Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы профилактики правонарушений среди подростков как технологию социальной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить социальную профилактику и её специфику.
2. Рассмотреть девиантное поведение подростков как объект социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде 6-41
1.1. Социальная профилактика и её специфика 6-14
1.2. Девиантное поведение подростков как объект социальной работы 14-25
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь 25-40
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики правонарушений среди подростков 42-69
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков 42-58
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков 58-65
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 65-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74-78
3
Профилактика правонарушений среди подростков
как технология социальной работы
Курсовая работа
по дисциплине «Технология социальной работы»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде 6-41
1.1. Социальная профилактика и её специфика 6-14
1.2. Девиантное поведение подростков как объект социальной
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь 25-40
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики правонарушений среди подростков 42-69
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков 42-58
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков 58-65
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 65-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74-78
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В профилактике нуждается всё население, в особенности же люди, входящие в группу повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни и так далее. Подростки – мальчики или девочки в переходном от детства к юношеству возрасте (11 – 15 лет) [32; 214].
Профилактика девиаций, как и среди взрослого населения, разработана ещё недостаточно. Несмотря на широкое внимание к профилактическим мерам, обширную популярную литературу, привлечение СМИ, специальные общественные и государственные программы, строгие законы, специальные меры и планы борьбы с девиациями, эффективность всей этой деятельности остаётся крайне низкой. Роль и задачи социального работника по профилактике и коррекции девиантного поведения находятся сейчас в стадии обсуждения, однако, уже очевидно, что они должны носить достаточно дифференцированный характер, а социальная служба в наркологии влиться в единую социальную службу, которая постепенно разворачивается в республике.
Социальный работник для себя должен сделать важный вывод: ориентируясь в своей работе на целостного человека, надо рассматривать его в неразрывной связи с его возрастными и индивидуальными особенностями, а также с тем окружением, в котором он живёт и развивается, и где могут скрываться корни его девиаций. Развитие национальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной Беларуси сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и так далее), но и отрицательных (рост преступности, наркомания и алкоголизации). В связи с этим возрастает необходимость специалистов, которые могли бы заниматься профилактикой данных явлений.
Несомненно, что вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, достаточно актуальны в настоящее время. Причин совершения правонарушений подростками достаточно много: это и трудная жизненная ситуация, в которой оказались многие семье из-за мирового экономического кризиса, в результате которого доходы семьи снизились в несколько раз, и бюджет семьи не позволяет организовать полноценный отдых и питание ребёнка, в результате чего ребёнок предоставлен сам себе. Это и отсутствие нормального досуга ребёнка, когда ему просто приходится искать развлечения на улице, приобщаясь к спиртным напиткам и курению что, как правило ведет к хулиганству, а иногда к преступлениям, которые подростки совершат в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Об этом свидетельствуют разбитые стекла, исписанные стены, нецензурная брань на улице, антисоциальное поведение. Поэтому необходимо дать понять несовершеннолетнему гражданину, что «Будущее за тобой!», и от того насколько будет развит уровень правосознания и правовой культуры у молодого поколения, будет зависеть наше благосостояние, будущее нашего поселения, города, области, государства в целом. Ведь сильная страна, это не страна, где живут правонарушители, преступники, алкоголики и наркоманы, а страна умных, порядочных, способных, активных молодых людей, со своими интересами, гражданской позицией, со своими предложениями, и именно таких представителей нашего общества и должна формировать школа, семья и общество в целом.
Изучение проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимались: Алексеева И.А.[3], Беличева С.А.[5], Галагузова М.А.[7], Гилинский Я.П,[8], Деева Е.И.[12], Закатова И.Н.[13], Змановская Е.В.[15], Короленко Ц.П.[21], Кузнецов Л.П.[23], Лащова Л.А,[27], Лунев В.В.[28], Миньковский Г.М.[31], Мысин М.Н.[32], Новик Г.И.[33] и др.
Выше указанное обусловило актуальность выбранной нами темы «Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы».
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы профилактики правонарушений среди подростков как технологию социальной работы.
Объект исследования – подростки, склонные к правонарушениям.
Предмет исследования – профилактика правонарушений среди подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить социальную профилактику и её специфику.
2. Рассмотреть девиантное поведение подростков как объект социальной работы.
3. Проанализировать нормативно-правовые аспекты социальной профилактики девиантного поведения в Республике Беларусь.
4. Провести эмпирическое изучение социальных проблем подростков.
5. Изучить зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков.
6. Разработать модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков.
Гипотеза исследования - Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая социальным работником, станет эффективной, если в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, педагогически запущенных подростков, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов.
Методы исследования - изучение, анализ литературы, обработка, обобщение информации, наблюдение, анкетирование, опрос, изучение документации, беседы с инспекторами по делам несовершеннолетних, моделирование.
База исследования - Государственное учреждение образования «Гимназия №8 имени В.И.Козлова г.Жлобина»
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде
1.1. Социальная профилактика и её специфика
Выявление и решение социальных проблем различного уровня организации предполагает и деятельность, направленную на предупреждение проблемных ситуаций и жизненных затруднений, их предвосхищение и предвидение. Речь идёт о деятельности социальной профилактики. Что же представляет собой эта часть профессиональной деятельности социальных работников, какое место она занимает в системе социальной поддержки и помощи, каковы её основополагающие характеристики?
Слово «профилактика» переводится с греческого языка как «предохранительный».
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата [18; 28].
Профилактика в социальной работе предполагает научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
- предупреждение неблагоприятных, негативных явлений, событий, ситуаций, социальных проблем, устранение причин, способных вызвать те или иные нежелательные социальные последствия;
- сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
- содействие им в достижении поставленных целей и раскрытия их внутреннего потенциала.
Социальная профилактика носит превентивный характер, предусматривает решение еще не возникших социальных проблем, но, тем не менее, прогнозируемых. Если бы накануне реформ и капитализации всей страны были проведены социологические исследования и осуществлена серьезная прогностическая работа, то можно было, если не избежать, то хотя бы смягчить появление таких социальных проблем, как беспризорность, обнищание большей части население страны, высокая смертность и т.д.
Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей [18; 29]
Даже поверхностный анализ перечисленных целей позволяет сделать вывод о том, что в социально-профилактических мероприятиях при определённых условиях может нуждаться любой человек, любые социальная группа, организации или коллективы, независимо от степени их социального благополучия на данный момент.
Характер и содержание социально-профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п. Различия в этих характеристиках позволяют более точно определить возможные и первостепенные объекты социальной профилактики.
Прежде всего, отметим, что в качестве объектов социальной профилактики могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные проблемы. Рассмотрим эти объекты профилактики более подробно.
1.Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы).
2.Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).
3.Группы «социального риска», т.е. люди, чьё социальное и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибели.
4.Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).
5.Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от государства (пациенты больничных стационаров, домов-интернатов, приютов, детских домов и заключённые).
6.Вновь формирующиеся социальные группы (предприниматели и фермеры) [18; 30].
Сложность и многообразие объектов социальной профилактики предполагают не менее сложную внутреннюю структуру этого вида деятельности. Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:
1.Стадия предупреждения - основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.
2.Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное проишествие.
3.Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения [18; 32].
Информация о работе Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы