Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы профилактики правонарушений среди подростков как технологию социальной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить социальную профилактику и её специфику.
2. Рассмотреть девиантное поведение подростков как объект социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде 6-41
1.1. Социальная профилактика и её специфика 6-14
1.2. Девиантное поведение подростков как объект социальной работы 14-25
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь 25-40
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики правонарушений среди подростков 42-69
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков 42-58
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков 58-65
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 65-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74-78
Смотря на ответы можно сделать вывод, что дети хорошо знают свои права. Самым популярным ответом у них было: «Право на свободу» - 80% опрошенных. Все дети хотят быть свободными, но они не понимают смысл значения права на свободу. По их мнению, это: «гулять до сколька хочешь», «ходить, где хочешь», «делать, что хочешь», «чтобы родители их не контролировали».
Да право на свободу – одно из основополагающих прав человека - возможность делать все, что не нарушает прав других людей и общества в целом. Право на свободу включает комплекс правомочий, реализуемых в сфере личной (свобода выбора места пребывания, свобода передвижения, половая свобода и т.д.), политической (свобода мысли, свобода слова и т.д), профессиональной (свобода труда, свобода творчества и т.д.) жизни. Право на свободу может быть ограничено в качестве уголовного наказания на определенный срок или даже пожизненно.
Нас интересовал вопрос «С какого возраста начинают нести уголовную ответственность?», последовали следующие ответы (рис. 2.2)
Рисунок 2.2. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос
«С какого возраста начинают нести уголовную ответственность?»
Смотря на ответы, можно сделать вывод, что большинство опрошенных, а это 66,7%, знают, что уголовную ответственность начинают нести с 14 лет. Это говорит о том, что многие отвечающие ребята уже понесли уголовную ответственность, пусть не строгую, но поучительную.
Задавая вопрос «Употребляешь ли ты спиртные напитки?» мы получили следующие ответы (рис. 2.3.)
Рисунок 2.3. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос
«Употребляешь ли ты спиртные напитки?»
По результатам ответов, мы видим, что 60% опрошенных ребят ответило, что они употребляют спиртные напитки по выходным. Это говорит о том, что ребята употребляют спиртные напитки для того, чтобы показать свою взрослость, независимость.
Большинство опрошенных ребят ответило, что они употребляют алкоголь в малых дозах (бутылочка пива, рюмочка водки или бокал вина). Но дети не понимают, что употребление любого количества алкоголя (даже в малых дозах) в подростковом периоде никоим образом нельзя назвать безвредным. Вмешательство алкоголя в процессы становления неоформленного подросткового организма отличается большой грубостью, при этом в обязательном порядке он хоть в какой-то мере, но деформирует личность молодого человека. Специалисты едино во мнении, что любое употребление спиртных напитков в подростков возрасте представляет собой злоупотребление.
При ответе на вопрос «В каком возрасте ты первый раз попробовал алкоголь?» (кто тебе его дал) мы получили следующие ответы (рис. 2.4
Рисунок 2.4. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос
«В каком возрасте ты первый раз попробовал алкоголь?»
(кто тебе его дал)
Нас ответы на данный вопрос очень удивило, что дети в таком раннем возрасте пробовали алкоголь. Но ещё больше нас удивило, что алкоголь им дали попробовать родители (60% опрошенных). Но родители не понимают, что в подавляющем большинстве случаев подростковый алкоголизм начинается с семейных застолий. И ситуация осложняется тем, что во многих семьях детям бездумно дают пробовать пиво или сладкое вино, что приучает ребёнка к мысли о том, что алкоголь – это вкусно.
Нас интересовал вопрос «Какого возраста у тебя друзья». На него последовали следующие результаты (рис. 2.5)
Рисунок 2.5. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос
«Какого возраста у тебя друзья?»
66,7% опрошенных ответило, что у них друзья разного возраста. Да, это действительно так, у опрошенных ребят друзья разного возраста. Но это не говорит о том, что это плохо. Нет, друзья должны быть любого возраста, и старше, и младше. В смысл в том, что какие поступки принимают ребята от своих старших друзей. Некоторые, а их в большинстве, берут пример от своих старших товарищей (кто-то хорошие, а кто-то плохие). В большинстве случаев – это плохие качества. Многие ребята начинают курить, принимать алкоголь или ещё хуже, токсические вещества, смотря на своих товарищей или под их давлением. В этом случае, родители просто должны познакомиться с друзьями своего ребёнка, узнать их хобби, чем они занимаются в свободное от учёбы время. И если есть подозрения, то оградить своего ребёнка от этой дружбы.
На вопрос «Какие отношения у тебя с родителями?», последовали следующие результаты (рис. 2.6).
Рисунок 2.6. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос
«Какие отношения у тебя с родителями?»
Смотря на ответы, мы видим, что 56,7% опрошенных ответило, что у родителей нет на их времени. Но родители не понимают, что в такое сложное время самая главная роль в воспитании личности с устойчивой гражданской позицией отводится семье. Именно семья с самого раннего возраста формирует в ребенке понимание того, что можно делать, а чего нельзя. Родители должны объяснить ребенку и то, что в жизни придется сталкиваться с разными позициями: кто-то предложит сигарету, кто-то предложит распить спиртные напитки, кто-то подраться, но подросток должен для себя решить «нужно ли это ему». Часто подросток копирует поведение своих родителей. Этот пример взрослой жизни не всегда является положительным. Часто наблюдаю следующую картину в школьном дворе: сидят молодые мамочки, дети в возрасте 4-5, а иногда и младше, либо играют в песочнице, либо сидят рядом с мамами; у мамы в одной руке бутылка с пивом, а бывает с более крепкими спиртными напитками, а в другой -сигарета. И ни одна из них не задумывается о том, какой пример показывает своему ребенку. Такая раскрепащенность родителей в поведении несет в последствии распущенность детей. И когда через несколько лет подросток возьмет в руки сигарету, пиво, мама будет удивляться и задавать банальный вопрос «Что делать? Кто виноват?» Поэтому необходимо начинать работу с родителями как можно раньше.
Предлагаем несколько советов родителям:
Наблюдайте, с кем общается ваш ребенок, в какой компании находится.
Помните, что запретом вы добьетесь обратного результата; необходимо убеждение.
Старайтесь организовать свободное время ребенка так, чтобы оно было
направлено на его развитие. Помните, что любая пустота чем-то заполнится.
Личный положительный пример - это одно из главных условий хорошего
воспитания.
Прислушивайтесь к советам педагогов школы.
Находите время для общения со своим ребенком, для совместной деятельности, отдыха, для откровенных бесед. Интересуйтесь, чем живет ребенок. Станьте для него лучшим другом!
Нас интересовал вопрос «Употребляют ли родители спиртные напитки?». На данный вопрос мы получили следующие ответы (рис. 2.7)
Рисунок 2.7. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос
«Употребляют ли родители спиртные напитки?»
Из полученных результатов мы видим, что 43,3% опрошенных ответило, что их родители употребляют спиртные напитки редко, 30% - только по праздникам, 23,4% да, регулярно и 3,3% - не пьют спиртные напитки. Можно сделать вывод, что большинство родителей выпивают спиртные напитки очень редко. Родители заняты своей профессиональной работой, бытовыми работами, воспитанием своих детей (хоть его можно не всегда назвать воспитанием). Они задумываются о своём будущем и будущем своих детей.
Но 23,4% ребят ответило, что их родители регулярно употребляют спиртные напитки. Это родители, которые не задумываются о своих детях, что они болезненно переносят выпивку и «гулянки» своих родителей. В таких случаях дети уходят из семьи, как правило, именно такие дети совершают правонарушения.
Семья, где родители регулярно выпивают спиртные напитки, ставятся на учёт, контролируются инспекциями. Их пугают лишением родительских прав, просят их закодироваться, но им всё равно. В большинстве случаев дети остаются без родителей, их помещают в интернаты, приюты, многие попадают в места лишения свободы. И в этом вина родителей. Неужели они не могут обойтись без выпивки и заняться должным воспитанием своих детей. Дать им всю любовь, нежность и доброту, которую детям в любом возрасте не хватает и они хотят всегда знать, чтобы не случилось, родители всегда ему помогут и поддержат.
На вопрос «Уходил ли ты из дома?» (назови причину), мы получили следующие результаты (рис. 2.8)
Рисунок 2.8. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос
«Уходил ли ты из дома?» (назови причину)
При ответе на данный вопрос , из предлагаемых вариантов большинство респондентов, а это 56,7%, уходили из дома и причинами было: ругаюсь с родителями (50% ), пьют родители (6,7%).
Настораживает тот факт, что с каждым годом снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Для этого есть ряд причин, но основная все-таки заключается в неправильном семейном воспитании, недостаточной родительской заботе.
Выявление семей группы повышенного риска - одно из условий профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушении. Эта немаловажная задача, решаемая социальными работниками, к сожалению, не всегда успешно по ряду причин.
В современных условиях, когда большинство родителей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустраненя от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детского развития, они порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми и, как следствие, авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности и других негативных явлений в детской, подростковой среде. В таких семьях ситуация развивалась по известному сценарию: вначале родители не уделяли внимания своему ребенку, пустив его воспитание на «самотек», потом, когда появились первые проблемы, не шли на контакт, не только не контролируя ребенка, но покрывая и даже поощряя его поступки, а затем взрослые перестали справляться с ситуацией, произошло отчуждение ребенка от семьи.
Ответы на вопрос «Совершал ли ты правонарушение?» (назови какое) были различными (рис. 2.9, табл. 2.2)
Рисунок 2.8. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос
«Совершал ли ты правонарушение?»
Таблица 2.2.
Результаты ответов на вопрос
«Совершал ли ты правонарушение» (назови какое)
№ п/п | Ответ | Количество ответов (%) |
1 | Распитие спиртных напитков | 50% |
2 | Избитее подростков | 23,4% |
3 | Кража велосипеда | 16,7% |
4 | Разбитие окон | 6,7% |
5 | Повреждение транспортных средств | 3,3% |
6 | Кража продуктов | 3,3% |
Результаты ответов нас удивило. 80% опрошенных ответило, что они совершали правонарушение. Из них это: распитие спиртных напитков (50%), избитее подростков (23,4%), кража велосипеда (16,7%), разбитие окон (6,7%), повреждение транспортных средств (3,3%), кража продуктов (3,3%). Это свидетельствует о том, что дети совершают правонарушения, находясь в нетрезвом состоянии. Ребята не задумываются о последствиях, об их будущем. Ведь даже малейшее правонарушение может испортить всю жизнь.
Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Динамика подростковых правонарушений показывает, что сегодняшние несовершеннолетние с большим трудом адаптируется к новым социально-экономическим условиям. Правонарушения подростков в настоящий момент тревожат всех. Их рост — негативное явление общества. Рост детей, употребляющих алкогольные напитки, рост подростков, увлеченных табакокурением - это проблема, которую необходимо решать обществу, причем в короткие сроки, для того чтобы сохранить здоровую нацию.
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков
В современной Японии государственные органы в содружестве с общественными организациями пытаются найти наиболее эффективные пути решения проблем социальной патологии. В настоящее время в стране отмечается относительно низкий уровень преступности. Её рост наиболее стабилен и минимален. Социальный порядок контролируется властями, но помимо этого он поддерживается благодаря традиционным общественным (социально-педагогическим и психологическим) ограничениям.
Несмотря на сокращения доли молодого населения. Удельный вес преступности несовершеннолетних в Японии самый высокий среди развитых стран, и тенденция к его сокращению не наблюдается. Несовершеннолетние с девиантным поведением составляют около половины всех преступников. Растёт количество совершаемых ими наиболее тяжких преступлений. Борьба с преступностью несовершеннолетних регламентируется прежде всего «Законом о несовершеннолетних» (1948) и «Законом о благосостоянии детей» (1947), провозглашающими приоритет воспитательно-исправительных мер не уголовного характера, принцип исключительной юрисдикции Семейного суда, помещение несовершеннолетних под надзор службы пробации, всеохватывающей системы статистического учёта несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, привлечение к работе добровольцев, создание общенациональных общественных организаций [8; 58].
Семейные суды в Японии, основанные на принципах ювенальной юстиции, принятых в Западной Европе и США ещё в начале ХХ века и затем перенесённые на японскую почву, наделены исключительной юрисдикцией. В частности, они включают право предварительного рассмотрения всех дел о несовершеннолетних по вопросу возбуждения уголовного преследования. В качестве специального органа они совершают следующие юридические действия:
Информация о работе Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы