Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 22:12, реферат
Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до 18 лет и является медициной растущего организма.
Интенсивный рост и развитие является характерной особенностью детского организма, отличающей его от взрослого.
В процессе роста ребенок все время меняется. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Нельзя сравнивать новорожденного с ребенком 1 месяца и т.д.
К 7 месяцам ребёнок ползает; в 7-9 месяцев умеет садиться и ложиться. В этот период важно развить и укрепить мышцы спины для профилактики деформации позвоночника и груди.
К 9 месяцам ребёнок умеет вставать в кроватке, самостоятельно стоять, переступать в боковом направлении. Понимает речь и может выполнять действия по вашей инструкции (сядь, возьми, подними).
Если ребёнок научился сидеть, то массаж ему приходится делать сидя (его не уложишь) и одной рукой, так как другая все время придерживает ребёнка. Этот возраст ребёнка для массажиста наиболее труден (ребёнок-непоседа). В массаж включают приёмы разминания и вибрации. Шире применяются активные упражнения.
- присаживание из положения лёжа;
- «коленка» - «локоть»;
- поднимание выпрямленных ног.
5) Повороты на бок и на живот. Выполняются поочерёдно, стимулируя игрушкой.
6) Массаж спины и ягодиц. Приёмы те же, только добавляются разминания: «сороконожка», валик, полукружное - видоизменённое накатывание на большой палец, пощипывание на ягодицах. Затем выполняют вибрацию: похлопывание, поколачивание тыльной стороной 3-4 пальцев, лёгкое рубление.
7)Поднимание ног и туловища. Захватить бёдра ребёнка большим пальцем сзади, а все остальное впереди. Приподнимать ноги и туловище. Ребёнок должен выпрямить руки и опираться ими о стол (повторить 2 раза).
8)Ползание за игрушкой.
9)Переступание (упражнение пассивно-активное). При поддержке под мышки взрослый ставит ребёнка лицом к себе и побуждает его к переступанию.
Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 9-12 месяцев
Время - 15 минут.
В этот период усложняются движения, нарастает двигательная активность.
В 10-11 месяцев ребёнок стоит самостоятельно, может приседать, взять игрушку и подняться, начинает ходить.
В этот период применяются все массажные приёмы с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Схема массажа прежняя. Расширяется число активных физических упражнений:
- круговые движения руками с кольцами;
- активный подъём выпрямленных ног из положения лежа;
- «бокс» сидя или стоя с использованием колец;
- приседания;
- наклоны туловища вперёд;
- прогибание спины «мост»;
- вставание на ноги в упор из положения лёжа;
- ходьба с каталкой.
ИНДИЙСКИЙ МАССАЖ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Особенности индийского детского массажа
Массаж оказывает на организм ребенка исключительно благотворное воздействие, особенно в раннем возрасте. Он гораздо важнее для ребенка, чем для взрослого.
Из всех пяти чувств человека осязание (т.е. кожная чувствительность) для ребенка является самым главным, т.к. проводящие пути кожного анализатора созревают раньше других (зрительного, слухового, обонятельного). Рецепторпый уровень самый первый и основной источник для стимуляции сегментарного уровня. Функция мозга регулируется в раннем возрасте осязанием.
Умственное и физическое развитие детей в решающей степени зависит от общего количества прикосновений. Потребность в прикосновениях особенно остро ощущается новорожденным ребенком. Научно доказано, что в результате импульсов, идущих в мозг от кожи, мозг выделяет определенные химические вещества, способные регулировать процессы физического и психического развития ребенка.
Пример:
Сорок недоношенных детей разделили на две группы. Одних ежедневно в течение дня разворачивали и поглаживали, а других нет. Спустя десять дней дети в первой группе весили на сорок семь процентов больше, хотя и те и другие получали с пищей одинаковое количество калорий. Кроме того, дети первой группы были активней и жизнерадостнее.
В роддоме первую неделю ребенок отделен от матери. Сейчас прямо противоположная тенденция во многих странах и некоторых городах России: основное условие - ребенок с матерью вместе с самого рождения.
А примеры из жизни животных (возьмем высокоразвитых): собака и кошка непрерывно лижут своих детей - это не только гигиена, это массаж; детеныши шимпанзе до четвёртого месяца жизни вообще не слазят с матери; дети суслика могут погибнуть, если мать не делает массаж животика.
Непрерывный контакт между матерью и ребенком очень важен. Дети, лишенные материнской любви и заботы отстают как в психическом, так и в физическом развитии. Это подтверждается многолетним опытом воспитания детей в приютах. Нередко они начинают чахнуть и погибают Это дефицит прикосновений, общения.
Техника массажа
Поймайте взгляд ребенка, улыбнитесь и обратитесь к нему, вызовите ответную реакцию - "комплекс оживления". Глаза ребенка о многом скажут вам уже к второму месяцу. Если вы видите перед собой "умненькие глазки", есть реакция "глаза в глаза" - это великолепно. Если нет этой реакции и перед вами "пустые" не фиксирующие взгляд глаза - это плохой признак. Постоянно хмурое, недовольное личико ребенка часто можно видеть у детей с энцефалопатией.
1. Массаж головы.
Начните мягкими круговыми движениями кончиков пальцев массировать головку ребенка, заставляя его расслабиться. Если ребенку это нравиться, продолжайте массаж.
Одновременно вы проводите обследование. Осмотр ребенка вообще неплохо начинать с головы: состояние большого родничка - его размеры.
Большой родничок с мягкими краями может свидетельствовать о наличии рахита, если к тому же вы видите расхождение швов и выбухание родничка - это проявление повышения внутричерепного давления и развивающейся гидроцефалии.
Западение родничка - признак обезвоживания или голодания.
Преждевременное закрытие родничка - должно насторожить вас о возможном развитии микроцефалии.
Асимметрия черепа, увеличение лобных и теменных бугров, уплощение затылка - это признаки рахита.
Наличие "гнейса" - корочек на коже головы - это проявление экссудативного диатеза.
2. Массаж лица.
Мягкий массаж лица - снимает напряжение, вызванное кормлением, сосанием соски. Это помогает при прорезывании зубов или плохом настроении:
Закройте личико ребенка ладонями (подушечки больших пальцев на лбу, тенары на щечках) и отведите их в стороны, разглаживая личико (три раза).
Мелкими круговыми движениями тенаров промассируйте щечки от носа к челюстным суставам, промассируйте суставы и слегка нажмите на сустав.
По три поглаживающих движения большими пальцами от подбородка над нижней челюстью и под нижней челюстью.
3. Массаж рук.
Одной рукой возьмитесь за запястье ребенка, другой возле плечевого сустава. «Подоите» руку от плеча к кисти. Чередуя руки, выполните непрерывное доение. Слегка встряхните ручку и погладьте сначала по внутренней стороне, затем по наружной, от кисти к плечу.
Сделайте по три пассивных движений в руках (в стороны - обхватили; вверх - вниз).
4. Массаж ног.
Возьмитесь одной рукой за стопу, а другой обхватите ногу у основания бедра.
Достаточно сильно "подоите" ножку движением сверху вниз, от бедра к голени и к голеностопному суставу (обходя колено).
Слегка встряхните ножку и погладьте ее сначала по задней поверхности, а затем по переднебоковой, в направлении от стопы вверх.
Массаж стоп. Нажмите большим пальцем на подошву от пятки до пальчиков, а затем мягко сожмите каждый пальчик.
Сделайте по три пассивных движения в ногах (согнули к животику, разогнули, отвели бедра, привели).
5. Массаж спины.
Раздельно-последовательное поглаживание (Р.П.П.) ладонями, уложенными поперек спины в направлении от шеи к ягодицам, захватывая их. Растирание С.П.Р. тенаром справа и слева от позвоночника, от головы к ягодицам. Ягодички поглаживаем С.П.Р. тенарами.
6. Массаж груди.
Следуя форме грудной клетки, соединим пальцы на грудине и разглаживаем ими грудку в стороны (как разглаживаем страницы книги).
7. Массаж живота.
а) Поглаживание правой рукой по часовой стрелке, выполняется прерывисто. Заканчиваем каждое движение в нижней левой части живота.
б) "Солнце - луна". Круговое поглаживание живота двумя руками.
в) "Водяное колесо". Поставить ладони ребром. Гребите по животику подобно лопастям колеса парохода в направлении сверху вниз. Избегайте надавливания на печень и грудную клетку. Затем поднимите обе ножки вверх и свободной рукой продолжайте такие же движения - это способствует отхождению газов при вздутии кишечника.
МАССАЖ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ У ДЕТЕЙ
Работаем кожной техникой.
У детей грудного и старшего возраста вплоть до пубертатного периода зоны соединительной ткани находятся только в поверхностных слоях.
Техника массажа кожи предъявляет высокие требования к осязательным способностям массажиста, так как имеется опасность попадания в более глубокие слои (и, как следствие, появление нежелательных реакций).
Если имеются прилежащие к коже зоны соединительной ткани, тянущий палец ощущает повышенное сопротивление. Его обозначают как «шероховатость» или «ощущение терки". При этом ткани выступают перед пальцем, как смятая папиросная бумага (в виде очень мелких складочек)
Методические указания
- работаем от каудальных к краниальным участкам по ходу кожных складок, которые на туловище проходят в поперечном направлении, а на конечностях в продольном (линии Бенингофа - линии наименьшего растяжения),
- массаж всегда начинаем с ягодиц и бедер, затем работаем в поясничном и нижнегрудном отделе;
- только при уменьшении напряжения тканей в данной области массаж можно выполнять в верхних участках грудной клетки.
Техника массажа кожи
1. Работаем в две фазы:
- прикосновение (при этом пациент не ощущает никакого давления);
- лечебное натяжение (со слабым режущим ощущением).
Кожная техника соединительнотканного массажа
И.П.Р. - лежа на животе.
В крестцовой области штрихи начинаются от копчика и идут дугообразно выпуклостью вверх. Проходят над большим вертелом и впереди него штрихи заканчиваются.
Последующие дуги начинаются от медиального гребня крестца и параллельны первой дуге. Последний штрих начинается над Lпять, идет вдоль гребня таза и заканчивается у передней верхней ости. Последующие штрихи идут от поясничных позвонков. Они горизонтальны и заканчиваются у переднеаксиллярной линии.
Последующие штрихи начинаются от грудных позвонков, имеют вид дуг, параллельных реберным дугам. Таким образом, работаем до уровня нижнего угла лопатки. Отсюда штрихи имеют форму диагонали, идущей от грудных позвонков к акромиону.
Эти штрихи можно как бы разорвать: от грудных позвонков до медиального края лопатки.
Закончив межлопаточную область, проводим штрихи от медиального края лопатки, начиная от нижнего угла лопатки до акромиального отростка.
В области валика трапециевидной мышцы штрихи идут горизонтально от первых грудных позвонков до плечевых суставов.
Техника соединительнотканного массажа на нижних конечностях
И.П.Р. - лежа на спине, нога прямая.
На передней поверхности бедра длинные штрихи от большого вертела до медиального мыщелка бедра, последующие - до верхненаружного края надколенника.
Дорзальная поверхность бедра массируется при согнутой в колене ноге с опорой на стопу. Работаем одноименной рукой.
Движения начинаются от большого вертела и идут диагонально к большеберцовой кости (медиальному мыщелку). Последующие движения начинаются ниже и идут также к мыщелку.
Переднелатеральная группа мышц голени массируется короткими дугами от уровня головки малоберцовой кости косо вниз до гребня большеберцовой кости.
С целью массажа дорзальной группы длинные штрихи идут к медиальной лодыжке. Вначале от головки малоберцовой кости, далее от наружного края латеральной головки икроножной и от края камбаловидной мышц косо вниз.
Техника соединительнотканного массажа на верхних конечностях
Информация о работе Лечебный массаж и гимнастика в педиатрии