Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 22:12, реферат

Описание работы

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до 18 лет и является медициной растущего организма.
Интенсивный рост и развитие является характерной особенностью детского организма, отличающей его от взрослого.
В процессе роста ребенок все время меняется. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Нельзя сравнивать новорожденного с ребенком 1 месяца и т.д.

Файлы: 1 файл

Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Этапы развития ребёнка до 1 года. Методики массажа и гимнастики

При выполнении массажа и гимнастики на первом году жизни необходимо учитывать постоянно меняющиеся условия:

  1. Анатомо-физиологические особенности;
  2. Психомоторное развитие (двигательной сферы и нервной системы).

Выделены следующие этапы развития на первом году жизни и к ним подобраны соответствующие методики массажа и гимнастики:

1. 0-1,5 месяцев (40 дней);

2. 1,5-3 месяцев;

3. 3-6 месяцев;

4. 6-9 месяцев;

5. 9-12 месяцев.

Общие методические указания

  1. На 1 году жизни массаж и физические упражнения обязательно сочетаются и проводятся в большинстве своём в исходном положении ребёнка (И.П.Р.): лёжа на пеленальном столике, покрытом байковым одеялом, клеёнкой и пелёнкой.
  2. Температура воздуха должна быть не ниже 20-22 градусов, а иногда и 26 градусов (при гипотрофии).
  3. Занятия проводятся в одни и те же часы (через 45-60 мин. после кормления или за 1 час до еды). Не рекомендуется проводить непосредственно перед сном.
  4. Во время массажа и гимнастики поддерживать положительный эмоциональный настрой, общаться с ребёнком. Массаж должен быть источником радости для ребёнка, что важно для состояния его сердечно-сосудистой системы. Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов. Отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создаёт неблагоприятные условия для трофики тканей. Радость вызывает расширение сосудов, и при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов. Поэтому недопустимо делать массаж плачущему ребёнку.
  5. Общая нагрузка в каждом возрастном периоде дозируется индивидуально.
  6. Массаж предшествует физическим упражнениям для данной группы мышц.
  7. Чаще начинают массаж и гимнастику с рук, затем ноги, живот, грудь, спину и ягодицы.

Гигиенический массаж детям раннего возраста целесообразно начинать не ранее чем с 1,5-2 месячного возраста.

Это объясняется следующими физическими особенностями:

  1. выходом из периода новорождённости;
  2. большей выносливостью кожи к механическим и термическим воздействиям;
  3. определённой зрелостью нервной системы: развитию зрительной и слуховой сосредоточенности.

Но для лечебного применения физических упражнений и массажа не может существовать твёрдой границы возраста, это определяется, в первую очередь, лечебными задачами. Так, например, при врождённой кривошее, врождённом вывихе бедра, группе риска по ДЦП, раннее применение массажа и гимнастики даёт высокий эффект.

Приёмы массажа и гимнастические упражнения для каждого возрастного периода имеют свои особенности.

Все гимнастические упражнения для детей раннего возраста делят на 3 группы: рефлекторные, пассивные, активные.

Рефлекторные - это упражнения, в основе которых лежит использование врождённых двигательных реакций (рефлексов), которые мы можем вызвать у ребёнка в возрасте от рождения до 3-5 месяцев. Следовательно, они применяются только детям раннего возраста, т.к. пассивные и активные движения здесь невозможны (из-за гипертонуса мышц и незрелости нервной системы).

Основные рефлекторные упражнения:

1. И.П.Р. - на спине. Массажист надавливает большими пальцами на ладони ребёнка. При этом ребёнок открывает рот, слегка вытягивает губы вперёд, слегка сгибает голову вперёд, напрягает плечевой пояс, руки. Это упражнение основано на рефлексе Бабкина.

2. Массажист вкладывает II пальцы в ладони ребёнка. Ребёнок цепко захватывает пальцы и активно приподнимает голову и верхнюю часть туловища, его можно приподнять. Это рефлекс Робинсона, он вызывается с рождения и угасает к 3-4 месяцам.

3. Рефлекторное упражнение для стоп. Массажист слегка нажимает большим пальцем у основания пальцев стопы на подошве. В ответ на это тактильное раздражение сжимаются пальцы ребёнка - рефлекс Веркома.

Затем массажист проводит большим пальцем по наружному краю стоп от пятого пальца к пятке. Происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное разведение всех пальцев - рефлекс Бабинского. Используется для диагностики параличей и атонии мышц ног.

4. Ребёнка укладывают на живот, к подошвам подставляют ладонь, от которой ребёнок рефлекторно отталкивается и ползёт. Это рефлекс ползания Бауэра, он выражен с 3-4 недели жизни и держится до 4-х месяцев, затем угасает.

5. И.П.Р. - на боку. Рефлекторное разгибание позвоночника. При раздражении кожи спины паравертебрально большим пальцем от шеи к ягодицам или наоборот, происходит выгибание туловища ребёнка дугой в сторону раздражителя и поворачивает сюда голову. Рефлекс Галанта - выражается с 5-6 дня жизни и до 3-4 месяцев.

Пассивные упражнения выполняются усилиями взрослого без сопротивления со стороны ребёнка. Пассивные упражнения возможны при исчезновении повышенного тонуса мышц. В руках у ребёнка он исчезает к 3-м месяцам, а в ногах к 4-м месяцам. При заболеваниях, сопровождающихся снижением мышечного тонуса, иногда показано более раннее применение пассивных упражнений, и, наоборот, при сохранении повышенного тонуса мышц назначение пассивных упражнений противопоказано.

Основные пассивные упражнения:

1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди («кучер»), с заведением на бока.

2. Круговые движения руками: вперёд вверх до стола, скользя по столу вниз к туловищу, затем обратно по столу вверх и вперёд и вниз.

3. Сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).

4. Сгибание и разгибание ног вместе.

5. Сгибание и разгибание ног попеременно.

6. Круговые движения ногами.

Активные упражнения основаны на произвольно выполняемых ребёнком движениях. Они возможны только при возникновении у ребёнка самостоятельного движения.

Первое активное движение ребёнка появляется на 2 месяце жизни - это движение головы Ребёнок в положении на животе может поднимать и некоторое время удерживать голову,

В 3 месяца - он уже удерживает голову и поднимает плечевой пояс, опираясь на предплечье.

В возрасте от 3 до 5 месяцев - возникают активные повороты туловища со спины на живот, с живота на спину.

К 5-6 месяцам - ползание на животе.

К 6-8 месяцам - ползание на четвереньках и переход в положение сидя.

С 8 месяцев - обучается стоять.

К 1 году - ходить.

Последовательность возникновения активных движений всегда постоянна. При задержке в развитии активных движений массажист должен стимулировать их появление упражнениями «с помощью», яркими игрушками и т.д. Учитывая вышеизложенное, первое активное упражнение вводим со второго месяца.

Основные активные движения:

  1. Выкладывание на живот.
  2. Парение в положении на животе.
  3. Повороты со спины на бок «с помощью» (с 2 месяцев).
  4. Подтягивание (с 2 до 3 месяцев).
  5. Присаживание (с 3 до 6 месяцев).
  6. Повороты со спины на живот и с живота на спину (с 3 до 6 месяцев).
  7. Вставание на четвереньки с помощью и без неё (с 6 месяцев).
  8. Переход в положение сидя, держась за кольцо (с 6 месяцев).
  9. Вставание на ноги с удержанием под мышки (с 6 месяцев).
  10. Стимулирование ходьбы.

Приёмы массажа, используемые в педиатрии

Массажные приёмы, используемые в педиатрии, имеют свои особенности. Из всех приёмов массажа наиболее распространённым в раннем возрасте является поглаживание. Поглаживание в первые три месяца, являясь основным приёмом, снижает повышенный тонус в мышцах сгибателях и таким образом уравновешивает тонус сгибательной и разгибательной мускулатуры ребёнка.

При угнетённом состоянии, вялости поглаживающий массаж приводит к повышению эмоционального тонуса, оказывает возбуждающее действие.

При повышенной возбудимости (беспокойство, плач) поглаживание приводит к успокоению. Такое действие поглаживания называется нормализующим.

Поглаживание.

1. Поверхностное поглаживание ладонями обеих рук.

2. Раздельно-последовательное поглаживание - ладони перпендикулярно позвоночнику.

3. Комбинированное поглаживание: глажение снизу вверх; назад - поглаживание ладонями задним ходом.

4. Встречное поглаживание: одна рука вниз (задним ходом), другая рука вверх - глажение.

5. Обхватывающее поглаживание одной рукой на конечностях.

Растирание.

1. Встречное (скрёстное) растирание.

2. Валик или «сороконожка».

3. Растирание указательным пальцем (на конечностях).

4. Спиралевидное растирание большим пальцем (СПР- 1), II-IV пальцами (СПР- 3).

5. Паравертебрально СПР 2-3 (вилочкой).

6. Кольцевидное растирание на ногах.

7. Попеременное растирание большим пальцем.

Разминание.

  1. Щипцеобразное разминание.
  2. Полукружное (видоизмененное) разминание.
  3. Перемежающееся надавливание.
  4. Пощипывание на ягодичках.
  5. Накатывание на большой палец.

Вибрация.

  1. Сотрясение.
  2. Встряхивание (для рук и ног при спастике).
  3. Похлопывание.
  4. Поколачивание подушечками пальцев и тыльной стороной III-IV пальца (руки работают только в лучезапястном суставе).
  5. Лёгкое рубление.

Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 1,5-3 месяца

Время - 8 минут.

Основной особенностью этого возраста является:

  1. Гипертонус сгибателей рук и ног.
  2. Наличие рефлекторных движений, возникающих в ответ на раздражение определённых участков кожи - врожденные рефлексы.

Исходя из этих двух основных особенностей, целью массажа служит уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей, что будет достигнуто лёгким поглаживанием. Пассивные и активные упражнения в этом возрасте невозможны. Проводятся рефлекторные упражнения.

И.П.Р. - на спине, ногами к массажисту.

  1. Массаж рук (поглаживание). Первый палец своей левой руки массажист вкладывает в правую руку ребёнка и, придерживая её, поглаживает внутреннюю, а затем наружную поверхность предплечья и плеча в проксимальном направлении, всего 8-10 раз. Аналогично массирует другую руку.
  2. Массаж ног (поглаживание). Массажист одной рукой поддерживает ногу ребенка за нижнюю часть голени и за стопу, другой рукой поглаживает по наружной и задней стороне голени и бедра; всего 8-10 раз.
  3. Рефлекторное упражнение для стоп - сгибание и разгибание пальцев ног: надавливание у основания пальцев приводит к их сгибанию; раздражение кожи от V пальца к пятке - веерообразное разведение пальчиков.
  4. Массаж живота и грудки. Массажист ладонью правой руки по ходу часовой стрелки поглаживает живот, минуя область печени (правое подреберье) – 8-10 раз. Затем правой рукой сверху вниз поглаживает левую половину живота (задним ходом), одновременно левой рукой - правую половину снизу вверх (глажение), 6-8 раз. Это способствует отхождению газов, улучшению перистальтики кишечника, укреплению мышц брюшного пресса.
  5. Выкладывание на живот. Ребёнка кладут на живот так, чтобы его руки находились перед грудной клеткой, голова слегка повёрнута в сторону. В таком положении ребёнок поднимает и удерживает голову. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и спины.
  6. Массаж спины. Поглаживание:

а) комбинированное;

б) встречно-комбинированное;

в) раздельно-последовательное (ладони попёрек спины).

7) Рефлекторное ползание на животе. Ребёнок рефлекторно отталкивается от подставленной к его подошвам ладони взрослого. Упражнение укрепляет мышцы туловища и разгибатели ног.

8) Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение выполняется по 1 разу в положении на правом и левом боку, способствует укреплению мышц спины.

9) «Парение».

Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 3-6 месяцев

Время - 10 минут.

У детей после 3 месяцев снимается гипертонус мышц-сгибателей рук и устанавливается равновесие между сгибателями и разгибателями, что даёт возможность применять пассивные упражнения для рук.

К 4 месяцам исчезает гипертонус сгибателей ног.

После 3 месяцев хорошо держит голову и дольше может лежать на животе.

С 4 месяцев начинает поворачиваться со спины на живот, позднее с живота на спину. Улучшается координация движения рук.

В 4-4.5 месяца ребёнок может свободно взять игрушку.

К 6 месяцам начинает ползать и сидеть. Исчезают безусловные рефлексы, следовательно, все рефлекторные упражнения, начиная с 3 месяцев, убираем, а вводим пассивные упражнения

Перед занятием - «комплекс оживления». В ответ на ласковое обращение у ребёнка возникают положительные эмоции (гулит, улыбается, двигает руками и ногами – «смеётся всем телом»).

  1. Массаж рук (поглаживание и СПР-3). Пассивные упражнения для рук – «кучер», «бокс», круговые движения - способствуют углублению дыхания и укреплению мышц.
  2. Массаж ног и стопы (поглаживание и СПР-3). Пассивные упражнения для ног - сгибания, разгибания, круговые движения.
  3. Массаж живота и грудной клетки (поглаживание и СПР). Поглаживания те же, далее СПР, начиная с боковых стенок живота и переходя на переднюю стенку, соединяясь под пупком, всего 6-8 раз. Заканчивается массаж поглаживанием. Упражнения для мышц живота: подтягивание, а затем присаживание.
  4. Поворот со спины на живот, стимулируя игрушкой.
  5. Массаж спины и ягодиц. Применяются приёмы: поглаживание, СПР, встречное растирание, пиление, отглаживание паравертебрально, СПР 2-3. Упражнения для мышц спины:

- стимулировать ползание - цель впереди;

- вставание на четвереньки (к 6 месяцам.);

- парение.

6) Массаж грудки. Поворот на спину. Поглаживание от грудины в стороны, СПР.

Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 6-9 месяцев

Время - 12 минут.

Информация о работе Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии