Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические и практические основы профилактики правонарушений среди подростков как технологию социальной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить социальную профилактику и её специфику.
2. Рассмотреть девиантное поведение подростков как объект социальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде 6-41
1.1. Социальная профилактика и её специфика 6-14
1.2. Девиантное поведение подростков как объект социальной работы 14-25
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь 25-40
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики правонарушений среди подростков 42-69
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков 42-58
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков 58-65
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 65-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74-78

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 872.00 Кб (Скачать файл)

- собирают материалы на несовершеннолет­них с делинквентным поведением;

- решают вопрос о применении к ним воспитательно-исправительных мер ("мер защиты");

- разбирают семейные дела и осуществля­ют посредничество в "примирительных ко­миссиях";

- рассматривают дела взрослых правонару­шителей, нарушающих законодательство об охране дел несовершеннолетних [8; 59].

Как показывает повседневная практика, Семей­ные суды в основном ограничиваются воспита­тельными воздействиями (отметим, что это весь­ма неплохо для социально-педагогической рабо­ты) либо специфическими мерами, редко прихо­дя к выводу о том, что несовершеннолетнего при­дётся судить через обычный УК. Но как бы то ни было, если подросток предстаёт подсудимым в уголовном процессе, он обычно встречает макси­мально гуманное отношение. Если Семейный суд счёл уголовные меры излишними, могут быть на­значены иные, в том числе общественный надзор или исправительная школа закрытого типа.

Таким образом, в Японии вопрос о привлече­нии несовершеннолетних к уголовной ответствен­ности может решать только Семейный суд: поли­ция лишена права предпринимать меры в отно­шении малозначительных преступлений, а про­куратура не может отсрочить преследование. На­званные суды работают при определённых усло­виях: с одной стороны, отсутствует состязатель­ность, заседания носят закрытый характер, а с другой стороны, с несовершеннолетними нахо­дятся родители или сопровождающий, в роли ко­торого выступает адвокат.

Система пенитенциарных учреждений, которую возглавляет Пенитенциарный департамент Мини­стерства юстиции, образуют тюрьмы трёх видов: обычные, для несовершеннолетних и следствен­ные. Кроме того, к пенитенциарным учреждениям относятся центры классификации заключённых. В начале XX века в стране имелось около 70 тю­рем для взрослых, 9 для несовершеннолетних и более 100 следственных [8; 59].

В Японии предусмотрены следующие меры безопасности:

1) для несовершеннолетних делинквентов — исправительные заведения;

2) проституток — так называемые женские вос­питательные дома;

3) лиц, осуждённых условно, — пункты защит­ного надзора (руководство, контроль, помощь в трудоустройстве);

4) освобождённых из заключения — обеспече­ние жильём, предотвращение нежелательных кон­тактов с преступными элементами;

5) психически ущербных лиц — возможна при­нудительная госпитализация [8; 59].

Органы реабилитационной защиты, основную роль в которых исполняют добровольные сотруд­ники (волонтёры), предназначены для оказания помощи преступникам в их ресоциализации, осу­ществления защитного надзора как формы обра­щения с преступниками без изоляции их от об­щества. В результате пересмотра Закона о преду­преждении преступности и реабилитации право­нарушений с 1952 года функции органов реабили­тационной защиты были расширены. Пункты за­щитного надзора прилагают все усилия для улуч­шения социальной среды, а Центральная комис­сия вносит предложения относительно помило­ваний и сокращения наказаний конкретным пра­вонарушителям (эти вопросы решает Кабинет ми­нистров Японии).

Во всех префектурах страны приняты програм­мы местных властей, цель которых — защита и здоровое воспитание молодёжи и подростков. Эту деятельность ещё с 1953 года координируют префектурные и местные советы по проблемам молодёжи и комплексные центры по руководству несовершеннолетними (опорные пункты, уком­плектованные полицейскими, педагогами, члена­ми добровольных ассоциаций предупреждения преступности), объединяющими до 70 тысяч до­бровольцев.

В деле профилактики и предупреждения пре­ступности среди несовершеннолетних власти ши­роко используют труд волонтёров. Должностные лица, которые осуществляют надзор за условно осуждёнными, обучают и координируют волонтё­ров в их работе с несовершеннолетними правона­рушителями. Также введены более строгие меры, направленные на предотвращение доступа детей к видеопродукции со сценами насилия, в школах больше внимания уделяется нравственному вос­питанию и т.д.

Ассоциации предупреждения преступности — полуобщественные организации граждан — ведут своё начало от Токийских обществ содействия безопасности, которые по указанию оккупационного командования были ликвидированы, однако затем возродились по принципу "одна ассоциация при каждом отделении полиции". Низовыми единица­ми являются пункты связи, которые информиру­ют полицию обо всех происшествиях и авариях, распространяют среди соседей информацию по предупреждению преступности, сообщают поли­ции о пожеланиях граждан. Под пункты связи ис­пользуются жилища авторитетных лиц района, от­ставных полицейских, предпринимателей.

Помимо деятельности по предупреждению преступности в локальном обществе значитель­ную роль играют ассоциации производства с по­лицией. Это — центры гражданской профилактики в районах и общинах. Они имеются на предприя­тиях, где работники подвержены опасности стать жертвой преступления или совершить преступле­ние, и там, где полиции необходима помощь: фи­нансовые учреждения, ростовщические канторы, антикварные магазины, ночные заведения, пред­приятия, торговые общества, специализирующие­ся по продаже и ремонту автомашин.

Ассоциации BBS (старших братьев и сестёр) — разновидность молодёжного движения, появив­шегося впервые в США в начале XX века [8; 60]. В 1947 году в Японии (г. Киото) эти ассоциации были соз­даны студентами. В настоящее время организации BBS действуют во всех префектурах Японии, на­считывая более 10 тысяч членов. В отличие от до­бровольных работников службы защитного надзо­ра, имеющих статус публичных должностных лиц с неполным рабочим днём, члены BBS, возраст ко­торых около 20 лет, осуществляют на доброволь­ных началах "дружескую работу" среди несовер­шеннолетних с делинквентным поведением или вызывающих опасения такой возможности. Жен­ские общества реабилитационной защиты, соз­данные в 1953 году для ресоциализации несовер­шеннолетних делинквентов, находящихся под за­щитным надзором, оказывают "материнскую под­держку" лиц в пенитенциарных учреждениях, со­действие деятельности по предупреждению пре­ступности в районе.

В современной Японии во всех школах дей­ствуют ассоциации родителей и учителей (Parents and Teachers Association) [8; 60]. Они были образованы Штабом оккупационных войск со следующими це­лями: обсуждение проблем воспитания с родите­лями и учителями; проведение мероприятий по оздоровлению среды, окружающей детей (лик­видация автоматов по продаже еженедельников низкого качества, упорядочение работы игральных центров и ночных кафе); создание научных кружков по исследованию причин существова­ния "буйных школ" и резкого роста делинквентности несовершеннолетних. На практике не все РТА функционируют успешно, бывают и конфликтные ситуации. Однако их вклад в укрепление солидар­ности в районе при помощи детей и школы неоспорим. Ассоциации по связи школ и производства с полицией (40 тысяч человек, охватывающих 90% всех школ страны) осуществляют обмен опытом в борьбе с девиантностью, организуют coвместные патрулирования.

В стране практически во всех районах действуют комитеты самоуправления (квартальные комитеты) как результат новой локальной солидарности, объединяющие всех жителей данного района. Их функции достаточно широки, действенны и конкретны:

- содействие дружеским социальным отношениям;

- коллективная защита (противопожарная охрана, предупреждение преступности, борьба с антисанитарией);

- предупреждение порядка в ближайшем окружении (уборка на улицах);

- содействие администрации (сотрудничество с административными властями, помощь в сборах пожертвований);

- выполнение роли "групп давления", "соци­ального воспитания".

Таким образом, в сфере социальной работы по профилактике и преодолению преступности в Японии действуют следующие основные благотво­рительные и общественные организации:

1) комитеты самоуправления (квартальные комитеты);

2) соседские комитеты, ассоциации родителей и учителей;

3) Движение старших братьев и сестёр (Big Brothers and Sisters Movement);

4) ассоциации предупреждения краж в многоквартирных домах;

5) ассоциации предотвращения разбойных нападений на финансовые учреждения;

6) ассоциации наставников несовершеннолетних, занимающиеся выявлением "трудных" и девиантных подростков и воспитательной работой с ними;

7) ассоциации по связи школы и производства с полицией;

8) центры по руководству несовершеннолетни­ми и др. [8; 61].

В сфере институционального обращения:

1) добровольные посетители пенитенциарных учреждений;

2) ассоциации тюремных священников.

В сфере неинституционального обращения:

1) ассоциации реабилитационной помощи не­совершеннолетним;

2) женские ассоциации содействия реабилита­ции правонарушителей;

3) ассоциации предпринимателей;

4) ассоциации, оказывающие содействие отбывшим наказание в приёме на работу [8; 61].

В конце 1990-х годов полиция организовала консультационную службу для молодёжи в виде "телефонного уголка". Этот "уголок" обслужива­ют опытные инструкторы, консультанты, оказыва­ющие помощь (советом или делом) оказавшимся в беде подросткам. Кроме того, полиция стиму­лирует участие молодёжи в движении по очист­ке окружающей среды, создаёт спортивные сек­ции для изучения приёмов борьбы дзюдо, кен-до и других восточных единоборств. В современ­ных условиях всё более усиливается связь госу­дарственных и общественных институтов, актив­ную роль играют общественные формирования социальной работы, связанные с широкими кру­гами населения и законодательными института­ми. В Японии в борьбе с преступностью стали ши­роко использовать и технические средства. Так, с середины 2006 года в продажу поступил детский мобильный телефон. При нажатии специальной кнопки в случае опасности он способен издавать звуки до 100 децибел, посылать голосовые сооб­щения на три заранее запрограммированных но­мера (например, родителям ребёнка, в полицию). Отключить сигнал преступник не сможет, так как для этого ему придётся ввести пароль, а извлечь батарейку без специальной отвёртки невозможно. Кроме того, родители могут получать сообщения на электронную почту о местонахождении ребён­ка с интервалом 15, 30 или 60 минут [8; 61].

Таким образом, в настоящее время японцы ощу­щают себя достаточно защищенными в социальном плане, хотя многие проблемы требуют безотлагательного решения. Особого внимания заслужива­ют проблемы предотвращения преступности и дру­гих асоциальных проявлений, постоянной коррек­ции системы социально-педагогической работы в соответствии с изменившимися обстоятельствами и социально-экономическим положением в стране.

 

2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы

по профилактике правонарушений среди подростков

 

Автором курсовой работы было предложено для более эффективной профилактики правонарушений среди подростков усовершенствовать работу по профилактике правонарушений среди подростков - путём введения в инспекцию по делам несовершеннолетних нового сотрудника – специалиста по социальной работе (Приложение 2).

Специалист по социальной работе должен:

- входить в состав штатного расписания со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

- подчиняться непосредственно начальнику и его заместителю;

- иметь соответствующее образование, обладать соответствующими умениями и навыками.

Его должность должна регламентироваться Положением о социальном работнике, разработанным согласно инструкции инспекции по делам несовершеннолетних. Начальник инспекции по делам несовершеннолетних должен создать условия необходимые для эффективной работы специалиста по социальной  работе (отдельный кабинет и снабдить соответствующей оргтехникой  (телефон, компьютер, письменный стол и т.п.)).

Специалист по социальной работе может иметь право на моральное и материальное поощрение.

Деятельность специалиста по социальной работе должна быть направлена на выполнение задач, сформулированных ниже.

Цель: усовершенствование работы инспекции по делам несовершеннолетних по профилактике девиантного поведения подростков;

Задачи:

1) Проведение   сбора информации по выявлению группы риска, чтобы инспекторы обратили внимание на эту группу.

2) Выявление неблагополучных семей и проведение с ними профилактических бесед.

3) Составить «дерево целей» помощи подросткам в трудной жизненной ситуации.

4) Формирование банка данных об условиях проживания группы риска (составление социального паспорта семьи и условий проживания) группы риска.

5) Посещение на дому неблагополучных семей совместно с социальным педагогом и, по необходимости) с и  инспектором  по делам несовершеннолетних

6) Организация занятости подростков в летний период.

7) Выполнять посреднические и координирующие функции между подростками и общественными организациями, различными кружками, секциями, информировать о них, так как эти организации позволяют удовлетворить потребности и интересы подростков, правильно организовать досуг.

8) Проведение консультаций по мере необходимости сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних.

9) Консультирование подростков и членов их семей по социальным  вопросам.

10) Координация деятельности  работников школ.

11) Информирование подростков о различных учебных заведениях.

12) Оказание помощи инспекторам по делам несовершеннолетних в оформлении текущей документации.

13) Проводить профилактику профессиональных деформаций сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних.

14) Выполнять функции посредника между инспекцией по делам несовершеннолетних и школой.

15) Создание саморекламы.

Информация о работе Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы