Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат
В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.
Менеджмент
#14.Сущность менеджмента и подходы к его изучению.
Управление – это направленная координация и организация какого либо объекта. В процессе управления выделяют объект и субъект управления. Объект управления –это предметы материального мира или социальные реальности.
Менеджмент –это управление социальными объектами, т.е. отдельными людьли или группами лиц.
В мировой литературе по управлению понятию «менеджмент» дается очень широкая трактовка. В соответствии с одним из наиболее распространенных взглядов, место менеджмента в общественных отношениях очерчивается следующими аспектами:
-способ, манера обращения с людьми;
-власть и искусство
-особого рода умелость и
-орган управления, административная единица.
В некоторых публикациях понятию «менеджмента» дается более ограниченное толкование как управлению производством и как совокупности принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Сущность и содержание менеджмента в специальной литературе по теории управления рассматриваются с разных сторон, а именно как:
-процесс;
-функция (вид деятельности);
-категория людей;
-аппарат управления;
-наука и искусство;
Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленые специалисты формируют организации, управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации; мотивации, контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влития на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов.
Умение ставить и
В XX н. менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научною основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, и накопления за сотни и тысячи лет практики и представления в виде концепции, теории, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснения природы управленческого труда, установленных связей между причиной и следствием, выявлением и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным. В определение менеджмента как науки подчеркивается важность упорядочивания знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять, текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать в соответствии с этим стратегию и политику организации. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, методы целенаправленной деятельности принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействую многочисленные и разнообразные факторы как внешние, так и внутренней среды. Люди, работающие в организации и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства сто применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджерам рассматривается как искусство, которое подобно медицине или инженерному делу должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить, науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, способностей применять знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условна для наиболее полного раскрытия потенциала работников.
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную роботу в такой специальной области, как менеджмент. Они включают:
1 )понимание природы
2)знание должностных и
3) умение использовать
4)умение обосновать и
5) высокую информационность по вопросам развития отрасли в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамика спроса на продукцию;
6) знакомство с опытом
7) способность управлять
Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее знаков, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение менеджменту приобретает непрерывный характер. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки и области процесса, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность хозяйствования.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми управлять самими собой. Это такие качества, как:
В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц - коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями- прямо и/ж косвенно связанными с деятельностью данной организации.
От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.
#15.Эволюция теории и практики менеджмента
Первая управленческая революция имела место около семи тысяч лет назад. В это время характерно появление письменности в древнем Шумере. Это огромное достижение и жизни человечества привело ко многим изменениям и в частности, к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов осуществляющих торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчеты. Первая учрежденческая революция характеризуется как "религиозно-коммерческая". На этом этапе появилось управление как особый вид человеческой деятельности. Жрецы –управленцы.
В результате первой революции в управлении менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, постепенно превращаясь и особый социальный институт и новое профессиональное занятие.
Вторая революция в области управления произошла приблизительно через тысячу лет после первой и была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи ( 1792 - 1750 гг. до н.эр.) разработавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения, По этим законам был введен светский стиль управления, усилился контроль, возросла ответственность за выполнение работ. Это был качественно новый уровень управления. Не на микро-, а на макроэкономическом уровне - уровне всей страны. Хаммурапи выработал собственный лидерский стиль постоянно поддержи свой образ опекуна и защитника людей. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют "светско-административной".
Третья управленческая революция известна как «производственно- строительная» поскольку она была направлена на соединение государственной методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Она стала реальностью во времена правления Новуходоносора II. Царь Новутюдоносор II (605 - 562 гг. до н.эр.) был не только автором проектов Вавилонской башни и висячих садов, но также разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах (ввел в практику применение чистых ярлыков). На этом этапе появилась административная организации Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма. Поныне ее оценивают как наиболее совершенную формальную организацию в заданном мире. Этот вклад весьма высоко оценивается в таких областях менеджмента как управление персоналом, организация системы и формирование авторитета, а также специализация функций.
Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейских стран. Ее главные способности - отклонение менеджмент от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления. Если ранее открыли, обогащавшие теорию и практику менеджмента происходили спонтанно, от случая к случаю, между ними проходили большие промежутки времени, то на данном этапе стали уже регулярными событиями. Для этого появились новые объективные предпосылки. Индустриальная революция, связана, с ней новые общественные отношения оказали гораздо более существенно воздействие на теорию и практику управления, нежели все предшествующие революцию.
По мере того, как промышленность развивалась, в частности перерастала границы ранней фабричной системы (мануфактуры), формировались система акционерного капитала, владельцы последнего все более отходили от непосредственного занятия бизнесом как экономичного деятельности, нацеленной на увеличение прибыли. Место руководителя собственника постепенно были занято сотнями, тысячами акционеров. Менеджмент становится профессиональным видом деятельности.
Пятая управленческая революция, которая произошла в конце XIX -начале XX века известна под названием «бюрократической». Ее теоретической базой стала концепция "рациональной бюрократии". Для нее характерны формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, внедрение норм и стандартов, формализация должностных обязанностей и ответственности менеджеров.
Несмотря на огромное значение революционных преобразований, разящие менеджмента - это в основном эволюционный процесс. Он характеризуются непрерывностью, отражая изменения, происходящие в обществе и экономике, во всей системе социально- экономических отношений. На этом этапе впервые появляется менеджмент как наука.
Шестая управленческая революция получила название «Тихая» произошла в середине 20 века. Основное содержание в том числе человеческий фактор признается как основа конкурентоспособности организации и ее стабильность.
В истории менеджмента выделяют следующие школы: 1)научного управления;
2) административного управления: 3)управления с позиций человеческих отношений; 4)управления с точки зрения количественных методов.
Научное управление было первым подходом в истории управленческой теории. Его самая фундаментальная черта была связана с поиском наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. Эта форма управления получила наибольшее развитие в начале XX в., когда ощущался недостаток квалифицированной рабочей силы в Соединенных Штагах, и связана с острой необходимостью повысить производительность труда. Отцом научного управления считается Фредерик У.Тейлор (1856-1915). Пытаясь довести до максимума выпуск продукции в одной из компаний. Тейлор ввел в практику менеджмента хронометраж. разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время исполнения этих движений. Результаты затем анализировались для проектирования более эффективных методов и приемов действий. Кроме того, Тейлор разработал тарифную систему оплаты труда рабочих. Он ввел это новшество для того, чтобы рабочие не беспокоились, что им будут платить меньше, если они выполнят свою работу слишком быстро.
Тейлор развил свою работу по изучению затрат времени, выделяя и анализируя индивидуальные движения наиболее высокопроизводительных рабочих. Затем другие рабочие обучались выполнению наиболее эффективных приемов труда. Введением своей системы "большей оплаты за большую производительность" и установлением перерывов для отдыха рабочих Тейлор смог достичь своей первой цели в управлении:
"Объединить высокую
Система научной организации труда Тейлора, описанная в его книгах "Управление фабрикой" и "Принципы научного управления", была построена на пяти основных принципах:
Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования