Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы профилактики правонарушений среди подростков как технологию социальной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить социальную профилактику и её специфику.
2. Рассмотреть девиантное поведение подростков как объект социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде 6-41
1.1. Социальная профилактика и её специфика 6-14
1.2. Девиантное поведение подростков как объект социальной работы 14-25
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь 25-40
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики правонарушений среди подростков 42-69
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков 42-58
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков 58-65
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 65-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74-78
Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение – как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное поведению (личности позиция) во многом определяют его судьбу.
Таким образом, рассматривая девиантное поведение, мы вынуждены употреблять слова, вызывающие явно негативные ассоциации: девиант, аддикт, асоциальное поведение и т.п. Вместе с тем в работе с конкретной личностью мы должны сознательно избегать использования терминов с уничижительным оттенком, а также навешивания ярлыков. Следует помнить, что, во-первых, поведенческие чрезвычайно распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а, следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы. Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение – это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Искоренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно. Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нём.
На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, её социальная дезадаптация.
Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу.
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной
профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике правонарушений несовершеннолетних устанавливает:
1. Закон РБ от 31 мая 2003года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 мая 2003 г. № 2/946
В Республике Беларусь за последнее десятилетие сложилась и эффективно действует система правовых механизмов, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов, оздоровление обстановки в неблагополучных семьях.
Для этого сформирована широкая законодательная база. Особенно значимым нормативным правовым актом, определившим основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является принятый 31 мая 2003 года Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон).
Основные термины, применяемые в Законе, и их определения [2; 9].
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Основными задачами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий [2; 9].
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних [2; 11].
Законодательство Республики Беларусь о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Законодательство Республики Беларусь, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах международного права и состоит из настоящего Закона, Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребёнка» и других актов Республики Беларусь.
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел.
Иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства.
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих несовершеннолетних:
- безнадзорных;
- беспризорных;
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в приёмниках распределителях для несовершеннолетних, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях или других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи реабилитации;
- употребляющих спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача или одурманивающие вещества;
- совершивших правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания;
- совершивших правонарушения, повлекшие применения мер административного взыскания;
- совершивших правонарушения, предусмотренные Кодексом республики Беларусь об административных правонарушениях, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность [2; 16].
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, если они не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Гарантии исполнения настоящего Закона
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родители, усыновители, опекуны и попечители несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, вправе обратиться в установленном законодательством порядке в суд с иском о возмещении вреда, причинённого здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.
Государственные органы и иные организации, а также граждане обязаны незамедлительно информировать:
- органы прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
- комиссии по делам несовершеннолетних – о выявлении случаев нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилищных и других прав, о недостатках в деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о выявлении несовершеннолетних и семей находящихся в социально опасном положении;
- органы государственного управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских интернатных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в учреждениях образования, а также несовершеннолетни, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи государства в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в учреждениях образования, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании им помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
- органы по труду и социальной защите – о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы государственного управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или иных одурманивающих веществ;
- органы внутренних дел – о выявлении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, либо вовлекающих их в совершение преступлений или иных антиобщественных действий, либо совершающих по отношению к несовершеннолетним другие правонарушения или иные антиобщественные действия [2; 21].
Информация, указанная в части второй настоящей статьи, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем её конфиденциальность.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 мая 2003 г. № 2/946 определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
Настоящий Кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права.
Задачами настоящего Кодекса являются защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях направлен на предупреждение административных правонарушений.
Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения [1;8]:
вредные последствия - причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам;
должностное лицо - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе;
заведомо - признак, указывающий, что физическому лицу, совершающему административное правонарушение, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные настоящим Кодексом;
малолетний - физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет;
незначительный размер ущерба - размер ущерба на сумму до сорока базовых величин;
Информация о работе Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы