Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:44, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Анатомия"
Исследование слуха речью производится для каждого уха отдельно: исследуемое ухо обращено к источнику звука, противоположное ухо заглушается пальцем (желательно — смоченным водой) или влажным комком ваты. При заглушении уха пальцем не следует с силой нажимать на слуховой проход, так как это вызывает шум в ухе и может причинить боль. При исследовании слуха разговорной и громкой речью выключение второго уха производят при помощи ушной трещотки. Затыкание второго уха пальцем в этих случаях не достигает цели, так как при наличии нормального слуха или при небольшом понижении слуха на это ухо громкая речь будет различаться, несмотря даже на полную глухоту исследуемого уха.
Исследование восприятия речи надо начинать с близкого расстояния. Если исследуемый правильно повторяет все предъявляемые ему слова, то расстояние постепенно увеличивается до тех пор, пока большинство произнесенных слов окажется неразличенным. Порогом восприятия речи считается наибольшее расстояние, на котором различается 50% предъявленных слов. Если длина помещения, в котором производится исследование слуха, недостаточна, т. е. когда все слова оказываются хорошо различаемыми даже на максимальном расстоянии, то можно рекомендовать такой прием: исследующий становится спиной к исследуемому и произносит слова в противоположном направлении; это приблизительно соответствует увеличению расстояния вдвое.
При исследовании слуха речью необходимо учитывать, что восприятие речи является очень сложным процессом. Результаты исследования зависят, конечно, от остроты и объема слуха, т. е. от способности различать звуки определенной высоты и силы, соответствующей акустическим свойствам речи. Однако результаты зависят не только от остроты и объема слуха, но и от способности различать в слышимом такие элементы речи, как фонемы, слова, их соединения в предложения, что, в свою очередь, обусловлено тем, насколько исследуемый овладел звуковой речью.
В связи с этим, исследуя слух при помощи речи, нужно считаться не только с фонетическим составом, но и с доступностью применяемых слов и фраз для понимания. Без учета этого последнего фактора можно прийти к ошибочному заключению о наличии тех или иных дефектов слуха там, где на самом деле этих дефектов нет, а имеется лишь несоответствие применяемого для исследования слуха речевого материала уровню речевого развития исследуемого.
При всей своей практической значимости исследование слуха речью не может быть принято как единственный метод определения функциональной способности слухового анализатора, так как этот метод не вполне объективен как в смысле дозировки силы звука, так и в отношении оценки результатов.
Степень снижения слуха – восприятие разговорной речи – восприятие шепотной речи.
N - больше 10м - меньше/равно 6м.
1 - 6-3м - 2м-у уха.
2 - 3м-у уха - нет-у уха.
3 - громкая речь у уха - нет
4 – громкая речь у уха - нет
Глухота – нет – нет
22. Камертональные методы
Акуметрия включает обследование слуха с помощью камертонов и речи (разговорной, шепотной).
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛУХА КАМЕРТОНАМИ
Камертональные тесты были разработаны для дифференциальной диагностики кондуктивной и сенсоневральной тугоухости в XIX веке. В настоящее время для этой цели используется метод тональной аудиометрии с помощью аудиометров, позволяющих исследовать у пациента пороги слуха по воздушной и костной проводимости, а также метод импедансо- метрии. Врач-сурдолог проводит камертональные тесты, обследуя слух у взрослых и детей старшего возраста, при отсутствии современного оборудования. Метод используется также сурдологами для повышения надежности диагностики и уточнения причины кондуктивной тугоухости в совокупности с данными тональной аудиометрии.
Камертон — это инструмент для настройки музыкальных инструментов, который в XIX в. стали использовать для оценки слуха. Он состоит из ножки и 2 браншей (рис. 6.2). Камертон издает длительное звучание разной частоты в зависимости от размера инструмента при ударе браншами о любой предмет. Обычно используют удар по колену или щелчок ногтем. Сила звучания камертона ослабевает со временем, что позволяет его использовать для оценки степени снижения слуха. При этом оценивают длительность восприятия пациентом звучания камертона у уха, которые сравниваются с паспортными нормативными данными этого инструмента. Человек со сниженным слухом слышит звучание камертона меньшее время.
Существуют камертоны, издающие звуки частотой 128, 256, 512, 2048, 4096 Гц. Наиболее часто используют низкочастотный камертон С256 (или С128 и С2048) при проведении тестов Рине, Вебера, Федериче.
Тест Рине. В процессе обследования пациента сравнивают длительность восприятия звучания камертона у ушной раковины и при прикладывании его к сосцевидному отростку височной кости (за ухом). В норме и при сенсоневральной тугоухости звук воспринимается дольше у ушной раковины, при кондуктивной тугоухости — при прикладывании камертона к сосцевидному отростку. Тест Вебера. В процессе обследования пациента определяют латерали- зацию звука (смещение звучания вправо или влево) при прикладывании звучащего камертона на темя по средней линии головы. В норме человек слышит звук посередине головы или одинаково в обоих ушах. При сенсо- невральной тугоухости звук воспринимается громче в лучше слышащем ухе, при кондуктивной тугоухости — в хуже слышащем.
Тест (опыт) Федериче. В процессе обследования пациента сравнивают восприятие громкости звуков при воздушном и костном проведении звука. Для этого ножку звучащего камертона прикладывают попеременно к козелку ушной раковины и к сосцевидному отростку. Пациент должен определить, в каком случае звук слышится более громким. В норме и при сенсоневраль- ной тугоухости звук воспринимается более громким при прикладывании камертона к козелку (воздушная проводимость), при кондуктивной тугоухости — звук громче при прикладывании камертона к сосцевидному отростку височной кости (костная проводимость).
23. Аудиометрия (разновидности). Принципы
исследования слуха путем
аудиометрического
Тональная аудиометрия.
Назначение: Оценка состояния слуха (норма/не норма), определение порогов слуха, получение аудио граммы, диагностика сенсоневральной кондуктивной, смешанной тугоухости
Измеряемый параметр: Измеряются пороги слуха — минимальные уровни звуков разных частот, которые слышит человек при воздушном и костном проведении звука
Получаемая информация: Информация о порогах слуха на звуки разных частот при воздушной и костной проводимости, аудиограмма
Достоинства: Позволяет
- оценить состояние слуха (норма/не норма);
- определить степень снижения слуха;
- получить аудиограмму;
- диагностировать
Ограничения: Не позволяет:
- оценить слух у очень
- диагностировать слуховую нейропатию, центральные расстройства слуха
Тональная аудиометрия в свободном поле со зрительным подкреплением и игровая аудиометрия
Назначение: Оценка состояния слуха (норма/не норма), определение порогов слуха, получение аудиограммы
Измеряемый параметр: Измеряются пороги слуха — минимальные уровни звуков разных частот, которые слышит человек при воздушном проведении звука. При игровой аудиометрии у детей старше 5 лет также при костном проведении звука
Получаемая информация: Информация о порогах слуха на звуки разных частот при воздушной и костной проводимости (у детей старше 5 лет), аудиограмма
Достоинства: Позволяет:
- оценить состояние слуха (норма/не норма);
- определить степень снижения слуха;
- получить аудиограмму.
Можно проводить у детей с 3-4 мес. Игровая аудиометрия проводится у детей с 2,5 лет
Ограничения: Не позволяет:
- точно оценить слух у очень маленьких детей, детей с паталогией нервной системы, психическими нарушениями, симулянтов;
- определить пороги слуха для каждого уха;
- определить тип нарушения слуха
Речевая аудиометрия
Назначение: Оценка разборчивости речи без слухового аппарата (СА), с СА и КИ(кохлеарный имплант)
Измеряемый параметр: Оценивается процент правильно узнанных слов при прослушивании
Получаемая информация: Информация о разборчивости речи без СА и с СА
Достоинства: Позволяет
— диагностировать центральные нарушения слуха вместе с данными тональной аудиометрии;
— определить разборчивость речи без СА и с СА;
— оценить эффективность слухопротезирования
Ограничения: Используется только у взрослых и детей старшего возраста с достаточным словарным запасом
При обследовании слуха на аудиометре используют 2 способа подачи звуков:
воздушная проводимость — звук передается по воздуху в наружном и среднем ухе, как при естественном способе восприятия звуков. Звуки в этом случае подаются с помощью телефонов воздушной проводимости;
костная проводимость — звук передается по костям черепа. Они колеблются под действием звука и передают эти колебания жидкости в улитке, минуя наружное и среднее ухо. В этом случае звуки подаются с помощью вибратора, который прикладывают к голове за ухом (на сосцевидный отросток).
Обследование проводят в тихом помещении, в котором уровень шума не должен превышать 35 дБ, так как окружающий шум (компьютера, осветительных приборов, шум улицы и др.) приводит к завышению оцениваемых порогов слуха. Для этого используют специальные аудиометрические камеры либо стены кабинета покрывают звукопоглощающими материалами, устанавливают две двери, устраняют источники шума и т. д.
Перед обследованием аудиометрист объясняет пациенту задачу: «Слушайте в телефоне тихие и громкие звуки (типа гудков) и нажимайте на кнопку, как только услышите звук». Во время обследования пациент не должен видеть руки аудиолога. Важно, чтобы по их движениям, а также мимике обследующего пациент не мог определить момент подачи звука.
Начинают проверку слуха с лучше слышащего уха. Если слух на правом и левом ухе примерно одинаковый или данных о состоянии слуха у пациента нет, то обследование начинают с правого уха. В процессе обследования на тестируемое ухо пациента подают тоны. Последовательно определяют пороги слуха на частоте 1000, 2000, 4000, 8000, 500, 250, 125 Гц (в соответствии с чувствительностью слуха к звукам разных частот). По окончании рекомендуется повторить обследование на частоте 1000 Гц. У пациентов с большой потерей слуха, у которых может не быть реакции на тон 1000 Гц и более высокие тоны, обследование можно начинать с тона 500 Гц. Сначала определяют пороги слуха при подаче звуков через телефоны воздушной проводимости.
Результаты обследования наносят на бланк. По окончании обследования получают аудиограмму — график, характеризующий состояние слуха человека (рис. 6.6). Чем хуже человек слышит, тем большие пороги слуха в децибелах он имеет, тем ниже располагается линия аудиограммы на графике.
В целом определение порогов слуха по воздушной и костной проводимости для обоих ушей у взрослого человека занимает 30—40 мин и требует от него большого внимания и постоянного прислушивания к тихим звукам. При этом пациенты, особенно дети и пожилые люди, устают, отвлекаются. Поэтому нередко рекомендуется повторное обследование. Его результаты могут быть на 5-10 дБ лучше первого благодаря тому, что пациент лучше понимает процедуру, знает особенности тестовых звуков и научается принимать решение о наличии более тихих звуков.
24. Слуховой паспорт.
Слух.паспотрт – акуметрическая формула, предназначенная для исследования слуха и вестибулярного аппарата, предложенная В.И. Воячеком.
Правое ухо (AD*) Тесты Левое ухо (AS**)
1) Наличие субъективного шума у пациента (СШ)
2) Восприятие шепотной речи (ШР)
3) Восприятие разговорной речи (РР)
4) Крик
5) Длительность звучания
6) Опыт Рине (R)
7) Опыт Вебера (W)
25. Исследования слуха у детей раннего возраста.
При обследовании слуха у детей раннего возраста (от рождения до 3 лет) наиболее важную информацию можно получить, оценивая у ребенка:
1) Различные спонтанные реакции на звуки:
- непроизвольные реакции на звуки — вздрагивание, моргание, испуг — возникают обычно на громкие резкие звуки;
- ориентировочная реакция на звуки — поворот головы или глаз, поиск источника звука, замирание, прислушивание, расширение глаз, выражение лица «что это?», поднимание бровей, выражение удивления — возникает у ребенка на неожиданно возникающие стимулы, громкость которых выше пороговой (больше, чем на 20—30 дБ). Реакция угасает после 1—2 предъявлений;
- реакции внимания к звукам — в отличие от ориентировочной сохраняется более длительное время, проявляется в виде интереса к звучащему предмету, в стремлении самостоятельно повторить звук (ударять по барабану, нажимать на игрушку-пищалку, трясти баночку с пуговицами, произносить «па-па-па» и др.). Часто развивается из ориентировочной реакции.
2) Способность узнавать звуки и слова, понимать речь.