1.Дисфония (афония) — отсутствие
или расстройство фонации вследствие
патологических изменений голосового
аппарата. Проявляется либо в отсутствии
фонации (афония), либо в нарушении силы,
высоты и тембра голоса (дисфония), может
быть обусловлена органическими или функциональными
расстройствами голосообразующего механизма
центральной или периферической локализации
и возникать на любом этапе развития ребенка.
Бывает изолированной или входит в состав
ряда других нарушений речи.
2. Брадилалия — патологически
замедленный темп речи. Проявляется
в замедленной реализации артикуляторной
речевой программы, является центрально
обусловленной, может быть органической
или функциональной.
3. Тахилалия — патологически
ускоренный темп речи. Проявляется
в ускоренной реализации артикуляторной
речевой программы, является центрально
обусловленной, органической или
функциональной. При замедленном темпе
речь оказывается тягуче растянутой, вялой,
монотонной. При ускоренном темпе — торопливой,
стремительной, напористой. Ускорение
речи может сопровождаться аграмматизмами.
Эти явления иногда выделяют как самостоятельные
нарушения, выраженные в терминах баттаризм,
парафразия. В случаях, когда патологически
ускоренная речь сопровождается необоснованными
паузами, запинками, спотыканием, она обозначается
термином полтерн. Брадилалия и тахилалия
объединяются под общим названием - нарушение
темпа речи. Следствием нарушенного темпа
речи является нарушение плавности речевого
процесса, ритма и мелодико-интонациональной
выразительности.
4. Заикание — нарушение
темно-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием
мышц речевого аппарата. Является центрально
обусловленным, имеет органическую или
функциональную природу, возникает чаще
всего в ходе речевого развитие ребенка.
5. Дислалия — нарушение
звукопроизношения при нормальном
слухе и сохранной иннервации
речевого аппарата. Проявляется в неправильном
звуковом (фонемном) оформлении речи: в
искаженном (ненормированном) произнесении
звуков, в заменах (субституциях) звуков
или в их смешении. Дефект может быть обусловлен
тем, что у ребенка не полностью сформировалась
артикуляторная база (не усвоен весь набор
артикуляционных позиций, необходимых
для произнесения звуков) или неправильно
сформировались артикуляторные позиции,
вследствие чего продуцируются ненормированные
звуки.
6. Ринолалия — нарушения
тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленные анатомо-физиологическими
дефектами речевого аппарата. Синонимы:
гнусавость (устаревшее), палатолалия.
Проявляется в патологическом
изменении тембра голоса, который оказывается
избыточно назализованным вследствие
того, что голосо-выдыхательная струя
проходит при произнесении всех звуков
речи в полость носа и в ней получает резонанс.
При ринолалии наблюдается искаженное
произнесение всех звуков речи (а не отдельных,
как при дислалии). При этом дефекте часто
встречаются и просодические нарушения,
речь при ринолалии мало разборчива (невнятная),
монотонная. В отечественной логопедии
к ринолалии принято относить дефекты,
обусловленные врожденными расщелинами
нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями
артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных
работ такие нарушения обозначаются термином
«палатолалия» (от лат. palatum— нёбо). Все
остальные случаи назализованного произношения
звуков, обусловленные функциональными
или органическими нарушениями различной
локализации, в этих работах называют
ринолалией. В отечественных работах явления
назализованного произношения без грубых
артикуляционных нарушений относят к
ринофонии.
7.Дизартрия — нарушение
произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточностью
иннервации речевого аппарата. Наблюдаются
несформированность всех звеньев сложного
механизма фонационного оформления высказывания,
следствием чего являются голосовые, просодические
и артикуляционно-фонетические дефекты.
Тяжелой степенью дизартрии является
анартрия, проявляющаяся в невозможности
осуществить звуковую реализацию речи.
В легких случаях дизартрии, когда дефект
проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических
нарушениях, говорят о ее стертой форме.
Эти случаи необходимо отличать от дислалии.
Дизартрия является следствием органического
нарушения центрального характера, приводящего
к двигательным расстройствам. По локализации
поражения ЦНС выделяют различные формы
дизартрии. По тяжести нарушения различают
степень проявления дизартрии. Чаще всего
дизартрия возникает вследствие рано
приобретенного церебрального паралича,
но может возникнуть на любом этапе развития
ребенка вследствие нейроинфекции и других
мозговых заболеваний.
2) нарушения структурно-семантического
(внутреннего) оформления высказывания,
которые в логопедии называют
системными или полиморфными нарушениями
речи.
1.Алалия — отсутствие
или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых
зон коры головного мозга во
внутриутробном или раннем периоде
развития ребенка. Один из наиболее
сложных дефектов речи, при котором
нарушены операции отбора и программирования
на всех этапах порождения и приема речевого
высказывания, вследствие чего оказывается
не сформированной речевая деятельность
ребенка. Система языковых средств (фонематических,
грамматических, лексических) не формируется,
страдает мотивационно-побудительный
уровень речепорождения. Наблюдаются
грубые семантические дефекты. Нарушено
управление речевыми движениями, что отражается
на воспроизведении звукового и слогового
состава слов. Встречается несколько вариантов
алалии в зависимости от того, какие речевые
механизмы не сформированы и какой из
их этапов (уровней) преимущественно страдает.
2.Афазия — полная
или частная утрата речи, обусловленная
локальными поражениями головного
мозга. У ребенка теряется речь
в результате черепно-мозговых травм,
нейроинфекции или опухолей мозга после
того, как речь уже была сформирована.
Если такое нарушение произошло в возрасте
до трех лет, то исследователи воздерживаются
от диагноза афазия. Если же нарушение
произошло в более старшем возрасте, то
говорят об афазии. В отличие от афазии
взрослых есть детская, или ранняя афазия.
Б. Нарушения письменной речи.
1. Дислексия — частичное
специфическое нарушение процесса
чтения. Проявляется в затруднениях
опознания и узнавания букв; в
затруднениях слияния букв в слоги и слогов
в слова, что приводит к неправильному
воспроизведению звуковой формы слова;
в аграмматизме и искажении понимания
прочитанного.
2. Дисграфия — частичное
специфическое нарушение процесса
письма. Проявляется в нестойкости
оптико-пространственного образа буквы,
в смешениях или пропусках букв, в искажениях
звукослогового состава слова и структуры
предложений. В случае несформированности
процессов чтения и письма (в ходе обучения)
говорят об алексии и аграфии. Нарушения
письма и чтения у детей вызываются затруднениями
в овладении умениями и навыками, необходимыми
для полноценного осуществления этих
процессов. По данным исследователей,
эти затруднения обусловливаются дефектами
устной речи (за исключением оптических
форм), несформированностью операций звукового
анализа, нестойкостью произвольного
внимания. Нарушения письма и чтения у
детей необходимо отличать от утраты умений
и навыков письма и чтения, т. е. дислексии
(алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих
при афазиях.
Психолого-педагогическая классификация
Первая группа - нарушение средств общения:
1.Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи — нарушение
процессов формирования произносительной
системы родного языка у детей
с различными речевыми расстройствами
вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем. В картине недоразвития речи на
первый план выступает несформированность
звуковой ее стороны. Характерным для
этих детей является незаконченность
процесса формирования фонематического
восприятия. Недостатки речи при этом
не ограничиваются неправильным произношением
звуков, но выражены недостаточным их
различением и затруднением в звуковом
анализе речи. Лексико-грамматическое
развитие при этом нередко задерживается.
Несформированность звуковой стороны
речи выражается в следующем. Замены звуков
более простыми по артикуляции. Так, звонкие
заменяются глухими, Р и Л звуками Л' и
И, с звуком Ш или Ф и т. п. Некоторые дети
всю группу свистящих и шипящих звуков,
т.е. звуков фрикативных, заменяют более
простыми по артикуляции взрывными звуками
Т, Т', Д, Д'. Дети произносят "тамолет"
вместо "самолет", "тапка" вместо
"шапка", "коды" вместо "козы"
и т. д. В других случаях не произошел процесс
дифференциации звуков, и вместо двух
или нескольких артикуляционно близких
звуков ребенок произносит какой-то средний,
неотчетливый звук, например: мягкий звук
Ш вместо Ш и С, вместо Ч и Т нечто вроде
смягченного Ч и т. п. Некоторые звуки ребенок
по специальному требованию произносит
правильно, но в речи не употребляет или
заменяет. Например, ребенок правильно
произносит простые слова "собака",
"шуба", но в речи наблюдается смешение
звуков С и Ш, например: "Шаса едет по
сошше" (Саша едет по шоссе). Часто наблюдается
нестойкое употребление звуков в речи.
Одно и то же слово ребенок в разных контекстах
или при неоднократном повторении произносит
различно.
Нередко указанные особенности
произношения сочетаются с искаженным
произнесением звуков, т.е. звук может
произноситься искаженно и в то же время
смешиваться с другими звуками или опускаться
и т. д. Количество неправильно произносимых
или неправильно употребляемых в речи
звуков может достигать большого числа
(до 16-20). Чаще всего оказываются несформированными
свистящие и шипящие звуки (С, С', 3,3',Ц, Ш,
Ж, Ч, Щ); звуки Т и Д'; звуки Л, Р,Р'; звонкие
нередко замещаются парными глухими. Реже
недостаточно противопоставлены некоторые
пары мягких и твердых звуков; отсутствует
непарный мягкий согласный И; гласный
Ы. Могут быть и другие недостатки произношения.
Уже сам характер отклонений
произношения и употребления в речи звуков
детьми указывает на недостаточную полноту
у них фонематического восприятия. Эта
недостаточность проявляется и при выполнении
специальных заданий по различению звуков.
Так, у детей возникли затруднения, когда
им предложили внимательно слушать и поднимать
руку в момент произнесения какого-либо
звука или слога. Не меньшие трудности
возникают при повторении за логопедом
слогов с парными звуками (например: ПА-БА,
БА-ПА) при самостоятельном подборе слов,
начинающихся на какой-либо определенный
звук, при выделении звука, с которого
начинается слово. Большинство детей затрудняются
в подборе картинок на заданный звук.
На недостаточность слухового
восприятия указывают и затруднения детей
при анализе звукового состава речи.
Кроме всех перечисленных
особенностей произношения и различения
звуков, при фонетико-фонематическом недоразвитии
нередко наблюдается смазанность речи,
сжатая артикуляция, а также бедность
словаря и некоторая задержка в формировании
грамматического строя речи.
Проявления речевого недоразвития
у данной группы детей выражены в большинстве
случаев нерезко. И только при специальном
обследовании речи выявляются разнообразные
ошибки в падежных окончаниях, в употреблении
предлогов, в согласовании прилагательных
и числительных с существительными и т.
п.
2.Общее недоразвитие
речи — различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено
формирование всех компонентов
речевой системы, относящихся к
звуковой и смысловой стороне.
По своему клиническому составу эта
категория объединяет разных детей. Так,
по данным Е.М.Мастюковой, среди них можно
выделить три основные группы:
1) так называемый неосложненный
вариант общего недоразвития речи, когда
отсутствуют явно выраженные указания
на поражение центральной нервной системы.
Недоразвитие всех компонентов речи у
детей сопровождается «малыми неврологическими
дисфункциями», такими, как недостаточная
регуляция мышечного тонуса, неточность
двигательных дифференцировок и пр.; у детей
наблюдается некоторая эмоционально-волевая
незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности
и т.д.;
2) осложненный вариант
общего недоразвития речи, когда
собственно речевой дефект сочетается
с рядом неврологических и
психопатологических синдромов, таких,
как синдром повышенного черепного
давления, цереброастенический и неврозоподобный
синдромы, синдромы двигательных расстройств
и пр. У детей этой группы отмечается крайне
низкая работоспособность, нарушение
отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная
неловкость и т.д.;
3) грубое и стойкое недоразвитие
речи, обусловленное органическим поражением
речевых зон коры головного мозга. Как
правило, эту группу составляют дети с
моторной алалией.
3. Фонетически изолированный
дефект – нарушение, которое проявляется
в неправильном произношении звуков
речи.
51. Понятие фонопедии. Основные
принципы фонопедии.
ФОНОПЕДИЯ, КАК РАЗДЕЛ ЛОГОПЕДИИ
Количество людей, страдающих расстройствами
голоса, увеличилось. В обществе возникла
необходимость в разработке профилактических
мер для сохранения голоса и путей восстановления
нарушенного голоса.
Фонопедия – раздел логопедии, занимающийся
воспитанием навыков правильного голосоведения,
постепенной активизацией мышечного
аппарата гортани при минимальной нагрузке.
Используются пед.приемы. В начале 20 века
фонопедия развивалась по 2 направлениям:
1). В Германии - Гутцман, 2). Во Франции
- Тюрни. В России в начале 20 века развивали
Малютин Е.Н., Иванов А.Ф., Никитин В.Н., Заседателев
Ф.Ф.
В 30-40хх годах в публикациях авторы дифференцируют
логопедические упражнения. В послевоенные
годы врачи и логопеда занимаются восстановлением
голоса раненых. Блескина, Фомичева. Таптапова
занималась разработкой методики восстановления
голоса при удалении гортани(ларингэктомия).Резекция
- частичное удаление гортани.
1962г. – опубликована эта методика. Данная
методика используется до сих пор и за
рубежом.
1964г. – выходит работа Рябченко
А.Т., посвященная работе при функциональном
нарушении голоса.
1984г. – публикуется работа Э.Я.
Золотаревой, где представлены упражнения
для дыхательной гимнастики(3 комплекса:
для ларингэктомированных больных, для
детей с нарушением голоса, для взрослых
с нарушением голоса).
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОНОПЕДИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ В. В. ЕМЕЛЬЯНОВА
Эта система называется фонопедической,
поскольку родилась в условиях логопедической
практики, связанной с обучением управлением
голосом, воспитанием навыков правильного
голосоведения, постепенной активизации
мышечного аппарата гортани при минимальной
нагрузке. В. В. Емельянов сформулировал
основные принципы фонопедического метода
развития голоса: