Групповые упражнения используются
в целях моделирования ситуаций коллективной
деятельности и получения информации
о способах и средствах действий человека
в них, а также об особенностях взаимодействия
людей в группе при решении общей для них
задачи.
По результатам наблюдения
оцениваются коммуникативные и организационные
навыки участников, способности к аргументации
своей точки зрения, системность, динамичность
и гибкость мышления, креативность. [49]
К наиболее эффективным формам
проведения процедуры аттестации можно
также отнести тестирование. Если выбрать
тестирование в компьютерной форме, то
это облегчит работу органов, занимающихся
системой аттестации, т.к. компьютерный
тест предполагает, что предъявляемые
задания будут разработаны посредством
специальной компьютерной программы с
последующей компьютерной обработкой.
Современные деловые тесты-опросники
по профессиональной деятельности помогают
не только оценить знание различных профессиональных
вопросов, но и помогает муниципальному
служащему проявить свою компетентность,
способность ориентироваться в специальной
области, ставить проблемы и предлагать
варианты их решения. Кроме того, он демонстрирует
отношение к своему делу, профессиональные
цели и ценности, уровень владения средствами
самоорганизации.
Перечень тестовых заданий
должен охватывать следующие области:
знание правовых основ государственного
управления, местного самоуправления
и муниципальной службы, знание законодательства
и нормативных правовых актов, необходимых
для выполнения обязанностей по должностной
инструкции замещаемой должности, умение
применять законодательство и нормативные
правовые акты при выполнении основных
функций замещаемой должности.
Проблемой является, только
то, что тестовые задания необходимо обновлять,
так как происходят изменения в законодательстве.
Кадровая служба может использовать
тесты двух типов - открытые и закрытые.
Если использовать задания с выбором ответов,
то из них можно выбрать: задания с выбором
одного правильного ответа; задания с
выбором нескольких правильных ответов;
тесты на установление соответствия; тесты
на установление правильной последовательности.
Если использовать задания с открытым
ответом, то можно использовать: задания
на заполнение пропусков, завершение предложений;
задания на составление или вычисление
и ввода ответа. Выбор формы тестирования
во многом определяется целями создания
и применения теста. На наш взгляд, нужно
использовать разные виды тестовых заданий,
так как:
- задания разного типа
делают тестирование более интересным,
с точки зрения испытуемых, что
позволяет отодвинуть порог наступления
утомления;
- к решению тестов, состоящих
из заданий одного вида легче
обучиться, приспособиться. Этого можно
избежать, используя задания различного
вида.
Кроме проведения аттестации
в форме устного экзамена по билетам административный
отдел администрации Черниговского района
может использовать форму экзамена
в письменной форме.
Экзаменуемому предлагается
тема работы, и он в течение определенного
времени должен письменно изложить свои
знания по данному вопросу, понимание
проблемы в виде реферата или проекта
управленческого решения. Комиссия оценивает
полноту раскрытия темы, уровень знаний
экзаменуемого и выносит решение. Выполнение
письменных заданий заключается в написании
реферата, эссе по заданной теме; проведении
экспертизы проектов правовых актов, программ
или иных документов; решении практических
задач и т.д.
Выполнение заданий может быть
в двух вариантах:
1) домашнее задание;
2) задание, выполняемое непосредственно
в присутствии комиссии, ограниченное
во времени, с предоставлением
оцениваемому дополнительных материалов
или без такового.[50]
Административный отдел Администрации
Черниговского района может также использовать
такую форму проведения аттестации, как
выполнение письменной работы, что-то
в виде «дипломной работы» или реферата.
Работу муниципальный служащий выполняет
в домашних условиях самостоятельно. Темы
предлагаются непосредственным руководителем
аттестуемого.
Необходимо, чтобы тема была
актуальной и затрагивала основные проблемы
отрасли, деятельности органа местного
самоуправления, структурного подразделения.
В так называемой «дипломной работе» должны
быть отражены основные положения по избранной
теме, обозначены наиболее актуальные
проблемы, перспективы их разрешения,
а также собственные выводы и предложения.
Наличие стандартных ссылок на использованные
источники обязательно. Защита соей работы
и её обсуждение происходит на заседании
аттестационной комиссии. Критериями
оценки реферата является степень раскрытия
темы, умение анализировать и давать оценку
сложившейся ситуации, а также видение
сути проблемы и видение альтернативных
вариантов решения проблемы и, что немало
важно, обоснованность и практическая
реализуемость предложений, наличие ссылок
на нормативные правовые акты, инструкции,
положения и достоверность описания действующей
практики.
Еще мы можем предложить такую
форму проведения аттестации как написание
эссе. Эссе - краткий очерк - рассуждение
в свободном стиле. При этой форме проведения
мы можем оценить творческий подход к
работе муниципального служащего. Ведь
эссе выражает индивидуальные впечатления
и соображения по конкретному поводу или
вопросу и не претендует на определяющую
или исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе показывает уровень самостоятельного
творческого мышления, умение структурировать
информацию, выделять причинно-следственные
связи, аргументировать свои выводы. Эссе
выполняется муниципальным служащим в
присутствии комиссии. Время для написание
работы определяется комиссией от 30 до
60 минут.
Тема эссе должна содержать
в себе вопрос, проблему, побуждать к размышлению.
Основная цель написания эссе - раскрыть
предложенную тему путем приведения различных
аргументов (тезисов). Они должны подкрепляться
доказательствами и иллюстрироваться
всевозможными примерами. К критериям
оценки эссе можно отнести знание и понимание
материала; построение суждений, а также
анализ и оценка информации. На наш взгляд,
это наиболее эффективная форма проведения
аттестации муниципальных служащих, так
как при написании эссе аттестуемый покажет
не только знание законодательства, но
и, то, как он умеет его применять на практике,
а также навыки работы в органах муниципального
управления, и самое главное, раскрывая
определенную тему и приводя доводы, муниципальный
служащий позволит оценить полученный
опыт, так как он будет судить именно опираясь
на него. Благодаря творческому подходу
к проведению процедуры аттестации, муниципального
служащего можно оценить со всех сторон.
При оценке профессиональной
компетенции можно использовать такую
форму проведения аттестации как метод
моделирования рабочей ситуации, который
также подразумевает творческий подход.
Аттестуемому предлагается решить смоделированную
ситуацию, встречающуюся в его работе.
При этом особое внимание обращается не
на служебные характеристики и прошлый
опыт оцениваемого, а на его действия в
специально смоделированных условиях.
Целесообразно проведение практических
заданий, для выявления практических навыков
муниципальных служащих, претендующих
на руководящие должности. Выполнение
практических заданий, является одним
из методов оценки профессионального
уровня муниципального служащего, позволяющих
выяснить, насколько служащий овладел
предметной областью замещаемой должности.
Практические задания составляются с
учетом группы должностей муниципальной
службы, особенностей должностных и функциональных
обязанностей, а также отраслевой направленности
деятельности служащего.
Типология практических заданий
разнообразна: большие и маленькие, сложные
и простые, специализированные и общие.
Это дает возможность подобрать подходящий
инструмент для самых разнообразных оценочных
задач.
Существует еще одна форма проведения
аттестации - экспертное заключение. Экспертное
заключение - это краткий анализ представленного
проекта нормативного акта, программы
или иного документа, анализируемого с
точки зрения законности, экономической
обоснованности, полноты аргументации,
целесообразности, реализуемости. В качестве
материалов для проведения экспертизы
рекомендуется предлагать проекты муниципальных
правовых актов, муниципальных целевых
программ по наиболее актуальным проблемам
соответствующей сферы деятельности,
в том числе и тех, которые уже имеют экспертное
заключение. Оценку представленных муниципальными
служащими экспертных заключений возможно
осуществить путем сопоставления основных
выводов заключений с реальной экспертизой
проекта. При проведении аттестации
специалистов, замещающих должности,
требующие аналитических способностей,
высокого уровня самостоятельности и
творческого характера мышления, целесообразно
предлагать в качестве объекта экспертизы
наиболее сложные и актуальные вопросы,
по которым нет реальных экспертных заключений,
но уже состоялось обсуждение группой
специалистов. Данный подход позволит
оценить системность знаний, логичность
мышления, новизну взглядов.[51]
Итак, аттестационная комиссия
вправе сама решить, в какой форме будет
проводиться аттестация. Важно учитывать
занимаемую должность, стаж работы и
уровень образования.
Аттестация дает наиболее
существенные результаты, в условиях комплексного
подхода к данной работе. Эффективность
работы по аттестации может быть, достаточно
высокой, только в случае обеспечения
нормативного подхода, то есть на основе
сравнения фактических параметров с нормативными
значениями (по стандартам, типовым проектам,
картам организации труда и т.п.), что позволяет,
дать, в ходе аттестации, наиболее объективную
оценку соответствия персонала, требованиям
научной организации труда, а затем, осуществить
его полную рационализацию. Мы рассмотрели
некоторые формы проведения аттестации
муниципальных служащих. Можно сделать
вывод, что все формы проведения процедуры
аттестации разнообразны и могут применяться
не только по одному назначению, но и
для разных типов оценки.
Применяемая форма проведения
аттестации муниципальных служащих в
Администрации Черниговского муниципального
района в виде устного экзамена,
предусматривающая ответы по билетам
не является единственной из всех форм.
Кроме того, важно отметить, что форма
экзамена является одной из эффективной
формой проведения аттестации, но недостаточной
для того, чтоб раскрыть все стороны профессионализма
муниципального служащего. Так, в Администрации
Черниговского муниципального района
помимо экзамена можно проводить деловые
игры, использовать «метод моделирования
рабочей ситуации», а также написание
эссе. Они направлены на оценку профессиональной
компетенции и позволяют муниципальному
служащему работать над заданной проблемой
самостоятельно, проявив максимальное
количество знаний и умений, что явится
более четкой оценкой его профессиональных
качеств. Эти формы позволят раскрыть
не только творческий потенциал, но и оценить
как личностные характеристики муниципального
служащего так и его богатый опыт работы
в органах местного самоуправления.
Заключение
Местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного
значения, владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью. Эти коллективные
интересы жителей сводятся к тому, чтобы
на данной локальной территории была создана
удобная для жителей социально-экономическая
и культурная среда: в домах было тепло,
на улицах светло и безопасно, в детских
садах, школах, магазинах, стадионах - комфортно.
Функции (полномочия, обязанности) муниципальной
власти вытекают именно из этих интересов
местных сообществ. Для решения важных
стратегических задач необходимы высококвалифицированные
муниципальные служащие. Ведь только профессионал
сможет организовать результативную работу.
Социально-экономическое развитие территории
зависит от деятельности органов местного
самоуправления. [52]
Именно муниципальным служащим
приходится решать насущные проблемы
политического, культурного характера
в жизни местного сообщества. От их компетентности,
профессионализма, образованности, общей
культуры, гражданской ответственности
зависит качество осуществляемой ими
профессиональной деятельности, конечной
целью которой является обеспечение и
организация благоприятных условий для
жизнедеятельности местного сообщества.
Чтобы оценить не только знания,
умения и навыки муниципального служащего,
но и результаты его работы и проводится
процедура аттестации.
Аттестация
муниципальных служащих является основой
для разработки кадровой политики в органах
местного самоуправления, т.к. по результатам
аттестации муниципальных служащих принимаются
решения о повышении им квалификационных
разрядов, направлении на переподготовку
и повышение квалификации, включении в
резерв кадров, увольнении и т.д.
Главной
задачей аттестации муниципальных служащих
в Администрации Черниговского района
является оценка степени соответствия
служащего занимаемой должности, может
ли он со своими знаниями, умениями и навыками
исполнять те или иные обязанности, а также
безошибочно принять решения, связанные
с благосостоянием населения. Аттестация
помогает определить объемы выполнения
работ, функциональные обязанности сотрудников,
а также, немало важно, особенности взаимодействия
муниципального служащего с коллегами.
В настоящее
время разработана нормативно-правовая
база регламентации процедуры аттестации
муниципальных служащих. В Администрации
Черниговского района правовое регулирование
процедуры аттестации муниципальных служащих
осуществляется в соответствии с Федеральным
закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О
муниципальной службе в Российской Федерации»,
Законом Приморского края от 04.06. 2007 №82
КЗ «О муниципальной службе в Приморском
крае», а также, решением Думы Черниговского
района от 30.01.2008 года «О порядке проведения
аттестации муниципальных служащих в
органах местного самоуправления Черниговского
района».
Анализ результатов аттестации
муниципальных служащих в Администрации
Черниговского района показал, что все
аттестуемые 2012-2013 годов успешно прошли
аттестацию, тем самым доказав, что они
профессионалы своего дела. Такие высококвалифицированные
муниципальные служащие достойны занимаемой
должности, имеют достаточный уровень
подготовки для решения каких-либо стратегически
важных задач. Муниципальные служащие
Администрации Черниговского района обеспечивают
результативную деятельность, создают
необходимые условия для комплексного
социально-экономического развития Черниговского
района, а также повышение уровня благосостояния
его жителей.