Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99
Такая
постановка работы в Российской академии
наук не только в области анатомии,
но и в других областях за короткое
время выдвинула ее в число
передовых научных центров
Как
уже было указано выше, одной из
важных задач Академии наук было создание
в короткие сроки национальных кадров
русских ученых. Для достижения этой
задачи была установлена в проекте
положения (1725) необходимость организации
при Академии наук гимназии и университета.
Гимназия предусматривалась как "низшая",
подготовительная ступень в получении
образования, университет при Академии
- как высшее учебное заведение, готовившее
кадры непосредственно для
К 40-м годам XVIII века стала назревать необходимость проведения мер для улучшения преподавания в академических учебных заведениях. Активное участие в этом принимал М. В. Ломоносов. В 1748 г. он в проекте регламента университета при Петербургской Академии наук писал: "Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляется синодальным училищам)". Однако предложения М. В. Ломоносова по улучшению форм и методов образования долгое время не получали должного внимания.
Трудности
в подготовке русских научных
кадров создавало и само общество.
В первые десятилетия существования
Академии наук сыновья знатных родов
и крупных чиновников, на которых
в значительной мере и была рассчитана
гимназия, лишь в редких случаях
доходили до слушания университетских
курсов у академиков. Это побудило
М. В. Ломоносова при поддержке И.
И. Шувалова взяться за подготовку проекта
организации университета в Москве,
с двумя гимназиями: в одной
должны были обучаться сыновья дворян,
в другой - дети разночинцев. Стремление
основать университет в Москве было,
по-видимому, продиктовано необходимостью
вывести высшее образование из-под
непосредственной "опеки" двора
и правительственных
С самого
начала существования Московский университет
стал цитаделью культурно-
Московский
университет, так же как Петербургский
академический, состоял из трех факультетов.
Однако медицинский факультет с
открытием университета не был организован
в виду отсутствия кадров преподавателей.
Медицинский факультет
Изучение анатомии в Московском университете сразу же было поставлено на опытных началах, с использованием натуральных препаратов. Между тем во многих иностранных университетах, по И. Ф. Эразмусу (1765), "редко бывает случай учиться анатомии надлежащим образом". Хуже обстояло дело с преподаванием других предметов, в том числе хирургии. Нередко оно сводилось к штудированию учебников. Б. Н. Палкин (1959) утверждает, что первая клиническая палата при медицинском факультете университета была организована лишь в 1798 г. Н. И. Пирогов, окончивший Московский университет тридцатью годами позже, признавался, что он за время учения не видел "ни одной операции, сделанной на трупе и сам не сделал ни одной" (Врач, 1881, №23, с. 389).
Борьба М. В. Ломоносова за развитие образования и подготовку национальных научных кадров продолжалась. В начале 1760 г. в Академическом собрании рассматривался его проект реорганизации академического университета и гимназии с более широким привлечением молодежи из всех слоев населения и преподаванием на русском языке. Предложения М. В. Ломоносова, особенно связанные с демократизацией и русификацией университета и гимназии, вызвали резкие возражения некоторых академиков. Однако президент Академии наук граф К. Г. Разумовский распорядился поручить с 19 января 1760 г. "учреждение и весь распорядок Университета и Гимназии единственно оному г. советнику Ломоносову по сочиненным от него регламентам, полагаясь на его знание и усердие и уповая, что он в произведении до цветущего состояния оных двух департаментов по должности сына отечества со всяким прилежанием и усердием поступать будет" [Кирсанов А. Л., 1977]. Это распоряжение президента Академии выражает признание заслуг М. В. Ломоносова на поприще народного образования. М. В. Ломоносов писал И. И. Шувалову: "Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в возжделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы..." Вслед за М. В. Ломоносовым в русскую науку входили С. П. Крашенинников
А. П. Протасов, И. И. Лепехин, С. К. Котельников и другие талантливые и энергичные представители русского народа, ставшие впоследствии адъюнктами и академиками Академии наук.
В Московском университете анатомия стала одним из основных предметов в подготовке врача. Долгие годы профессором анатомии в Университете был С. Г. Зыбелин (1735 - 1802). Деятельность С. Г. Зыбелина отмечена разработкой идей о закономерностях строения человеческого организма и его целостности. Его высказывания "о союзе частей" в организме подтверждали преданность московской профессуры учению Ломоносова и предвосхищали идею целостности организма.
С. Г. Зыбелин учился в Славяно-латинской академии. В 1755 г. поступил во вновь открываемый Московский университет. После окончания общего факультета в 1759 г. С. Г. Зыбелин был направлен в Лейденский университет, где в 1764 г. окончил медицинский факультет и получил степень доктора медицины. С 1765 г. по 1802 г. С. Г. Зыбелин более 35 лет преподавал на медицинском факультете Московского университета, читал в разные годы теоретическую медицину, анатомию, хирургию, практическую медицину и химию. С 1768 г. одним из первых С. Г. Зыбелин начал читать лекции на русском языке. Он воспитал будущего профессор а анатомии Ф. Керестури (1738 - 1811), уроженца Венгрии, нашедшего в России вторую родину. Ф. Керестури первым ввел в учебную программу демонстрацию опытов на животных и занятия по микроскопической анатомии.
С. Г. Зыбелин был разносторонним ученым в области медицины, прекрасным педагогом, передававшим своим ученикам-студентам медицинского факультета фундаментальные знания, рационально необходимые им в практической работе. Он показывал будущим врачам пример самоотверженного служения врачебному долгу, призывал к смелости в научных поисках, отстаивании своих взглядов. В трудах С. Г. Зыбелин освещал основные проблемы медицины, доходя в их трактовке до крупных обобщений и выводов. Он раскрыл этиологию многих заболеваний, определил значение наследственности в заболеваемости, а также значение индивидуальных особенностей телосложения человека.
Воззрения С. Г. Зыбелина, его теоретические построения в области медицины выражены в торжественных речах, которые он читал на годичных университетских актах. Это "Слово о сложении тела человеческого и о способах, как оными предохранить от болезней", "Слово о действии воздуха в человеке и путях, которыми в него входит" и другие. Очень большое значение для предупреждения заболеваний С. Г. Зыбелин придавал профилактическим мероприятиям.
В преподавании анатомии С. Г. Зыбелин проводил идеи о зависимости строения и функций тела человека от среды, в которой он обитает. Стремясь привить студентам практические навыки по обследованию и лечению больных, С. Г. Зыбелин старался организовать занятия по клиническим дисциплинам у постели больного, где студенты могли в естественных условиях общения с больными применить знания анатомии, относя выявленные у больных болезненные процессы к определенным органам и частям тела. Все это вело к правильной диагностике, к определению объекта направленных лечебных мероприятий, показывало важность и значение анатомической подготовки, убеждало всех обучаемых в необходимости анатомии, как фундамента медицины.
(Камков Г. Д., Левшин Б. В., Семенов Л. К. Краткий исторический очерк (в двух томах).- М., 1977, т. 1, с. 26.)
Подготовка
врачей в госпитальных школах продолжалась
почти 80 лет. За это время была решена
проблема подготовки национальных кадров
медицинских работников как за счет
достаточно высокого уровня обучения,
так и за счет организации соответствующей
материальной базы. Для анатомии это
означало обучение с проведением
обязательных секционных занятий, с
разбором на занятиях натуральных препаратов.
Наглядность и практическая ориентация
преподавания обеспечивали достаточно
высокие знания студентов. К руководству
занятиями студентов
В Инструкции госпитальному профессору от 31/Х - 1745 г.* тесная взаимосвязь этих двух анатомических курсов была определена следующим параграфом "Ежели же больной умрет и тело анатомировано будет, то ему (учащемуся) быть в самой близости к тому, что анатомию творит, показывать и толковать, что найдено будет против натурального, от чего причинилась болезнь и последовала смерть". Уместно напомнить, что данное положение воплощалось в жизнь задолго до того, как была опубликована в 1772 г. книга Морганьи, считающаяся официально первой вехой в родословной патологической анатомии.
* (ЦГИА. Дела мед. канцелярии, кн. 156, д. 200.)
Обучение в госпитальных школах продолжалось от 5 до 7 лет и заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3 - 4 операции на трупе.
В 1753 - 1760 гг. по инициативе П. 3. Кондоиди последовало улучшение преподавания анатомии и клиники, были введены обязательные вскрытия.
В 1785 г. М. М. Тереховский и А. М. Шумлянский были командированы с целью "собрать и доставить точные сведения об устройстве и организации высших медицинских училищ в разных странах Европы". После этой поездки ими были разработаны предложения об улучшении медицинского образования с учетом расширившихся к концу XVIII века медицинских знаний и начавшегося деления медицинских наук.
В 1786 г. госпитальные школы, принадлежавшие госпиталям, были преобразованы в медико-хирургические училища, получившие самостоятельный статус. Это позволило им резко повысить уровень преподавания.
Накопление опыта обучения, в медико-хирургических училищах Петербурга привело к решению об их объединении, в 1798 г. была организована Медико-хирургическая академия в Петербурге с обширными программами и новым учебным (Планом. Вслед за этим аналогичная академия была учреждена в Москве. Так был сделан подлинный скачок в медицинском клиническом образовании. На новый уровень поднялась подготовка врачебных кадров, обучение приблизилось к требованиям практики, расширилась учебная и клиническая базы. Тем самым обеспечивалась ведущая роль анатомии в обучении, ибо утвердившаяся к середине XVIII века идея фундаментальности анатомических знаний для подготовки врача получала развитие и воплощение в новых программах и расширяющихся возможностях обучения за счет открытия новых учебных заведений. Непрерывный рост национальных медицинских кадров позволил создать благоприятные возможности обучения на русском языке. Это способствовало демократизации науки и расширению базы для обучения и воспитания врачей для практической работы, а также для научно-исследовательской деятельности. Сбылись предсказания замечательного русского врача Д. С. Самойловича - автора "Способа всенаудобнейшего ко восстановлению медико-хирургической науки в государстве", в котором он писал: "Устроив все по описаниям способа сего всеудобнейше восстанавливающего медико-хирургическую науку сию, в самоскорейшем времени врачебная и медико-хирургические науки совсем во новую облекутся ризу. Будут всегда, имея вседовольное время ко изучению науки своей, выходить из госпиталей совершенные и наидостойнейшие врачи, а паче медико-хирурги, яко по целой России самонужнейшие во все места... В иных государствах начинают оной поучаться по бумагам, а в России всегда и повсюду поучаются оной от самого начала около болезнующих... и в амфитеатрах анатомических".
Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века