Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы профилактики правонарушений среди подростков как технологию социальной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить социальную профилактику и её специфику.
2. Рассмотреть девиантное поведение подростков как объект социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики правонарушений в подростковой среде 6-41
1.1. Социальная профилактика и её специфика 6-14
1.2. Девиантное поведение подростков как объект социальной работы 14-25
1.3. Анализ нормативно-правовых аспектов социальной профилактики девиантного поведения в Республики Беларусь 25-40
ГЛАВА 2. Практические основы социальной профилактики правонарушений среди подростков 42-69
2.1. Эмпирическое изучение социальных проблем подростков 42-58
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди подростков 58-65
2.3. Модель деятельности специалиста социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 65-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74-78
Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.
1.Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
2.Организационно-
3.Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
4.Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
5.Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
6.Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках [18; 33].
Социальный эффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности.
1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).
2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца)
3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).
4.Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).
5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий [18; 35]
Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность. Говоря об основных принципах профилактики, необходимо выделить, во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использование для этого различных методов и способов деятельности.
Во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенствование и внедрение в практику эффективной системы полового просвещения и воспитания молодёжи может рассматриваться как одна из возможностей решения проблем раннего материнства, «брошенных» детей.
В-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях (при устройстве на работу, в семье, в ситуации стресса).
В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта.
И, наконец, в-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника [18; 36].
Эффективность социальной профилактики должна по возможности оцениваться с учётом изменений динамики той или иной социальной проблемы и обуславливающих её факторов.
Так, в оценке профилактики подростковой преступности необходимо проанализировать:
- динамику статистических показателей (по всем направлениям деятельности, где это возможно);
- факт создания необходимых для этой деятельности общественных структур и формирований, определение их задач и распределение функций;
- уровень координации и обеспечения единства действий всех участников профилактической работы;
- степень информационного обеспечения должностных лиц, государственных органов и населения в процессе профилактической деятельности;
- уровень организации и совершенствования работы с подростками по месту жительства (общественных советов, родительских лекторий, досуговых и культурно-просветительских программ);
- степень активности общественности в профилактической работе с подростками (сформированность общественного мнения);
- степень повышения психологических и правовых знаний, умений и навыков несовершеннолетних и их родителей и т.д.
Если целью профилактической работы с группой подростков «особого внимания», в том числе входящих в категорию «условно осужденные», является предупреждение повторных правонарушений, то ожидаемыми результатами деятельности станут:
- уменьшение числа повторных правонарушений;
- формирование у несовершеннолетних позитивных жизненных установок и ценностей;
- привлечение сети социальных контактов для решения проблем подростков и их семей;
- формирование у несовершеннолетних навыков и умений коррекции собственного поведения, взаимоотношений со сверстниками, родителями, взрослыми.
Следует различать кратковременные и долговременные показатели эффективности. К первым относятся результаты, полученные сразу после проведения мероприятия, осуществления конкретных действий социального работника. К долговременным показателям эффективности можно отнести результаты, полученные спустя 1-3 и более лет после начала вмешательства, а если дело касается изменений на психо-физическом уровне (например, наркомания или алкоголизм), то на границе смены поколений.
Для оценки эффективности профилактической работы возможно проведение контрольных проверок, конкретных социологических исследований (например, изучение общественного мнения), и их результатом могут стать:
- управленческие решения;
- информированность заинтересованных органов;
- материалы, опубликованные в СМИ;
- отчеты перед общественностью.
Таким образом, социальная профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения. С одной стороны, это направление деятельности существенно облегчает работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере. С другой стороны, необходимость организации и проведения социально-профилактических мероприятий ставит перед этими организациями и учреждениями новые цели и задачи, такие как организация постоянного мониторинга по ряду социальных проблем, ведение постоянной воспитательной и другой необходимой работы и предвидение возможностей появления некоторых проблем в будущем.
Несмотря на сложность работы по социальной профилактике, жизнь постоянно убеждает, что легче и с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении и деятельности социального субъекта, чем потом бороться и преодолевать возникшие негативные и неблагоприятные последствия.
1.2. Девиантное поведение подростков
как объект социальной работы
Поведение – это совокупность конкретных, протекающих в данный момент, деятельности опосредованных внешней и внутренней активностью поступков при взаимодействии человека со средой и потому в своей структуре включает: мотивацию, целеполагание (деятельность осознанную, неосознанную), эмоциональные процессы, саморегуляция, конкретные действия, из которых складываются поступки, когнитивная переработка окружающей информации, веге-то- соматические проявления, результат.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь-то нормой психического права, здоровья, культуры.
Девиантное поведение можно разделить на две группы:
1.Поведение отклоняющееся от норм психического здоровья подразумевает наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют лица, которые условно можно отнести к третьей зоне характера: эпилестойдов, астеников, эзойдов и других психически нездоровых людей. Также в эту группу попадают лица с акцентуированным характером, которые тоже страдают психическим отклонением, но в пределах социальной нормы.
2. Антисоциальное поведение нарушающее социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно не значительны, их называют правонарушениями, когда же эти поступки серьёзны и уголовно наказуемы, их называют преступлениями и, соответственно, говорят диленквентном противоправном преступном поведении [ ].
Отклонение от социальных норм включает как отклонение корыстной агрессивной ориентации, так и отклонение социально-пассивного типа. К отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, которые со стремлением материальной, денежной и имущественной выгоды (хищение, кража, спекуляция). Среди несовершеннолетних такие отклонения могут проявляться, как в виде преступных, уголовно наказуемых действий, так и в виде аморальных проявлений. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях направленных против личности – это оскорбления, хулиганства, побои, изнасилования, убийства. Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, не желание решать, как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям относят: уклонение от работы и учёбы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсические средства, погружающие человека в мир иллюзий, крайнее проявление социально-пассивной позиции, то есть суицид.
Проблема девиантного поведения рассматривалась различными школами и направлениями исследований в рамках таких базовых понятий как «отклоняющееся поведение», «деликвентное поведение» «аддиктивное поведение», «асоциальное поведение трудных подростков», «педагогически запущенные дети» и ряд других.
«Отклоняющееся поведение подростка» как диагностическая категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учёта средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам.
В.В. Ковалёв определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации
Им было выведено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
1) Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учёбы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учёбы.
2) Систематическое пребывание антиобщественно настроенных неформальных группах.
3) Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имуществ и тому подобных действиях.
4) Антиобщественные, корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.
5) Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных, обычно на лиц противоположного пола.
6) Злоупотребление алкоголем.
7) Употребление наркотических и токсических веществ.
8) Уходы из дома, бродяжничество.
9) Азартные игры.
10) Ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение, девиации сексуального поведения, суицидальное поведение [44; 116].
Можно выделить 4 типа девиантного поведения:
1. Десоциализированное – плохие отношения с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм).
2. Социализированное – привязанность к своим, однако враждебность к посторонним.
3. Неагрессивное – устойчивая ложь, прогулы, побеги из дома, наркомания, алкоголизм, токсикомания.
4. Агрессивное – насилие над другими [44; 120].
Информация о работе Профилактика правонарушений среди подростков как технология социальной работы