Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99
В главе 6 - "Об органах, служащих для продолжения вида" анатомически верно описаны внутренние и наружные половые органы. Теоретических рассуждений нет.
Таковы основные положения "Эпитоме" А. Везалия. Эта книга явилась первым произведением научной анатомии в России.
В допетровское время было переведено на русский язык еще одно сочинение по анатомии. Это был учебник И. Ремелина. В книге форматом 45X75 см имелись рисунки, выполненные в традиции А. Везалия. Иоганн Ремелин родился в г. Ульме в 1583 г., учился в университете г. Тюбингена. В 1607 г. защитил докторскую диссертацию в Базеле. Там же изучал анатомию А. Везалия и написал учебник. Первое издание анатомии И. Ремелина в Германии относится к 1613 г. Она издавалась там и в других городах Западной Европы неоднократно, вплоть до 1775 г. Умер И. Ремелин в г. Аугсбурге от сыпного тифа*. В своем учебнике для наглядности и лучшей ориентировки учащихся в анатомическом материале он применил оригинальный, новаторский прием. Ему удалось на трех таблицах изобразить в гравюрах всю анатомию человека. Все части тела, с поверхности и до внутренних органов, послойно изображались на рисунках, которые укладывались в определенном порядке. Число пластов достигало восьми. За это И. Ремелин считался изобретателем, сделавшим новаторский шаг в обучении студентов анатомии. Справедливости ради надо отметить, что данный прием в изучении и изображении тела человека в деталях описал Леонардо да Винчи. Но это не было известно И. Ремелину, поэтому наличие приоритета Леонардо нисколько не умаляет его заслуг. Вместе с тем Леонардо применял этот прием как средство исследования тела человека для раскрытия особенностей строения, топографии органов и различных образований на разных уровнях, т. е. у Леонардо этот метод применяет сам анатом для изучения тела человека, у И. Ремелина этот прием дается как средство обучения, как демонстрация строения органов и тканей, для того чтобы расчленить уже выстроенные в определенном порядке органы и ткани и понять этот порядок. И. Ремелин оценивает анатомию по достоинству и подчеркивает ее значение для хирургии. В своих рисунках он много заимствовал от Везалия, но сердце он изображает более точно, чем Везалий, особенно клапаны. Сердце у И. Ремелина стоит на первом месте по сравнению с другими органами**. Перевод его книги на русский язык был сделан в конце XVII века. Нигде, кроме России, книга И. Ремелина не переводилась. Рукопись до сих пор не найдена, но сохранилось ее описание. Это скоропись конца XVII века, в четверть на 240 листах, в 30 тетрадях по 8 листов каждая. По предложению А. Соболевского, рукопись эта вскоре же по ее появлении на русском языке была перевезена из Москвы во Флорищеву пустынь Гороховецкого уезда Владимирской губернии основателем этой пустыни Илларионом, умершим в 1707 г.
Подводя
итоги развития анатомии в России
в первый период ее истории, от истоков
до конца XVII века, необходимо отметить,
что оно проходило в русле
общеисторических закономерностей. Вместе
с тем история анатомии в первом
периоде подтверждает марксистско-ленинскую
концепцию науки как
Засилие церкви, теологии и схоластики привели в средние века к отрыву анатомии от медицины. Для возвращения анатомии к жизни прежде всего необходимо было доказать, что медицина, лишенная морфологической основы, бесплодна. Схоластика, господствовавшая в западноевропейских странах, не имела большого влияния в России. Это способствовало сближению русской медицины с передовыми медицинскими центрами Западной Европы - Падуей и Лейденом. В основу преподавания медицины был положен принцип обучения врачей у постели больного.
Упрочение
научных связей с Западной Европой
имело значение для обмена опытом.
Огромное европейское государство
- Россия - быстро вошло в русло
интернационального сотрудничества, встало
на путь экономического и культурного
подъема. Государственные перемены
на рубеже XVII - XVIII веков имели прямое
отношение к дальнейшему
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке
Подъем Русского государства
в конце XVII столетия и возрастание
его международного авторитета создали
предпосылки для решительных
преобразований внутренней жизни страны.
Все реформы, в том числе касавшиеся
науки и культуры, были направлены
на укрепление экономической и политической
мощи России. Развитие экономики, возросшие
потребности в хозяйственной
жизни общества явились основой,
внутренним содержанием прогрессивного
развития России в конце XVII и начале
XVIII столетий. Неотвратимо назревали
перемены в устройстве русского общества.
Реформы коснулись всех сторон жизни
общества. В области государственной
была ликвидирована Боярская дума и
в 1711 г. учрежден Правительствующий
сенат. В 1718 г. вместо приказов было создано
12 коллегий. 21 января 1721 г. был издан
манифест об учреждении духовной коллегии
- духовная церковная власть была подчинена
государству. Начали широко проводиться
прогрессивные изменения в
В. О. Ключевский писал, что пришедший к власти в 1689 г. Петр I застал в русском обществе преобразовательное настроение. Это настроение создало почву, на которой формировались и были осуществлены прогрессивные изменения в общественной жизни России в первой четверти XVIII века. Реформы не являлись порождением только единого желания и воли царя Петра. Значение деятельности Петра I, его роль как крупной исторической личности состояла в том, что он сумел осуществить программу мер, направленных на прогресс страны; необходимость их выдвинула сама жизнь. Но реформы не могли быть осуществлены без участия в организации и проведении новых мероприятий большого количества хорошо подготовленных специалистов. Проблема подготовки кадров, в том числе по медицине стала насущной государственной задачей. Для того чтобы быстрее и лучше решить эту проблему надо было изучить имеющийся опыт. Петр I в сопровождении большой свиты предпринимает путешествия по некоторым странам Европы. При этом Петр I "ехал за границу не как любознательный и досужий путешественник, чтобы полюбоваться диковинами чужой страны, а как рабочий, желавший спешно ознакомиться с недостававшими ему надобными мастерствами", - так определяет задачи поездки царя проф. В. О. Ключевский*. Все более одухотворяемая идеями патриотизма, русская культура не отгораживалась от Запада. Она использовала достижения западноевропейской культуры и науки, творчески осваивала и перерабатывала их.
* (Ключевский В. О. Курс русской истории.- М. Ч. IV, 1937, с. 20.)
Петр I всю жизнь испытывал огромный интерес к медицине, поэтому за границей он много времени уделял посещениям известных в то время врачей и естествоиспытателей. Особенно часто в Амстердаме он бывал у анатома Ф. Рюиша (1638-1731), слушал его лекции, посещал операции и аутопсии. Н. А. Богоявленский "пишет, что "...о каждом случае вскрытия Петр I получал специальное извещение через посредничество Рюиша. В одном из госпиталей для царя была проделана тайная дверь, через которую он проникал на аутопсии"*. Знакомство с Рюишем имело определенное значение для развития анатомии в России. Рюиш был одним из убежденных последователей Везалия. Он в совершенстве владел техникой приготовления анатомических препаратов, создал весьма разнообразную коллекцию отлично выполненных музейных экспонатов - врожденных аномалий, пороков развития и т. д. Тератология была в то время одним из направлений в деятельности голландских анатомов. Петр I приобрел коллекцию Ф. Рюиша, она составила фонд Кунсткамеры - своеобразного Петровского музея редкостей. Цель создания Кунсткамеры - не развлечение для зевак, а просветительная, чтобы каждый посетитель мог получить "в натуральной истории систематическое понятие". Так оценивает действия русского царя, "действительно великого человека", по Энгельсу, А. А. Нартов в своей книге "Рассказы о Петре Великом" (СПб., 1891, с. 31). Петербургская Кунсткамера сыграла несомненно положительную роль в естественнонаучном просвещении широких кругов русского общества (Станюкович Т. В., 1953]. С петровских времен сохранились эмбриологические и тератологические коллекции, которые создавались по специальному указу царя от 13 февраля 1718 г. Эти коллекции представляли большую научную ценность.
* (Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л., 1970, с. 93.)
Во время пребывания за границей Петр I бывал также в Лейдене в анатомическом театре доктора Г. Боэргава (Бургава, 1668 - 1738), слушал его лекции. Встречался и беседовал со знаменитым А. ван-Левенгуком, который демонстрировал ему усовершенствованные модели микроскопов, а также картины строения органов, видимые под микроскопом. В 1698 г. Петр I посетил университет в Оксфорде (Англия) и беседовал с Ньютоном. При поездке за границу в 1711 г. он познакомился с Лейбницем.
Французская академия наук в знак поощрения естественнонаучных интересов русского царя приняла его в 1717 г. в члены академии.
"Первое путешествие царя окончилось в 1698 г., а уже в январе 1699 г. он организует ,в Москве настоящий курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах"*. Это свидетельствует о первых случаях анатомирования человеческого тела в России врачом в учебных целях и в "приказном" порядке, исходившем от самого царя. Кроме того, Петр I много раз присутствовал на вскрытиях в Московском анатомическом театре и научился "методически разлагать человеческие тела", производить хирургические операции. Конечно, такое благожелательное отношение к науке со стороны главы государства определило благоприятные условия для ее развития.
* (Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л., 1970, с. 96.)
Создались предпосылки для дальнейшего организационного оформления научных исследований, открытия новых научных учреждений.
В дальнейшем эти мероприятия продолжались в организации госпитателей, медицинских школ, Академии наук. В этих учреждениях, созданных под руководством и при участии Петра I, развернулись все исследования по анатомии, а также проводилось ее изучение как предмета преподавания.
Учреждая Академию наук, Петр I смотрел далеко вперед. Незадолго до смерти он предсказывал: "Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науке, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы" (Б. Д. Петров).
Петр
I уделял большое внимание развитию
системы образования, ибо во всех
областях жизни ощущался недостаток
специалистов и научной литературы.
Нужно было создавать светские учебные
заведения, которые занимались бы систематической
подготовкой кадров, совершенствованием
и распространением отдельных отраслей
знаний. Приглашались иностранные специалисты,
но с обязательным условием обучения
русских людей. Это привело к
тому, что постепенно были подготовлены
национальные кадры в разных областях
экономики, администрации, культуры, в
значительной степени потеснившие
кадры специалистов-
В конце XVII века в России определилось значение анатомии как фундаментальной науки в подготовке медиков. В этой связи весьма знаменательно, что первой школой, открывшейся в России в системе светского образования, была медицинская школа, а первой наукой, в интересах которой был сделан перевод важного капитального труда, явилась анатомия. Таков канун интереснейшего времени, когда обозначилась черта, разделившая две эпохи и показавшая появление качественно новой России. Это было допетровское время и послепетровская Россия.
В целях организации квалифицированного медицинского обеспечения армии в Москве, в ее восточной части, за рекой Яузой, в месте, "пристойном для лечения болящих людей", 21 ноября 1707 г. был открыт госпиталь.
Созданная при госпитале школа стала крупным центром подготовки врачей. В дальнейшем госпитали были открыты в 1710 г. в Петербурге и в 1720 г.- в Кронштадте, при которых также были организованы школы. Преподавание было поставлено на практической основе.
А. С.
Пушкин в "Истории Петра" заметил,
что русский царь "учредил при
госпитале анатомическое
Петр I поручил строить и организовать госпиталь голландскому врачу-хирургу и анатому Н. Л. Бидлоо, ученику Бургава. Ему же было поручено организовать при госпитале школу для подготовки врачей. Когда школа была организована, Н. Л. Бидлоо стал проводить занятия по хирургии и анатомии.
Николай Бидлоо, сын голландского ботаника и аптекаря Ламберта Бидлоо, родился в 1670 г. в Амстердаме. Окончил университет в этом же городе. Образование Н. Л. Бидлоо складывалось под влиянием дяди Готфрида Бидлоо (1649 - 1713), известного анатома, ученика Ф. Рюиша. В 1697 г. в Лейдене Н. Л. Бидлоо защитил диссертацию на тему "О задержке менструаций" и ему была присвоена ученая степень доктора наук.
После пятилетней врачебной практики, которой сопутствовал заслуженный успех у пациентов, Н. Л. Бидлоо получил предложение переехать на службу в Москву. С 1702 г. он находился в свите русского царя Петра I.
В 1705 г., вдохновленный Петром I, H. Л. Бидлоо становится во главе создаваемой лекарской школы при Московском генеральном госпитале (ныне Центральный военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко), которую сам Н. Л. Бидлоо называл Медико-хирургическим училищем. При организации школы принимался во внимание опыт аналогичного учебного заведения при Аптекарском приказе (1654). Госпитальные школы по образцу московской рождались в XVIII веке по мере роста потребностей во врачах. В 1733 г. были открыты школы в Петербурге и Кронштадте, в 1751 г. в Сибири при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале. Лекарей готовили и другие госпитали, число которых к концу XVIII века было более 30.
Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века