История медицины о развитии анатомии в России 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99

Файлы: 1 файл

Содержание курсовой.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Такая постановка работы в Российской академии наук не только в области анатомии, но и в других областях за короткое время выдвинула ее в число  передовых научных центров Европы первой половины XVIII века. Уже через 20 лет после основания Академия наук и постановке ряда проблем, генерации  идей и теорий ни в чем не уступала западноевропейским научным учреждениям, а в некоторых отношениях даже превосходила их. К этому времени относится благотворная для русской науки, в том числе анатомии, деятельность великого русского ученого М. В. Ломоносова.

 

 

Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования

Как уже было указано выше, одной из важных задач Академии наук было создание в короткие сроки национальных кадров русских ученых. Для достижения этой задачи была установлена в проекте  положения (1725) необходимость организации  при Академии наук гимназии и университета. Гимназия предусматривалась как "низшая", подготовительная ступень в получении  образования, университет при Академии - как высшее учебное заведение, готовившее кадры непосредственно для Академии. Однако эти учебные заведения  за первое время после организации  Академии развития не получили. Количество учеников и студентов было незначительным, материальная база для занятий была недостаточная, правовое положение  студентов, а также учителей было неопределенным, не имело четкой перспективы. Несмотря на недостатки в обучении, университет при Академии сумел  подготовить ряд студентов, которые  затем, работая в Академии, стали  видными учеными. К ним относятся  физик Г. В. Рихман, математик И. Магницкий, поэт и дипломат А. Кантемир, математик  В. Е. Адодуров.

К 40-м  годам XVIII века стала назревать необходимость  проведения мер для улучшения  преподавания в академических учебных  заведениях. Активное участие в этом принимал М. В. Ломоносов. В 1748 г. он в  проекте регламента университета при  Петербургской Академии наук писал: "Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляется синодальным училищам)". Однако предложения М. В. Ломоносова по улучшению форм и методов образования долгое время не получали должного внимания.

Трудности в подготовке русских научных  кадров создавало и само общество. В первые десятилетия существования  Академии наук сыновья знатных родов  и крупных чиновников, на которых  в значительной мере и была рассчитана гимназия, лишь в редких случаях  доходили до слушания университетских  курсов у академиков. Это побудило М. В. Ломоносова при поддержке И. И. Шувалова взяться за подготовку проекта  организации университета в Москве, с двумя гимназиями: в одной  должны были обучаться сыновья дворян, в другой - дети разночинцев. Стремление основать университет в Москве было, по-видимому, продиктовано необходимостью вывести высшее образование из-под  непосредственной "опеки" двора  и правительственных учреждений, организовав его на более широкой  демократической основе. Москва, как  исторический центр исконных русских  земель, могла лучше обеспечить приток учащихся со всех концов страны и от всех сословий. Университет в Москве был задуман так демократично, что к началу занятий в 1755 г. основной контингент учащихся состоял из разночинцев, причем 30 студентов и 100 гимназистов получали по бедности казенные стипендии [Курсанов А. Л., 1977]. Первыми профессорами этого университета стали ученики М. В. Ломоносова Николай Поповский и Антон Баргов, которые начали чтение лекций на русском языке. "Нет такой мысли, говорил проф. Поповский, - кою бы на российском языке изъяснить было невозможно".

С самого начала существования Московский университет  стал цитаделью культурно-просветительной  и научной деятельности страны, в  нем получали высшее образование  лучшие сыны русского народа.

Московский  университет, так же как Петербургский  академический, состоял из трех факультетов. Однако медицинский факультет с  открытием университета не был организован  в виду отсутствия кадров преподавателей. Медицинский факультет предусматривался в составе трех кафедр: химии, натуральной  истории и анатомии. В 1764 г. был  приглашен профессор на кафедру  анатомии, и медицинский факультет  начал функционировать. Первым профессором  анатомии был И. Ф. Эразмус, выдающийся акушер. С 1768 г. анатомию стал читать талантливый, философски образованный проф. С. Г. Зыбелин.

Изучение  анатомии в Московском университете сразу же было поставлено на опытных  началах, с использованием натуральных  препаратов. Между тем во многих иностранных университетах, по И. Ф. Эразмусу (1765), "редко бывает случай учиться анатомии надлежащим образом". Хуже обстояло дело с преподаванием других предметов, в том числе хирургии. Нередко оно сводилось к штудированию учебников. Б. Н. Палкин (1959) утверждает, что первая клиническая палата при медицинском факультете университета была организована лишь в 1798 г. Н. И. Пирогов, окончивший Московский университет тридцатью годами позже, признавался, что он за время учения не видел "ни одной операции, сделанной на трупе и сам не сделал ни одной" (Врач, 1881, №23, с. 389).

Борьба  М. В. Ломоносова за развитие образования  и подготовку национальных научных  кадров продолжалась. В начале 1760 г. в Академическом собрании рассматривался его проект реорганизации академического университета и гимназии с более широким привлечением молодежи из всех слоев населения и преподаванием на русском языке. Предложения М. В. Ломоносова, особенно связанные с демократизацией и русификацией университета и гимназии, вызвали резкие возражения некоторых академиков. Однако президент Академии наук граф К. Г. Разумовский распорядился поручить с 19 января 1760 г. "учреждение и весь распорядок Университета и Гимназии единственно оному г. советнику Ломоносову по сочиненным от него регламентам, полагаясь на его знание и усердие и уповая, что он в произведении до цветущего состояния оных двух департаментов по должности сына отечества со всяким прилежанием и усердием поступать будет" [Кирсанов А. Л., 1977]. Это распоряжение президента Академии выражает признание заслуг М. В. Ломоносова на поприще народного образования. М. В. Ломоносов писал И. И. Шувалову: "Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в возжделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы..." Вслед за М. В. Ломоносовым в русскую науку входили С. П. Крашенинников

А. П. Протасов, И. И. Лепехин, С. К. Котельников  и другие талантливые и энергичные представители русского народа, ставшие  впоследствии адъюнктами и академиками  Академии наук.

1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета

В Московском университете анатомия стала одним  из основных предметов в подготовке врача. Долгие годы профессором анатомии в Университете был С. Г. Зыбелин (1735 - 1802). Деятельность С. Г. Зыбелина отмечена разработкой идей о закономерностях строения человеческого организма и его целостности. Его высказывания "о союзе частей" в организме подтверждали преданность московской профессуры учению Ломоносова и предвосхищали идею целостности организма.

С. Г. Зыбелин учился в Славяно-латинской академии. В 1755 г. поступил во вновь открываемый Московский университет. После окончания общего факультета в 1759 г. С. Г. Зыбелин был направлен в Лейденский университет, где в 1764 г. окончил медицинский факультет и получил степень доктора медицины. С 1765 г. по 1802 г. С. Г. Зыбелин более 35 лет преподавал на медицинском факультете Московского университета, читал в разные годы теоретическую медицину, анатомию, хирургию, практическую медицину и химию. С 1768 г. одним из первых С. Г. Зыбелин начал читать лекции на русском языке. Он воспитал будущего профессор а анатомии Ф. Керестури (1738 - 1811), уроженца Венгрии, нашедшего в России вторую родину. Ф. Керестури первым ввел в учебную программу демонстрацию опытов на животных и занятия по микроскопической анатомии.

С. Г. Зыбелин был разносторонним ученым в области медицины, прекрасным педагогом, передававшим своим ученикам-студентам медицинского факультета фундаментальные знания, рационально необходимые им в практической работе. Он показывал будущим врачам пример самоотверженного служения врачебному долгу, призывал к смелости в научных поисках, отстаивании своих взглядов. В трудах С. Г. Зыбелин освещал основные проблемы медицины, доходя в их трактовке до крупных обобщений и выводов. Он раскрыл этиологию многих заболеваний, определил значение наследственности в заболеваемости, а также значение индивидуальных особенностей телосложения человека.

Воззрения С. Г. Зыбелина, его теоретические построения в области медицины выражены в торжественных речах, которые он читал на годичных университетских актах. Это "Слово о сложении тела человеческого и о способах, как оными предохранить от болезней", "Слово о действии воздуха в человеке и путях, которыми в него входит" и другие. Очень большое значение для предупреждения заболеваний С. Г. Зыбелин придавал профилактическим мероприятиям.

В преподавании анатомии С. Г. Зыбелин проводил идеи о зависимости строения и функций тела человека от среды, в которой он обитает. Стремясь привить студентам практические навыки по обследованию и лечению больных, С. Г. Зыбелин старался организовать занятия по клиническим дисциплинам у постели больного, где студенты могли в естественных условиях общения с больными применить знания анатомии, относя выявленные у больных болезненные процессы к определенным органам и частям тела. Все это вело к правильной диагностике, к определению объекта направленных лечебных мероприятий, показывало важность и значение анатомической подготовки, убеждало всех обучаемых в необходимости анатомии, как фундамента медицины.

(Камков Г. Д., Левшин Б. В., Семенов Л. К. Краткий исторический очерк (в двух томах).- М., 1977, т. 1, с. 26.)

  1. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей

Подготовка  врачей в госпитальных школах продолжалась почти 80 лет. За это время была решена проблема подготовки национальных кадров медицинских работников как за счет достаточно высокого уровня обучения, так и за счет организации соответствующей  материальной базы. Для анатомии это  означало обучение с проведением  обязательных секционных занятий, с  разбором на занятиях натуральных препаратов. Наглядность и практическая ориентация преподавания обеспечивали достаточно высокие знания студентов. К руководству  занятиями студентов привлекались госпитальные врачи - анатомической  и хирургической практикой руководил  оператор госпиталя. Положительным моментом в курсе обучения было комплексирование нормальной анатомии с патологической.

В Инструкции госпитальному профессору от 31/Х - 1745 г.тесная взаимосвязь этих двух анатомических курсов была определена следующим параграфом "Ежели же больной умрет и тело анатомировано будет, то ему (учащемуся) быть в самой близости к тому, что анатомию творит, показывать и толковать, что найдено будет против натурального, от чего причинилась болезнь и последовала смерть". Уместно напомнить, что данное положение воплощалось в жизнь задолго до того, как была опубликована в 1772 г. книга Морганьи, считающаяся официально первой вехой в родословной патологической анатомии.

(ЦГИА. Дела мед. канцелярии, кн. 156, д. 200.)

Обучение  в госпитальных школах продолжалось от 5 до 7 лет и заканчивалось строгим  публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии  экзаменаторов производил 3 - 4 операции на трупе.

В 1753 - 1760 гг. по инициативе П. 3. Кондоиди последовало  улучшение преподавания анатомии и  клиники, были введены обязательные вскрытия.

В 1785 г. М. М. Тереховский и А. М. Шумлянский были командированы с целью "собрать и доставить точные сведения об устройстве и организации высших медицинских училищ в разных странах Европы". После этой поездки ими были разработаны предложения об улучшении медицинского образования с учетом расширившихся к концу XVIII века медицинских знаний и начавшегося деления медицинских наук.

В 1786 г. госпитальные школы, принадлежавшие госпиталям, были преобразованы в  медико-хирургические училища, получившие самостоятельный статус. Это позволило  им резко повысить уровень преподавания.

Накопление  опыта обучения, в медико-хирургических  училищах Петербурга привело к решению  об их объединении, в 1798 г. была организована Медико-хирургическая академия в  Петербурге с обширными программами  и новым учебным (Планом. Вслед за этим аналогичная академия была учреждена в Москве. Так был сделан подлинный скачок в медицинском клиническом образовании. На новый уровень поднялась подготовка врачебных кадров, обучение приблизилось к требованиям практики, расширилась учебная и клиническая базы. Тем самым обеспечивалась ведущая роль анатомии в обучении, ибо утвердившаяся к середине XVIII века идея фундаментальности анатомических знаний для подготовки врача получала развитие и воплощение в новых программах и расширяющихся возможностях обучения за счет открытия новых учебных заведений. Непрерывный рост национальных медицинских кадров позволил создать благоприятные возможности обучения на русском языке. Это способствовало демократизации науки и расширению базы для обучения и воспитания врачей для практической работы, а также для научно-исследовательской деятельности. Сбылись предсказания замечательного русского врача Д. С. Самойловича - автора "Способа всенаудобнейшего ко восстановлению медико-хирургической науки в государстве", в котором он писал: "Устроив все по описаниям способа сего всеудобнейше восстанавливающего медико-хирургическую науку сию, в самоскорейшем времени врачебная и медико-хирургические науки совсем во новую облекутся ризу. Будут всегда, имея вседовольное время ко изучению науки своей, выходить из госпиталей совершенные и наидостойнейшие врачи, а паче медико-хирурги, яко по целой России самонужнейшие во все места... В иных государствах начинают оной поучаться по бумагам, а в России всегда и повсюду поучаются оной от самого начала около болезнующих... и в амфитеатрах анатомических".

 

 

Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века

Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века