История медицины о развитии анатомии в России 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99

Файлы: 1 файл

Содержание курсовой.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

В. А. Оппель называл Н. Л. Бидлоо первым учителем хирургии в России. Мы можем теперь с полным основанием сказать, что это был также первый учитель анатомии в России.

Написанное  Н. Л. Бидлоо "Наставление" служило воспитанию и обучению молодых русских хирургов. За 4 года существования Московского госпиталя через него прошло 1996 больных. За это же время в госпитальную школу было принято 50 учащихся, 17 из них отсеялись по разным причинам. За все время руководства школой Н. Л. Бидлоо было выпущено 124 хирурга и только два из них нерусской национальности. Это было огромным скачком в развитии национальной хирургической школы. Рождение первых обладателей врачебных дипломов на родной русской земле.

 
Pис. 4. Инструкция по анатомии в книге II. Бидлоо

Учение  в госпитальной школе, старательно  оберегаемой Н. Л. Бидлоо, открывало молодым русским людям научные просторы, неведомые доселе. У них пробуждалась жажда деятельности, творчества. Рождалась новая поросль просвещенных людей, выступавших смело против консерватизма в науке.

На  первой же странице "Наставления" сказано, что хирургия создается  на основе познания и изучения хорошо сложенного человеческого тела. Поэтому  к хирургии относится "анатомия, которая есть знание целого человеческого  тела снаружи и изнутри"*.

(Н. Бидлоо. Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре.- М., 1979, с. 9.)

Индекс  разделов анатомии, приложенный к  руководству, представляет собой фактически программу курса анатомии для  госпитальных училищ. Этот документ вызывает большой интерес. В книгах по истории  анатомии программ изучения этой науки  не воспроизводилось. Между тем из перечня разделов нетрудно установить последовательность изучения и преемственность  фактического материала, содержащегося  в курсе анатомии.

Начиналась  анатомия с выделения областей тела и полостей (их в программе три - черепная, грудная и брюшная). Далее  следовала остеология, за нею излагались сведения о соединении костей, далее  шли миология и учение о сосудах  и нервах. Вторая часть курса включала занятия по органам чувств, после  этого изучались органы рта, грудной  и брюшной полостей, таза. Следовательно, наибольшее внимание уделялось спланхнологии.

Патологическая  анатомия органов изучалась вместе с учением о болезнях.

Важным  событием в истории анатомических  руководств следует считать выход в свет первого анатомического атласа "Sillabus seu index omnium partium corporis humani fiqyris illustratus" в 1744 году*. Заслуга в его создании принадлежит М. И. Шеину. Это было весьма нужное учебное пособие для изучающих анатомию. Отличные зарисовки анатомических препаратов сопровождались в нем краткими описаниями частей человеческого тела. До этого в России не было подобного анатомического компендия, который отличался бы краткостью и обладал богатством материала, а также многочисленными и точными рисунками.

(Силлабус, или указатель всех частей человеческого тела, иллюстрированный рисунками. Издано для пользы обучающихся хирургии в петербургских школах. Петербург, типография Академии наук, 1744.)

Глава VI. Основание  российской академии наук. Развертывание  научных исследований по анатомии

Основание Академии наук, а также открытие госпиталей и медицинских школ имели  решающее значение для становления  в России анатомии как науки и  предмета преподавания. Все это проходило  в обстановке подъема национальной культуры. Вместе с тем мировой процесс развития науки, открытия и обобщения, сделанные на новом витке развития производительных сил в передовых странах Европы, показали необходимость организации научных исследований в крупных научно-исследовательских учреждениях, концентрации наиболее видных ученых в одном учреждении, имеющем права и вес в государстве, а также координацию их усилий при решении наиболее важных для государства научных проблем. Такой формой организации научной работы явились академии наук, которые стали создаваться в начале XVIII века в ряде стран Европы. Академии в это время были организованы в Италии, во Франции, Англии.

Планы создания Академии наук в России вынашивались и разрабатывались со времени  путешествий Петра I по Европе. Наиболее раннее упоминание об этом относится  к 1698 - 1699 гг., когда в беседе с патриархом Андрианом Петр I высказал мысль  о необходимости распространения  просвещения в России [Камков Г. Д. и др., 1977]*.

(Камков Г. Д., Левшин Б. В., Семенов Л. К. Краткий исторический очерк (в двух томах).- М., 1977, т. 1, с. 26.)

Далее известно, что во время встреч Петра I с Лейбницем при обсуждении программы  культурных и просветительных реформ рассматривался вопрос о создании Академии наук. В своем письме к X. Вольфу в  конце 1719 г. Петр I писал о желании  создать Академию.

  1. Анатомический сектор Академии наук

13 января 1724 г. Петр I подписал в сенате "определение" об Академии. 2 января им же был утвержден  проект "Положения" об учреждении  Академии наук и художеств  и университета при ней, составленный  Л. Л. Блюментростом, будущим президентом Академии. По Положению Академия являлась и научно-исследовательским и учебным учреждением, в ее состав входили университет и гимназия. Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Кафедра анатомии входила в физический класс, наряду с кафедрами физики (теоретической и экспериментальной), химии и ботаники.

Разработанная структура Академии отличалась более  прогрессивными формами, чем некоторые  западноевропейские Академии, ибо в  состав Российской академии были включены кафедры по всем основным отраслям знания, отражавшим проведение научных  исследований по магистральным направлениям естествознания и гуманитарных наук.

Университет при Академии не включал в свой состав богословские кафедры и состоял  из трех факультетов: юридического, медицинского и философского. На медицинском факультете лекции должны были читать академики  физического класса - анатом, химик  и ботаник. По Положению Академия получала право избрания своих членов. Петр I, согласившись с этим, написал: "Позволяется".

28 января 1724 г. был опубликован сенатский  указ об учреждении Академии  наук. В указе сказано, что "Петр  Великий... указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным  художествам и переводили б  книги". На содержание Академии  отпускались денежные средства  в размере 24 912 руб., которые собирались  с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга.

Таким образом, было создано новое по форме  научно-исследовательское учреждение, отличное от имеющихся в других столицах, и более совершенное по структуре, а также сразу же был решен вопрос о его финансовом обеспечении. В то время далеко не всегда научные исследования финансировались государством.

Таким образом, в России при создании первого  крупного научного учреждения наука  сразу же приравнивалась к важнейшим  государственным делам. Это обеспечивало успех научных исследований с  их истоков. Л. Л. Блюментрост просил 20 000 руб., Петр I увеличил сумму почти на четверть и при этом указал, что это только для начала ее работы, а в дальнейшей эта сумма будет увеличена.

В сенатском  указе не воспроизводился текст  Положения, но о нем упоминалось. Петр I умер, не успев подписать Положение.

Вплоть  до 1747 г. Петербургская академия наук осуществляла свою деятельность, проводила  исследования и многочисленные экспедиции, руководствуясь только проектом Положения  об учреждении Академии. Впоследствии па этот документ с пометками Петра I ссылались как на утвержденное царем Положение, иногда давая ему  название "Регламента" [Комков Г. Д. и др., 1977].

13 февраля  1724 г. был составлен "Краткий  экстракт" проекта Положения об  учреждении Академии наук и  послан дипломатам за границу  для его обнародования и набора  ученых для работы в Академии. Было решено пригласить только  крупных ученых, которые имели  уже известность и авторитет  в науке.

Одним из условий приглашения иностранных  ученых в Академию наук являлось обязательство  готовить кадры ученых из русских  людей. Против параграфа, по которому каждый приглашаемый академик, обязан был  привезти с собой одного или двух учеников, Петр I приписал: "Надлежит по два человека еще прибавить, которые  из словенского народа, дабы могли  удобнее русских учить..." Вот  на таких академических учеников, впоследствии названных адъюнктами, возлагалась обязанность заниматься с учащимися академической гимназии, откуда и они должны были пойти  учиться в университет. Таким  образом, предусматривалась программа  подготовки национальных научных кадров, обеспечиваемая системой учебных мероприятий  и штатными учреждениями.

Российская  академия наук была торжественно открыта 27 декабря 1725 г., но приглашенные ученые продолжали приезжать и в последующее  время. Сразу же после создания Академии при ней сосредоточились несколько  научных учреждений: библиотека и  Кунсткамера, обсерватория, анатомический  театр, географический департамент, ботанический сад. Особое место в качестве материальной базы Академии, занимали библиотека и  Кунсткамера. В новом здании Кунсткамеры  на Васильевском острове в левом  и правом крыле здания разместились коллекции и библиотека, открытые для общего пользования в 1728 г. В  центре, в верхней части башни, располагалась первая в России астрономическая  обсерватория, немного ниже - громадный  Готорнокий глобус, первый русский "планетарий", а еще ниже находился анатомический театр.

В августе 1725 г. начали проводиться первые конференции  Академии, которые бывали 2 раза в  неделю. Самый ранний протокол Конференции  сохранился от 13 ноября 1725 г. В начале декабря указом Сената придворный лейб-медик  Л. Л. Блюментрост был назначен первым президентом Академии наук. 1 декабря 1726 г. состоялось второе торжественное заседание Академии наук. Штат академиков к тому времени значительно увеличился. Среди иностранных ученых, приехавших на жительство и службу в Россию, были крупный анатом И. Г. Дювернуа и адъюнкт И. Вейтбрехт. В 1727 г. на кафедру приехал будущий великий математик Леонард Эйлер. В это время в состав Академии входило 84 человека, в их числе 17 академиков.

Создание  Академии наук было крупнейшим событием в жизни России. Академик С. И. Вавилов  писал по этому поводу: "В истории  мировой культуры в прошлых веках  нельзя указать другого примера  столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII века, через посредство Петербургской  Академии". Среди других наук, которые  стали быстро прогрессировать во вновь открытой Академии, была анатомия человека.

  1. Начало анатомических работ

Открытие  Академии наук определило дальнейший прогресс исследований в области  анатомии. Это было обусловлено, во-первых, внедрившейся в научную среду  идеи о важности анатомии как фундаментальной  науки. Во-вторых, развитие анатомии в  России с первых же шагов пошло  на научных основах - на трудах Везалия  или его последователей. В-третьих, накопился определенный опыт преподавания анатомии с использованием хороших  учебных пособий и с систематическим  проведением вскрытий - студенты медицинских  школ получали твердые и полноценные  знания. В-четвертых, русские ученые были связаны с передовыми школами  по разработке проблем анатомии - Падуанской и Лейденской, которые имели устоявшиеся традиции везалиев-ской анатомии и развивали их дальше. В-пятых, анатомы получили хорошую материальную базу для развертывания своих исследований - были созданы анатомические театры при госпиталях, а также при Кунсткамере, как база Академии наук. И, наконец, для работы в Академии наук в области анатомии и физиологии были приглашены крупные ученые, уже имевшие заслуги в развитии науки.

Среди членов Академии в начальный период ее истории вопросами анатомии занимались математик и физиологи Д. Бернулли, анатомы И. Дювернуа и И. Вейтбрехт. Читались лекции, печатались труды, делались доклады на Конференции.

В Петербургскую  Академию наук в 1726 г. был приглашен  на должность анатома Иоганн Дювернуа (1691 -1750) экстраординарный профессор Тюбингенского университета. В Тюбингене его лекции и практические занятия посещал молодой А. Галлер, будущий знаменитый швейцарский анатом и физиолог. По приезде в Петербург И. Дювернуа много внимания уделял строящемуся анатомическому театру, занимался изготовлением анатомических препаратов, а также скелетов животных, которые стали частью зоологического собрания Кунсткамеры. В анатомическом театре после его открытия проводились публичные лекции. Первую лекцию И. Дювернуа прочитал вскоре после приезда, в 1726 г. В этом же году он сделал доклад на Конференции Академии наук.

Окончательное оформление помещений Кунсткамеры  было завершено в 1728 г. В круглом  зале первого этажа разместился  анатомический театр, снабженный отдельным  входом с улицы. Места для зрителей были устроены амфитеатром. Вдоль стен в шкафах стояли банки с анатомическими препаратами Ф. Рюйша. Полки в шкафах располагались по размеру банок. Под потолком висели чучела крокодилов и больших рыб. На втором этаже находились препараты по сравнительной анатомии, а также чучела птиц и млекопитающих [Лукина Т. А., 1974].

Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века