Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
Основными путями, предусматривающими возникновение статического электрического поля, считают следующее:
1) заземление ограждающих поверхностей и полов;
2) натирка пола специальной антистатической мастикой;
3) создание эффективных систем вентиляции воздуха;
4) ограниченное использование синтетических материалов;
5) влажная уборка помещений;
6) использование душа для снятия электрического заряда с поверхности тела спортсменов.
Гигиеническому контролю подлежат структура урока, место урока физкультуры в расписании, инвентарь, одежда. Мед. сестра школы (совместно с врачом) контролирует осуществление преподавателем физкультуры мероприятий по предупреждению травматизма во время занятий. Проводит учет, анализ, профилактику травматизма во время занятий. Проводит учет, анализ, профилактику травматизма. Особое внимание при этом она должна обращать на целостность и исправность снарядов, состояние спортивных площадок и беговых дорожек, подготовку мест для прыжков, обеспечение безопасности учащихся при метании диска, гранаты, копья.
Самостоятельная работа студентов.
Оценка качества самоподготовки ст-ов по результатам учебного или письменного тестирования.
Контрольные вопросы по теме: “Гигиена физического воспитания детей и подростков”
Шкала оценки суточной двигательной активности у детей и подростков
Показатели Оценка |
Гипокинезия |
Гигиеническая норма |
Гиперкинезия | ||
Возраст 5-6 лет (мальчики, девочки) |
|||||
Энерготраты (ккал) |
менее 1900 |
2050-2500 |
более 3100 | ||
Локомоции (тыс. шаг.) |
менее 9,0 |
11,5-15,0 |
более 20,0 | ||
Продолжительность динамического компонента (час) |
менее 4,0 |
4,5-5,5 |
более 6,0 | ||
Возраст 7-10 лет (мальчики, девочки) |
|||||
Энерготраты (ккал) |
менее 2100 |
2500-3000 |
более 3600 | ||
Локомоции (тыс.шаг.) |
менее 10,0 |
15,0-20,0 |
более 25,0 | ||
Продолжительность динамического компонента (час) |
менее 3,5 |
4,0-5,0 |
более 5,5 | ||
Возраст 11-14 лет (мальчики) |
|||||
Энерготраты (ккал) |
менее 2400 |
3000-3500 |
более 4100 | ||
Локомоции (тыс.шаг.) |
менее 15,0 |
20,0-25,0 |
более 30,0 | ||
Продолжительность динамического компонента (час) |
менее 3,0 |
3,5-4,5 |
более 5,,0 | ||
Возраст 11-14 лет (девочки) |
|||||
Энерготраты (ккал) |
менее 2400 |
3000-3200 |
более 3800 | ||
Локомоции (тыс.шаг) |
менее 12,0 |
17,0-23,0 |
более 28,0 | ||
Продолжительность динамического компонента (час) |
менее 3,0 |
3,5-4,5 |
более 5,0 | ||
Возраст 15-17 лет (юноши) |
|||||
Энерготраты (ккал) |
менее 2900 |
3500-3900 |
более 4800 | ||
Локомоции (тыс.шаг.) |
менее 20,0 |
25,0-30,0 |
более 35,0 | ||
Продолжительность динамического компонента (час) |
менее 2,5 |
3,0-4,0 |
более 4,5 | ||
Возраст 15-17 лет (девушки) |
|||||
Энерготраты (ккал) |
менее 2600 |
3250-3500 |
более 4300 | ||
Локомоции (тыс.шаг) |
менее 15,0 |
20,0-25,0 |
более 30,0 | ||
Продолжительность динамического компонента (час) |
менее 3,0 |
3,5-4,5 |
более 3,5 |
Тема 4. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях.
Гигиенические основы построения режима дня для детей дошкольного и школьного возраста.
Практическая значимость темы:
Рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха детей и подростков имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течении длительного времени бодрствования, создает ровное настроение и вызывает интерес к творческой деятельности, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В связи с этим контроль за режимом дня детей и подростков является важным элементом профилактической работы врача педиатра.
Цель занятия:
Изучить физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков.
Вопросы теории:
Практические навыки:
Литература:
Основная:
Дополнительная:
Задание к самостоятельной внеаудиторной работе студентов:
В понятие суточный режим входит длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приема пищи.
Правильная организация режима дня предусматривает:
Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивает выработку определенного ритма в деятельности организма человека. Благодаря образованию условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем - сигналом последующей. Наилучшей деятельности организма при правильном режиме способствует рефлекс, вырабатывающийся на время. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным принципам. Эти принципы обоснованы анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и законами внешней нервной деятельности человека.
Можно различать три типа режима дня детей и подростков; щадящий или изнеживающий, суровый или истощающий, стимулирующий или тренирующей закаливание. При щадящем режиме дня на организм ребенка падает мало раздражителей, они однообразны и незначительной интенсивности. При этом его оберегают от напряжения и усилий, т.е. от абсолютно необходимого фактора развития. Последствия такого типа режима дня: дети отстают в физическом развитии, нервно-психическом развитии, подвержены большей заболеваемости и смертности. При суровом режиме дня организм ребенка подвергается воздействию слишком большого количества раздражителей чрезмерной интенсивности, иногда и чрезмерно разнообразных. Такой режим дня, систематически повторяясь, может привести к перенапряжению различных органов или систем, обусловить их постепенное истощение и связанную с ним задержку в развитии, а также неврозы, повышение кровяного давления и др.
При стимулирующем, тренирующе-закаливающем типе режима дня на организм ребенка воздействуют постепенно и последовательно увеличивающейся интенсивности разносторонние раздражители, что обуславливает непрерывную перестройку организма, в результате которой развиваются его приспособительные механизмы, повышается работоспособность.
Удельный вес каждого из основных элементов режима дня и гигиенические требования к ним дифференцируются соответственно возрастным особенностям физического и психического развития детей и подростков.
Физиологи определяют режим, как систему условно-рефлекторных реакций, действующих по типу динамического стереотипа. Всякое нарушение динамического стереотипа приводит к расстройству налаженной рабочей системы. Очень чувствительны к таким изменениям дети, и чем они младше, тем болезненнее их реакции. Связано это с определенными возрастными особенностями высшей нервной деятельности, в частности с относительно слабым процессом внутреннего торможения и малой подвижностью нервных процессов. Последнее затрудняет, а иногда делает невозможным быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения. При переделке динамического стереотипа, когда требуется затормозить положительные, упроченные многократным повторением условные рефлексы и быстро перейти к выработке новых и в ответ на изменившиеся условия режима, эти свойства нервной системы играют ведущую роль. Такая сложная для н/с ребенка перестройка может вызвать конфликт между сильными раздражителями и тормозными процессами. В результате могут развиваться расстройства н/с, а у детей со слабым ее типом или отклонениями в состоянии здоровья - длительные невротические состояния.
Эти физиологические особенности определяют один из принципов гигиенического суточного режима - строгое его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитанию.
Деятельность (ее характер и длительность) должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры, а отдых - обеспечивать полное их функциональное восстановление. Этот гигиенический принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени.
Под бюджетом времени понимается суммарная продолжительность всех режимных моментов, которое можно объединить в 6 основных компонентов режима:
Содержание и длительность каждого из этих компонентов, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые особенности и характерные черты.
Сон - внутреннее торможение во время бодрствования человека предохраняет корковые клетки от длительной, чрезвычайно напряженной деятельности. При распространении на полушария и нижележащие отделы головного мозга оно обеспечивает нервным клеткам после ежедневной работы необходимый покой в виде сна.
Находясь во время сна в состоянии глубокого торможения, кора головного мозга перестает воспринимать раздражения.
Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения. Одноразовый дневной сон устанавливается к 1-2 годам и сохраняется в течении всего дошкольного возраста... К 7-8 годам формируется монофазный сон в ночное время. Однако, следует учитывать, что в этом возрасте дети начинают обучаться в школе, попадают в новые условия, связанные с большими умственными и физическими нагрузками. Отсюда очевидна важность для учащихся 1-го класса дневного сна, как одного из элементов переходного режима от дошкольного к школьному. К 17-18 годам длительность сна приближается к норме взрослого человека (8-8,5 ч.).
Сокращение продолжительности сна у детей на 2-3 часа и больше резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии клеток коры головного мозга - понижается их реактивность и падает величина условных рефлексов. Более длительное недосыпание вызывает очень глубокие изменения реактивности коры головного мозга.
Сокращение продолжительности сна приводит к нарушению суточной периодики физиологических функций и появлению других невротических реакций. Школьники становятся очень возбудимыми, рассеянными, легко отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.