Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Особое место в системе охраны здоровья граждан занимает оказание первичной медико-санитарной помощи, являющейся наиболее распространенным и одним из основных видов медицинского обслуживания населения.
Первичная медико-санитарная помощь, как один из видов медицинского обслуживания, является непосредственным источником правоотношений, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.
Принятие множества федеральных законов, главным образом законов, разграничивающих и устанавливающих полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, привело к необходимости переосмысления структуры медицинских организаций, их принадлежности к определенному уровню власти, источников и механизмов финансирования и, как следствие, к изменению порядка их функционирования, в том числе и в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................................................................3
Глоссарий..........................................................................................................................................................4
Нормативно-правовой глоссарий.......................................................................................................6
Понятие ПМСП. Место ПМСП в системе охраны здоровья..................................................20
ПМСП в системе медицинского права..............................................................................................21
Понятие и классификация источников медицинского права................................................22
Характеристика важнейших источников медицинского права.........................................23
Правовое регулирование оказания ПМСП.........................................................................................24
Организация оказания ПМСП................................................................................................................25
Финансирование ПМСП..........................................................................................................................26
Дополнительное финансирование ПМСП.....................................................................................27
Проблемы организации оказания и финансирования ПМСП
Решение проблем.......................................................................................................................................28
Модель ситуации 1...................................................................................................................................32
Разбор ситуации 1......................................................................................................................................33
Модель ситуации 2....................................................................................................................................33
Разбор ситуации 2.......................................................................................................................................33
Заключение..................................................................................................................................................34
Дополнительная литература...............................................................................................................35
Приложение.................................................................................................................................................36

Файлы: 1 файл

Реферат по медицинскому праву.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

В Постановлении Правительства РФ N 885 утверждена программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2007 год. В программе сформулированы общие положения, определены виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно, изложены нормативы объемов медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевные нормативы финансирования программы.

Программа разработана  исходя из нормативов объемов медицинской  помощи (по видам медицинской помощи) и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, устанавливаемых в бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и в бюджетах всех уровней по разделу "Здравоохранение и спорт" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

На основе Программы  органы государственной власти субъектов  Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов всех уровней.

Таким образом, принятие законов, разграничивающих и устанавливающих  полномочия органов государственной  власти и местного самоуправления, создает определенные проблемы не только в определении принадлежности медицинских организаций к определенному уровню власти, но и в реализации программ финансирования медицинской помощи (в том числе и ПМСП).

 

Дополнительное  финансирование ПМСП

В Постановлении Правительства РФ N 864  устанавливаются правила финансирования расходов на дополнительную оплату ПМСП, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2007 году. Финансирование осуществляется Фондом социального страхования РФ за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно правилам, указанные  средства направляются на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, за исключением амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов и в послеродовой период.

Перечисление средств  Фонду социального страхования РФ из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заявок на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, представляемых Фондом социального страхования РФ ежемесячно.

В правилах подробно излагаются банковские схемы перечисления средств, размеры выплат, сроки платежей, вопросы, касающиеся медико-экономической экспертизы счетов, обязанности организаций, участвующих в финансовых операциях и вопросы распределения средств на конкретные нужды и контроля за целевым использованием средств.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 31 утверждает порядок и условия дополнительной оплаты первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Таким образом, данный порядок несет контролирующую функцию и регулирует условия и порядок осуществления в 2007 году Фондом социального страхования Российской Федерации функций по дополнительной оплате первичной медико-санитарной помощи.

Письмо Фонда социального  страхования РФ N 02-18/07-414  дополнительно освящает некоторые моменты, связанные с осуществлением дополнительного финансирования оказания ПМСП, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В письме отражены сведения о порядке заключения договоров между амбулаторно-поликлиническими учреждениями, оказывающими ПМСП и финансирующими организациями. Сделан акцент на номенклатуре амбулаторно-поликлинических учреждений, т.к. заключение соответствующих договоров возможно только с ними. Освящены аспекты учета граждан, получающих дополнительную ПМСП, условия приведения медико-экономических экспертиз счетов по оплате оказанной ПМСП, утверждены порядки ведения реестров этих счетов.

 

Проблемы организации оказания и финансирования ПМСП

Решение проблем

 

Принятие федеральных  законов, разграничивающих и устанавливающих  полномочия органов государственной  власти и местного самоуправления, привело к необходимости переосмысления структуры медицинских организаций, их функций, принадлежности к определенному уровню власти, а также источников и механизмов их финансирования.

В Федеральном законе "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, закрепившим вопросы местного значения в части организации оказания медицинской помощи, определено, что на территории муниципального района (пункт 12 статьи 15) осуществляется организация оказания:

- скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной);

- первичной медико-санитарной  помощи в амбулаторно-поликлинических  и больничных учреждениях;

- медицинской помощи  женщинам в период беременности, во время и после родов.

Таким образом, законодатель определил, что на территории муниципального района первичная медико-санитарная помощь реализуется в моделях организации медицинской помощи, имеющих определенную структуру - амбулаторно-поликлинических, больничных учреждениях, станциях скорой помощи.

Определяя в указанном законе вопросы местного значения на территории городского округа, законодатель уточнил (пункт 14, части 1 статьи 16), что к ним относится организация оказания:

- скорой медицинской  помощи (за исключением санитарно-авиационной);

- первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических учреждениях и больничных учреждениях;

- медицинской помощи  женщинам в период беременности, во время и после родов.

Из данных норм следует, что на уровне муниципального района и городского округа должна оказываться первичная медико-санитарная медицинская помощь, скорая медицинская помощь и медицинская помощь женщинам в период беременности, родов и после родов. Причем в муниципальном районе первичная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно-поликлиническими и больничными учреждениями, а в городском округе законодатель вводит особую форму организации предоставления медицинской помощи в виде стационарно-поликлинических учреждений, которые в 60-70-е годы прошлого столетия получили свое развитие и неоправданно были забыты, а также больничные учреждения. Таким образом, исходя из норм закона, амбулаторно-поликлинические учреждения и часть больничных учреждений в городских округах должны трансформироваться в стационарно-поликлинические учреждения. Кроме того, в городских округах должны быть и больницы.

Вместе с тем, полагаем необходимым внести в законодательство поправку, касающуюся организации предоставления медицинской помощи в муниципальном  районе стационарно-поликлиническими организациями, которые существуют в настоящее время. Так центральная районная больница или районная больница имеет в своем составе поликлинику и фельдшерско-акушерские пункты. Эта форма организации оправдана, так как способствует эффективному использованию ресурсов, в то же время в городском округе должны быть амбулаторно-поликлинические организации. В связи с этим необходимо внести соответствующие поправки в законодательство Российской Федерации.

В разделе VIII Основ, устанавливающим  гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам, в редакции Федерального закона N 122-ФЗ законодатель уточнил понятия видов медицинской помощи.

1. Так в статье 38 определено: "Первичная медико-санитарная  помощь является основным, доступным  и бесплатным для каждого гражданина  видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной  системы здравоохранения. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Объем и порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливается законодательством  в области охраны здоровья граждан.

Финансовое обеспечение  мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в соответствии с настоящими Основами, является расходным обязательством муниципального образования.

Оказание первичной  медико-санитарной помощи может также  финансироваться за счет средств  обязательного медицинского страхования  и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Таким образом, законодатель, в угоду разграничению финансовых полномочий между уровнями власти, исключил из понятия медико-санитарная помощь, такие ее важнейшие составляющие как проведение санитарно-гигиенических  и противоэпидемических мероприятий. С такими изменениями трудно согласиться. Исключение из первичной медико-санитарной помощи санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий может привести к тому, что медицинские учреждения не будут проводить в рамках этой формы организации медицинской помощи такие важные мероприятия как вакцинация, меры по изоляции инфекционных больных и установлению карантина, санитарно-гигиеническая обработка в очагах инфекций и т.д. Не будет должной координации действий при проведении этих мер между муниципальными медицинскими учреждениями и учреждениями и органами санитарно-эпидемиологической службы, которые относятся к компетенции федерального центра. Это приведет к ухудшению проведения профилактических мер.

Законодатель в 1993 году необоснованно включил в первичную медико-санитарную помощь меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства. По сути, они и не входили в структуру этой помощи. Однако их полное исключение Федеральным законом N 122-ФЗ, как представляется, является также неоправданным, поскольку, по сути, в первичную медико-санитарную помощь входят меры по охране здоровья семьи, материнства, отцовства и детства.

Установление порядка  оказания первичной медико-санитарной помощи в законе определено в достаточно общей форме - "в соответствии с законодательством". Однако в настоящее время такой порядок не установлен. Порядок предоставления первичной медико-санитарной помощи следует урегулировать федеральным законом о здравоохранении, а также законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним и соответствующими приказами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Ранее такой порядок  был установлен Основами, а в 122-ФЗ был не уточнен, а исключен.

Следует отметить, что  в соответствии с данным определением первичная медико-санитарная помощь входит в программу обязательного  медицинского страхования и финансируется  за счет средств обязательного медицинского страхования и муниципальных  бюджетов. При этом законодатель допустил, что государственные, муниципальные и частные организации здравоохранения могут оказывать первичную медико-санитарную помощь по договорам со страховыми медицинскими организациями, не уточнив какой вид страхования они будут осуществлять - обязательное или добровольное медицинское страхование. Таким образом, в данном определении отсутствует четкость в разграничении полномочий по осуществлению финансирования.

Такая двойственность приводит к различному пониманию при определении  мер по реструктуризации медицинской помощи. Что должно стать объектом реформирования - медицинская помощь, предоставляемая больному в зоне его первого контакта с системой здравоохранения, или только медицинская помощь, оказываемая указанными учреждениями здравоохранения? Ответ на этот вопрос важен при определении мер по реструктуризации медицинской помощи.

В федеральном законе целесообразно закрепить понятие  первичной медико-санитарной медицинской  помощи с учетом рекомендаций Алма-Атинской конференции в следующей редакции:

"Первичная  медико-санитарная помощь является  гарантированным (доступным и  бесплатным) для каждого гражданина  видом медицинской помощи, оказываемой  гражданину в зоне его первого  контакта с системой здравоохранения  - медицинскими организациями муниципального района или городского округа, и включает профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию наиболее распространенных заболеваний (состояний), а также травм, отравлений, санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране здоровья семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам, включая санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия".

Информация о работе Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи