Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 22:35, реферат
Изучая литературу по концепции современного естествознания и философии, я встретилась со многими определения понятия детерминизм. Думаю, самое удачное звучит так: «детерминизм – это - общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире». Этот термин, признающий определенность всех явлений в мире включает в себя человека с его внутренним миром. Выходит, что наша жизнь закономерна и бессмысленна? А значит и человек ничего не способен изменить ничего в мире?
Введение…………………………………………………………………………..3-4
Понятие и классификация детерминизма……………………………………...4
Концепции детерминизма
Античный детерминизм………………………………………………….5
Однозначный (лапласовский) детерминизм………………………….5-6
Вероятностный детерминизм………………………………………….6-7
Современный детерминизм…………………………………………..7-10
Основные вопросы детерминизма…………………………………………10-13
Заключение………………………………………………………………………..14
Список используемой литературы…………………………………………….....15
ФИЛИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В Г. ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Концепция современного естествознания»
на тему:
«КОНЦЕПЦИЯ ДЕТЕРМИНИЗМА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ»
Специальность:
государственное и муниципальное управление
Выполнила: студентка 2 курса гр. 08-Г-13
___________________ Лукьянченко Анна Диамидовна
Проверил:
профессор ____________________ Чучкалов И. А.
Работа сдана
Чебоксары 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Изучая литературу по концепции современного естествознания и философии, я встретилась со многими определения понятия детерминизм. Думаю, самое удачное звучит так: «детерминизм – это - общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире». Этот термин, признающий определенность всех явлений в мире включает в себя человека с его внутренним миром. Выходит, что наша жизнь закономерна и бессмысленна? А значит и человек ничего не способен изменить ничего в мире?
Эта идея того, что человек ничего не решает в своей жизни, а все процессы, которые происходят в его мозге и рождают чувства лишь физиологический процесс, очень характерна для детерминизма. Это очень печально, ведь я думала: люди живут и мыслят, а не просто существуют.
Начну с истории становления и развития детерминизма. Можно выделить несколько форм и концепций детерминизма, сменявших исторически друг друга – это античный, однозначный, вероятностный и современный детерминизм. Нужно отметить, что практически на каждом историческом этапе развития общества и науки было место как для «мягкого», так и для абсолютного детерминизма. К примеру, в античном детерминизме люди видели свою судьбу, божью кару, которая может последовать. Мыслители эпохи Возрождения думали, что человек создан по «подобию Бога».
Целью данной контрольной работы является анализ основных исторических этапов детерминизма.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть этапы детерминизма.
3. Проанализировать основные исторические этапы детерминизма.
Предмет исследования: анализ основных исторических этапов детерминизма.
Объект исследования: особенности основных исторических этапов детерминизма.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии. Концепция детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос.
Виды детерминации и детерминизма можно также классифицировать по их объектам, предметам, всеобщности и специфике, их универсальности и субординации, стихийности и регулярности, и др. Если учесть универсальные формально-математические способы описания детерминизма, то наиболее общей формой должна быть корреляция, за ней будет следовать функциональность, вероятностная причинность, а затем причинение в его генетическом аспекте, необратимости, повторяемости, линейной (цепной) и ветвлящейся формах, и т. д. Если учесть субстрат, то можно выделить, неорганический детерминизм и его законы, а также органический детерминизм, включающий, как особое, социальный детерминизм. Здесь действует субстратная всеобщность их основы и субординация. Если учесть универсальность законов детерминизма, то можно выделить: 1) объективные, главенствующие, определяющие и всеобщие свойства и законы детерминизма - D, 2) их алгоритмичность для таких объектов, каковы биологические системы с их программами наследственности, изменчивости и поведения, - A (алгоритмизм), 3) их целевой и аксиологический характер в человекодеятельных системах - T (телеология). Тогда, общая схема включения и подчинения их друг другу может быть представлена кратко как: D[A(T)]. Теория детерминизма (такой общенаучной теории пока что нет) должна учитывать эти схемы.
Можно выделить несколько форм и концепций детерминизма, сменявших исторически друг друга, но не исчезнувших до сих пор: 1) наивную и стихийно диалектическую (античная); 2) механистическую жесткую и однозначную (лапласовскую); 3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную - в XX веке); 4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути - синергетическую). Коротко о них.
2. Концепции детерминизма
Идеи причинности были самыми ранними в детерминизме. К их признанию побуждала практика развитой политической и юридической жизни древнегреческих городов-полисов. Идеи причинности, а также необходимости выражены были еще Левкиппом (V век до н. э.), а затем Демокритом (около 450 г. до н. э.) в их атомистике. Последний говорил, что "предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол". У него уже видна идея отказа от случайности, фатализм в понимании действия законов природы. Аристотель позднее развил учение о четырех видах причин, включая идею цели как универсальной причины (телеология): 1) формальных (formalis) или сущностных (essential); 2) материальных ("из чего"); 3) движущих или "творящих" начало; 4) целевых ("ради чего", teleo - цель). Классификация Аристотеля не утратила своего значения до сих пор, хотя главенство и универсальность формальной и целевой причин над другими признают лишь в религиозной теологии. Целевая причина и алгоритмичность универсальны только для бихевиоральных систем, то есть сложных систем живой природы, общества и смешанных систем разного рода.
Эта концепция была и остается фундаментом классический механики и физики. Она была подкреплена их успехами в науке и в границах применения законов науки. Суть ее в том, что силы (то есть некоторые внешние причины и факторы), действующие на материальную систему и ее начальное состояние, жестко, однозначно и линейно определяют ее развитие, историю всех дальнейших событий и состояний. Это сочетается с "принципом дальнодействия", то есть с идеей неограниченно большой скорости передачи взаимодействий в плоском трехмерном и однородном евклидовом "абсолютном" пространстве, в котором время течет независимо от материальных процессов тоже как "абсолютное" время. Случайное - это просто еще не познанное. Все это хорошо иллюстрируется на примере второго закона Ньютона, как закона динамического (а не статистического) типа. Необходимость здесь зависит от внешнего источника, хотя, вообще говоря, принцип инерции Галилея - Ньютона подводит нас к признанию самодвижения материи. Описание движения здесь происходит в рамках принципа относительности Галилея, в котором действует закон сложения скоростей. Груз идеи Аристотеля о всеобщности телеологического подхода в классической механике, а затем и во всей физике в связи с развитием принципов наименьшего действия прослеживается от Эйлера и Мопертюи до Планка, а также работ современных теологов. Но он встретил сопротивление в науке в форме идеи "естественной причины", начиная от работ Лагранжа, вплоть до наших современников.
Развитие представлений о поле в электродинамике Максвелла привело к выводу: поле здесь и теперь зависит не от того, что происходит где-то на большом удалении, а от того что происходит в непосредственной близости (принцип близкодействия). Электромагнитные волны распространяются не мгновенно на любое расстояние, а лишь со скоростью, близкой к скорости света. Затем, в преобразованиях Лоренца и в специальной и общей теории относительности Эйнштейна, было установлена зависимость массы от скорости движения, а кривизны пространства и хода времени - от распределения масс. Скорость света - мировая константа. От мощности гравитационного поля зависит ход времени (течение процессов), тяготение зависит также от движения масс в пространстве. Свойства материи влияют на свойства пространства и времени, они сами зависимые друг от друга сущности, так что события можно представить как точки в пространстве (x, y, z, t), а цепь событий как "мировую линию". Однако тип детерминизма здесь остается прежним.
2.3. Вероятностный детерминизм
Исторически он возник в связи с развитием термодинамики и статистической физики для массовых явлений. Первоначально он рассматривался как паллиатив лапласовского: законы динамического типа считались первичными, а статистические - производными от них и как бы второстепенными. Все еще господствовала старая идея научного объяснения - свести все законы к законам динамического типа. И сегодня немало тех, кто разделяет эту точку зрения под влиянием своего специфического обучения в обычной средней школе.
Между тем, создание квантовой механики выдвинуло на передний план два положения: 1) поле и вещество дискретны, квантованы и непрерывны одновременно, они дуалистичны; 2) тезис о первичности статистических законов по отношению к динамическим. Основатели квантовой механики, отстаивая последний тезис, связали его с индетерминизмом как именно отказом от причинного описания событий в микромире, а также от однозначности и жесткости. Основное уравнение такой теории, уравнение Шредингера, - вероятностное по своему типу. Эту позицию энергично оспаривали Эйнштейн, Планк, де Бройль, даже сам Шредингер. Эйнштейн говорил: я не могу поверить, что господь Бог играет в кости. Бор в итоге дискуссий с В. А. Фоком отказался от индетерминизма и уточнил свою позицию насчет каузальной природы микровзаимодействий, но в целом он сохранил идею роли статистичности. Проблема причинности в микромире решается также на путях введения концепции "микропричинности" (Н. Н. Боголюбов и др.), других подходов. Последующее развитие физики высоких энергий показало, что при высоких энергиях взаимодействий в микромире на передний план снова выдвигаются жесткие и однозначные зависимости, то есть жесткость и нежесткость причинения зависят от условий, и в этом смысле они относительны.
Современный детерминизм является синтезом предыдущих подходов, включая античный детерминизм, особенно в том пункте, когда признается диалектика. Он получил через идею самоорганизации материи, развитую в XX веке в синергетике Пригожиным и Хакеном, новое сильное подкрепление. На базе физической синергетики недавно возникла обобщенная синергетика, которая прояснила то, что раньше подсказывала диалектика, а, именно, общую идею развития, раскрыла механизмы его, она выявила принципы устойчивости / неустойчивости, нестабильности, необратимости, скачкообразности, самоорганизации, нелинейности, вероятности, бифуркаций, наличие аттракторов и их роль, коллективных эффектов и др. В итоге, складывается представление о большей общности синергетики по сравнению с диалектикой (см. Бранский В. П., Мантатов В. В. и др.) Однако синтез еще не завершен. Вопросы детерминизма в этой связи требуют нового осмысления.
Необходимо пояснить, что причин и следствий как самостоятельных феноменов в природе нет. Это, как и многие научные абстракции, ноумены вроде времени, это - те объекты, явления, характеристики и т.п., которые, находясь в отношении следования друг за другом в своем существовании, связаны генетически: сначала идет причина, она вызывает, порождает следствие ("производительность причины"). То, что ничего не порождает, не может быть названо причиной. Вместе с тем, причина суть проявление необходимости, тенденций и закономерности, а также и генетической связности того, что было и того, что возникло: в следствии всегда есть что-то от причины. В античном детерминизме вопрос о количественном выражений таких отношений не решался, а поэтому в нем не было идеи однозначности, но все же была идея непознанности случайного. Только в законах Ньютона в механистическом детерминизме Нового времени появляется количественное выражение однозначности, а также линейности строения причинно-следственной цепочки.
Весь мир здесь выглядит как гигантская машина, где исключена случайность, все необходимо, закономерно, все можно предвидеть, где причина равна следствию (смотри второй закон Ньютона), причинная связь бесконечна, действие передается мгновенно. Французский математик Лаплас впервые и выразил такую модель мироздания во всей полноте. Богу здесь отведено место лишь создателя мира. Владея полной информацией о мире и ее законах, опираясь на абсолютную точность и истинность законов математики, всеобъемлющий ум ("Демон Лапласа") сможет решить все уравнения движения и предсказать все возможные состояния объектов в сколь угодно отдаленном будущем в любой точке мира. Повернув стрелу времени, этот Демон сможет узнать однозначно и до конца всю прошлую историю любого объекта. Брешь в этом безукоризненном здании учения о причинности пробили эволюционное учение Дарвина и концепция близкодействия в электродинамике Максвелла. Теория относительности - вершина классической физики - внесла идею или принцип ограниченности скорости передачи взаимодействия и причинения. Она утвердила инвариантность порядка следования причины и следствия, когда наблюдатели рассматривают каждый в своей системе отсчета смену событий или состояний в наблюдаемой системе. Понятие вероятностной причинности и детерминации резко порывает с классическим детерминизмом. Согласно В. А. Фоку, однозначная на уровне потенциальных возможностей причинная связь оказывается в опытах по дифракции электронов вероятностной на уровне реализованных возможностей.
Информация о работе Концепция детерминизма от античности до современности