Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99
* (Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л., 1970, с. 46. )
Существовавшая
на протяжении веков боязнь вскрытий
трупов, провозглашение церковью греховности
исследований на них долгое время
мешали анатомическим занятиям и
развитию анатомии как науки. Римская
церковь неоднократно вмешивалась
в университетские порядки и
отменяла учебные и публичные
вскрытия. Однако в статус университетов
XIV - XV веков были вписаны права
на анатомические занятия в
Знаменитый итальянский художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 - 1519) одним из первых стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение. И хотя общее количество таких вскрытий едва превысило 30, тщательность и полнота их описания с зарисовкой всех выделенных анатомических образований определили работу Леонардо да Винчи в анатомии как выдающееся научное достижение. В методику изучения органов Леонардо да Винчи постоянно вводил новое. Так, он применил инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, изобрел модель из стекла для изучения клапанов сердца, первым стал делать распилы костей для изучения их внутренней структуры.
Изучая строение тела человека, Леонардо да Винчи пытался установить общие закономерности этого строения, соотношения органов, их функциональной зависимости. Основанием для решения этих анатомических проблем он считал механику. Труды Леонардо да Винчи по анатомии стали известны только во второй половине XVIII века.
Попытки
ученых XI - XIV веков повысить свои знания
в анатомии и медицине, разрешить
некоторые вопросы путем
* (Энгельс Ф. Анти-Дюринг, 1977, с. 16. )
Все
рассмотренные нами исторические моменты
- предыстория научного изучения анатомии.
Перелом связан с именем Андрея Везалия
(1514 - 1564), знаменитого анатома и
крупнейшего исследователя, положившего
начало развитию научной анатомии.
К XVI веку созрели условия для
резкого скачка в развитии анатомии.
Нужен был сильный и
А. Везалий, выросший в семье потомственных врачей, еще в школьные годы в Брюсселе и Лувене испытывал непреодолимое стремление к изучению анатомии. В Париже он обучался медицине под руководством анатомов Сильвия (1478 - 1555) и Гунтера (1447 - 1555). Здесь он проходил курс анатомии вместе с Мигуэлем Серветом (1509 - 1553), имя которого связано с открытием ма лого круга кровообращения. Сервет, как известно, стал жертвой религиозного фанатизма и по приговору инквизиции был сожжен на костре. В 1537 г. Везалий переехал в Италию и занял кафедру анатомии и хирургии в городе Падуе. Через год он напечатал "Шесть анатомических таблиц", подготовленных вместе с художником Калькаром. Основной труд А. Везалия по анатомии "De corporis humani fabrica libri septem - "О строении тела человека в 7 книгах" - был издан в 1543 г. в Базеле. Второе издание также вышло в Базеле в 1555 г. В дополнение к этому труду А. Везалий написал "Эпитоме" как краткое учебное пособие по анатомии человека для студентов университета. Книга произвела огромное впечатление. Не все врачи были готовы безоговорочно принять ломку привычных канонов. Многие современники враждебно встретили новое слово в науке. Круг недоброжелателей А. Везалия сомкнулся. Борьба оказалась неравной. А. Везалий не выдержал, отказался от кафедры и сжег свои неопубликованные рукописи. Но скачок в анатомии был сделан. Изменилось преподавание этой науки, что послужило толчком к изменению преподавания других медицинских наук. Книга А. Везалия с момента своего появления имела глубокое влияние на развитие естествознания. Вместе с работой Коперника, с оригинальными трудами Леонардо да Винчи, Галилея и других ученых эпохи Возрождения эта книга предопределила конец схоластики и положила начало новой эры в истории науки. Основой научного познания были навсегда утверждены опыт, наблюдение, практика.
Радикальные
изменения в естествознании, создание
анатомических концепций и
* (Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л.: Медицина, 1970, с. 69.)
История перевода "Эпитоме" на русский язык весьма интересна, а сам факт перевода является знаменательным событием в истории русской культуры. Перевод "Эпитоме" был поручен монаху Чудова монастыря Епифанию Славинецкому. Этот одаренный просветитель родился в 1609 г. на Украине. Получил образование, как полагает А. Рогов, в Краковском университете. Преподавал в Киево-Могилянской академии. Приехал в Москву в 1649 г. С 1654 г. преподавал в Лекарской школе. Умер в Москве в 1675 г. Е. Славинецкий хорошо знал греческий язык, был весьма образованным человеком, примером передовых деятелей русского просвещения. Как характеризует его А. В. Позднеев (1958), "он энциклопедист и гуманист, один из первых представителей русской науки во многих ее отраслях - естествознании, медицине, астрономии, географии, педагогике, филологии"*. То, что Е. Славинецкий перевел именно "Эпитоме" было выяснено не сразу. Считалось, что этой книги в библиотеках Советского Союза нет, хотя она много раз издавалась в европейских странах. В Лейдене была издана в 1633 г. Петром Пау, в Париже - в 1564 г., без гравюр и индекса. В Нюрнберге, в 1551 г. "Эпитоме" издал хирург Якобус Бауман. В Амстердаме хирург Николай Фонтанус издал "Эпитоме" в 1642 г. Именно с этого издания и был сделан перевод на русский язык. Об этом стало известно благодаря усилиям Н. А. Богоявленского, В. Н. Терновского, Н. А. Оборина только в начале 60-х годов нашего столетия. Публикации этих ученых позволили представить всю историю появления на Руси труда А. Везалия, а также деятельность и личность переводчика. После смерти Славинецкого его ученик Евфимий Чудовской составил в конце XVII века список трудов своего учителя. Этот список использовал В. М. Ундольский в своих библиографических публикациях (1846).
* ( Ученые записки Московского заочного педагогического института.- М., 1958, с. 23.)
О переводе Везалия Евфимий Чудовской писал, что это была книга под названием анатомия, форматом в лист, объемом 14 тетрадей, автором ее является Вессалий Брукселенский, начало она имела "Вся человеческого" и переводилась с 23 июня 1657 по февраль 1658 г., и что сама эта книга была издана Везалием "июлия лета 1641 г.".
Объем (переведенного труда, а также небольшое количество времени, потраченное на перевод, указывало, что переведен был не основной труд А. Везалия, а его сокращенное изложение для учебных целей - "Эпитоме". Но этой книги А. Везалия, издания именно 1641 г., не было. В библиотеке им. В. И. Ленина в Москве и в библиотеке АН СССР в Ленинграде имеются экземпляры "Эпитоме" издания Н. Фонтануса 1642 г. Н. А. Богоявленский установил (1962), что в предисловии к изданию Н. Фонтануса имеется документ (письмо хирурга Хорста к Фонтанусу), датированный 1641 г. Надо полагать, что Евфимий Чудовской, составляя список переводов Е. Славинецкого, принял эту случайную дату за год издания "Эпитоме". Такая ошибка и привела к тому, что долгое время не был установлен источник перевода.
В 1963 г. акад. АМН СССР В. Н. Терновский исследовал экземпляр Фонтануса из библиотеки им. В. И. Ленина в Москве и обнаружил надписи, свидетельствующие, что книга принадлежала патриарху Никону. Этот экземпляр и был у Е. Славинецкого, когда он переводил "Эпитоме". Книга расшивалась, а потом снова сшивалась. Все предисловия и включения передвинуты в конец книги. Формат книги - полный лист. Объем ее достигает 13 - 14 немецких лагенов, что соответствует 14 тетрадям Е. Чудовского. Заглавию "Вся человеческого" полностью отвечали начальные строки первой главы о костях в книге Фонтануса "Omnes humani". Традиция озаглавливания abrupte (т. е. в обрыве, сокращенно) в то время была весьма распространена.
Никон был в дружеских отношениях с Е. Славинецким и мог сам дать ему книгу для перевода. То, что перевод делался для патриарха, видно из записи в книге Патриаршего казенного приказа: "166 (1658) майа 8 киевленину старцу Епифанию, что в Чудовом монастыре живет, перевел на русский язык государю патриарху дохтурскую книгу, в приказ 10 рублев дано сполна, те деньги по казначееву велению старцу Епифанию в Чудов монастырь отнес подъячий Иван Зерцалов"*. Книга, вероятно, была куплена Никоном у голландцев в бытность его новгородским митрополитом. Рукопись перевода долгое время хранилась в Синодальной библиотеке, но была утрачена и до сего дня не найдена. В патриаршей библиотеке "врачевскую анатомию" могли, возможно, штудировать и лекари. Впервые на русском языке "Эпитоме" был издан в 1974 г. Перевод был сделан с первого издания Н. Т. Соколовым и отредактирован В. Н. Терновским**.
* (Оборин Н. А. Выдающееся событие в истории отечественной медицины.- Арх. анат., 1959, № 5, с. 101.)
** (Терновский В. Н. Об "Эпитоме" (вступительная статья). В кн.: А. Везалий "Эпитоме". М: Медицина, 1974, с. 16.)
Славинецкий переводом книги А. Везалия перекинул мостик от западноевропейского просвещения к русскому. Связь стала благотворной. Идеи А. Везалия встретили на Руси понимание и уважение. Со второй половины XVII века началось не только первоначальное и конкретное проникновение учения Везалия в Россию, но и постепенное развитие его в нарождавшейся отечественной анатомии (Н. А. Богоявленский).
Имея целью дать пособие для изучения анатомии, А. Везалий подчиняет материал "Эпитоме" определенной организации. В обращении к "Читателю" А. Везалий пишет: "Это только что произведенное на свет сокращенное изложение книг "О строении человеческого тела" разделено на две части, из которых одна охватывает пять глав и содержит самое сжатое описание частей тела, другая предлагает их зарисовки на нескольких таблицах, вместе с которыми приводится индекс к рисункам"*. И далее А. Везалий предлагает читателю самому решить, с чего начать изучение анатомии - с изучения описания строения частей тела или с рисунков, разобраться в которых поможет индекс, с указанием наименования всех анатомических образований. В главе 1 "О костях и хрящах, или о тех частях, которые дают телу опору" схематично описан весь скелет. Какие-либо общетеоретические данные и суждения отсутствуют. Кость названа "простой частью" человеческого тела. Видимо, А. Везалий имел в виду только мацерированные кости. Кратко описан череп. При описании черепа А. Везалий точно охарактеризовал и изобразил клиновидную и нижнечелюстную кости. Шилоподъязычную связку он принимал за продолжение больших рогов подъязычной кости. Нижнюю носовую раковину и сошник он также не рассматривает в качестве самостоятельных костей, а присоединяет их к решетчатой кости. Очень образно описаны хрящи гортани. Артрология не выделена в отдельную главу, а по ходу изложения главы даются отдельные сведения по суставам.
* (Везалий А. "Эпитоме".- М.: Медицина, 1974, с. 21.)
Глава 2 "О связках костей и хрящей, а также о мышцах как орудиях произвольного движения" более подробная, чем глава 1. Теоретические рассуждения очень кратки и касаются связок и сухожилий; сами же мышцы описаны полно и подробно. Недостатком изложения миологии является то, что мышцы обозначены номерами, а не названиями. Н. Т. Соколов в примечаниях к "Эпитоме" пишет: "Неудобства такой системы номинации очевидны, однако сам Везалий их, видимо, не замечал, во всяком случае, он нигде о них не говорит. Цифровая номинация держалась в анатомии еще лет сто, и только Жан Риолан в своей "Антропографии" дал большинству мышц отдельные, частные наименования"*. Подробно описаны мимические, жевательные мышцы (кроме латеральной крыловидной); представлены все мышцы подъязычной кости. Приведены данные о мышцах языка, мягкого неба и гортани. А. Везалий описывает мышцы туловища и конечностей, исходя из функционального, а не топографического принципа. Мышцы описаны подробно, с точками фиксации и функцией. В этом же разделе описаны некоторые мышцы промежности. Заключает главу очень краткое описание связок суставов.
* (Везалий А. "Эпитоме".-М.: Медицина, 1974, с. 92.)
В главе 3 "Об органах, служащих для питания, которое совершается благодаря пище и питью", не описаны ротовая полость, глотка, пищевод. Довольно подробно описаны желудок, кишечник; менее подробно - печень. В этой же главе очень кратко упоминаются почки и мочевыводящие пути, а также приводятся сведения о венозной системе. Топография вен описана четко и верно, но в определении венозных сосудов, как части общей системы кровообращения, допущены ошибочные представления. В целом же по "Эпитоме" трудно понять законы организации системы кровообращения.
В главе 4 "О сердце и органах, помогающих ему в его функции" сердце описано кратко, предсердия не упоминаются. Непонятными для современного читателя остаются функции крупных сосудов, входящих в сердце и выходящих из него. Легкие описаны очень скупо. Процесс дыхания А. Везалий представляет себе следующим образом: через ноздри воздух поступает в легкие. Оттуда он "вытягивается" кровеносными сосудами и направляется в левый желудочек, где смешивается с "горячей кровью". Из взаимодействия воздуха и крови образуется "жизненный дух", распространяющийся затем по артериям ко всем органам и тканям. Упомянуты клапаны сосудов; остальная часть главы посвящена описанию ветвей аорты.
В главе 5 "О мозге и органах, созданных ради обслуживания мозга" из структур мозга описаны более или менее подробно только желудочки мозга, в которых А. Везалий обнаружил сосудистые сплетения. И здесь теоретические рассуждения А. Везалия не обходятся без "жизненного духа". Впрочем, его нельзя упрекать за это - на том уровне знаний объяснить работу мозга без привлечения "божественной пневмы" было, видимо, непосильной задачей. А. Везалий считает, что свои функции мозг выполняет с помощью животного духа, который вырабатывается в мозге и в оболочках и выходит на периферию по нервам. Соблюдая верность древней концепции Галена о трех духах, А. Везалий не может противопоставить ей ничего другого. Влияние мозга на жизненные отправления слишком очевидно. Объяснить это влияние А. Везалий способен только с помощью гипотетического животного духа, который сообщает силу органам чувств, вызывает движения мышц и является импульсом для божественных актов царствующей души. А. Везалий выделяет 7 пар черепномозговых нервов. I пара - зрительный нерв - описана в общем правильно. II пара - глазодвигательный нерв - иннервирует все 7 мышц глаза. III пара - по описанию соответствует тройничному нерву. Но анатомия этого нерва изложена чрезвычайно путанно. Двигательный корешок тройничного нерва выделен в специальную IV пару черепномозговых нервов. При описании III пары нервов Везалий на талкивается на отводящий нерв. Он сообщает правильные сведения о месте выхода этого нерва из мозга и о топографии на основании мозга, но в верхней глазничной щели принимает его за часть "глазного нерва", якобы двигательного по функции. Под V парой в книге А. Везалия фигурируют вестибулослуховой и лицевой нервы. VI пара нервов головного мозга, по А. Везалию, - это блуждающий нерв вместе с языкоглоточным и добавочным. VII парой А. Везалий обозначил подъязычный нерв. В этой главе А. Везалий объединил описание и центральной и периферической нервной системы, причем большую часть главы занимает описание спинномозговых нервов.
Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века