Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы профилактики правонарушений среди подростков как технологию социальной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить социальную профилактику и её специфику.
2. Рассмотреть девиантное поведение подростков как объект социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде 6-41
1.1. Социальная профилактика и её специфика 6-14
1.2. Девиантное поведение подростков как объект социальной работы 14-25
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь 25-40
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики правонарушений среди подростков 42-69
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков 42-58
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков 58-65
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 65-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74-78
- собирают материалы на несовершеннолетних с делинквентным поведением;
- решают вопрос о применении к ним воспитательно-исправительных мер ("мер защиты");
- разбирают семейные дела и осуществляют посредничество в "примирительных комиссиях";
- рассматривают дела взрослых правонарушителей, нарушающих законодательство об охране дел несовершеннолетних [8; 59].
Как показывает повседневная практика, Семейные суды в основном ограничиваются воспитательными воздействиями (отметим, что это весьма неплохо для социально-педагогической работы) либо специфическими мерами, редко приходя к выводу о том, что несовершеннолетнего придётся судить через обычный УК. Но как бы то ни было, если подросток предстаёт подсудимым в уголовном процессе, он обычно встречает максимально гуманное отношение. Если Семейный суд счёл уголовные меры излишними, могут быть назначены иные, в том числе общественный надзор или исправительная школа закрытого типа.
Таким образом, в Японии вопрос о привлечении несовершеннолетних к уголовной ответственности может решать только Семейный суд: полиция лишена права предпринимать меры в отношении малозначительных преступлений, а прокуратура не может отсрочить преследование. Названные суды работают при определённых условиях: с одной стороны, отсутствует состязательность, заседания носят закрытый характер, а с другой стороны, с несовершеннолетними находятся родители или сопровождающий, в роли которого выступает адвокат.
Система пенитенциарных учреждений, которую возглавляет Пенитенциарный департамент Министерства юстиции, образуют тюрьмы трёх видов: обычные, для несовершеннолетних и следственные. Кроме того, к пенитенциарным учреждениям относятся центры классификации заключённых. В начале XX века в стране имелось около 70 тюрем для взрослых, 9 для несовершеннолетних и более 100 следственных [8; 59].
В Японии предусмотрены следующие меры безопасности:
1) для несовершеннолетних делинквентов — исправительные заведения;
2) проституток — так называемые женские воспитательные дома;
3) лиц, осуждённых условно, — пункты защитного надзора (руководство, контроль, помощь в трудоустройстве);
4) освобождённых из заключения — обеспечение жильём, предотвращение нежелательных контактов с преступными элементами;
5) психически ущербных лиц — возможна принудительная госпитализация [8; 59].
Органы реабилитационной защиты, основную роль в которых исполняют добровольные сотрудники (волонтёры), предназначены для оказания помощи преступникам в их ресоциализации, осуществления защитного надзора как формы обращения с преступниками без изоляции их от общества. В результате пересмотра Закона о предупреждении преступности и реабилитации правонарушений с 1952 года функции органов реабилитационной защиты были расширены. Пункты защитного надзора прилагают все усилия для улучшения социальной среды, а Центральная комиссия вносит предложения относительно помилований и сокращения наказаний конкретным правонарушителям (эти вопросы решает Кабинет министров Японии).
Во всех префектурах страны приняты программы местных властей, цель которых — защита и здоровое воспитание молодёжи и подростков. Эту деятельность ещё с 1953 года координируют префектурные и местные советы по проблемам молодёжи и комплексные центры по руководству несовершеннолетними (опорные пункты, укомплектованные полицейскими, педагогами, членами добровольных ассоциаций предупреждения преступности), объединяющими до 70 тысяч добровольцев.
В деле профилактики и предупреждения преступности среди несовершеннолетних власти широко используют труд волонтёров. Должностные лица, которые осуществляют надзор за условно осуждёнными, обучают и координируют волонтёров в их работе с несовершеннолетними правонарушителями. Также введены более строгие меры, направленные на предотвращение доступа детей к видеопродукции со сценами насилия, в школах больше внимания уделяется нравственному воспитанию и т.д.
Ассоциации предупреждения преступности — полуобщественные организации граждан — ведут своё начало от Токийских обществ содействия безопасности, которые по указанию оккупационного командования были ликвидированы, однако затем возродились по принципу "одна ассоциация при каждом отделении полиции". Низовыми единицами являются пункты связи, которые информируют полицию обо всех происшествиях и авариях, распространяют среди соседей информацию по предупреждению преступности, сообщают полиции о пожеланиях граждан. Под пункты связи используются жилища авторитетных лиц района, отставных полицейских, предпринимателей.
Помимо деятельности по предупреждению преступности в локальном обществе значительную роль играют ассоциации производства с полицией. Это — центры гражданской профилактики в районах и общинах. Они имеются на предприятиях, где работники подвержены опасности стать жертвой преступления или совершить преступление, и там, где полиции необходима помощь: финансовые учреждения, ростовщические канторы, антикварные магазины, ночные заведения, предприятия, торговые общества, специализирующиеся по продаже и ремонту автомашин.
Ассоциации BBS (старших братьев и сестёр) — разновидность молодёжного движения, появившегося впервые в США в начале XX века [8; 60]. В 1947 году в Японии (г. Киото) эти ассоциации были созданы студентами. В настоящее время организации BBS действуют во всех префектурах Японии, насчитывая более 10 тысяч членов. В отличие от добровольных работников службы защитного надзора, имеющих статус публичных должностных лиц с неполным рабочим днём, члены BBS, возраст которых около 20 лет, осуществляют на добровольных началах "дружескую работу" среди несовершеннолетних с делинквентным поведением или вызывающих опасения такой возможности. Женские общества реабилитационной защиты, созданные в 1953 году для ресоциализации несовершеннолетних делинквентов, находящихся под защитным надзором, оказывают "материнскую поддержку" лиц в пенитенциарных учреждениях, содействие деятельности по предупреждению преступности в районе.
В современной Японии во всех школах действуют ассоциации родителей и учителей (Parents and Teachers Association) [8; 60]. Они были образованы Штабом оккупационных войск со следующими целями: обсуждение проблем воспитания с родителями и учителями; проведение мероприятий по оздоровлению среды, окружающей детей (ликвидация автоматов по продаже еженедельников низкого качества, упорядочение работы игральных центров и ночных кафе); создание научных кружков по исследованию причин существования "буйных школ" и резкого роста делинквентности несовершеннолетних. На практике не все РТА функционируют успешно, бывают и конфликтные ситуации. Однако их вклад в укрепление солидарности в районе при помощи детей и школы неоспорим. Ассоциации по связи школ и производства с полицией (40 тысяч человек, охватывающих 90% всех школ страны) осуществляют обмен опытом в борьбе с девиантностью, организуют coвместные патрулирования.
В стране практически во всех районах действуют комитеты самоуправления (квартальные комитеты) как результат новой локальной солидарности, объединяющие всех жителей данного района. Их функции достаточно широки, действенны и конкретны:
- содействие дружеским социальным отношениям;
- коллективная защита (противопожарная охрана, предупреждение преступности, борьба с антисанитарией);
- предупреждение порядка в ближайшем окружении (уборка на улицах);
- содействие администрации (сотрудничество с административными властями, помощь в сборах пожертвований);
- выполнение роли "групп давления", "социального воспитания".
Таким образом, в сфере социальной работы по профилактике и преодолению преступности в Японии действуют следующие основные благотворительные и общественные организации:
1) комитеты самоуправления (квартальные комитеты);
2) соседские комитеты, ассоциации родителей и учителей;
3) Движение старших братьев и сестёр (Big Brothers and Sisters Movement);
4) ассоциации предупреждения краж в многоквартирных домах;
5) ассоциации предотвращения разбойных нападений на финансовые учреждения;
6) ассоциации наставников несовершеннолетних, занимающиеся выявлением "трудных" и девиантных подростков и воспитательной работой с ними;
7) ассоциации по связи школы и производства с полицией;
8) центры по руководству несовершеннолетними и др. [8; 61].
В сфере институционального обращения:
1) добровольные посетители пенитенциарных учреждений;
2) ассоциации тюремных священников.
В сфере неинституционального обращения:
1) ассоциации реабилитационной помощи несовершеннолетним;
2) женские ассоциации содействия реабилитации правонарушителей;
3) ассоциации предпринимателей;
4) ассоциации, оказывающие содействие отбывшим наказание в приёме на работу [8; 61].
В конце 1990-х годов полиция организовала консультационную службу для молодёжи в виде "телефонного уголка". Этот "уголок" обслуживают опытные инструкторы, консультанты, оказывающие помощь (советом или делом) оказавшимся в беде подросткам. Кроме того, полиция стимулирует участие молодёжи в движении по очистке окружающей среды, создаёт спортивные секции для изучения приёмов борьбы дзюдо, кен-до и других восточных единоборств. В современных условиях всё более усиливается связь государственных и общественных институтов, активную роль играют общественные формирования социальной работы, связанные с широкими кругами населения и законодательными институтами. В Японии в борьбе с преступностью стали широко использовать и технические средства. Так, с середины 2006 года в продажу поступил детский мобильный телефон. При нажатии специальной кнопки в случае опасности он способен издавать звуки до 100 децибел, посылать голосовые сообщения на три заранее запрограммированных номера (например, родителям ребёнка, в полицию). Отключить сигнал преступник не сможет, так как для этого ему придётся ввести пароль, а извлечь батарейку без специальной отвёртки невозможно. Кроме того, родители могут получать сообщения на электронную почту о местонахождении ребёнка с интервалом 15, 30 или 60 минут [8; 61].
Таким образом, в настоящее время японцы ощущают себя достаточно защищенными в социальном плане, хотя многие проблемы требуют безотлагательного решения. Особого внимания заслуживают проблемы предотвращения преступности и других асоциальных проявлений, постоянной коррекции системы социально-педагогической работы в соответствии с изменившимися обстоятельствами и социально-экономическим положением в стране.
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы
по профилактике правонарушений среди подростков
Автором курсовой работы было предложено для более эффективной профилактики правонарушений среди подростков усовершенствовать работу по профилактике правонарушений среди подростков - путём введения в инспекцию по делам несовершеннолетних нового сотрудника – специалиста по социальной работе (Приложение 2).
Специалист по социальной работе должен:
- входить в состав штатного расписания со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;
- подчиняться непосредственно начальнику и его заместителю;
- иметь соответствующее образование, обладать соответствующими умениями и навыками.
Его должность должна регламентироваться Положением о социальном работнике, разработанным согласно инструкции инспекции по делам несовершеннолетних. Начальник инспекции по делам несовершеннолетних должен создать условия необходимые для эффективной работы специалиста по социальной работе (отдельный кабинет и снабдить соответствующей оргтехникой (телефон, компьютер, письменный стол и т.п.)).
Специалист по социальной работе может иметь право на моральное и материальное поощрение.
Деятельность специалиста по социальной работе должна быть направлена на выполнение задач, сформулированных ниже.
Цель: усовершенствование работы инспекции по делам несовершеннолетних по профилактике девиантного поведения подростков;
Задачи:
1) Проведение сбора информации по выявлению группы риска, чтобы инспекторы обратили внимание на эту группу.
2) Выявление неблагополучных семей и проведение с ними профилактических бесед.
3) Составить «дерево целей» помощи подросткам в трудной жизненной ситуации.
4) Формирование банка данных об условиях проживания группы риска (составление социального паспорта семьи и условий проживания) группы риска.
5) Посещение на дому неблагополучных семей совместно с социальным педагогом и, по необходимости) с и инспектором по делам несовершеннолетних
6) Организация занятости подростков в летний период.
7) Выполнять посреднические и координирующие функции между подростками и общественными организациями, различными кружками, секциями, информировать о них, так как эти организации позволяют удовлетворить потребности и интересы подростков, правильно организовать досуг.
8) Проведение консультаций по мере необходимости сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних.
9) Консультирование подростков и членов их семей по социальным вопросам.
10) Координация деятельности работников школ.
11) Информирование подростков о различных учебных заведениях.
12) Оказание помощи инспекторам по делам несовершеннолетних в оформлении текущей документации.
13) Проводить профилактику профессиональных деформаций сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних.
14) Выполнять функции посредника между инспекцией по делам несовершеннолетних и школой.
15) Создание саморекламы.
Информация о работе Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы