Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 22:12, реферат
Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до 18 лет и является медициной растущего организма.
Интенсивный рост и развитие является характерной особенностью детского организма, отличающей его от взрослого.
В процессе роста ребенок все время меняется. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Нельзя сравнивать новорожденного с ребенком 1 месяца и т.д.
Этапы развития ребёнка до 1 года. Методики массажа и гимнастики
При выполнении массажа и гимнастики на первом году жизни необходимо учитывать постоянно меняющиеся условия:
Выделены следующие этапы развития на первом году жизни и к ним подобраны соответствующие методики массажа и гимнастики:
1. 0-1,5 месяцев (40 дней);
2. 1,5-3 месяцев;
3. 3-6 месяцев;
4. 6-9 месяцев;
5. 9-12 месяцев.
Общие методические указания
Гигиенический массаж детям раннего возраста целесообразно начинать не ранее чем с 1,5-2 месячного возраста.
Это объясняется следующими физическими особенностями:
Но для лечебного применения физических упражнений и массажа не может существовать твёрдой границы возраста, это определяется, в первую очередь, лечебными задачами. Так, например, при врождённой кривошее, врождённом вывихе бедра, группе риска по ДЦП, раннее применение массажа и гимнастики даёт высокий эффект.
Приёмы массажа и гимнастические упражнения для каждого возрастного периода имеют свои особенности.
Все гимнастические упражнения для детей раннего возраста делят на 3 группы: рефлекторные, пассивные, активные.
Рефлекторные - это упражнения, в основе которых лежит использование врождённых двигательных реакций (рефлексов), которые мы можем вызвать у ребёнка в возрасте от рождения до 3-5 месяцев. Следовательно, они применяются только детям раннего возраста, т.к. пассивные и активные движения здесь невозможны (из-за гипертонуса мышц и незрелости нервной системы).
Основные рефлекторные упражнения:
1. И.П.Р. - на спине. Массажист надавливает большими пальцами на ладони ребёнка. При этом ребёнок открывает рот, слегка вытягивает губы вперёд, слегка сгибает голову вперёд, напрягает плечевой пояс, руки. Это упражнение основано на рефлексе Бабкина.
2. Массажист вкладывает II пальцы в ладони ребёнка. Ребёнок цепко захватывает пальцы и активно приподнимает голову и верхнюю часть туловища, его можно приподнять. Это рефлекс Робинсона, он вызывается с рождения и угасает к 3-4 месяцам.
3. Рефлекторное упражнение для стоп. Массажист слегка нажимает большим пальцем у основания пальцев стопы на подошве. В ответ на это тактильное раздражение сжимаются пальцы ребёнка - рефлекс Веркома.
Затем массажист проводит большим пальцем по наружному краю стоп от пятого пальца к пятке. Происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное разведение всех пальцев - рефлекс Бабинского. Используется для диагностики параличей и атонии мышц ног.
4. Ребёнка укладывают на живот, к подошвам подставляют ладонь, от которой ребёнок рефлекторно отталкивается и ползёт. Это рефлекс ползания Бауэра, он выражен с 3-4 недели жизни и держится до 4-х месяцев, затем угасает.
5. И.П.Р. - на боку. Рефлекторное разгибание позвоночника. При раздражении кожи спины паравертебрально большим пальцем от шеи к ягодицам или наоборот, происходит выгибание туловища ребёнка дугой в сторону раздражителя и поворачивает сюда голову. Рефлекс Галанта - выражается с 5-6 дня жизни и до 3-4 месяцев.
Пассивные упражнения выполняются усилиями взрослого без сопротивления со стороны ребёнка. Пассивные упражнения возможны при исчезновении повышенного тонуса мышц. В руках у ребёнка он исчезает к 3-м месяцам, а в ногах к 4-м месяцам. При заболеваниях, сопровождающихся снижением мышечного тонуса, иногда показано более раннее применение пассивных упражнений, и, наоборот, при сохранении повышенного тонуса мышц назначение пассивных упражнений противопоказано.
Основные пассивные упражнения:
1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди («кучер»), с заведением на бока.
2. Круговые движения руками: вперёд вверх до стола, скользя по столу вниз к туловищу, затем обратно по столу вверх и вперёд и вниз.
3. Сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).
4. Сгибание и разгибание ног вместе.
5. Сгибание и разгибание ног попеременно.
6. Круговые движения ногами.
Активные упражнения основаны на произвольно выполняемых ребёнком движениях. Они возможны только при возникновении у ребёнка самостоятельного движения.
Первое активное движение ребёнка появляется на 2 месяце жизни - это движение головы Ребёнок в положении на животе может поднимать и некоторое время удерживать голову,
В 3 месяца - он уже удерживает голову и поднимает плечевой пояс, опираясь на предплечье.
В возрасте от 3 до 5 месяцев - возникают активные повороты туловища со спины на живот, с живота на спину.
К 5-6 месяцам - ползание на животе.
К 6-8 месяцам - ползание на четвереньках и переход в положение сидя.
С 8 месяцев - обучается стоять.
К 1 году - ходить.
Последовательность возникновения активных движений всегда постоянна. При задержке в развитии активных движений массажист должен стимулировать их появление упражнениями «с помощью», яркими игрушками и т.д. Учитывая вышеизложенное, первое активное упражнение вводим со второго месяца.
Основные активные движения:
Приёмы массажа, используемые в педиатрии
Массажные приёмы, используемые в педиатрии, имеют свои особенности. Из всех приёмов массажа наиболее распространённым в раннем возрасте является поглаживание. Поглаживание в первые три месяца, являясь основным приёмом, снижает повышенный тонус в мышцах сгибателях и таким образом уравновешивает тонус сгибательной и разгибательной мускулатуры ребёнка.
При угнетённом состоянии, вялости поглаживающий массаж приводит к повышению эмоционального тонуса, оказывает возбуждающее действие.
При повышенной возбудимости (беспокойство, плач) поглаживание приводит к успокоению. Такое действие поглаживания называется нормализующим.
Поглаживание.
1. Поверхностное поглаживание ладонями обеих рук.
2. Раздельно-последовательное поглаживание - ладони перпендикулярно позвоночнику.
3. Комбинированное поглаживание: глажение снизу вверх; назад - поглаживание ладонями задним ходом.
4. Встречное поглаживание: одна рука вниз (задним ходом), другая рука вверх - глажение.
5. Обхватывающее поглаживание одной рукой на конечностях.
Растирание.
1. Встречное (скрёстное) растирание.
2. Валик или «сороконожка».
3. Растирание указательным пальцем (на конечностях).
4. Спиралевидное растирание большим пальцем (СПР- 1), II-IV пальцами (СПР- 3).
5. Паравертебрально СПР 2-3 (вилочкой).
6. Кольцевидное растирание на ногах.
7. Попеременное растирание большим пальцем.
Разминание.
Вибрация.
Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 1,5-3 месяца
Время - 8 минут.
Основной особенностью этого возраста является:
Исходя из этих двух основных особенностей, целью массажа служит уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей, что будет достигнуто лёгким поглаживанием. Пассивные и активные упражнения в этом возрасте невозможны. Проводятся рефлекторные упражнения.
И.П.Р. - на спине, ногами к массажисту.
а) комбинированное;
б) встречно-комбинированное;
в) раздельно-последовательное (ладони попёрек спины).
7) Рефлекторное ползание на животе. Ребёнок рефлекторно отталкивается от подставленной к его подошвам ладони взрослого. Упражнение укрепляет мышцы туловища и разгибатели ног.
8) Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение выполняется по 1 разу в положении на правом и левом боку, способствует укреплению мышц спины.
9) «Парение».
Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 3-6 месяцев
Время - 10 минут.
У детей после 3 месяцев снимается гипертонус мышц-сгибателей рук и устанавливается равновесие между сгибателями и разгибателями, что даёт возможность применять пассивные упражнения для рук.
К 4 месяцам исчезает гипертонус сгибателей ног.
После 3 месяцев хорошо держит голову и дольше может лежать на животе.
С 4 месяцев начинает поворачиваться со спины на живот, позднее с живота на спину. Улучшается координация движения рук.
В 4-4.5 месяца ребёнок может свободно взять игрушку.
К 6 месяцам начинает ползать и сидеть. Исчезают безусловные рефлексы, следовательно, все рефлекторные упражнения, начиная с 3 месяцев, убираем, а вводим пассивные упражнения
Перед занятием - «комплекс оживления». В ответ на ласковое обращение у ребёнка возникают положительные эмоции (гулит, улыбается, двигает руками и ногами – «смеётся всем телом»).
- стимулировать ползание - цель впереди;
- вставание на четвереньки (к 6 месяцам.);
- парение.
6) Массаж грудки. Поворот на спину. Поглаживание от грудины в стороны, СПР.
Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 6-9 месяцев
Время - 12 минут.
Информация о работе Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии