Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Особое место в системе охраны здоровья граждан занимает оказание первичной медико-санитарной помощи, являющейся наиболее распространенным и одним из основных видов медицинского обслуживания населения.
Первичная медико-санитарная помощь, как один из видов медицинского обслуживания, является непосредственным источником правоотношений, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.
Принятие множества федеральных законов, главным образом законов, разграничивающих и устанавливающих полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, привело к необходимости переосмысления структуры медицинских организаций, их принадлежности к определенному уровню власти, источников и механизмов финансирования и, как следствие, к изменению порядка их функционирования, в том числе и в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................................................................3
Глоссарий..........................................................................................................................................................4
Нормативно-правовой глоссарий.......................................................................................................6
Понятие ПМСП. Место ПМСП в системе охраны здоровья..................................................20
ПМСП в системе медицинского права..............................................................................................21
Понятие и классификация источников медицинского права................................................22
Характеристика важнейших источников медицинского права.........................................23
Правовое регулирование оказания ПМСП.........................................................................................24
Организация оказания ПМСП................................................................................................................25
Финансирование ПМСП..........................................................................................................................26
Дополнительное финансирование ПМСП.....................................................................................27
Проблемы организации оказания и финансирования ПМСП
Решение проблем.......................................................................................................................................28
Модель ситуации 1...................................................................................................................................32
Разбор ситуации 1......................................................................................................................................33
Модель ситуации 2....................................................................................................................................33
Разбор ситуации 2.......................................................................................................................................33
Заключение..................................................................................................................................................34
Дополнительная литература...............................................................................................................35
Приложение.................................................................................................................................................36

Файлы: 1 файл

Реферат по медицинскому праву.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

В таком понимании  первичная медико-санитарная помощь включает первичную медицинскую помощь, оказываемую с применением простых медицинских технологий на амбулаторном этапе врачами, имеющими врачебную специальность участковый врач, врач общей практики (семейный врач) и специализированную не высокотехнологичную медицинскую помощь, а также санитарно-гигиеническое образование и санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Перечень медицинских технологий, программ санитарно-гигиенического образования и санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, должен утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Следует отметить, что  при внесении изменений в данный закон, необходимо будет отсутствующее  в Конституции Российской Федерации  понятие "медицинское обслуживание", правовой и организационный смысл которого малопонятен, заменить конституционным понятием - медицинская помощь.

В законодательстве, регулирующим сферу здравоохранения, смешиваются  классификационные признаки, определяющие технологии оказания медицинской помощи и формы ее организации. Это приводит к нечеткости разделения медицинской помощи по уровням ее оказания. В результате возникают проблемы при практической реализации реструктуризации медицинской помощи и организаций здравоохранения.

Медицинская помощь должна классифицироваться по видам медицинской помощи (первичная и специализированная), по срокам оказания медицинской помощи (плановая и экстренная), этапам оказания (амбулаторная, стационарная), а также типам организаций, предоставляющим медицинскую помощь (поликлиника, диспансер, центр, больница, служба скорой помощи и т.д.).

Сопоставление норм данных законов и положений приказа  Минздрава России "О единой номенклатуре государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения" от 3 июня 2003 года N 229 (далее - Номенклатура) выявляет несоответствие между разделением видов помощи по уровням власти и номенклатурой учреждений, оказывающих эти виды медицинской помощи, а также дублирование однотипных учреждений.

Анализ законодательства и сложившейся сети учреждений здравоохранения, формализованный Минздравом России в Номенклатуре, позволяет сделать следующие выводы:

- отсутствует согласованная  специалистами и утвержденная  федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим нормативно-правовое  регулирование в сфере здравоохранения, классификация медицинской помощи по видам, формам организации, применяемым технологиям, времени ее предоставления;

- редакция норм законов,  касающихся вопросов разграничения  полномочий, не учитывает особенности  сложившихся форм организации  и видов медицинской помощи;

номенклатура сформирована с учетом сложившейся практики, содержит значительное многообразие названий организаций  здравоохранения, зачастую с однотипными  функциями;

- сложившееся многообразие  видов медицинских организаций  не позволит провести реструктуризацию медицинской помощи.

Указанные противоречия можно устранить следующим образом:

- определить классификационные  признаки медицинской помощи  и сформировать ее классификацию;

- модернизировать Номенклатуру, определив основные типы медицинских организаций;

- закрепить законом  право федерального органа исполнительной  власти, осуществляющим нормативно-правовое  регулирование в сфере здравоохранения,  утверждать положение о деятельности  кого-либо типа медицинских организаций.

Декларируемые тезисы о необходимости реструктуризации в отрасли, стандартизации в здравоохранении требуют, прежде всего, унификации подходов к типизации организаций здравоохранения.

 

Модель ситуации 1

 

В городскую больницу №64 г. Москвы обратился гражданин М., житель г. Москвы, в связи с симптомами почечнокаменной болезни. Дежурный врач, изучив его документы (паспорт, страховой медицинский полис обязательного страхования граждан и направление на госпитализацию в больничное учреждение, выданное в частой поликлинике «X»), с учетом удовлетворительного состояния гражданина М. и отсутствия экстренных показаний, отказал в оказании медицинской помощи на том основании, что направление на госпитализацию было выдано в учреждении частной системы здравоохранения. Однако ночью состояние больного резко ухудшилось, и вызванная скорая помощь, после оказания первой помощи, увезла его в городскую больницу №3, где он был прооперирован. Как можно квалифицировать с правовой точки зрения действия врача больницы №64? 

Разбор ситуации 1

 

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 487 и с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", врач городской больницы №64 обязан был оказать помощь, так как:

- больной является гражданином России;

- имеет направление на госпитализацию в больничное учреждение (вне зависимости от формы собственности выдавшего учреждения);

- имеет свидетельство об ОМС.

Действия врача противоправны  и могут расцениваться как  преступление по статье 124 УК РФ "Неоказание помощи больному", а в случае причинения среднего или тяжкого вреда по статье 118 УК РФ "Причинение среднего или тяжкого вреда по неосторожности". Гражданин М. может также подать гражданский иск на возмещение причиненного ему материального и морального вреда в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

 

Модель ситуации 2

 

В городскую больницу г. Люберцы был доставлен больной  С. в тяжелом состоянии с диагнозом “Обширный инфаркт”. Однако, несмотря на всю серьезность ситуации, больному не была оказана медицинская помощь, мало того ему даже не предоставили палату, сославшись на то, что на данный момент нет свободный коек. Дежурного врача на рабочем месте не оказалось, а больному велели его ждать. В результате утром, когда врач пришел больной С. скончался. Как можно квалифицировать с правовой точки зрения действия персонала больницы г. Люберцы?

 

Разбор ситуации № 2

 

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Приказом Министерства здравоохранения  и социального развития РФ N 487 и с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", дежурный врач обязан был оказать помощь, так как:

- больной С. является гражданином России;

- больной С. находился в опасном для жизни и здоровья состоянии

Действия врача противоправны и могут расцениваться как преступление по статье 124 УК РФ "Неоказание помощи больному" и по статье 337 УК РФ " Самовольное оставление части или места службы". Близкие больного С. в праве подать гражданский иск на возмещение причиненного материального и морального вреда в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

 

 

 

                                                           

                                                       Заключение

 

На сегодняшний день сформирована обширная система источников медицинского права, регулирующих всю многообразную систему правоотношений в сфере оказания медицинской помощи гражданам. Однако многие аспекты, касающиеся структуры, классификации, функционирования медицинских организаций, их принадлежности к определенным институтам власти и местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся источников и порядка финансирования медицинских организаций, до сих пор остаются либо нечетко сформулированными, либо по их поводу возникают противоречия в различных нормативно-правовых актах. Решение данной проблемы подразумевает комплексный анализ всей законодательной системы с последующим ее уточнением и коррекцией. Безусловно, медицинское законотворчество представляет собой сложный научный процесс, который требует совместной кооперации юристов и врачей.

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Дополнительная литература

 

1) Научно-практический  комментарий к Федеральному закону  от 21 ноября

2011

г. № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

(постатейный) (под общ.ред. А.А.Кирилловых). –М. : «Деловой двор», 2012.

 

2) Приоритетный национальный  проект «Здоровье» в действии (Т.С. Орлова,

«Бухучет в здравоохранения», № 7, июль 2012 г.)

 

3) Условия внедрения  подушевого принципа финансирования  первичного звена

(О.В. Обухова, «Главврач», № 2, февраль 2012 г.)

 

4) Основные направления  реализации приоритетного национального  проекта

«здоровье» в 2009 г. на период до 2012 г. (Ф.Н. Кадыров, «Менеджмент

здравоохранения», № 5, май 2009 г)

 

5) Опыт развития первичной  медико-санитарной помощи в России (от земской

медицины до общей врачебной практики) ( В.П. Чуднов, «Главврач», № 5, май

2009 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Приложение

 

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним,  в том числе 

в период обучения и воспитания в образовательных  учреждениях

 

1. Настоящий порядок  устанавливает правила оказания  медицинской

помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в

образовательных учреждениях, медицинскими организациями независимо от их

организационно-правовой формы.

 

2. Медицинская помощь  несовершеннолетним, в том числе  в период обучения и 

воспитания в образовательных учреждениях, оказывается в виде:

первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой

специализированной, медицинской  помощи.

 

2.1. Медицинская помощь  несовершеннолетним, в том числе  в период обучения 

и воспитания в образовательных учреждениях, в рамках первичной медико-

санитарной помощи осуществляется поликлиниками детскими:

самостоятельными учреждениями или структурными подразделениями 

больниц, в т. ч. детских (далее – лечебно-профилактические медицинские 

организации), а также вне медицинской организации (по месту обучения и

воспитания).

 

3. Для организации  медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в 

период обучения и  воспитания в образовательных учреждениях, организуется

медицинский кабинет, который  размещается в помещении, предоставленном

образовательным учреждением.

Медицинский кабинет  образовательного учреждения является структурным 

подразделением отделения (кабинета) организации медицинской  помощи детям 

в образовательных учреждениях  лечебно-профилактической медицинской

организации.

 

4. В состав лечебно-профилактической  медицинской организации входит 

отделение организации  медицинской помощи детям в образовательных 

учреждениях,  осуществляющее медицинскую помощь обучающимся  и 

воспитанникам, в возрасте от 2-х месяцев до 17 лет, включительно,

посещающим образовательные  учреждения, в том числе дошкольные.

 

5. Первичная медико-санитарная  помощь несовершеннолетним, в том  числе в 

период обучения и  воспитания в образовательных учреждениях,  включает в

себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению  заболеваний и 

состояний, медицинской  реабилитации, формированию здорового  образа жизни 

и санитарно-гигиеническому просвещению детского населения.

6. Первичная медико-санитарная  помощь включает:

- первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

- первичную врачебную  медико-санитарную помощь;

- первичную  специализированную  медико-санитарную помощь.

 

7. Первичная медико-санитарная  помощь несовершеннолетним, в том  числе в 

период обучения и  воспитания в образовательных учреждениях, оказывается

врачами-педиатрами участковыми, врачами-педиатрами отделения организации 

медицинской помощи детям  в образовательных учреждениях, врачами-

специалистами, соответствующими  медицинскими работниками со средним 

медицинским образованием.

 

8. При наличии медицинских  показаний врачи-педиатры медицинского  кабинета 

образовательного учреждения направляют несовершеннолетних, в том  числе в 

период обучения и  воспитания в образовательных учреждениях, на

консультации к врачам-специалистам лечебно-профилактической медицинской

организации по специальностям, предусмотренным Номенклатурой 

специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским  и 

фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской

Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля

2009 г. № 210н (зарегистрирован  Минюстом России 5 июня 2009 г.,

регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом

Минздравсоцразвития России от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован

Информация о работе Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи