Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99
Как руководитель школы Н. Л. Бидлоо глубоко осознал дальновидные предложения Петра I о подготовке врачей для нужд страны и в первую очередь для воинских частей. В нем открылись качества мудрого созидателя, отдавшего знания и сердце ученикам, жаждущим света. Он занимал твердую позицию в стремлении достичь гармоничного развития лечащего врача, в облике которого воплощались бы целостность взглядов и высокая техническая вооруженность. Мало того, что хирург "должен встретить пациента с открытым и приветливым сердцем", он обязан быть умелым специалистом "ловким на обе руки", т. е. способным работать "одинаково как левой, так и правой рукой"*.
* (Бидлоо Н. Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре.- М., 1979, с. 92.)
Сочетание
анатомической подготовки с постоянной
хирургической практикой
Возможность
видеть воочию удивительную взаимосвязь
конструкции организма и
Иностранные лекари, наехавшие в Россию, почувствовали тревогу за свое благополучие. Они обрушили на воспитанников лекарской школы ложь и клевету. Они открыто ополчились против самого Н. Бидлоо. Лучше всего такое утверждение иллюстрируется им самим. Иностранные хирурги, писал Н. Л. Бидлоо Петру I, "советовали, дабы я народу сего, юношей не учил...". В жалобе адмиралу Ф. Апраксину в 1715 г. Н. Л. Бидлоо приводит примеры несправедливых упреков в адрес его учеников и просит дать им свободу "практику делать и науку свою на государевой службе обучати, и себя мудрыми показывати..." Он разъяснял, что всем сердцем старается "дабы сего народа отроков науке хирургической научил", не жалея ни дня ни ночи.
Ответ Петра I на жалобы Н. Л. Бидлоо был четким. Петр I требовал, чтобы никто из иностранных хирургов по отношению к русским хирургам, подготовленным Н. Л. Бидлоо, "никакой обиды в чести или в повышении чина... являть не дерзал".
При организации медицинского образования в России были применены прогрессивные методы подготовки врачей у постели больного. Поэтому врачей готовили в школах при госпиталях, где имелись все условия для клинической подготовки будущих врачей. В программу преподавания в госпитальных школах были включены теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, материя медика, включающая фармакогнозию, минералогия, ботаника, фармация и фармакология. С преобразованием в 1786 г. госпитальных школ в медико-хирургические училища были введены химия, математика и физика. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады.
В качестве преподавателей в медицинские школы приглашались врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком. Таким образом, русские юноши, пришедшие в школу, не всегда понимали своих учителей. Н. Л. Бидлоо нашел выход: он получил разрешение набирать в госпитальную школу выпускников Славяно-латинской академии*, где изучались греческий и латинский языки. Для материального обеспечения каждого учащегося полагалось 18 руб. в год. Мыла не выдавалось, белье стирали сами. Одежда была казенная. Студенты носили льняные парики, надевали халаты из грубого холста (позднее - нарукавники и фартуки).
* (С 1775 г.- Славяно-греко-латинская академия.)
По мнению Я. А. Чистовича, госпиталь ощущал недостаток трупов для занятий со студентами. Но, видимо, так было не всегда. Врачи обязательно привлекались для вскрытия трупов при насильственной смерти, что было определено еще Петром I. В "Регламенте" о госпиталях 1722 г. в 50-й главе госпитальному доктору вменялось "чинить разобрание (вскрытие) трупов часто". "Регламент" 1735 г. повторил положения "Регламента" 1722 г., значительно расширив и детализировав главным образом педагогическую сторону вопроса. Вот почему принято считать 1722 г. годом начала патологоанатомических и судебно-медицинских вскрытий в России.
Проведя тщательный анализ учебных планов в госпитальных и медико-хирургических училищах, Б. Н. Палкин (1959) установил, что с момента организации этих учебных заведений в них "особенно большое внимание уделялось преподаванию анатомии" (с. 40). Во второй половине XVIII века в распоряжении учащихся были учебники на русском языке и атласы. Регулярно производились вскрытия. В Генеральном "регламенте" о госпиталях от 1735 г. предусматривались несомненно благоприятные условия для успешной анатомической подготовки. На группу учащихся госпитальной школы выделялся отдельный учитель, которому вменялось в обязанность "анатомию по всем частям оной наиявственнее и точно ученикам показывать. Ученикам же самим в анатомии над телесами утверждаться..."*
* (Полное собрание Законов Российской империи.- СПб. 1830 т. 9, № 6852, с. 680.)
Направляя
на должность преподавателя
* (ЦГИА в Ленинграде, фонд 1295, оп. I, кн. 4, л. 639.)
Анатомический театр - так называли секционный зал в то время - был при каждом госпитале, где обучались будущие лекари. Там же создавались анатомические музеи, в которых накапливались сухие и влажные препараты. Их готовили как преподаватели, так и ученики. Применялись различные методы фиксации препаратов и методы инъекции кровеносных сосудов и полых органов.
В анатомическом кабинете петербургского сухопутного госпиталя к середине XVIII века числилось 126 музейных препаратов, среди которых были кости и их распилы, суставы и связки, препараты мышц, внутренние органы и препараты сосудов, налитых воском и эмульсией по методу Рюиша, эмбрионы и плоды человека разных возрастов, головной и спинной мозг, препараты легких с артериями, венами и воздухоносными путями, налитыми раздельно разноцветными инъекционными маслами и др. Были даже целые трупы с отпрепарированными нервами*.
* (ЦГИА в Ленинграде, ф. 1294, оп. I, св. 17, л. 1 - 15.)
Из числа преподавателей анатомии в госпитальных школах Петербурга необходимо отметить М. И. Шеина (1712 - 1762) - автора первого отечественного анатомического атласа и одного из создателей русской анатомической номенклатуры, а также М. М. Тереховского и Н. К. Карпинского - учителей проф. Я. О. Саполовича и П. А. Загорского, основоположника Петербургской школы анатомов. Большое значение имела деятельность К. И. Щепина.
Способные и имевшие склонность к анатомическим знаниям учащиеся получали звание "студентов анатомии". "Студентом анатомии" был молодой А. П. Протасов, ставший потом первым русским академиком-анатомом. Выпуск из школы проходил каждые 4 - 5 лет. Первый выпуск состоялся в 1712 г., почти все окончившие школу были посланы в Астрахань. Последующие выпуски направлялись преимущественно на Балтийский флот по требованию большого друга и покровителя Н. Л. Бидлоо -адмирала Ф. Апраксина.
В госпитальных
школах страны, число которых в XVIII
веке непрерывно росло, преподавание анатомии
уже составляло основу медицинского
образования. Профессор-анатом был
одновременно и физиологом. На первом
курсе учащиеся изучали анатомию
с таким расчетом, чтобы "все
части анатомии на разъятых трупах
были непременно показаны и разъяснены".
На втором курсе профессор должен
был читать лекции по физиологии, сопровождая
их "произведением опытов над
животными живыми". От преподавателей
требовалось, кроме того, "с возможным
усердием и трудолюбием обогащать
кабинет препаратами и
Медицинские
школы при госпиталях в Москве
и Петербурге призваны были готовить
национальные кадры. В связи с
этим на первый план выдвинулась задача
обеспечения школ учебными пособиями.
Начали создаваться оригинальные отечественные
учебники по различным отраслям знания,
а также осуществляться переводы
иностранных учебников. Поэтому
стали готовиться кадры специалистов-
При обучении студентов анатомии применялись в основном учебники Гофрида Бидлоо и Стефана Бланкарда. Наиболее доступным был обширный и превосходный труд Бланкарда, содержавший 709 с. не крупного шрифта с 67 рисунками и даже начальными сведениями по микроскопической анатомии.
В книге С. Бланкарда довольно подробно излагалось учение У. Гарвея о кровообращении. Поэтому оно было известно студентам Московской медицинской школы и создавало у них передовые по тому времени представления о важнейшей функции организма.
Учебник анатомии Г. Бидлоо только демонстрировался на наклонной доске. Для заучивания же студентами анатомических терминов существовали особые "табулы" или "экспликации". Они писались с помощью учеников педагогами школы на плотной шумаге и развешивались в "светлицах", где жили студенты.
Учебниками
служили собственные
Учебник анатомии Г. Бидлоо был переведен на русский язык до 1708 г. [Оборин Н. А., 1971]. Рукопись написана четкой скорописью конца XVII века. Объем рукописи 168 с. и 105 таблиц. Рисунки атласа (художник Т. Лерисс) очень хорошие. Это прежде всего высокое качество препаратов, в чем заслуга Г. Бидлоо, а также талант и мастерство художника. Язык перевода- старославянский, однако многие термины взяты из разговорного языка. Переводчик часто русифицирует латинские и греческие термины. Некоторые из них живы и сейчас: аорта, сфинктер, орбита и т. д. Атлас переводился для Петра I. Перевод считался образцовым. Оценка перевода, а также и всего труда Г. Бидлоо подтверждена документально. 1 февраля 1729 г. переводчик Академии наук лекарь М. П. Саратов получил следующее предписание: "При чем посылается до Вас каталогус анатомический, чтобы Вы оный на российский язык перевели, при котором для вспоможения Вам но оном переводе книга Бидлоо посылается, которая на российский язык уже переведена, чтобы как лучше нежели какие термина из того можете усмотреть, чтоб в истолковании тех терминов последовать".
Таким образом, в России в начале XVIII века велась активная работа по переводу учебников, а также уже началась работа по определению и идентификации анатомических терминов. Учебник Г. Бидлоо помог в создании первого в России анатомического атласа "Syllabus". Найдено 10 полных и частичных заимствований в 4 таблицах атласа из 26 (Оборин Н. А., 1971]. Перевод книги Г. Бидлоо сделан с оригинала издания 1685 г.; кто переводил, неизвестно. Во второй половине XVIII века была сделана вторая попытка перевести учебник Г. Бидлоо, но этот труд не был закончен.
Лишь советские читатели, интересующиеся историей медицины, получили замечательный подарок, - полный перевод рукописной книги, созданный в начале XVIII века и изданной издательством "Медицина" в 1979 г. Это знаменитое "Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре", составленное Николаем Бидлоо. В фонд советской историко-медицинской литературы вошло выдающееся произведение в отличном издании с прекрасными иллюстрациями.
Начальные этапы истории научной медицины в нашей стране не раскрыты как следует из-за отсутствия фундаментальных первоисточников. До последнего времени первой медицинской книгой, изданной в России, считали книгу Д. П. Синопеуса о болезни моряков (1733). Не учитывалось, что уже в 1700 г. увидела свет книга Л. Л. Блюментроста, написанная для военных врачей по заданию Петра I. В начале XVIII века распространились для практического использования различные грамоты, указы, инструкции по гигиене, аптекарскому делу, о пользовании минеральными водами и другие. Русский царь Петр I намечал издание "Анатомии человеческого тела с фигурами" (т.е. с рисунками), поручив подготовку такой книги Н. Л. Бидлоо. Уже в то время казалась совершенно очевидной зависимость научной медицины от надежной анатомической подготовки. Еще не разыскано и основное пособие Н. Л. Бидлоо по анатомии, зато сохранились в рукописях его "Speculum anatomie", "Медико-практический сборник", "Анатомический театр".
Акад. Б. В. Петровский (1979) указывает на непроходящую значимость "Наставления" Н. Л. Бидлоо для истории науки у нас в стране и за рубежом. Он подчеркивает, что этот труд отражает определенный этап развития хирургии на рубеже XVII - XVIII веков, именно поэтому он представляет собой ценный историографический источник.
Книга Н. Л. Бидлоо отличается систематичностью изложения. Непреклонная воля автора, творческий эмоциональный настрой и глубокая эрудиция заставляют читателей воздать ему достойную дань уважения. В книге 4 части. Первая самая важная - наставления по хирургии. Во второй части излагается частная хирургия, даются описания хирургических операций "от головы до пят". Глава 3 посвящена учению о лечении болезней. Н. Л. Бидлоо делает попытку сблизить хирургическое лечение с терапевтическим. В то время корпорации врачей и хирургов еще разделялись и даже враждовали. Четвертая глава содержит индексы, т. е. перечисление объектов исследования, программы преподавания. Она начинается с "Указателя анатомических предметов", который в принципе выражает последовательность изучения строения тела человека, сохраняющуюся до XX века. Оставив в стороне наивность отдельных представлений и некоторые неточности или несовершенство формулировок, надо признать, что автору удалось охватить весь объем знаний по хирургии, опирающейся на твердый анатомический фундамент. Диапазон оперативных вмешательств, рассмотренных в книге, кажется до неправдоподобия обширным. Здесь операции по "поводу аневризм, резекции и ампутации, трепанации черепа, удаление катаракты, удаление полипов из носовой полости, устранение расщелин верхней губы и многие другие.
Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века