Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы профилактики правонарушений среди подростков как технологию социальной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить социальную профилактику и её специфику.
2. Рассмотреть девиантное поведение подростков как объект социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде 6-41
1.1. Социальная профилактика и её специфика 6-14
1.2. Девиантное поведение подростков как объект социальной работы 14-25
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь 25-40
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики правонарушений среди подростков 42-69
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков 42-58
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков 58-65
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 65-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74-78
Для решения задач специалисту по социальной работе необходимо:
1. Прийти в школу и на классных часах проводить диагностики (Приложение 3). Данный вид деятельности позволит выявить категорию подростков, нуждающуюся в какой-либо помощи и своевременно оказать эту помощь, для предотвращения каких-либо девиаций и позволит координировать деятельность работников школ.
2. Собрать у социальных педагогов информацию о неблагополучных и многодетных семьях, выяснить: условия проживания семьи, источники её дохода, взаимоотношения между родителями и детьми. При необходимости, проводить тренинги на коррекцию детско-родительских отношений. (Приложение 4).
3. Сотрудничать с территориальными центрами занятости, с целью организации занятости подростков в летний период, так как многие подростки хотели бы поработать летом.
4. Сотрудничать с молодёжными и детскими общественными организациями.
5. Сотрудничать с различными кружками и секциями.
6. Полученную информацию необходимо сообщать сотрудникам инспекции по делам несовершеннолетних, чтобы они могли своевременно принять какие-либо профилактические меры.
7. Проводить тесты, тренинги, с целью сплочения коллектива (Приложение 5), предупреждения конфликтов сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, улучшить условия труда в инспекции по делам несовершеннолетних. Так как в результате сбора и анализа информации, полученной за время прохождения практики, было выявлено, что они нуждаются в данном виде деятельности.
8. Так же необходимо информировать подростков о статьях уголовного кодекса.
9. Собирать информацию о различных учебных заведениях.
10. Готовить документы для специализированных учебных заведений, детских приютов и других государственных учреждений.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что введение в инспекцию по делам несовершеннолетнего специалиста по социальной работе послужит не только снижению подростков, склонных к правонарушениям, но и выявить подростков, которые могут совершить правонарушение и предостеречь его от этого поступка.
Из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы, что в современных реалиях социальные проблемы молодежи сливаются с общими трудностями каждого человека и проблемами государства в целом. И в этом слиянии проблемы молодежи отходят как бы на задний план. Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большинство молодых людей желают иметь хороший доход, при этом не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит потому, что у современной молодежи отсутствуют стимулы к труду.
Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить широкую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления – воровство, вымогательство денег, мошенничество.
Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Динамика подростковых правонарушений показывает, что сегодняшние несовершеннолетние с большим трудом адаптируется к новым социально-экономическим условиям.
Анализируя зарубежный опыт профилактики правонарушений можно сделать вывод, что в настоящее время японцы ощущают себя достаточно защищенными в социальном плане, хотя многие проблемы требуют безотлагательного решения. Особого внимания заслуживают проблемы предотвращения преступности и других асоциальных проявлений, постоянной коррекции системы социальной работы в соответствии с изменившимися обстоятельствами и социально-экономическим положением в стране.
Можно сделать вывод, что введение в инспекцию по делам несовершеннолетнего специалиста по социальной работе послужит не только снижению подростков, склонных к правонарушениям, но и выявить подростков, которые могут совершить правонарушение и предостеречь его от этого поступка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий.
Формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у несовершеннолетних из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения. В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.
Внедрение технологий в деятельность социального работника обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным работником. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному работнику при выборе средств профилактической деятельности необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.
Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе социального работника. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всех общественных институтов, целенаправленная работа социального работника дают возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних.
Воспитательная работа с любой категорией несовершеннолетних требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания несовершеннолетних не решить. Социальному работнику перед выбором направления, средств и методов перевоспитания трудного подростка, знать его социально-педагогические и психологические особенности.
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжёлых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.
Анализируя нормативно-правовые аспекты социальной профилактики девиантного поведения можно сделать вывод, что в Республике Беларусь за последнее десятилетие сложилась и эффективно действует система правовых механизмов, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов, оздоровление обстановки в неблагополучных семьях.
Для этого сформирована широкая законодательная база. Особенно значимым нормативным правовым актом, определившим основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является принятый 31 мая 2003 года Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» В Республике Беларусь за последнее десятилетие сложилась и эффективно действует система правовых механизмов, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов, оздоровление обстановки в неблагополучных семьях.
Хотелось бы отметить, что благодаря предпринятым в последние годы всеми заинтересованными органами государственного и местного управления мерам нам удалось добиться стабилизации и даже некоторого сокращения уровня подростковой преступности. Этот позитивный задел необходимо не только сохранить, но и приумножить.
На сегодняшний день, социальные проблемы молодёжи остаются лишь её проблемами, и решать их, по-видимому, никто не собирается. Однако не стоит полагать, что современная молодежь совсем не думает о будущем, что современная молодежь развращена отсутствием морали, испорчена, вульгарна и разнуздана. Это совсем не так. Огромное количество молодых людей хотят быть полезными своей стране, хотят заниматься любимым делом, получать достойную оплату за свой труд, хотят без страха жениться и выходить замуж, заводить детей, не боясь, что завтра их уволят в период очередного финансового кризиса, в состоянии которого, к сожалению, наша страна находится практически постоянно.
Но молодежи не справится со всеми трудностями самостоятельно. Только целенаправленное систематическое участие государства и всех ветвей власти в жизни молодого поколения сможет разрешить проблемы социальной адаптации молодежи в современном обществе, начиная от алкоголизма и наркомании, и заканчивая совершением преступления.
Особенность зарубежного опыта в профилактике девиантного поведения заключается в том, что в настоящее время японцы ощущают себя достаточно защищёнными в социальном плане, хотя многие проблемы требуют безотлагательного решения. Особого внимания заслуживают проблемы предотвращения преступности и других асоциальных проявлений, постоянные коррекции системы социальной работы в соответствии с изменившимися обстоятельствами и социально-экономическим положением в стране.
В курсовой работе была предложена своя модель усовершенствования работы по профилактике правонарушений среди подростков, путём введения в штат инспекции по делам несовершеннолетних специалиста по социальной работе. Профилактика девиантного поведения среди подростков, как и среди взрослого населения, разработана ещё недостаточно и по этому в современном обществе специалисты по социальной работе востребованы и играют огромную роль и могут найти применение в любой области человеческой деятельности [19; 166].
Таким образом, в проведенном исследовании подтвердилась гипотеза о том, что профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая социальным работником, станет эффективной, если в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов, подтвердилась.
Итак, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла экспериментальное подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: текст Кодекса по состоянию на 20 сентября 2005 г.: [принят 17 декабря 2002: введен в действие 20 мая 2003 г.]. – Минск: Алмафея, 2005. – 304 с.
2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь 31 мая 2003г. №200-3 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»: текст по состоянию на 1 декабря 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 59 с.
3. Алексеева, И.А. Дети риска / И.А. Алексеева. – СпБ.: Питер, 2002. – 202 с.
4. Алемаксин, М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей / М.А. Алемаксин // У дапамогу педагогу. Сацыяльна-педагагічная работа. – 1998. - № 9. – С. 9 – 12.
5. Беличева, С.А. Социальная профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М. Фокин. – М. Ред. -издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 62 с.
6. Гайс, Ф. Психология подростков и юношеского возраста / Ф. Гайс. – СпБ: Питер, 2000. – 656 с.
7. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
8. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев. – СПб.: Питер, 1993. – 362 с.
9. Гоголева. Аддиктивное поведение и его профилактика. – 2-е издание стереотип. / Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство «МОДЭН», 2003 – 240с.
10. Григорьев, А.Д. Профилактика преступности и других асоциальных проявления в Японии / А.Д. Григорьев // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. - №9. – С.58 – 64.
11. Гуминская, Л.Н. Почему подростки совершают правонарушения / Л.Н. Гуминская // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2011. - №2. – С.27 – 29.
Информация о работе Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы