Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 22:12, реферат

Описание работы

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до 18 лет и является медициной растущего организма.
Интенсивный рост и развитие является характерной особенностью детского организма, отличающей его от взрослого.
В процессе роста ребенок все время меняется. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Нельзя сравнивать новорожденного с ребенком 1 месяца и т.д.

Файлы: 1 файл

Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии

ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до 18 лет и является медициной растущего организма.

Интенсивный рост и развитие является характерной особенностью детского организма, отличающей его от взрослого.

В процессе роста ребенок все время меняется. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Нельзя сравнивать новорожденного с ребенком 1 месяца и т.д. Чем младше ребенок, тем быстрее он растет. Без знания особенностей каждого возрастного периода нельзя судить о правильном развитии ребенка, а также понять патологию и своеобразное течение заболевания у детей разного возраста.

Различают следующие периоды жизни:

Период внутриутробного развития

  1. Фаза эмбрионального развития (эмбрион).
  2. Фаза плацентарного развития (плод).

Эмбриогенез начинается с 3-й недели после оплодотворения (первые 2 недели - бластогенез) и оканчивается 3-м месяцем внутриутробной жизни.

В этот период происходит основная закладка важнейших органов. Любое повреждение в этот период вызывает либо гибель эмбриона (выкидыш), либо врожденное уродство (порок развития органов или частей тела). Наиболее чувствителен эмбрион к вирусам: краснухи, гриппа, гепатита, полиомиелита, цитомегалии.

Лекарственные эмбриопатгии: сульфаниламиды, антибиотики (особенно группа тетрациклина), гормоны (кортикостероиды, инсулин), цитостатики, витамины, хинин.

Диабетические энцефалопатии: двенадцать процентов - атрофии кишечника, пороки сердца, пороки развития конечностей, черепа, анэнцефалия.

Фетопатии - нарушение тонкой структуры и дифференцировки тканей у сформировавшегося плода. Часто возникают при Rh-несовместимости, диабете, инфицировании плода (ветрянка, герпес, вирусный гепатит, врожденный сифилис, токсоплазмоз). При этом возникают следующие заболевания плода: энцефаломиелиты, миозиты, некрозы, врожденные гепатиты с исходом в цирроз, врожденные пневмонии. Фиброэластоз, муковисцидоз, кальциноз, врожденный адреногенитальный синдром, Д.Ц.П., гипертрофия мускулатуры пилоруса - все это ведет к мертворожденности, недоношенности, выкидышам и болезням новорожденных.

Период новорожденности

Период длится от момента рождения до 1месяца. С первым вдохом у ребенка начинается:

  1. легочное дыхание (расправляются легкие);
  2. изменение условий кровообращения (малый круг кровообращения);
  3. функционирование почек, пищеварительного тракта;
  4. самостоятельная терморегуляция.

Период новорожденности - это период приспособления организма ребенка к новым условиям существования. В этот период проявляются ряд пограничных с патологией состояний: физиологическая желтуха, физиологическая убыль веса, транзиторная гипертермия, физиологическая эритема и т.д.

В период новорожденности могут быть выявлены пороки внутриутробного развития (уродства, пороки сердца), а также последствия родовой травмы: внутричерепная травма, перелом ключицы, родовой паралич верхних конечностей, повреждение спинного мозга.

Заболевания, встречающиеся в период новорожденности:

    • Инфицирования пупочной ранки: омфалит.
    • Заболевания кожи: пиодермии, пузырчатка, флегмона новорожденных, гнойный мастит, сепсис, желтуха, пневмопатии (ателектазы легких, аспирационные пневмонии).
    • Врожденные деформации ОДА:
      1. врожденный вывих бедра
      2. врожденная косолапость
      3. кривошея
        • Хромосомные болезни:
    1. болезнь Дауна
    2. синдром Шерешевского-Тернера
    • Генные болезни:
      1. фенилкетонурия.

 

Характеристика новорожденного ребенка

Данные

К моменту рождения

К году

Вес

~ от 2500 до 5000 г (в среднем 3400 г)

утроится

Рост

~50 см

+ 25 см

Окружность головы

 ~32-33 см

+ 10 см

Окружность груди

~30-31 см

+ 15 см


 

Пропорции тела значительно отличаются от взрослого. Голова составляет 1/4 длины тела (у взрослого 1/8). Преобладает мозговая часть черепа над лицевой. Открыт большой родничок между лобной и теменными костями. Ноги короткие, туловище относительно длинное. Грудная клетка - короткая, бочкообразная, малоподвижная. Середина тела находится над пупком (у взрослого на высоте вертела бедренной кости).

Кожа - нежная, легко ранимая, богата кровеносными сосудами, несколько отёчная.

Мышечная система - развита слабо. Вес мускулатуры составляет 23% от общего веса (у взрослого в среднем 43%). Характерен гипертонус мышц сгибателей конечностей, за счет этого новорожденный находится в определенной позе: руки прижаты к туловищу, согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки, большой палец над остальными; ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, несколько разведены.

Нервная система. Кора больших полушарий не работает (палидарный период). Движения новорожденного хаотичные, случайные, непроизвольные. Легко вызываются безусловные рефлексы сосательный, глотательный, поисковый, хоботковый.

Новорожденный ребенок очень мало бодрствует, в основном он спит (20-22 часа в сутки)

Все органы и системы имеют особенности, но речь идет о тех системах, которые необходимы для массажиста - это кожа, мышцы, нервная система.

Грудной возраст

От 1месяца до 1 года.

Характеризуется интенсивным увеличением веса и роста. Вес утраивается. Рост увеличивается на двадцать пять см. Никогда больше ребенок так не растет. Но самое главное, на первом году жизни происходит становление его двигательного и нервно-психического развития. От рефлекторных движений новорожденного, лишенных контроля коры, до важнейшего итога общего двигательного развития - самостоятельной ходьбы. Важность этого периода невозможно переоценить. Мы не рождаемся людьми, мы ими становимся. К моменту рождения ребенка его нервная система, по сравнению с другими органами и системами наименее развита и зрелая. В этом огромный смысл именно для человека. Нервная система созревает медленно, здесь необходимо влияние человека Животное рождается более зрелым и быстрее приспосабливается к жизни. Чем ниже ступень развития животного, тем оно с рождения более приспособлено к жизни.

Влиять можно только на те системы, которые находятся в процессе развития, когда же мозг сформировался, догнать то, что упущено ранее, невозможно. Пример: брошенные дети, маугли.

Дефицит тактильных, зрительных, слуховых раздражителей приводит к задержке нервно-психических функций ребенка (лишить слуховых и зрительных раздражителей - будет глух и слеп). У новорожденного вес головного мозга относительно велик – 1/8 веса тела, а у взрослого 1/40 веса. В течение первых 6 месяцев вес мозга увеличивается на 85% (важно, чтобы не закрылся родничок). После 7 лет мозг вообще не растет.

У новорожденного борозды и извилины выражены слабо. Серое вещество мозга пока плохо дифференцировано от белого. Нервных клеток в больших полушариях у новорожденных столько же, сколько у взрослого, но они еще незрелые и созревают не одинаково.

Заболевания периода:

I. Желудочно-кишечный тракт:

  1. диспепсия (простая, токсическая);
  2. хроническое расстройство питания (гипотрофия).

II. Заболевание органов дыхания:

  1. пневмония, ОРЗ;
  2. острый ларингит (круп).

III. Диатезы:

  1. экссудативно-катаральный;
  2. лимфатико-гипопластический;
  3. нервно-артрический.

IV. Рахит. (Спазмофилия).

V. Инфекционные заболевания:

  1. коклюш;
  2. ветряная оспа;
  3. дифтерия.

VI. Заболевания нервной системы:

1) энцефалопатии;

2) Д.Ц.П.;

3) акушерские параличи.

VII. Заболевания О.Д.С.:

  1. кривошея,
  2. косолапость,
  3. дисплазия тазобедренного сустава.

Преддошкольный период

От 1 года до 4 лет.

Характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка (но энергия роста меньше). Происходит совершенствование центральной нервной системы. Познание окружающей среды. Развиваются двигательные навыки (учится бегать, прыгать). Формируется речь. Вообще, возраст 2-4 года является первым критическим периодом для развития психики. В этот период очень важна педагогическая коррекция. Ребенку надо много читать, рассказывать, объяснять, иначе будет наблюдаться задержка нервно-психического развития.

В этот период дети очень любознательны, задают много вопросов и задача взрослого - не подавить любознательность. Это возраст "почемучек". На все вопросы необходим ответ, нельзя отмахиваться: "Отстань!". Ребенок набирает знания.

Заболевания периода:

I. Болезни пищеварительного аппарата.

II. О.Р.З. инфекции: корь, ветряная оспа, скарлатина, пневмония, обструктивные бронхиты, круп.

III. Отравления лекарствами.

IV. Заболевания нервной системы: Д.Ц.П.

V. Заболевания опорно-двигательной системы: косолапость, дисплазия, кривошея.

VI. Инородные тела в носу, ухе, легких, желудке и кишечнике.

Дошкольный период

От 4 до 7 лет.

1. Продолжается совершенствование функций организма и нервно-психической деятельности.

2. Укрепляется мускулатура, костный скелет.

3. Начинается смена молочных зубов.

Особо выделяется возраст 6-8 лет - это второй критический период и очень важный. Это самый способный возраст к обучению (языки, музыка, некоторые виды спорта). В этот период необходимо вызвать интерес к учебе, иногда заставить, выработать усидчивость и ответственность к учебе, приучать помогать дома и т.д. Если этот момент будет упущен, ребенок не будет приучен к труду, самообслуживанию, дисциплине, то дальнейшее воспитание также будет затруднено. Это самый важный возраст для обучения и воспитания.

Заболевания периода:

I. Инфекции: ветрянка, инфекционный гепатит, скарлатина, краснуха (т.к. увеличивается контакт с окружающей средой и детьми).

II. Травматизм (отсутствие опыта, недостаток контроля со стороны взрослых).

III. Заболевания нервной системы (энурез).

Младший школьный период

Период отрочества, от 7 до 12 лет.

1. Происходит дальнейшее развитие мышечной системы, аппарата движений (но это период замедленного роста).

2. Заканчивается смена молочных зубов.

3. Дальнейшее формирование характера и интеллектуальное развитие.

Заболевания периода:

I. Травматизм (выходит на 1первом место, двадцать пять-сорок пять составляют травмы черепа).

II. Заболевания сердца (ревматизм, хорея).

III. Заболевания нервной системы (неврозы, энурез).

IV. Сколиозы, остеохондропатии.

Старший школьный период

Пубертатный или период полового созревания, от 12 до 18 лет.

  1. Завершается физическое и психическое развитие ребенка.
  2. Бурно развивается эндокринная система. Изменяется внешний облик ребенка. Появляются вторичные половые признаки (усиливается функция половых желез, щитовидной железы, гипофиза).
  3. Это период второго вытягивания в длину, особенно заметно вытягиваются ноги. Отмечается рост лицевого черепа. Появляется угловатость. Теряется грация.
  4. Эмоциональная жизнь отличается неустойчивостью, частыми сменами настроения и установок. Выражено свое "я".

С детьми этого возраста всегда много проблем.

Заболевания периода:

I. Эндокринные нарушения (эндокринопатии).

II. Вегетососудистые дистонии. Неврозы.

III. Сколиозы, остеохондропатии.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА В ПЕДИАТРИИ

До первого года

Из средств физического воспитания на первом году жизни ребёнка массаж и физические упражнения имеют особое значение. Они способствуют:

- нормальному развитию ребёнка, как физического, так и  психического;

- устойчивости организма ребёнка к воздействию внешних факторов;

- закаливанию.

 

Объективные особенности режима дня ребёнка на первом году жизни: ребёнок много спит, движения ограничены из-за гипертонуса мышц и пеленания конечностей, дыхательная мускулатура и мышцы живота слабо развиты. Всё это требует обязательного введения в режим дня ребёнка гигиенического массажа и гимнастики.

Информация о работе Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии