Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:44, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Анатомия"
3) Особенности голоса, предречевых вокализаций и речи ребенка.
При обследовании слуха у детей раннего возраста необходимо опросить родителей о слуховом и речевом поведении ребенка в ежедневных ситуациях. (Для этого используется анкета «Оценка слухового поведения детей раннего возраста» (LittlEARS).
Кроме того, используются:
- анализ анамнеза ребенка;
- регистрация условно-рефлекторной двигательной реакции на звуки (дети старше 1,5 лет);
- анализ особенностей узнавания звуков и слов, понимания речи на слух с помощью специальных тестов («Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами» (ОСР- EARS) (дети старше 2 лет).
Эти реакции оцениваются в разных задачах: при определении степени снижения слуха, эффективности слухопротезирования и адекватности настройки СА/КИ (слух.аппарат, кохлеарный имплант).
Непроизвольные и ориентировочные реакции ребенка на звуки:
При обследовании маленького ребенка для определения степени снижения слуха сурдопедагог должен:
- оценить, как ребенок воспринимает звуки в низко-, средне-, высокочастотном диапазоне;
- определить, какие самые тихие звуки слышит ребенок и на каком максимальном расстоянии.
Распространенный набор звучащих игрушек сурдопедагога для исследования слуха у детей включает барабан, дудку, резиновую игрушку-пищалку, свисток, погремушку. Голос человека также является обязательным источником при определении степени снижения слуха.
При исследовании непроизвольных и ориентировочных реакций на звуки у ребенка участвуют два человека. Ассистент издает звучания на разном расстоянии от ребенка так, чтобы тот не видел человека и его действий, а сурдопедагог наблюдает за реакциями ребенка на звуки и отвлекает его внимание от ассистента игрушками.
При обследовании маленьких детей сурдопедагог должен учитывать особенности их реакций на звуки:
- дети лучше реагируют на повторяющиеся звучания, поэтому при проверке реакции, например на голос, более четкая реакция будет на [па-па-па] по сравнению с одиночным [а];
- дети плохо реагируют на короткие звуки, поэтому длительность одиночного звучания должна быть 1—2 с;
- дети реагируют на сигналы не сразу, а с задержкой (до 5 с);
- маленькие дети постоянно двигаются, поэтому очень важно не перепутать двигательную реакцию ребенка на звук со случайным движением ребенка и проверять реакцию дважды;
- дети, имеющие неврологические нарушения, хуже реагируют на звуки, у них может отсутствовать ориентировочная реакция и реакция внимания, для них характерна выраженная задержка реакции на звуки.
Последовательность обследования:
- начинают обследование с реакции на голос — это звук уровнем 50— 60 дБ, на который у ребенка с нормальным или незначительно сниженным слухом есть четкая ориентировочная реакция, с расстояния 5-6 м, при отсутствии реакции расстояние уменьшают;
- при наличии реакции на голос проверяют реакцию на тихую погремушку;
- если реакции на голос нет, проверяют реакцию на игрушку-пищалку (или дудку), а при ее отсутствии — на барабан.
Сурдопедагог оценивает:
- характер реакции — непроизвольная реакция, ориентировочная реакция, реакция внимания;
- максимальное расстояние от источника звука, при котором возникает реакция;
- скорость реакции после первого или многократного предъявления — быстрая или с большой задержкой.
26. Анатомия носа и околоносовых пазух, возрастные особенности.
Полость носа. Расположена между полостью рта снизу, передней черепной ямкой сверху и глазницами по бокам (латерально), разделена перегородкой на 2 симметричные половины. На латеральной стенке полости носа располагаются 3 носовые раковины: верхняя, средняя, нижняя.
Нижняя – образована самостоятельной косточкой, верхняя и средняя – решетчатой.
Изнутри полость носа выстлана слизистой оболочкой. Особенностью слизистой оболочки являются:
1) отсутствие подслизистой
2) имеет большое количество
3) покрыта слизистая оболочка цилиндрическим и/или реснитчатым эпителием
В зависимости от строения слизистой оболочки полость носа делится на 2 отдела:
- респираторный
- обонятельный
Обонятельный отдел располагается в верхней носовой раковине, его слизистая покрыта цилиндрическим эпителием, в котором располагаются обонятельные нейросенсорные биполярные клетки.
Респираторная (дыхательная) часть занимает среднюю и нижнюю носовые раковины, покрыта цилиндрическим эпителием, который содержит большое количество бокаловидных клеток.
Бокаловидные клетки вырабатывают защитный слой слизи, при гиперсекреции слизи вырабатывается патологически много – насморк.
Кроме цилиндрического эпителия в дыхательной области располагается реснитчатый эпителий, богатый отростками (ресничками). Он выполняет роль очищения воздушного потока.
Функции носа:
1) дыхательная ( в процессе дыхания идет очищение, увлажнение, согревание воздушного потока).
2) обонятельная
3) защитная
4) резонаторная (речевая) – заключается в том, что полость носа является воздухоносным образованием, она участвует в формировании тембра голоса.
У новорожденного полость носа низкая (высота ее 17,5 мм) и узкая. Носовые раковины относительно толстые, носовые ходы развиты слабо. К 10 годам полость носа увеличивается в длину в 1,5 раза, а к 20 годам — в два раза по сравнению с новорожденным.
Околоносовые пазухи:
1) лобная
2) пазухи решетчатой кости
3) верхнечелюстные пазухи
4) клиновидная – задняя. 1,2,3 – передние.
*1 Парные, располагаются в чешуе лобной кости, объем каждой 4,7 см3. На нижней стенке лобной пазухи кпереди и медиальной находятся отверстия носолобного канала, который открывается в средний носовой ход.
*2 Состоят из отдельных ячеек разделенных тонкими костными пластинками, в среднем с каждой стороны определяется от 8 до 10 ячеек. Решетчатый лабиринт граничит сверху с лобной, сзади с клиновидной, с латеральной, с верхнечелюстной пазухами. Поэтому анатомо-топографические особенности решетчатого лабиринта могут приводить к переходу патологического процесса в глазницу, полость черепа и на зрит.нерв.
*3 Расположена в теле верхней
челюсти, парные, объем каждой равен
от 10,5 до 17, 7 см3. Внутренняя поверхность
покрыта слизистой оболочкой, представленной
многорядным цилиндрическим
*4 Располагаются в теле клиновидной кости, парные, объем каждой 3-4 см3, имеют выводные отверстия в верхний нос.ход.
Возрастные особенности:
1) при рождении у ребенка
2) в возрасте 3-5 лет у детей наблюдается интенсивный рост решетчатых клеток кзади и в гирину.
3) верхнечелюстные пазухи:
- у новорожденных представляют неглубокие карманы, в боковой стенке носа
- в 5-6 лет они напоминают по строению пазухи взрослого, но меньше по размеру
- в 12 лет формирование их
4) развитие лобных пазух
5) к 12-14 годам заканчивается
27. Методы исследования полости носа и околоносовых пазух.
1) Наружный осмотр и пальпация
2) Эндоскопическое исследование:
а) передняя риноскопия
б) задняя риноскопия
Выполняются с использование лобного рефлектора и носового/носоглоточного зеркала.
3. Эндоскопия ригидным или
4. Проверка дыхательной и
5. Лучевая диагностика:
а) рентгенография
б) компьютерная томография (КТ) или МРТ (магнитно-резонансная томография)
6. Лазерная диагностика
7. Пункция околоносовых пазух
28. Болезни носа и околоносовых пазух, основные методы лечения.
I. Болезни носа.
1) Фурункул носа. Возбудитель: стафилококки, стрептококки.
2) травмы носа:
а) закрытые (ушибы, ссадины, гематомы, переломы)
б) открытые:
- со смещением/без
- с нарушением целостности околоносовых пазух, орбиты, клеток решетчатой кости
- проникающие/непроникающие в
3) носовые кровотечения:
Виды:
- незначительное – остановка
осуществляется с помощью
- умеренное, с потерей крови
до 200 мл, без нарушения общей
- тяжелое – потеря крови больше 200 мл (до 1л), всегда наблюдается резкое нарушение гемодинамики. Показатели тяжести кровопотери: резкое снижение АД, изменение характеристик пульса (нитевидный), снижение гемоглобина и гематокрита.
4) острый и хронический ринит - воспаление слизистой оболочки полости носа.:
* острый ринит: а) инфекционный б) травматический в) аллергический г) вазомоторный
Симптомы: - заложенность носа, - ринорея, - чихание и зуд в полости носа
Стадии: 1) сухая – стадия раздражения, 2) серозные выделения, 3) серозно-гнойные выделения
* Хронический ринит: а) хронический катаральный б) хронический гипертрофический в) хронический атрофический: - простой: ограниченный и диффузный - зловонный насморк (Озена) г) аллергический: сезонный и круглогодичный
II. Болезни околоносовых пазух.
1) синусит - воспаление слизистой оболочки 1 или нескольких околоносовых пазух:
а) экссудативная форма: - катаральная – серозная – гнойная б) продуктивная: - пристеночно-гиперпластичная – полиползная в) альтернативная: - атрофическая - некротическая – холестеатомная – казеозная г) смешанная - гнойно-полипозная, - серозно-катаральная д) вазомоторно-аллергическая
2) хронический синусит –
Этиология:
а) риногенный б) одонтогенный (поражение верхнечелюстных пазух). Отличит.особ-ть: развитие неврологии веточки тройничного нерва. в) грибковый г) нозокамиальный (внутрибольничный).
Формы: - катарально-серозная – гнойная - гиперпластическая
Осложнения: - орбитальные - внутричерепные
Пути проникновения инфекции: - контактный – гематогенный – перинеарвльный - лимфогенный
Наиболее часто встречаемые формы синуситов:
а) хроническое воспаление ячеек решетчатого лабиринта б) хроническое воспаление верхнечелюстных пазух в) воспаление лобных пазух г) воспаление клиновидных пазух.
Лечение: 1) консервативное, 2) корригирующие внутриносовые операции:
- септопластика
- полипотомия носа
- парциальное или тотальное вскрытие ячеек решетчатого лабиринта
- частичная резекция
- частичная резекции или
Цель оперативных вмешательств – восстановление проходимости естественных соустий околоносовых пазух.
3) хирургическое лечение (вскрытие пазухи, микро или радикальные операции): эндоназальное вскрытие верхнечелюстной пазухи; радикальная операция на лобной пазухе
29. Анатомия и физиология глотки.
Строение и функции глотки
Глотка — полость с мышечными стенками, расположенная впереди шейной части позвоночника. Она начинается от основания черепа, сообщается с носовой полостью через хоаны, ротовой полостью и гортанью, переходя внизу в пищевод.
Глотка имеет три полости (отдела): носоглотку, ротоглотку и гортаноглотку (рис. 62).
Носоглотка располагается от основания черепа до твердого нёба, это неправильной кубической формы отдел. На боковой стенке носоглотки на уровне нижней носовой раковины находится устье слуховой трубы. В области свода носоглотки расположено скопление лимфоидной ткани (глоточная миндалина). Она развивается после 2 лет, ее разрастание (аденоид) может закрыть хоаны и устье слуховых труб. К 10—12 годам миндалина уменьшается в размерах. Слизистая оболочка носоглотки покрыта мерцательным цилиндрическим эпителием.