Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99
В то время была популярна теория преформизма, согласно которой считалось, что в яйце или в сперматозоиде существует (заранее образован, преформиро-ван) в миниатюрном и свернутом виде сформированный организм и что развитие зародыша есть только развертывание того, что существует. К. Вольф резко критиковал эту теорию, как метафизическую, не соответствующую экспериментальным научным данным. Зарождение органов в организме животных К. Вольф изучил на курином эмбрионе. Он установил, что никаких "преформированных" органов ни у растений, ни у животных нет. Им установлено, что организм развивается в результате последовательного процесса появления все новых и новых органов, которые в дальнейшем усложняются. Он сформулировал новую теорию онтогенеза, показал истинный путь индивидуального развития организма. Ф. Энгельс по этому поводу писал, подчеркивая значение открытия К. Вольфа: "...то, что у него было только гениальным предвосхищением, приняло определенную форму у Окена, Ламарка, Бэра и было победоносно проведено в науке ровно сто лет спустя, в 1859 г., Дарвином"*.
* (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 354. )
К. Вольф
длительное время возглавлял анатомический
отдел Кунсткамеры. Тератологические
коллекции этого музея
* (Райков Б. Е. Очерки по истории эволюционной идеи в России до Дарвина.- Л.: Изд. АН СССР, 1947, с. 74. )
Одним из научных увлечений Вольфа была проблема тератогенеза.
Коллекции уродств, накопившиеся в Кунсткамере в первой половине XVIII века, послужили проведению первых тератологических исследований. К ним были причастны академики И. Дювернуа, А. Кав-Бургав, И. Вейтбрехт, К. Ф. Вольф. Т. А. Лукина пишет* о том, что маститый ученый с особенно большим интересом отнесся к собранной в Академии наук коллекции уродов, которую он тщательно изучил. Продолжая пополнять коллекцию, он каталогизировал все новые поступления, делал зарисовки отпрепарированных частей тела. На основе собранных материалов им была разработана теория возникновения уродств, в которой нашли отражение эпигенетические и телеологические представления автора. Умозрительные рассуждения его о росте органов, о "существенной силе" развития, о соках, о формировании сосудов для современного читателя покажутся совершенно абсурдными. Но главным в трудах К. Вольфа было утверждение видообразования в природе, высоко оцененное потомками.
* (Лукина Т. А. Каспар Фридрих Вольф в Петербурге. В кн.: К. Ф. Вольф. Предметы размышлений в связи с теорией уродств.- Л.: Наука, 1973, с. 263. )
Врожденные уродства были известны с незапамятных времен. Рождение ребенка с аномалиями развития всегда сопровождалось негативными эмоциями. Не умея объяснить наблюдаемые явления, люди придумывали всевозможные легенды. Женщин, родивших урода, обвиняли в колдовстве, в сожительстве с дьяволом или с животными. Еще в XVI веке таких женщин подвергали казни.
Противоестественность врожденных пороков заставляла любознательных людей искать их причины. Гибридная теория умным людям сразу же показалась абсурдной. Дольше сохранялись объяснения уродств, основанные на признании механических факторов (давлении, ушибе плода). В XVII веке благодаря трудам Вольфа ученые стали склоняться к мысли о том, что пороки возникают вследствие отклонений в развитии плода человека. Об этом догадывались и анатомы XVII века.
Большое число рукописей с описанием уродов хранится в Центральном историческом архиве в Ленинграде (Г. И. Базилевич, Е. Еллизен, А. Нудов, П. С. Симоновский, Ф. Черняховский и др.). Имеются аналогичные произведения и в Рукописном фонде библиотеки ВМА им. С. М. Кирова в Ленинграде.
В конце
XVIII века труды последовательного
материалиста-философа, революционного
демократа А. Н. Радищева оказали
влияние на русскую науку. Он выступал
против схоластических тенденций, был
во всеоружии анатомических знаний
того времени. Еще во время обучения
в Лейпциге, куда он был послан для
занятий по юриспруденции, А. Н. Радищев
много занимался медициной и
настолько преуспел, что мог бы
сдать экзамен на доктора медицины.
Впоследствии, во время отбывания
каторги в Сибири, А. Н. Радищев
занимался медициной
А. Н. Радищев - вдохновитель передовой общественной мысли в России второй половины XVIII века - был приверженцем опытного направления в изучении окружающего мира. "Опыт суть основание всего естественного познания", - писал он. Строение тела следует понимать материалистически. Оно доступно научному анализу. "Внутренность человека равномерно сходствует со внутренностью животных. Кости суть основания тела, мышцы-орудия произвольного движения, нервы - причина чувствования, легкое ровно дышет, кровь обращается в артериях и венах, имея началом сердце с четырьмя его отделениями, лимфа движется в своих каналах" (Поли. соб. соч., 1941, т. II). В публикациях А. Н. Радищева есть указания на то, что он знакомился с эмбриологическими коллекциями Кунсткамеры.
В работах А. Н. Радищева, особенно в его трактате "О человеке, его смертности и бессмертии" (1792), проводились идеи о причинной обусловленности всех явлений природы, вплоть до мышления человека. Все предметы и явления окружающего мира он связывал в единое целое, развивающееся от простого ко все более сложному.
В отличие от положений теории преформизма в высказываниях А. Н. Радищева развитие природы представлялось в виде "лестницы веществ" - непрерывного ряда постепенно усложняющихся веществ, превращающихся на известной ступени развития в одушевленные тела с их функциями до человеческой речи, мышления и способности к общественной жизни включительно.
На основе собранных к концу XVIII века фактов по морфологии нервной системы А. Н. Радищев смог выступить с уничтожающей критикой дуализма. В представлении автора мозг - орган мышления такой же телесный (материальный) орган, как и всякий другой. В головном мозге в результате анализа полученных впечатлений составляется суждение о причине и о предмете. Такое толкование чувствительности соответствовало утверждению А. Н. Радищева о том, что "все наши понятия, суждения и заключения и самые отвлеченные идеи корень влекут от предметов чувственных". "Там, где лучшая бывает организация, начинается чувствование, которое восходя и совершенствуясь постепенно, досягает мысленности, разума и рассудка". А. Н. Радищев доказывал, что человек, как и животное, является порождением природы и подчиняется ее законам. Отвергнув теорию перформизма, он отстаивал теорию эпигенеза К. Вольфа. Как смелый мыслитель, он допускал зависимость всего живого от окружающей среды, считал психическую жизнь неотделимой от телесной, от обмена веществ. По А. Н. Радищеву, на способности к психической деятельности влияет "соразмерное сложение мозга". Анатомия должна решить,- считал А. Н. Радищев, - в чем различие между мозгом человека и животного, какова материальная основа превосходства человека над окружающим миром. Глубокие материалистические высказывания А. Н. Радищева оказали существенное влияние на развитие анатомии и медицины в целом как во времена жизни и творчества А. Н. Радищева, так и в последующее время. Это отразилось на взглядах новых поколений врачей, занимавшихся анатомией на рубеже XIX столетия, когда наступило время обобщения накопленных в XVIII веке многочисленных фактов по строению и функциям организма человека.
К концу
XVIII века на русском языке имелись
учебные руководства по анатомии
и другим медицинским специальностям.
Одна за другой издавались книги монографического
профиля, особенно по гигиене. Начал
издаваться первый медицинский журнал
"С.- Петербургские врачебные
Обращает на себя внимание уподобление тела человека машине с такими ее атрибутами, как рычаги, колеса, пружины, каналы. Как видно, отголоски механических воззрений на организм продолжали существовать. Это было не только в России. Знаменитый Линней в XVIII веке писал: "Corpus humani, machina est". Такую точку зрения поддерживал философ и естествоиспытатель Лейбниц. Философ-врач Ламетри, автор книги "Человек-машина", в 1758 г. в книге "Разные примечания естественные" на с. 190 - 191 разъяснял: "Тело человеческое состоит из превеликого числа рычагов, жилами перетянутых, из бесконечно многих трубок и водяных машин". Не удивительно, что и Н. М. Максимович-Амбодик присоединялся к такому утверждению. И для него "человеческое тело есть" механо-гидравлическая машина"*.
* (Максимович-Амбодик Н. М. "Врачебное веществословис". СПб., 1783, с. 2.)
Экономическое
и политическое развитие России привело
к необходимости проведения реформ
во многих сферах, в том числе
в культуре и науке. В области
медицины преобразования в общественной
жизни диктовали активное внедрение
в подготовку врачей и в медицинскую
практику достижений научной анатомии,
которые обусловливали
Постоянно внедрялась мысль об эффективности соединения теории с практикой медицинской работы, о значении анатомии для практической деятельности врачей, ее фундаментальности в обучении студентов и в лечении больных. К концу XVIII века в описательной макроскопической анатомии сделаны все главные открытия, часть из которых принадлежит русским ученым.
Трудный период становления русской научной анатомии заслуживает самых высоких оценок. На протяжении этого периода велась борьба за утверждение национального самосознания, против иностранного засилия, против внутренних реакционных сил. Несмотря на все трудности, научная анатомия обретала все больший творческий размах, претворяя в жизнь прогрессивные предначертания великих философов материалистов М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева.
Если
в России в XVIII веке феодализм являлся
господствующей общественно-экономической
системой, то в Англии, например, где
упрочились капиталистические отношения,
остатки феодализма не могли играть
сколько-нибудь существенную роль в
государственных делах. Во Франции
был низвергнут феодальный общественный
строй. Россия устанавливала торговые
связи, укрепляла экономическое
положение. Отсюда возникали тенденции
поддержки науки и образования
в стране, внедрения в практику
данных математики, физики, химии. К
началу XIX века в отечественной медицине
сложились предпосылки перехода
к функциональной анатомии. Развитие
материальной базы для проведения научных
исследований в области анатомии
имело исключительное значение. При
новых университетах
Можно выделить следующие этапы в истории русской анатомии XVIII века:
1. Начальный
этап - до 40-х годов - первые исследования
на научных основах.
2. Середина
XVIII века знаменуется открытием
Московского университета. Определяются
основные направления в
3. Развитие
анатомии в России в последней
трети XVIII столетия характеризуется
углублением исследований по
системам организма с
Чрезвычайно показательно для русской медицинской науки XVIII века понимание органической связи анатомии с физиологией. Не случайно эта связь подчеркнута Н. М. Максимовичем-Амбодиком (1783): "Анатомия с физиологией сопряжены весьма тесным союзом, и одна без другой либо весьма малую, либо вовсе никакой пользы не приносят".
Еще одна особенность анатомии XVIII века: ее преподавали врачи, которые в то же время обучали студентов хирургии и терапии. Это создавало несомненные преимущества для развития именно прикладной анатомии. Вместе с тем профессор-анатом почти до начала XIX века занимался и патологической анатомией.
Показателем зрелости медицины является состояние медицинской литературы. В XVIII веке в России она отличалась богатством тематики и широтой охвата проблем. Книги по анатомии и физиологии составляли очень существенную долю общего книжного фонда (С. М. Тромбах).
Свидетельством
того, что анатомию в России в XVIII
веке безоговорочно признавали фундаментальной
наукой, служит представительство крупнейших
профессоров-анатомов в Академии наук.
За 75 лет ее существования в нее
избраны действительными
Литература
Бидлоо Н. Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре.- М., 1979, с. 92.
Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века