Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы профилактики правонарушений среди подростков как технологию социальной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить социальную профилактику и её специфику.
2. Рассмотреть девиантное поведение подростков как объект социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде 6-41
1.1. Социальная профилактика и её специфика 6-14
1.2. Девиантное поведение подростков как объект социальной работы 14-25
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь 25-40
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики правонарушений среди подростков 42-69
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков 42-58
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков 58-65
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 65-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74-78
Неудивительно, что подростки с девиантным поведением вступают в неформальные молодёжные группировки (тусовки) и организации. Чувство одиночества, непонимания старшими, желание выделиться в среде подростков, толкают их к этому. Ведь они по своей сути максималисты. Мир для них имеет полутонов. Отсюда и словесный максимализм, близкий к жаргону «зона» окружена ореолом романтики. Почему подростки становятся «трудными»? Причиной этого является социальная дезадаптация. Многие из них потеряли веру в школу, добро и справедливость. На первое место вышел культ физической силы. Проявлять свой интерес непрестижно и опасно: сверстники назовут «заучкой». Такие подростки чаще всего совершают правонарушения, чтобы доказать свою значимость себе и окружающим.
Социальная нестабильность порождает тревожность, напряжённость, беспокойство, раздражительность, зависть, агрессивность, нетерпимость, злобность. Потребности и интересы подростка смещены в сторону материальности. Его духовность узка, поверхностна. Смысл жизни утрачен или не найден. Такая ситуация толкает подростка к различным формам девиации (воровство, наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.). Нестабильность в обществе привела к психологической нестабильность: чувству вседозволенности, враждебности – с другой. «Трудные» ученики – это, как правило, дети из семей с нездоровой нравственной атмосферой, педагогически запущенные, склонные к конфликту со взрослыми и сверстниками, отличаются неуспеваемостью, недисциплинированностью, упрямством.
Основные подходы к проблеме девиантного поведения.
Биологические концепции
Классические труды этого направления описывающие биологические трактовки природы и причин девиантного поведения, появились лишь в прошлом веке. Итальянский врач-психиатр Ч. Ламброзо в своих работах обосновал связь между анатомическими строением человека и преступным поведением. Он вёл понятие: врождённый преступник, которое можно определить по ряду физических, анатомо-антропологических признаков: массивная выдвинутая вперёд нижняя челюсть, сплющенный нос, низкий лоб, приросшие мочки ушей.
Наиболее радикальная критика Ламброзо была определена французским социальным психологом Г. Тордом в конце 19 века. В 20 веке также предпринимались попытки объяснить девиантное поведение биологическими фактами: У. Шелдом обосновал связь между типами физического строения человека и формами поведения. У. Пирс в результате генетических исследований в середине 60-х годов пришёл к выводу, что наличие лишней игрек хромосомы у мужчин обуславливает предрасположенность к криминальному насилию. Изучая заключённых, Х. Айзенк пришёл к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интроверты, а это в свою очередь обусловлено на генетическом уровне [32; 168].
Однако в целом биологические концепции девиантного поведения не получили широкого распространения в современном научном мире. Большинство специалистов полагают, что основное внимание при изучении природы поведения следует уделить психологически-социальным факторам.
Психологический подход.
Основным источником отклонения психоанализа считается постоянный конфликт между бессознательным впечатлениями, образующими структуру «ОНО» и социальными ограничениями естественной активности подростка, образующими структуру «Я» и сверх «Я».
Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. В противном случае, в частности в случае невротической защиты, формирующаяся личность принимает аномальный характер.
Иное представление об отклонениях можно найти в индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Согласно его взглядам, младенец появляется на свет с двумя базовыми чувствами-стремлениями:
1. Чувство неполноценности и стремление к совершенству, как компенсация этого чувства.
2. Социальное чувство общности и стремление к установлению значимых социальных отношений [32; 173].
Развитие социально значимых способностей или как называл Адлер, компенсация на полезной стороне жизни ведёт к формированию чувства собственной ценности, что предполагает доминирование чувства общности над индивидуальным стремлением к превосходству.
В случае компенсация на бесполезной стороне жизни чувство неполноценности, составляющий основу невроза, либо в оборотную сторону – комплекс превосходства, который может проявляться, например, с позиции вундеркинда, не готового к систематическому труду и равноправному общению со сверстниками. Причиной отклонений Адлер считает не столько сам комплекс, сколько неспособность индивида установить контакт с окружающей средой.
Особой популярностью в западной психологии пользуется поведенческий подход к пониманию девиантного поведения. Здесь акцент переносится на неадекватное социальное поведение. Данная теория сосредотачивает своё внимание на возможности коррекции не адекватного поведения, путём организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющегося поведения.
В современной психологии развития и детской психологии, весьма популярен гуманистический подход, рассматривающий отклонение в поведении как следствие потери ребёнком согласия со своими собственными чувствами, и не возможности найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Гуманисты видят возможность коррекции отклонения в создании специфической для данного, контакта учителя с ребёнком, позволяющего в тёплой и доверительной атмосфере, по-новому ввести ребёнка в учебную ситуацию, без традиционной дидактической расхожести позиций и игнорирования интересов ребёнка.
Социологический подход
Исследования социологов конца 19 начала 20 века выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, суицида, проституции), проведённые Д. Жекле и Э. Дюркгеймом за определённый исторический период показали, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастает в период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теорию социальной преступности, указывало на социальную форму этого явления. В рамках социального подхода выделяют интерракционистское направление и структурный анализ [32; 178].
Первого направления придерживается: Гоффлеон, Э. Лемерт, Г. Беккер.
Основным здесь является тезис, согласно которому девиантность не свойство, присущее внутренне какому-либо социальному поведению, а следствие социальной оценки. Анализ причин девиантного поведения направлен в данном случае на изучение процессов явления и факторов, влияющих на приписывание статуса девиантного поведения, то есть на исследование того, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.
Определение понятия девиантное поведение предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделит те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.
1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придаёт отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение – это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности – навешивание на неё ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.
Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжёлых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.
Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы – деструктивным или аутодеструктивным. На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то, что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нём. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы современных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесён к группе девиантов. Но тот же подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.
4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Так, если ребёнок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.
Напротив, систематическое осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведения. Другой распространённый пример: эпизодическое употребление спиртного в ряде случаев признаётся вполне допустимым или даже полезным.
Данное правило имеет исключение. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьёзную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.
5. Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).
6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например, Девиантное поведение психически больных. Патологическое поведение подразумевает, что под воздействием болезненного состояния способность личности осознавать и контролировать свои действия существенно снижается.
В то же время, при определённых условиях, отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание – алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психипатологической оси «здоровье – предболезнь – болезнь».
7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации [6; 14].
Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может самостоятельно причиной отклоняющегося поведения личности.
8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Отклоняющееся поведение, прежде всего, отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.
Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, динамику, частоту и степень её выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения личности. Они могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.
Информация о работе Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы