Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы профилактики правонарушений среди подростков как технологию социальной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить социальную профилактику и её специфику.
2. Рассмотреть девиантное поведение подростков как объект социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде 6-41
1.1. Социальная профилактика и её специфика 6-14
1.2. Девиантное поведение подростков как объект социальной работы 14-25
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь 25-40
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики правонарушений среди подростков 42-69
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков 42-58
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков 58-65
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 65-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74-78
3. Условия содержания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
4. В течение срока судимости при применении принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных пунктами 1-4 части второй настоящей статьи, за несовершеннолетним осуществляется профилактическое наблюдение и на него возлагаются обязанности, предусмотренные частью второй статьи 81 настоящего Кодекса.
5. В случае злостного уклонения несовершеннолетнего в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характера суд по представлению органа, ведающего ее исполнением, может заменить данную меру на более строгую, предусмотренную частью второй настоящей статьи.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что вопросы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних являются наиболее приоритетными как для органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Должностные лица, родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучении или содержанию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В заключение хотелось бы отметить, что благодаря предпринятым в последние годы всеми заинтересованными органами государственного и местного управления мерам удалось добиться стабилизации и даже некоторого сокращения уровня подростковой преступности. Этот позитивный задел необходимо не только сохранить, но и приумножить.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что социальная профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения. С одной стороны, это направление деятельности существенно облегчает работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере. С другой стороны, необходимость организации и проведения социально-профилактических мероприятий ставит перед этими организациями и учреждениями новые цели и задачи, такие как организация постоянного мониторинга по ряду социальных проблем, ведение постоянной воспитательной и другой необходимой работы и предвидение возможностей появления некоторых проблем в будущем.
Следует сказать, что предупреждение девиантного поведения подростков – сложная социальная и психолого-педагогическая проблема. Это связано с тем, что в подростковом возрасте перед индивидами стоят достаточно сложные задачи развития (самоутверждение в кругу сверстников, профессиональное самоопределение и др.). Исходя из того, насколько подросток сможет их успешно решить, зависит его психическое самочувствие и поведение.
Анализируя нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь можно сделать вывод, что вопросы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних являются наиболее приоритетными как для органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Должностные лица, родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучении или содержанию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики
правонарушений среди подростков
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков
В последнее время в нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые, так или иначе, отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. Одним из проявлений реагирования подростков на происходящие изменения являются правонарушения.
Правонарушение рассматривается как «общественно-вредное (опасное) деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений». Существуют две точки зрения определения понятия правонарушения. По мнению С.А. Беличевой, «правонарушение - это так называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности [11; 27].
С возрастанием числа общественно опасных деяний идет процесс омоложения и феминизации социального состава девиантов. Наблюдается высокая криминальная активность детей, не достигших возраста уголовной ответственности. Значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними мигрантами, не нашедшими себе жилья и работы. В современных условиях миграционные процессы и связанные с ними негативные последствия в виде преступности, приобретают всё большую актуальность. Чаще всего подростки совершают правонарушения в свободное от учебы время, большинство правонарушений совершается подростками в вечернее время, примерно в 20.00-21.00 час. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за подростками. Изучение динамики подростковых правонарушений показывает, что наблюдается значительный рост девиантного поведения несовершеннолетних женского пола. Крайне важным является также и то, что отклонения в поведении приобретают у девочек большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжелыми. При этом подростки женского пола все чаще становятся вдохновителями и инициаторами нарушения поведения у мальчиков. Также отмечается рост правонарушений, совершенными несовершеннолетними как мужского, так и женского пола в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. По данным статистики каждый пятый подросток идет на правонарушение в состоянии алкогольного опьянения. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних - это и способы “взрослого” самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Они - групповые по своему характеру. Едва ли можно встретить случаи, когда подростки употребляли алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Нередко ошибочно полагают, что есть лишь один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно - совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения. Также распространены среди групп несовершеннолетних правонарушителей, в целях одурманивания себя, разные виды токсикомании - сознательное самоотравление, а значит, и самоуничтожение. Обычно подростки вдыхают сильнодействующие спиртосодержащие вещества - краски, различные аэрозоли; употребляют парфюмерную продукцию; заглатывают в больших количествах медикаментозные препараты, вызывающие состояния близкие к наркотическим; вводят в вены разные смеси; употребляют препараты бытовой химии; производственные эмульсии и красители, различные экстракты растительных веществ.
Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают с мотивами употребления алкоголя. Основные из них:
- потребление из любопытства;
- бравада своей смелостью;
- стремление самоутвердиться в среде себе подобных;
- групповая сопричастность (“за компанию”);
- желание получить “кайф”;
- желание развлечь себя;
- желание уйти от реальных жизненных проблем в мир галлюцинаций;
- снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения (перед занятием групповым сексом, совершением преступления и т.п.).
Увеличивается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями. Речь идёт о так называемых пограничных состояниях, не исключающих вменяемости и, следовательно, ответственности. Сюда относят различные виды неврозов, умеренную дебильность, психопатию, алкоголизм и сексуальные расстройства. Указанные расстройства - это не тяжёлые и стойкие заболевания. В большинстве случаев они приобретены не в результате отягощённой наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.
Характерной особенностью преступности несовершеннолетних является также и рецидивная преступность, что связано с возрастными границами несовершеннолетних. Рецидивная преступность подростков имеет высокую общественную опасность не только из - за своей распространённости, но и из - за своих последствий. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в «злостных» рецидивистов, неподдающихся каким - либо мерам профилактического воздействия.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в подростковой среде все большее распространение получают групповые преступления. Групповые правонарушения чаще носят более опасный характер, нежели правонарушения, совершенные в одиночку. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуется как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на преступную длительную деятельность, включая её организованные формы. В них выделяется, прежде всего, лидер. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии не писаными законами. Несоблюдение данных законов ведёт к распаду группы, поэтому их нарушители преследуются, караются участниками группы. Однако количественный и качественный состав групп несовершеннолетних преступников не носит постоянного характера, поскольку такое постоянство зависит от приобретённого преступного опыта, возрастных особенностей и от вида преступной деятельности.
Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой “на улицах” в среде таких же отвергнутых и непонятых.
Именно потребность в общении (у подростков она особенна, обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.
Это связано с их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних приобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения. Особенно велика в психологическом отношении роль “тусовок” (мест сбора подростков), где группируются подростки, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей - единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, занимаются “любовью в очередь”, употребляют токсические и наркотические вещества.
Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Динамика подростковых правонарушений показывает, что сегодняшние несовершеннолетние с большим трудом адаптируется к новым социально-экономическим условиям.
Для изучения отношения подростка к правонарушению, нами было проведено анкетирование «Изучение подростка, склонного к правонарушению» (Приложение 1). В анкетировании участвовало 30 респондентов. Анкета была разработана для учащихся ГУО «Гимназия №8 имени В.И.Козлова г.Жлобина». стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и на внутригимназическом контроле.
Анализ информации, полученной после проведения анкетирования, позволил выявить следующие результаты.
На рис. 2.1. представлены ответы на вопрос «Во сколько времени ты ложишься спать?»
Рисунок 2.1. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос
«Во сколько времени ты ложишься спать?»
Большинство опрошенных ложатся спать в 23.00. Это свидетельствует о том, что родители не задумываются о здоровье своих детей и не настаивают на том, что ребёнку надо ложиться спать хотя бы в 22.00. Ведь ребёнок должен спать восемь часов, для того чтобы утром встать и в хорошем расположении духа пойди в школу, чтобы получать знания.
Наблюдая за детьми в школе на первом уроке, мы увидели, что практически все дети находятся в сонном состоянии и им не интересно, что говорит и объясняет учитель. В их мыслях «как хочется поспать». Нам родителям, следует задуматься о том, что дети – это наше будущее. Так давайте сделаем так, чтобы наше будущее было здоровым.
На вопрос «Знаешь ли ты свои права и обязанности» мы получили следующие ответы. Они представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Результаты ответов на вопрос
«Знаешь ли ты свои права и обязанности»
Права | Обязанности | ||
Ответы | % | Ответы | % |
На жизнь | 53,3% | Учиться | 96,7% |
На свободу | 80% | Помогать родителям | 63,3% |
На родителей | 56,7% | Уважать старших | 13,3% |
На общение с родителями | 3,3% | Слушать родителей | 6,7% |
На защиту | 16,7% | Убирать в комнате | 20% |
На выражение собственного мнения | 23,3% |
|
|
Знать родителей | 6,7% |
|
|
Жить с родителями | 6,7% |
|
|
Получение средств на собственные расходы | 3,3% |
|
|
Жить и воспитываться в семье | 3,3% |
|
|
Информация о работе Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы