произведен с учетом их значимости для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.
Исходной информацией для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на конкретные товары и услуги. На их основе определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар (услугу).
Средние цены на товары (услуги)-представители складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и др. Уровень средних цен по Российской Федерации рассчитывается как среднеарифметическая величина из уровней цен по регионам, взвешенных на удельный вес численности населения регионов в общей численности населения России.
На
базе индивидуальных индексов цен по
городам, участвующим в наблюдении,
определяются агрегатные индексы цен
на отдельные товары, и услуги в
целом по субъекту, федеральному округу,
Российской Федерации. В качестве весов
используется удельный вес численности
населения обследуемой
1.1 Цена как экономическая категория и ее роль в рыночной экономике. Задачи статистического изучения
С трансформацией плановой экономики в рыночную связано не только возникновение многочисленных новых учреждений и организаций, но и функциональные изменения. Что касается принципа действия разных экономических систем, то цены играют в них совсем различную роль.
В условиях рыночной экономики статистика цен имеет намного более важное значение, чем в условиях плановой экономики. Это - следствие другого характера "соревнования" в указанных системах.
Плановая
экономика ограничивает соревнование
в смысле спонтанного проявления
конкуренции настолько, насколько
это возможно, и практически исключает
возможности банкротства
В плановой экономике цены не используются как инструмент управления, и в большинстве случаев изменения цен не вызывают процессов адаптации и конкуренции. Поэтому цены и не являются мерилом реального дефицита товаров. Структура цен может быть сильно искажена по сравнению с фактическими затратами или ценами мирового рынка. Поэтому, проводя реформы, часто начинают с системы цен.
В рыночной экономике цена - один из наиболее важных показателей для любого предприятия (фирмы, компании). Ее основная функция состоит в возмещении издержек производства и обращения и в получении прибыли предприятиями, производящими товары, и предприятиями, осуществляющими их реализацию. На основе цены определяют важнейшие стоимостные показатели, измеряют результаты деятельности любого предприятия. Цены определяют структуру производства, прибыльность и рентабельность; сопоставление цены с затратами предприятия - индикатор того, насколько эффективна его деятельность.
Цена представляет денежную оценку единицу продукции. В ней отражается вся система ценообразующих факторов (динамика затрат, показатели результатов труда, инфляция, соотношение спроса и предложения, монополизация рынка и пр.).
Важность перечисленных
Правильное установление цен внешнеторговых операций определяет лицо предприятия в той же мере, как и качество ее товаров, платежеспособность и надежность при выполнении взятых на себя обязательств.
Объектом статистики цен являются различные цены в сфере товарно-денежного обращения, в отдельных отраслях экономики и на различных территориях. В отличие от плановой, в рыночной экономике производители стремятся добиться расположения покупателей как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Делают они это не только с помощью цены, но и путем улучшения качества, сервиса (обслуживания), расширения ассортимента, улучшения эстетического оформления торговых пунктов и многих других факторов. Из этого следует, что объектом изучения статистики цен являются не только цены, но и покупки с учетом всех этих (определяющих) факторов.
Итак, статистика цен изучает уровень и структуру цен, их движение, закономерности изменения, взаимосвязи с экономическими и социальными процессами. Использует она методы и приемы исследования, разработанные общей теорией статистики в частности:
-статистическое наблюдение, обеспечивающее получение данных об уровне цен путем научно организованного сбора и регистрации цен производителей и потребителей;
-группировки,
дающие возможность определить
уровень цен на
-метод
обобщающих показателей, к
-метод
корреляции и регрессии,
В статистике цен можно выделить две основные задачи:
1.Систематическое
наблюдение за уровнем и
динамикой цен. Решение этой
задачи важно по двум обстоятельствам:
во-первых, знать, каким образом
изменялся уровень цен на
протяжении определенного
Изучение динамики цен тесно
связано и с необходимостью перехода
к системе национального