Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99
В развитии
русской анатомии XVIII век ознаменовался
интенсивным накоплением
Материалистический
подход к общим проблемам анатомии
стимулировал направленность научных
исследований на связь с природой,
на выявление общих
Далее, прогресс анатомии в России к середине XVIII столетия определил магистральный путь ее развития, как направленный на удовлетворение запросов медицинской практики, на разрешение тех проблем, которые ставила жизнь. Профессора-академики, а также практические врачи все больше проникались убеждением в необходимости глубоких знаний строения тела человека для понимания природы патологических процессов, а также для эффективного лечебного воздействия на них.
Сравнительно
быстро ученые-анатомы, создавая анатомию
в России на твердых научных основах,
убедились в обязательности анатомических
знаний для врача во всех сферах
его деятельности. Стало совершенно
очевидным, что без полных и твердых
знаний анатомии невозможно развивать
ни теорию, ни практику медицины. И тем
самым нельзя осуществлять здравоохранение,
нужда в государственных
Для достижения этой задачи в анатомических исследованиях при работе в Академии наук использовался весь имеющийся в распоряжении ученых опыт мировой науки, все доступные средства и методы исследования.
Высокий уровень научных исследований обеспечил результаты, отвечавшие стандартам мировой науки. Это означало, что русская анатомия достигла показателей, соответствующих международному опыту как в методах, так и в результатах исследований.
В этом отношении много сделали в первую очередь непосредственные ученики М. В. Ломоносова - профессор анатомии К. И. Щепин и академик А. П. Протасов.
К. И. Щепин (1728 - 1770) прожил короткую, но яркую и трудную жизнь. Он родился в Котельниче (ныне Кировская область). Окончив Вятскую семинарию в 1742 г., 14-летний подросток почти пешком добрался до Киева, чтобы учиться в Киево-Могилянской Академии. В дальнейшем он продолжил образование в Падуе и Лейдене, где в 1758 г. защитил докторскую диссертацию "De acido vegetable" ("О растительной кислоте"). В Швеции встречался со знаменитым Карлом Линеем, а в Берлине с видными профессорами, среди которых был Л. Эйлер - член Петербургской академии наук.
Плодотворными в его биографии были годы преподавания анатомии, физиологии и хирургии в Московской (1762 - 1763) и Петербургской (1764 - 1766) госпитальных школах. В это время К. И. Щепин разработал научные основы преподавания медицинских наук, создал программы по анатомии, патологии, хирургии. Особое внимание уделял анатомической подготовке врачей. Он писал о том, что "польза из анатомии всем и всякого состояния людям велика", а понимание конструкции тела будет достигнуто тогда, "когда познаешь частей его величину, положение, изображение, связи, строение и пропорции"*.
* ( Щепин К. И. Об анатомии вообще. Рукопись. ЦГИА. Дела медколлегии, 1964, кн. 9, л. 179.)
Первый, русский по национальности, профессор-анатом К. И. Щепин ввел преподавание на русском языке, ориентируя учащихся на прочную клиническую вооруженность. Его девизом было "только тому обучать, что при практике можно использовать"*. Впервые использовал в своих лекциях данные по микроскопической анатомии. И это было в то время, когда распространялось утверждение о том, что анатомия вообще для медицины является вредной**.
* (Там же.)
** (Мороховец К. 3. История и соотношение медицинских знаний.- М., 1903, с. 64. )
В Академии
наук К. И. Щепин сблизился с М.В.
Вместе с М. И. Шеиным и Н. М. Максимовичем-Амбодиком А. П. Протасов положил начало русской анатомической и медицинской терминологии. Еще будучи студентом он перевел в 1748 г. под руководством и редакцией М. В. Ломоносова анатомический атлас Прейслера с немецкого языка на русский. Для русского текста А. П. Протасов чаще всего подбирал бытовые выражения, придумывал новые названия.
Учебник анатомии на русском языке впервые был напечатан в Петербурге в 1757 г. Это был учебник Лаврентия Гейстера, переведенный с немецкого языка М. И. Шеиным. Во введении сформулирована цель врачебной анатомии, "дабы познавши правильно строение тела человеческого, о здравии лучшее попечение иметь, от болезней удобнее избегать, и скорее и лучше излечивать" (с. 8). Познавая строение тела, анатом должен использовать и средства микроскопии (с. 2). Многие анатомические термины, внесенные в текст учебника, сохранились до настоящего времени, многие заменены. Например, решетчатую кость Шеин называл вихорной, или ноздреватой, твердую мозговую оболочку - жесткой матерной, или крепкой оболочкой.
Пояснице было дано название - лядовия, плечевой кости - рамо, бедренной кости - стегно. Хребетно-костным назывался спинной мозг, лючкотной веной - легочная вена. В учебнике представлены названия всех органов с максимальным приближением к их исходным наименованиям в первоисточниках. Анатомические термины разъяснялись, кроме того, в "Словаре Российской Академии" (А. П. Протасов).
Н. М. Максимович-Амбодик подготовил первую анатомическую номенклатуру в виде "Анатомико-физиологического словаря" (СПб., 1783). Продолжался поиск наиболее точных и гармоничных определений. Прежде чем закрепился термин "артерия", в анатомических книгах употреблялись названия "жила биючая", "жила боевая". Вены назывались "жилы кровевозвратные", поджелудочная железа обозначалась терминами "все-мясная железа", "языкообразная", "пригожемясная". Основные русские анатомические термины были тщательно отобраны П. А. Загорским при составлении им учебника анатомии (СПб., 1802, 1-е изд.), тем не менее и после этого продолжалось сочинительство оригинальных названий. Отсюда "костесловие" вместо "остеология", "почечуйная артерия" вместо "прямокишечная артерия". Но ряд анатомических терминов в русском языке, закрепился сразу, например, лодыжка, ключица, бедро и др. Интересно, что от первых названий остались некоторые производные до настоящего времени. Например, большеберцовая кость от названия tibia "большое берцо", или "подложечная область" от слова "ложка", которым обозначался конец грудины (мечевидный отросток).
Создание
русской анатомической
Складывание
русской анатомической
Таким образом, мы видим, что взгляды М. В. Ломоносова были восприняты его многочисленными учениками и последователями и активно внедрялись в жизнь. Горячий патриотизм М. В. Ломоносова вдохновлял его последователей на развитие отечественной науки. Одним из принципов в этой работе было выявление и развитие связей анатомии с практическими запросами жизни.
Важным источником выявления особенностей развития и роста анатомических знаний в России являются диссертации, защищенные в XVIII веке по проблемам анатомии. Диссертации описаны в хронологическом порядке В. А. Невским (1955). Из 37 диссертаций, защищенных русскими врачами в XVIII веке, по общим вопросам анатомии защищено 4, по проблемам кровообращения - 6, по изучению нервной системы - 10, по анатомии внутренних органов - 6, по анатомии мочеполовых органов - 6, по проблемам остеологии - 4, о мышцах - 1. Как мы видим, наибольшее количество работ посвящено проблемам нервной системы.
Уроженец Москвы И. Лупс в 1748 г. защитил докторскую диссертацию "О раздражимости". Не соглашаясь с мнениями знаменитого в то время Галлера о зависимости раздражимости нервов от количества гипотетической жизненной силы, И. Лупс считал раздражимость основным свойством нервной системы.
Серьезной работой является работа И. Тейблера "О ранениях мозга, не всегда смертельных" (1750). В этой диссертации автор подробно останавливается на анатомии и физиологии мозга, опираясь на собственные экспериментальные исследования, выполненные на собаках.
Среди русских врачей конца XVIII века, жадно тянувшихся к знанию и мечтавших о развитии отечественной медицинской науки, было немало талантливых людей с задатками блестящих ученых. Имена многих из них сейчас незаслуженно забыты. Судьба этих гениальных выходцев из народа, учеников М. В. Ломоносова, во многом трагична. Трудно было пробивать дорогу к науке, когда на пути нового, прогрессивного стояло самодержавие, и когда участь передового русского ученого зависела от благорасположения медицинской коллегии, где почти безконтрольно хозяйничали холопствующие иностранцы.
Одним
из талантливых русских врачей был
Д. И. Иванов (1751 - 1821). Он родился в
г. Твери (ныне г. Калинин). Учился в Московском
университете на медицинском факультете
и окончил его в 1774 г. Способный
молодой врач пользовался поддержкой
своих учителей и был рекомендован
на должность лекаря Московского
генерального госпиталя. Однако эта
должность требовала степени
доктора медицины. Юный возраст и
наличие дипломированных
В 1780
г. Д. И. Иванов закончил и блестяще защитил
докторскую диссертацию "О происхождении
межреберных нервов". Диссертация
была написана в соответствии с требованиями
эпохи на латинском языке. Сразу
же после защиты в 1781 г. она была напечатана
во Франкфуртском медицинском
Медицинская коллегия по возвращении Д. И. Иванова в Россию подтвердила его право на звание доктора медицины. Казалось бы, что молодой, полный творческих замыслов ученый получит полное признание в медицинских кругах и ему будет предоставлена возможность развивать свои исследования дальше, но этого не случилось. Медицинская коллегия определила Д. И. Иванова врачом Пензенского наместничества, лишив необходимых условий для ведения научной работы. Чтобы понять причины такого отношения к Д. И. Иванову, надо познакомиться с его диссертацией. Дело в том, что в XVIII веке широкое проникновение идей М. В. Ломоносова во все отрасли человеческого знания революционизировало русскую науку Д. И. Иванов, как и другие его современники, являлся последователем Ломоносова. В своей работе Д. И. Иванов отразил критическое отношение к существовавшим теориям и убедительно подчеркнул превосходство знаний, полученных в опыте, по сравнению с вымыслами досужей фантазии.
Название диссертации Д. И. Иванова "О происхождении межреберных нервов" вряд ли может заинтересовать современного читателя. Лишь специалисты неврологи и анатомы, знакомые с классификациями вегетативной нервной системы в историческом аспекте, без труда поймут, что здесь речь не о межреберных нервах в современном понимании, а о пограничном симпатическом стволе, носившем в XVII и XVIII столетиях название межреберного нерва.
Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века