Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:06, курсовая работа
Особое место в системе охраны здоровья граждан занимает оказание первичной медико-санитарной помощи, являющейся наиболее распространенным и одним из основных видов медицинского обслуживания населения.
Первичная медико-санитарная помощь, как один из видов медицинского обслуживания, является непосредственным источником правоотношений, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.
Принятие множества федеральных законов, главным образом законов, разграничивающих и устанавливающих полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, привело к необходимости переосмысления структуры медицинских организаций, их принадлежности к определенному уровню власти, источников и механизмов финансирования и, как следствие, к изменению порядка их функционирования, в том числе и в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам.
Введение....................................................................................................................................................................3
Глоссарий..........................................................................................................................................................4
Нормативно-правовой глоссарий.......................................................................................................6
Понятие ПМСП. Место ПМСП в системе охраны здоровья..................................................20
ПМСП в системе медицинского права..............................................................................................21
Понятие и классификация источников медицинского права................................................22
Характеристика важнейших источников медицинского права.........................................23
Правовое регулирование оказания ПМСП.........................................................................................24
Организация оказания ПМСП................................................................................................................25
Финансирование ПМСП..........................................................................................................................26
Дополнительное финансирование ПМСП.....................................................................................27
Проблемы организации оказания и финансирования ПМСП
Решение проблем.......................................................................................................................................28
Модель ситуации 1...................................................................................................................................32
Разбор ситуации 1......................................................................................................................................33
Модель ситуации 2....................................................................................................................................33
Разбор ситуации 2.......................................................................................................................................33
Заключение..................................................................................................................................................34
Дополнительная литература...............................................................................................................35
Приложение.................................................................................................................................................36
Учитывая, что административно-правовому методу присущи отношения власти – подчинения за счет наличия в качестве стороны правоотношений уполномоченного органа государства, а гражданско-правовому методу свойственно равенство сторон правоотношений, необходимо заметить комплексное использование в медицинском праве весьма различающихся методов правового регулирования. В качестве использования административно-правового метода в правовом регулировании общественных отношений в сфере здравоохранения и оказания ПМСП в частности, можно привести пример организации и управления в системе государственного и муниципального здравоохранения, когда руководители вышестоящих органов управления здравоохранением взаимодействуют с подвластными им представителями лечебно-профилактических учреждений. В то же время правовые отношения между пациентом и врачом при оказании медицинской помощи в системе частной медицины регулируются гражданско-правовым методом, проявлением чего служит равенство субъектов правоотношений и возможность самостоятельного определения своего поведения.
Таким образом, регулирование правоотношений в сфере оказания ПМСП осуществляется при помощи комплексного использования двух различных методов медицинского права.
Источники
правового регулирования
Понятие и классификация источников медицинского права
Источники медицинского права — это способ внешнего закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности (и в сфере оказания ПМСП в частности). Различают следующие основные формы (источники) права: правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в обществе в результате его многократного и длительного применения; юридический прецедент (судебная практика) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение; нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти.
Следует выделить четыре критерия для классификации источников медицинского права:
В соответствии с первым критерием (юридическая сила), нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Подзаконные акты (общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные) – правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.
В зависимости от предмета регулирования источники медицинского права могут быть общие и специальные. По характеру правового регулирования источники медицинского права могут быть материальные и процессуальные. И, наконец, в зависимости от сферы действия источники медицинского права могут быть федеральными и субъектов Российской Федерации
Характеристика важнейших источников медицинского права
Круг источников медицинского права многообразен. Отражая развитие отрасли, он постоянно расширяется. Законы РФ принимаются Государственной Думой при условии последующего одобрения Советом Федерации. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ правомочны принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не могут противоречить федеральным законам.
Возглавляет систему законодательства в этой сфере Конституция Российской Федерации 1993 г. В ч.1 ст.41 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).
Центральный правовой акт в сфере здравоохранения, составляющий первый (после Конституции РФ) уровень медицинского законодательства – Основы законодательства об охране здоровья граждан, принятые в 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями. В этом документе определены основные принципы охраны здоровья, основы организации и руководства здравоохранением, гарантии осуществления медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, определены виды медицинских экспертиз, ответственность за причинение вреда здоровью.
Второй уровень
Третий уровень законодательств
Работа над формированием законов об охране здоровья продолжается. В портфеле Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту находится более 120 проектов федеральных законов, в том числе и законопроектов, прямо или косвенно регулирующих сферу оказания ПМСП.
Правовое регулирование оказания ПМСП
Характеристика важнейших источников медицинского права
Государство на конституционном
уровне гарантирует своим гражданам
право на получение бесплатной качественной
и доступной медицинской
Право граждан РФ на охрану здоровья также гарантируется на первом уровне медицинского законодательства (ФЗ N 5487-1). В ст.17 данного закона говорится о том, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается рядом мероприятий (охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта и др.), в перечень которых входит и предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Причем реализация данного права должна осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, согласно данного закона, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.
В ст. 20 данного закона утверждается право граждан РФ на медико-социальную помощь. В статье сформулированы виды оказываемой медицинской помощи (профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая, зубопротезная), условия ее оказания (заболевания, утрата трудоспособности и в иные случаи). Осуществление ее согласно закону должно происходить в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
В постановлении Правительства РФ N 885 утверждаются программа гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2007 год. Данная программа определяет виды, объемы, условия оказания и аспекты финансирования медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории РФ бесплатно. Программа составлена в соответствии со структурным подходом, т.е. выделяется три основных вида медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой бесплатно: скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь и стационарная медицинская помощь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ПМСП в целом является видом медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой бесплатно. На основе Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Вопрос о реализации
прав граждан РФ на получение бесплатной
медицинской помощи также находит
свое отражение в Законе "О
медицинском страховании
Таким образом, государство на законодательном уровне гарантирует своим гражданам право на получение бесплатной качественной и доступной медицинской помощи (в том числе и ПМСП). Тем самым закладываются правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Законодательное регулирование оказания ПМСП
Организация оказания ПМСП
Согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан, медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
В статье 38 данного закона сформулированы основные принципы организации ПМСП. Согласно закону ПМСП оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.
В законе также упоминается о том, что обеспечение ПМСП работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также обеспечение первичной медико-санитарной помощью населения отдельных территорий, осуществляется федеральными организациями здравоохранения и их подразделениями.
В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 487 утверждается порядок организации оказания ПМСП. Согласно данному порядку, ПМСП оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения преимущественно по месту жительства: амбулаторно-поликлиническими учреждениями: амбулатория, центр общей врачебной (семейной) практики, районная (в т.ч. центральная), городская поликлиника, детская городская поликлиника, женская консультация. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Исполнение обязанностей учреждений по оказанию первичной медико-санитарной помощи в соответствие с порядком возложено на медицинских работников данных учреждений: терапевтов участковых, педиатров участковых, врачей общей практики (семейных), акушеров-гинекологов, других врачей специалистов, а также специалистов со средним медицинским и высшим сестринским образованием.
Порядок оказания ПМСП также содержит полный перечень конкретных мероприятий, проводимых в рамках ПМСП на амбулаторно-поликлиническом и стационарном уровнях, утверждает условия для госпитализации больных в больничные (стационарно-поликлиническое) учреждения.
Принципы территориальной организации различных видов ПМСП (терапевтическая, педиатрическая, хирургическая и др.) на муниципальном и городском уровне подробно изложены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 633. В ст. 1 представлен перечень учреждений здравоохранения, оказывающих различные виды ПМСП на территории городского округа и муниципального района.
Финансирование ПМСП
Согласно Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Причем, финансовое обеспечение деятельности федеральных организаций здравоохранения является расходным обязательством РФ. Финансовое обеспечение деятельности организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, является расходным обязательством субъектов РФ. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Таким образом, закон разграничивает и устанавливает конкретные полномочия органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Информация о работе Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи