Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99
В. А. Оппель называл Н. Л. Бидлоо первым учителем хирургии в России. Мы можем теперь с полным основанием сказать, что это был также первый учитель анатомии в России.
Написанное Н. Л. Бидлоо "Наставление" служило воспитанию и обучению молодых русских хирургов. За 4 года существования Московского госпиталя через него прошло 1996 больных. За это же время в госпитальную школу было принято 50 учащихся, 17 из них отсеялись по разным причинам. За все время руководства школой Н. Л. Бидлоо было выпущено 124 хирурга и только два из них нерусской национальности. Это было огромным скачком в развитии национальной хирургической школы. Рождение первых обладателей врачебных дипломов на родной русской земле.
Учение в госпитальной школе, старательно оберегаемой Н. Л. Бидлоо, открывало молодым русским людям научные просторы, неведомые доселе. У них пробуждалась жажда деятельности, творчества. Рождалась новая поросль просвещенных людей, выступавших смело против консерватизма в науке.
На первой же странице "Наставления" сказано, что хирургия создается на основе познания и изучения хорошо сложенного человеческого тела. Поэтому к хирургии относится "анатомия, которая есть знание целого человеческого тела снаружи и изнутри"*.
* (Н. Бидлоо. Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре.- М., 1979, с. 9.)
Индекс разделов анатомии, приложенный к руководству, представляет собой фактически программу курса анатомии для госпитальных училищ. Этот документ вызывает большой интерес. В книгах по истории анатомии программ изучения этой науки не воспроизводилось. Между тем из перечня разделов нетрудно установить последовательность изучения и преемственность фактического материала, содержащегося в курсе анатомии.
Начиналась анатомия с выделения областей тела и полостей (их в программе три - черепная, грудная и брюшная). Далее следовала остеология, за нею излагались сведения о соединении костей, далее шли миология и учение о сосудах и нервах. Вторая часть курса включала занятия по органам чувств, после этого изучались органы рта, грудной и брюшной полостей, таза. Следовательно, наибольшее внимание уделялось спланхнологии.
Патологическая анатомия органов изучалась вместе с учением о болезнях.
Важным событием в истории анатомических руководств следует считать выход в свет первого анатомического атласа "Sillabus seu index omnium partium corporis humani fiqyris illustratus" в 1744 году*. Заслуга в его создании принадлежит М. И. Шеину. Это было весьма нужное учебное пособие для изучающих анатомию. Отличные зарисовки анатомических препаратов сопровождались в нем краткими описаниями частей человеческого тела. До этого в России не было подобного анатомического компендия, который отличался бы краткостью и обладал богатством материала, а также многочисленными и точными рисунками.
* (Силлабус, или указатель всех частей человеческого тела, иллюстрированный рисунками. Издано для пользы обучающихся хирургии в петербургских школах. Петербург, типография Академии наук, 1744.)
Основание Академии наук, а также открытие госпиталей и медицинских школ имели решающее значение для становления в России анатомии как науки и предмета преподавания. Все это проходило в обстановке подъема национальной культуры. Вместе с тем мировой процесс развития науки, открытия и обобщения, сделанные на новом витке развития производительных сил в передовых странах Европы, показали необходимость организации научных исследований в крупных научно-исследовательских учреждениях, концентрации наиболее видных ученых в одном учреждении, имеющем права и вес в государстве, а также координацию их усилий при решении наиболее важных для государства научных проблем. Такой формой организации научной работы явились академии наук, которые стали создаваться в начале XVIII века в ряде стран Европы. Академии в это время были организованы в Италии, во Франции, Англии.
Планы
создания Академии наук в России вынашивались
и разрабатывались со времени
путешествий Петра I по Европе. Наиболее
раннее упоминание об этом относится
к 1698 - 1699 гг., когда в беседе с патриархом
Андрианом Петр I высказал мысль
о необходимости
* (Камков Г. Д., Левшин Б. В., Семенов Л. К. Краткий исторический очерк (в двух томах).- М., 1977, т. 1, с. 26.)
Далее известно, что во время встреч Петра I с Лейбницем при обсуждении программы культурных и просветительных реформ рассматривался вопрос о создании Академии наук. В своем письме к X. Вольфу в конце 1719 г. Петр I писал о желании создать Академию.
13 января
1724 г. Петр I подписал в сенате
"определение" об Академии.
2 января им же был утвержден
проект "Положения" об учреждении
Академии наук и художеств
и университета при ней,
Разработанная структура Академии отличалась более прогрессивными формами, чем некоторые западноевропейские Академии, ибо в состав Российской академии были включены кафедры по всем основным отраслям знания, отражавшим проведение научных исследований по магистральным направлениям естествознания и гуманитарных наук.
Университет при Академии не включал в свой состав богословские кафедры и состоял из трех факультетов: юридического, медицинского и философского. На медицинском факультете лекции должны были читать академики физического класса - анатом, химик и ботаник. По Положению Академия получала право избрания своих членов. Петр I, согласившись с этим, написал: "Позволяется".
28 января 1724 г. был опубликован сенатский указ об учреждении Академии наук. В указе сказано, что "Петр Великий... указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги". На содержание Академии отпускались денежные средства в размере 24 912 руб., которые собирались с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга.
Таким
образом, было создано новое по форме
научно-исследовательское
Таким образом, в России при создании первого крупного научного учреждения наука сразу же приравнивалась к важнейшим государственным делам. Это обеспечивало успех научных исследований с их истоков. Л. Л. Блюментрост просил 20 000 руб., Петр I увеличил сумму почти на четверть и при этом указал, что это только для начала ее работы, а в дальнейшей эта сумма будет увеличена.
В сенатском указе не воспроизводился текст Положения, но о нем упоминалось. Петр I умер, не успев подписать Положение.
Вплоть до 1747 г. Петербургская академия наук осуществляла свою деятельность, проводила исследования и многочисленные экспедиции, руководствуясь только проектом Положения об учреждении Академии. Впоследствии па этот документ с пометками Петра I ссылались как на утвержденное царем Положение, иногда давая ему название "Регламента" [Комков Г. Д. и др., 1977].
13 февраля
1724 г. был составлен "Краткий
экстракт" проекта Положения об
учреждении Академии наук и
послан дипломатам за границу
для его обнародования и
Одним
из условий приглашения
Российская
академия наук была торжественно открыта
27 декабря 1725 г., но приглашенные ученые
продолжали приезжать и в последующее
время. Сразу же после создания Академии
при ней сосредоточились
В августе 1725 г. начали проводиться первые конференции Академии, которые бывали 2 раза в неделю. Самый ранний протокол Конференции сохранился от 13 ноября 1725 г. В начале декабря указом Сената придворный лейб-медик Л. Л. Блюментрост был назначен первым президентом Академии наук. 1 декабря 1726 г. состоялось второе торжественное заседание Академии наук. Штат академиков к тому времени значительно увеличился. Среди иностранных ученых, приехавших на жительство и службу в Россию, были крупный анатом И. Г. Дювернуа и адъюнкт И. Вейтбрехт. В 1727 г. на кафедру приехал будущий великий математик Леонард Эйлер. В это время в состав Академии входило 84 человека, в их числе 17 академиков.
Создание Академии наук было крупнейшим событием в жизни России. Академик С. И. Вавилов писал по этому поводу: "В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другого примера столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII века, через посредство Петербургской Академии". Среди других наук, которые стали быстро прогрессировать во вновь открытой Академии, была анатомия человека.
Открытие
Академии наук определило дальнейший
прогресс исследований в области
анатомии. Это было обусловлено, во-первых,
внедрившейся в научную среду
идеи о важности анатомии как фундаментальной
науки. Во-вторых, развитие анатомии в
России с первых же шагов пошло
на научных основах - на трудах Везалия
или его последователей. В-третьих,
накопился определенный опыт преподавания
анатомии с использованием хороших
учебных пособий и с
Среди членов Академии в начальный период ее истории вопросами анатомии занимались математик и физиологи Д. Бернулли, анатомы И. Дювернуа и И. Вейтбрехт. Читались лекции, печатались труды, делались доклады на Конференции.
В Петербургскую Академию наук в 1726 г. был приглашен на должность анатома Иоганн Дювернуа (1691 -1750) экстраординарный профессор Тюбингенского университета. В Тюбингене его лекции и практические занятия посещал молодой А. Галлер, будущий знаменитый швейцарский анатом и физиолог. По приезде в Петербург И. Дювернуа много внимания уделял строящемуся анатомическому театру, занимался изготовлением анатомических препаратов, а также скелетов животных, которые стали частью зоологического собрания Кунсткамеры. В анатомическом театре после его открытия проводились публичные лекции. Первую лекцию И. Дювернуа прочитал вскоре после приезда, в 1726 г. В этом же году он сделал доклад на Конференции Академии наук.
Окончательное оформление помещений Кунсткамеры было завершено в 1728 г. В круглом зале первого этажа разместился анатомический театр, снабженный отдельным входом с улицы. Места для зрителей были устроены амфитеатром. Вдоль стен в шкафах стояли банки с анатомическими препаратами Ф. Рюйша. Полки в шкафах располагались по размеру банок. Под потолком висели чучела крокодилов и больших рыб. На втором этаже находились препараты по сравнительной анатомии, а также чучела птиц и млекопитающих [Лукина Т. А., 1974].
Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века