Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат
В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.
Для того чтобы оценить перспективы развития предпринимательства в России, целесообразно рассмотреть факторы такого развития.
Г.Б. Кочетков приводит шесть факторов, которые обеспечивают положение США как признанного лидера в развитии предпринимательства в мире.
1. Одним из наиболее
важных из них является
Наиболее перспективным
для бизнеса считается
В России численность населения в возрасте 25-44 лет на начало 2002 г. (составляла 43 139 тыс. чел., или 29,9%. Это свидетельствует о том, что наша страна имеет достаточно большие резервы и перспективы для развития предпринимательства. Что же касается соотношения женщин и мужчин среди предпринимателей России, то такие статистические данные, к сожалению, отсутствуют. Между тем практика говорит о том, что число женщин России, занимающихся бизнесом, непрерывно возрастает.
2. Следующим по важности
фактором, влияющим на уровень
предпринимательства,
В этой области США обладают существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в соответствующем возрасте получают специальное среднее и высшее образование. По этому показателю США занимают второе место в мире, уступая лишь Канаде (90%). При этом предприниматели имеют более высокий уровень образования, чем в среднем по стране.
Интересно, что около трети предпринимателей в США имеют неоконченное высшее образование. Начиная с 1990-х годов лучшие американские университеты и колледжи начали предлагать специальные курсы по предпринимательству. Самым красноречивым примером стала замена классического курса общего менеджмента в Гарвардской школе бизнеса на новый, обязательный для всех обучающихся по программе магистра делового администрирования курс «Предпринимательское управление».
Надо также отметить, что лучшие студенты не стремятся в крупные компании, на Уолл-стрит или в ведущие консультативные фирмы, а предпочитают перспективные стартовые компании.
В России по данным микропереписи населения 1994 г. число лиц в возрасте от 15 лет, имеющих среднее профессиональное, неполное высшее профессиональное, а также высшее профессиональное образование, составило 370 на 1000 чел. населения, что следует признать достаточно высоким показателем1. Что же касается выпуска специалистов то лишь за период 1992-2001 гг. государственные средние специальные заведения закончили по специальностям «экономика и управление» «информация и вычислительная техника» 1291 тыс. чел., государственные высшие учебные заведения по этим же специальностям - 912,1 тыс. чел., всего 2203,1 тыс. чел.
В России на конец 2001 г. из общего числа 2684 средних специальных учебных заведений 89, или 3,3%, были негосударственными, а из 1008 высших учебных заведений 387, или 38,7%, были негосударственными. В подавляющем большинстве этих негосударственных средних и высших учебных заведений студентов обучали экономическим, информационным и юридическим наукам.
3. На уровень
Интересно отметить, что если в большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5-10, то в США он достигает 17; показатель России близок к показателю США. Объясняется это тем, что группы населения с высоким уровнем доходов обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании. Кроме того, эти группы населения служат хорошим примером для тех предпринимателей, которые имеют большое желание повысить свой уровень доходов. К сожалению, в России слабо обеспечиваются накопления в первоначальные инвестирования этой группой населения. Кроме того, здесь нередко проявляется зависть, доходящая до ненависти и криминального посягательства. Поэтому такая высокая разница в доходах неприемлема для большинства населения не только России, но и многих стран Европы, а также Японии.
4. Важным фактором, способствующим
развитию предпринимательства,
В США, а также в других странах, где предпринимательство хорошо развито, доход государства от налогов не превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают 39-40% ВВП, то предприниматели теряют всякий стимул к своей деятельности. Кроме того, в странах с высоким уровнем предпринимательства размер социального налога не превышает 12% ВВП. В США он составляет всего 7,5%. В большинстве промышленно развитых стран он достигает 22%, в то время как при уровне в 37% и выше предпринимательство замирает.
В России в 2001 г. доход государства от налогов составил 1460,4 млрд руб., или 16,1% к валовому внутреннему продукту.
Кроме того, поступления от единого социального налога дали 603,2 млрд руб., или 6,6% к объему ВВП, составившему в 2001 г. 9040,8 млрд руб.1
Таким образом, мы можем
констатировать, что в России общий
уровень налогообложения и
5. Важную роль в развитии предпринимательства играет такой фактор, как отношение к нему общества. В этом США выгодно отличаются от большинства других промышленно развитых стран. Именно предприниматели заложили фундамент процветания этой страны в XVIII-XIX вв., когда за океан из самых разных стран Евро пы устремились наиболее бесстрашные и предприимчивые люди."Американское общество всегда придавало и придает сегодня большое значение индивидуализму, личной инициативе, самообеспечению граждан. Граждане США не ждут от государства, что оно создаст режим всеобщего равенства и благополучия. У каждого американца существует сильная мотивация, моральная поддержка общества для проявления деловой инициативы, развития своего дела, для улучшения условий своей жизни.
Интересно отметить, что американское общество не осуждает предпринимателя, потерпевшего неудачу. Наоборот, считается, что такой «неудачник» после тщательного анализа причин своих неудач будет лучше подготовлен к новому бизнесу. Поэтому нередко венчурные капиталисты предпочитают вкладывать инвестиции в проекты предпринимателей, ранее потерпевших определенную неудачу. Провал кого-либо из предпринимателей рассматривается как нормальные издержки бизнеса.
6. Высокому уровню развития предпринимательства в США способствует хорошо развитая деловая инфраструктура услуг - юридических, бухгалтерских, других консультативных, специализирующихся на предпринимательстве.
В России отношение общества, отдельных лиц к успешным предпринимателям нередко негативное, зачастую завистливое. Надо полагать, что с развитием предпринимательства в нашей стране, особенно малого и среднего, вовлечения в этот процесс все большей части трудоспособного населения отношение общества к успешным предпринимателям будет меняться от негативного к позитивному.
Организация нового предприятия. Создание нового предприятия предполагает ряд обязательных этапов, последовательность которых приведена на рис. 5.1. На начальном этапе определяется состав учредителей и разрабатываются учредительные документы: устав предприятия и договор о создании и деятельности предприятия с указанием его организационно-правовой формы.
Наряду с этим оформляется протокол № 1 собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по месту своего учреждения в местном органе власти.
Для государственной регистрации в соответствующий орган представляются следующие документы:
заявление учредителя (или учредителей) о регистрации;
устав предприятия;
решение о создании предприятия (постановление собрания учредителей);
договор учредителей о создании и деятельности предприятия;
свидетельство об уплате государственной пошлины.
По завершении регистрации и получении свидетельства о регистрации все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения его в Государственный реестр. Здесь предприятиям присваиваются коды Общесоюзного классификатора предприятий и организаций.
На заключительном этапе создания нового предприятия участники его полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации) и открывают постоянный расчетный счет в банке. Предприятие регистрируется в районной налоговой инспекции, заказывает и получает круглую печать и угловой штамп. С этого момента предприятие функционирует как самостоятельное юридическое лицо.
Если предприятие создается
как акционерное общество (АО), то
его учредителям предстоит
Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу, в частности, входит:
• создание акционерного общества;
утверждение устава АО;
размер уставного фонда после завершения подписки на акции;
выборы руководящих органов АО.
После успешного завершения
учредительной конференции
Отечественный экономист А.П. Потемкин в своем «Открытом письме» сравнивает процедуру государственной регистрации создания предприятия в России с подобной процедурой в Германии1. По его подсчетам, чтобы официально получить все разрешительные документы, позволяющие начать бизнес в России, предприятию необходимо потратить 1346 дней. Он называет все бюрократические организации, которые следует обойти предпринимателю, и указывает предельные сроки преодоления каждой из них. Между тем создание предприятия в Германии требует лишь трех процедур: 1) заверения уставных документов у нотариуса (занимает один час); 2) открытия счета предприятия в банке (20 минут); 3) регистрации автотранспорта фирмы (40 минут). Итого вся процедура укладывается в два часа. При этом после первых двух процедур предприниматель, не дожидаясь регистрации своего вновь созданного предприятия в Торгово-промышленной палате ФРГ, может заниматься любым бизнесом: производством, торговлей, сервисом - всеми видами деятельности, которые не противоречат законам Германии.
Автор утверждает, что подобная процедура характерна для всех стран Европейского сообщества. Он считает, что своему процветанию ФРГ в значительной степени обязана простой разрешительной процедуре создания новых предприятий.
Разновидности предприятий за рубежом. За рубежом сложились определенные типы предприятий. Представляют интерес шесть возможностей собственного будущего предприятия, рекомендуемых известным экономистом Г. Берлом: инкубаторы; надомный бизнес; блошиные рынки; предприятия, выполняющие заказы почтой; передвижные предприятия, или предприятия временного характера; продажа товаров на вечеринках и во время демонстраций товаров.
Все названные типы бизнеса имеют общие черты: индивидуальный характер деятельности и очень низкие либо очень гибкие требования к первоначальному капиталу. Предполагается, что такие предприятия весьма подвижны и переменчивы. Различаются они рядом особенностей.
Широкое развитие в мире получили так называемые бизнес-инкубаторы - небольшие организации, призванные обеспечить физическое пространство и необходимые условия для создания и функционирования новых, как правило, малых предприятий. Бизнес-инкубаторы предоставляют таким предприятиям различные помещения, оборудование, технические средства и услуги в области ведения бизнеса по доступным ценам. Это существенно облегчает начальную стадию развития нового предприятия, способствует уменьшению затрат и издержек, снижает вероятность неудачи такого предприятия. В настоящее время в мире действует около 1000 бизнес-инкубаторов, главным образом в США и в Европе. В России система бизнес-инкубаторов не получила еще должного развития, хотя зачатки таких подходов имеются.
Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования