Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат
В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.
Эконом. прогнозирование
#98. Генетический и нормативно-целевой подходы к прогнозному процессу.
Генетический подход отражает зависимость будущего от настоящего через некоторые интервалы. Любое предвидимое явление или процесс имеет свои истоки в настоящем и прошлом, свое происхождение -генезис. Как бы будущее состояние ни отличалось от настоящего и прошлого, оно всегда с ними связано, формируется из уже известных элементов, хотя и в иных соотношениях, в системе новых связей.
В отличие от генетического, нормативный подход к прогнозированию рассматривает связь явлений в направлении от будущего к настоящему. Он исходит из определения результата, который должен быть достигнут в будущем.
При генетическом прогнозе из точки (настоящее) развитие в будущем может идти по меньшей мере тремя вариантами Поэтому в момент tn будущее состояние может оказаться в одной из трех разных точек.
В нормативном (целевом) прогнозе нам известно прошлое (хотя в прогнозе оно нас может и не интересовать), настоящее (точка 1) и будущее в момент tn (точка 2). Из точки 1 в точку 2 можно попасть разными вариантами событий. Например, вариантами "а, б или в". Расхождения в значениях прогнозного объекта при этом могут быть, ощутимыми. Но если нам каким-либо образом будет известно одно или несколько промежуточных состояний прогнозного или задано, то траектория развития будет описана уже линией "г".
#99. Классификация методов экономического прогнозирования
Под методами прогно-я подразумевают сов-сть приемов мышления, способов, позволяющих на основе анализа инф-ции о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта. От типа объекта зависит тип применяемого метода. Объекты можно классиф-ть по Ур-ням хоз-вования, производств. рес-сам, сферам д-сти.
"Метод" -это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.
"Модель"-это
схема, изображение или
Примем во внимание оба опр-я. Это позволит нам утверждать, что "модель" есть составная часть "метода". По этой причине в ходе объяснения сущности того или иного метода могут появляться модельные термины.
Сов-сть прогнозн. методов делят на 3 группы: фактограф.; эксперт.; комбиниров-е. Фактограф. методы базир-ся на первичной инф-ции об объекте, обычно док-тально зафиксированной на к.-л. носителе. Эксперт. методы используют инф-цию, получаемую от специалистов-экспертов; т.е, в св. очередь, предварит-но обобщают фактограф. или иную инф-цию. Комбиниров. методы используют смешанные инф. массивы, т.е. и фактограф. инф-цию и эксперт..
Фактограф. методы базир-ся на факт. инф. мат-ле о прошлом и настоящем развитии объекта прогноз-я. Чаще всего применяются при поисковом прогноз-и для эволюционных процессов.Классиф-я: наивные м. (экстрапол-я динам. рядов, э. регресс. завис-стей, э. по огибающим кривым), цепи Маркова, опережающие м. (анализ патент. инф., цитатно-индексн. м., публикац-й м.), аналогия (ист-ко-логические, межобъектные).
Классиф-я
эксперт. методов прогноз-я:
#100. Синтез наивных и экспертных методов в прогнозировании.
В качестве примера синтеза наивных и экспертных методов прогнозирования рассмотрим исследование ожидаемой урожайности.
В качестве наивного метода можно использовать тренд, построенный для временного ряда значений урожайности.
Временной ряд служит основой для построения нескольких кривых по меньшей мере – трех:
1) статистически значимой
2) тренда, построенного по "пикам";
3) тренда, построенного по "впадинам" (рис. 3).
Для нахождения трендов 2 и 3 возможно применение разных подходов.
При первом подходе последовательности положительных "рекордов" (x1) и отрицательных "рекордов" (х2) записываются так: x1 = {хi : x > max xq, 1 ≤ q < i, i = 2,...,n}
x2 = {xj : xj < min xp, j = n-l,...,l, j < p ≤ n}.
Содержательно xj - монотонно возрастающая последовательность значений урожайности в благоприятные годы, а х2 - аналогичная последовательность для неблагоприятных лет. При втором подходе x1 и х2 формируются по экстремумам ряда, т.е. элементам, для которых выполняются условия
максимума: xj-1 < xj > xj+1;
или минимума: xj-1 > xj < xj+1.
После построения трендов проводится балльная (экспертная) оценка. Например, при прогнозировании урожайности озимой культуры в весенний период эксперт располагает данными о состоянии посевов после перезимовки, наличии удобрений для подкормки, уровне агротехники и организационных мероприятиях для реализации существующего в регионе научно-технического потенциала, а также учитывает прогноз агрометеоусловий. На данном уровне наиболее подходящей выглядит 3-балльная шкала,требующая от эксперта выбора оценки текущей ситуации из набора: "хорошая", "средняя", "ниже средней". При "средней" ситуации урожай прогнозируется по тренду 1, при "хорошей" – по тренду 3, при "ниже средней" – по тренду 2.
#102. Прогнозирование методом мозгового штурма.
Применение этого метода устраняет эффект конформизма, т.е. приспособленчества, позволяет получить продуктивные результаты за короткое время, вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс. Работу этим методом можно расчленить на шесть этапов.
1. Формируется группа экспертов. Обычно её численность составляет 10-15 человек. Состав группы предполагает их целенаправленный подбор: а) из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг друга; б) из лиц разного ранга, если участники незнакомы друг с другом (в этом случае каждому участнику присваивают номер и в последующем обращаются по номеру); в) в группу могут включаться специалисты из других областей знаний, обладающие высоким уровнем эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.
2. Составляется проблемная записка. 3. Генерация идей. Ведущий раскрывает содержание проблемной записки. 4. Систематизация идей, высказанных на этапе 3. На данном этапе: а) составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей; б) выявляются дублирующие и дополнительные идеи, затем они объединяются с основной идеей; в) выделяются признаки, по которым могут объединяться идеи; г) идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам; д) составляется перечень идей по группам; в каждой группе идеи записываются по правилу - от общих к частным.
5. Деструирование (разрушение) систематизированных идей. Каждая из систематизированных идей изучается на возможность её осуществления. Участники "штурма" выдвигают доводы, опровергающие систематизированную идею. В процессе разрушения может объявиться контридея. Процесс разрушения ведется до тех пор, пока каждая систематизированная идея не подвергнется критике. 6. Оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей. На данном этапе составляется сводная таблица. Первая графа таблицы - этапы систематизации идей; вторая - критические замечания, опровергающие идеи; третья - показатели практической применимости идей; четвертая - контридеи. Затем оценивается каждое критическое замечание и контридея: а) вычеркивается из таблицы, если опровергается хотя бы одним показателем практической применимости; б) не вычеркивается, если не опровергается ни одним показателем. Составляется окончательный список идей. В список переносятся только те идеи, которые не опровергнуты критическими замечаниями или контридеями.
Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования