Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:06, курсовая работа
Особое место в системе охраны здоровья граждан занимает оказание первичной медико-санитарной помощи, являющейся наиболее распространенным и одним из основных видов медицинского обслуживания населения.
Первичная медико-санитарная помощь, как один из видов медицинского обслуживания, является непосредственным источником правоотношений, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.
Принятие множества федеральных законов, главным образом законов, разграничивающих и устанавливающих полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, привело к необходимости переосмысления структуры медицинских организаций, их принадлежности к определенному уровню власти, источников и механизмов финансирования и, как следствие, к изменению порядка их функционирования, в том числе и в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам.
Введение....................................................................................................................................................................3
Глоссарий..........................................................................................................................................................4
Нормативно-правовой глоссарий.......................................................................................................6
Понятие ПМСП. Место ПМСП в системе охраны здоровья..................................................20
ПМСП в системе медицинского права..............................................................................................21
Понятие и классификация источников медицинского права................................................22
Характеристика важнейших источников медицинского права.........................................23
Правовое регулирование оказания ПМСП.........................................................................................24
Организация оказания ПМСП................................................................................................................25
Финансирование ПМСП..........................................................................................................................26
Дополнительное финансирование ПМСП.....................................................................................27
Проблемы организации оказания и финансирования ПМСП
Решение проблем.......................................................................................................................................28
Модель ситуации 1...................................................................................................................................32
Разбор ситуации 1......................................................................................................................................33
Модель ситуации 2....................................................................................................................................33
Разбор ситуации 2.......................................................................................................................................33
Заключение..................................................................................................................................................34
Дополнительная литература...............................................................................................................35
Приложение.................................................................................................................................................36
В таком понимании первичная медико-санитарная помощь включает первичную медицинскую помощь, оказываемую с применением простых медицинских технологий на амбулаторном этапе врачами, имеющими врачебную специальность участковый врач, врач общей практики (семейный врач) и специализированную не высокотехнологичную медицинскую помощь, а также санитарно-гигиеническое образование и санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Перечень медицинских технологий, программ санитарно-гигиенического образования и санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, должен утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Следует отметить, что при внесении изменений в данный закон, необходимо будет отсутствующее в Конституции Российской Федерации понятие "медицинское обслуживание", правовой и организационный смысл которого малопонятен, заменить конституционным понятием - медицинская помощь.
В законодательстве, регулирующим сферу здравоохранения, смешиваются классификационные признаки, определяющие технологии оказания медицинской помощи и формы ее организации. Это приводит к нечеткости разделения медицинской помощи по уровням ее оказания. В результате возникают проблемы при практической реализации реструктуризации медицинской помощи и организаций здравоохранения.
Медицинская помощь должна классифицироваться по видам медицинской помощи (первичная и специализированная), по срокам оказания медицинской помощи (плановая и экстренная), этапам оказания (амбулаторная, стационарная), а также типам организаций, предоставляющим медицинскую помощь (поликлиника, диспансер, центр, больница, служба скорой помощи и т.д.).
Сопоставление норм данных
законов и положений приказа
Минздрава России "О единой номенклатуре
государственных и
Анализ законодательства и сложившейся сети учреждений здравоохранения, формализованный Минздравом России в Номенклатуре, позволяет сделать следующие выводы:
- отсутствует согласованная
специалистами и утвержденная
федеральным органом
- редакция норм законов,
касающихся вопросов
номенклатура сформирована с учетом сложившейся практики, содержит значительное многообразие названий организаций здравоохранения, зачастую с однотипными функциями;
- сложившееся многообразие видов медицинских организаций не позволит провести реструктуризацию медицинской помощи.
Указанные противоречия
можно устранить следующим
- определить классификационные
признаки медицинской помощи
и сформировать ее
- модернизировать Номенклатуру,
определив основные типы медици
- закрепить законом
право федерального органа
Декларируемые тезисы о необходимости реструктуризации в отрасли, стандартизации в здравоохранении требуют, прежде всего, унификации подходов к типизации организаций здравоохранения.
Модель ситуации 1
В городскую больницу
№64 г. Москвы обратился гражданин М., житель г. Москвы, в связи
с симптомами почечнокаменной болезни.
Дежурный врач, изучив его документы (паспорт,
страховой медицинский полис обязательного
страхования граждан и направление на
госпитализацию в больничное учреждение,
выданное в частой поликлинике «X»), с учетом
удовлетворительного состояния гражданина
М. и отсутствия экстренных показаний,
отказал в оказании медицинской помощи
на том основании, что направление на госпитализацию
было выдано в учреждении частной системы
здравоохранения. Однако ночью состояние
больного резко ухудшилось, и вызванная
скорая помощь, после оказания первой
помощи, увезла его в городскую больницу
№3, где он был прооперирован. Как можно
квалифицировать с правовой точки зрения
действия врача больницы №64?
Разбор ситуации 1
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 487 и с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", врач городской больницы №64 обязан был оказать помощь, так как:
- больной является гражданином России;
- имеет направление на госпитализацию в больничное учреждение (вне зависимости от формы собственности выдавшего учреждения);
- имеет свидетельство об ОМС.
Действия врача противоправны и могут расцениваться как преступление по статье 124 УК РФ "Неоказание помощи больному", а в случае причинения среднего или тяжкого вреда по статье 118 УК РФ "Причинение среднего или тяжкого вреда по неосторожности". Гражданин М. может также подать гражданский иск на возмещение причиненного ему материального и морального вреда в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Модель ситуации 2
В городскую больницу
г. Люберцы был доставлен больной
С. в тяжелом состоянии с
Разбор ситуации № 2
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 487 и с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", дежурный врач обязан был оказать помощь, так как:
- больной С. является гражданином России;
- больной С. находился в опасном для жизни и здоровья состоянии
Действия врача противоправны и могут расцениваться как преступление по статье 124 УК РФ "Неоказание помощи больному" и по статье 337 УК РФ " Самовольное оставление части или места службы". Близкие больного С. в праве подать гражданский иск на возмещение причиненного материального и морального вреда в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
На сегодняшний день сформирована обширная система источников медицинского права, регулирующих всю многообразную систему правоотношений в сфере оказания медицинской помощи гражданам. Однако многие аспекты, касающиеся структуры, классификации, функционирования медицинских организаций, их принадлежности к определенным институтам власти и местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся источников и порядка финансирования медицинских организаций, до сих пор остаются либо нечетко сформулированными, либо по их поводу возникают противоречия в различных нормативно-правовых актах. Решение данной проблемы подразумевает комплексный анализ всей законодательной системы с последующим ее уточнением и коррекцией. Безусловно, медицинское законотворчество представляет собой сложный научный процесс, который требует совместной кооперации юристов и врачей.
Дополнительная литература
1) Научно-практический
комментарий к Федеральному
2011
г. № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
(постатейный) (под общ.ред. А.А.Кирилловых). –М. : «Деловой двор», 2012.
2) Приоритетный национальный проект «Здоровье» в действии (Т.С. Орлова,
«Бухучет в здравоохранения», № 7, июль 2012 г.)
3) Условия внедрения
подушевого принципа
(О.В. Обухова, «Главврач», № 2, февраль 2012 г.)
4) Основные направления
реализации приоритетного
«здоровье» в 2009 г. на период до 2012 г. (Ф.Н. Кадыров, «Менеджмент
здравоохранения», № 5, май 2009 г)
5) Опыт развития первичной
медико-санитарной помощи в Рос
медицины до общей врачебной практики) ( В.П. Чуднов, «Главврач», № 5, май
2009 г.)
Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях
1. Настоящий порядок
устанавливает правила
помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в
образовательных учреждениях, медицинскими организациями независимо от их
организационно-правовой формы.
2. Медицинская помощь несовершеннолетним, в том числе в период обучения и
воспитания в образовательных учреждениях, оказывается в виде:
первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи.
2.1. Медицинская помощь несовершеннолетним, в том числе в период обучения
и воспитания в образовательных учреждениях, в рамках первичной медико-
санитарной помощи осуществляется поликлиниками детскими:
самостоятельными учреждениями или структурными подразделениями
больниц, в т. ч. детских
(далее – лечебно-
организации), а также вне медицинской организации (по месту обучения и
воспитания).
3. Для организации
медицинской помощи
период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, организуется
медицинский кабинет, который размещается в помещении, предоставленном
образовательным учреждением.
Медицинский кабинет образовательного учреждения является структурным
подразделением отделения (кабинета) организации медицинской помощи детям
в образовательных учреждениях лечебно-профилактической медицинской
организации.
4. В состав лечебно-
отделение организации медицинской помощи детям в образовательных
учреждениях, осуществляющее медицинскую помощь обучающимся и
воспитанникам, в возрасте от 2-х месяцев до 17 лет, включительно,
посещающим образовательные учреждения, в том числе дошкольные.
5. Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним, в том числе в
период обучения и
воспитания в образовательных учреждениях,
себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и
состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни
и санитарно-гигиеническому просвещению детского населения.
6. Первичная медико-санитарная помощь включает:
- первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
- первичную врачебную медико-санитарную помощь;
- первичную специализированную медико-санитарную помощь.
7. Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним, в том числе в
период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, оказывается
врачами-педиатрами участковыми, врачами-педиатрами отделения организации
медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, врачами-
специалистами, соответствующими медицинскими работниками со средним
медицинским образованием.
8. При наличии медицинских
показаний врачи-педиатры
образовательного учреждения направляют несовершеннолетних, в том числе в
период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, на
консультации к врачам-
организации по специальностям, предусмотренным Номенклатурой
специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и
фармацевтическим образованием
в сфере здравоохранения
Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля
2009 г. № 210н (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2009 г.,
регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом
Минздравсоцразвития России от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован
Информация о работе Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи