Анализ результатов аттестации муниципальных служащих Администрации Черниговского муниципального района и разработка предложений по её
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 15:13, дипломная работа
Описание работы
Становление института муниципальной службы, формирование и развитие его кадрового состава в условиях модернизации общества выступает как сложное многоплановое социальное явление. Важную роль в этом отводится формированию кадрового состава управленческого уровня, причем автоматически этот процесс развиваться не может. Муниципальный служащий, работник высокого профессионального класса не готовится скоротечно. Для полного формирования качеств, соответствующих необходимому стандарту профессионала, требуются многие годы. Важнейшей целью административной реформы, проводимой в настоящее время в Российской Федерации является повышение эффективности деятельности органов как государственного, так и муниципального управления. Достижение этой цели невозможно без эффективной профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. С целью повышения эффективности профессиональной деятельности служащих и определения их соответствия замещаемым должностям в процессе прохождения службы предусмотрено проведение периодической аттестации.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………….…….3 1 Аттестация как одна из форм оценки муниципальных служащих……………….……7 1.1 Сущность и значение понятия аттестации муниципальных служащих…….……..7 1.2 Виды аттестации и методы ее проведения………………………………………....14 1.3 Правовые основы аттестации муниципальных служащих……………………......21 2 Система функционирования Администрации Черниговского района. Анализ результатов аттестации муниципальных служащих в администрации Черниговского района……………………………..…………………………………….27 2.1 Общая характеристика Администрации Черниговского района………………....27 2.2 Организация работы административного отдела Администрации Черниговского района……………………………………………………………….37 2.3 Анализ результатов аттестации муниципальных служащих в Администрации Черниговского района……………………………………………………………….46 3 Основные направления и предложения по совершенствованию системы аттестации в Администрации Черниговского муниципального района…………...………...……52 3.1 Основные направления по совершенствованию системы аттестации в Администрации Черниговского муниципального района……..…….………….52 3.2 Разработка предложений по совершенствованию системы аттестации муниципальных служащих в Администрации Черниговского района……………………………………………………………...…55 Заключение…………………………………………………………………………………61 Список использованных источников……………………………………………………..64
Нетрадиционные методы аттестации
начали распространяться достаточно недавно,
всего 10-15 лет назад, поэтому их до сих
пор часто называют экспериментальными.
Тем не менее, некоторые из них уже нашли
широкое применение и прочно утвердились
в качестве «стандартных» методов оценки
персонала многих организаций.
К числу таких методов, безусловно,
относится «360* аттестация». При этом методе
сотрудник оценивается своим руководителем,
своими коллегами и своими подчиненными.
Конкретные механизмы аттестации могут
быть различными (все аттестующие заполняют
одну и ту же форму оценки, каждая категория
заполняет особую форму, аттестация коллегами
и подчиненными проводится с помощью компьютера
и т.д.), однако суть этого метода четко
отражена в его названии, а именно – получение
всесторонней оценки сотрудника.
Нетрадиционные методы аттестации
позволяют преодолеть присущие традиционной
системе недостатки, однако их использование
так же может создать определенные проблемы
для организации. Прежде всего, расширение
состава сотрудников, оценивающих аттестуемого,
может стать причиной целого ряда конфликтов
между ним и его коллегами или подчиненными,
связанных с объективностью оценки и восприятием
этой оценки как объективной самим аттестуемым.
Смещение акцента в сторону потенциала,
который достаточно сложно оценить и,
самое главное, объяснить оцениваемому
человеку, также может стать источником
обид и конфликтов. Поэтому новые методы
аттестации должны быть тщательно продуманы
специалистами и хорошо понятны всем остальным
сотрудникам организации.
Одним из наиболее популярным
сегодня методом оценки сотрудника является
метод управления посредством установки
целей. Он начинается с совместного (сотрудник
и его руководитель) определения ключевых
целей сотрудника на определенный период
(год или шесть месяцев). Таких целей должно
быть немного, они должны отражать наиболее
важные задачи деятельности сотрудника
на следующий период и обязательно быть
конкретными, т.е. предметными и специфическими;
измеримыми, т.е. поддающимися количественной
оценке; значимыми, т.е. относящимися к
профессиональной деятельности сотрудника
и связанными с задачами организации в
целом, и, не стоит забывать, ориентированными
во времени, т.е для каждой цели должен
быть определен срок ее исполнения.
По истечении аттестационного
периода сотрудник и руководитель оценивают
выполнение каждой цели (как правило, в
процентах) и всего личного плана сотрудника
(набора целей). Хотя оценка осуществляется
совместно, руководитель обладает решающим
голосом при принятии окончательного
решения.
Основной недостаток данного
метода заключается в том, что оцениваются
не все аспекты работы сотрудника, а только
степень выполнения им ключевых задач,
что ограничивает объективность оценки
и возможности ее использования для принятия
решений о назначении на новую должность,
профессиональной подготовке, повышенной
заработной платы.[16]
Существует множество различных
методов аттестации, однако на практике
они в основном представляют собой разные
вариации следующих методов:
Ранжирование, в рамках которого
требуется расставить подчиненных по
порядку в зависимости от их заслуг (достижений),
причем, как правило, по их реальной способности
выполнять работу, хотя иногда ранжирование
проводится по нескольким выбранным характеристикам.
Классификация, в рамках которой
работников распределяют по нескольким
заранее установленным категориям достижений
(заслуг) на основании общей эффективности
деятельности работников. Как правило,
этих категорий пять.
Наиболее часто использующимся
методом аттестации является шкала оценок.
Его основу составляет список личностных
характеристик или факторов, против каждой
из которых размещается шкала, состоящая,
как правило, из пяти пунктов, и менеджер
(руководитель) отмечает на шкале, в какой
степени тот или иной фактор или характеристика
присущи работнику.
Метод открытой аттестации
представляет собой инновацию сравнительно
недавнего времени, которая была введена
в связи с неудовлетворительностью схемы
шкалы оценки. Вместо того чтобы заставлять
менеджера оценивать ряд персональных
характеристик, которые не всегда являются
подходящими для аттестации, новый метод
сосредоточивает внимание на характере
выполнения работы, при этом от менеджера
требуется всего несколько фраз об аттестуемом
работнике вместо проставления галочек
в столбцах.[17]
Результаты исследований показывают,
что каждый из этих методов иногда бывает,
результативен, а иногда - совершенно неприменим.
Главное при этом - не сами методы, а формы
их использования. Оценщики, не прошедшие
подготовки, или лица, не имеющие ни таланта,
ни желания, могут свести на нет любой
метод.[16]
1.3 Правовые основы аттестации
муниципальных служащих
Заключительным элементом механизма
аттестации является правовая основа
- нормы, регулирующие аттестационно-правовые
отношения. Право - это важнейший компонент
механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую
значимость, общеобязательность, устойчивость
и эффективность.
Правовая регламентация аттестации
муниципальных служащих осуществляется
с помощью системы нормативных актов,
решений по этим вопросам органов местного
самоуправления. Следует отметить, что
в отдельных органах могут проводиться
персональные аттестации муниципальных
служащих с целью представления их к присвоению
специального звания, классного чина.
Особенность таких аттестаций состоит
в том, что они проводятся только в отношении
отдельных служащих и связаны с подготовкой
важных для конкретного служащего решения.
Такая аттестация является фактором изменения
реального правового статуса муниципального
служащего.
Аттестацию как правовое понятие
можно рассматривать в нескольких аспектах:
как правовой институт, как систему правоотношений.
Правовая регламентация аттестации осуществляется
с помощью системы нормативных правовых
актов.
Правоотношения возникают между
различными субъектами: между служащими
и руководителем соответствующего органа
(кадровой службой), между руководителем
и аттестационной комиссией. Рассматриваемые
правоотношения можно разделить по характеру
норм на материальные и процессуальные.
[18]
Российские нормативные правовые
акты, посвященные аттестации, имеют строго
целевое назначение и действуют только
в отношении отдельных категорий работников.
Вопросам аттестации посвящено
более 30-ти нормативных правовых актов.
Из них около 20-ти непосредственно регулируют
аттестацию работников. При этом обращает
на себя внимание разобщенность нормативных
актов по аттестации, их принятие отдельными
ведомствами при отсутствии единых подходов
в решении принципиальных положений, затрагивающих
интересы работников.
Аттестация как обязательный
способ проверки соответствия работника
занимаемой должности или выполняемой
работе предусмотрена федеральными нормативными
актами для многих категорий работников,
в частности, государственных и муниципальных
служащих, педагогических и руководящих
работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений, руководителей
федеральных государственных унитарных
предприятий, научных работников, спасателей,
работников, занятых на опасных производственных
объектах, и др.
При изучении нормативных правовых
актов об аттестации бросается в глаза
их непохожесть друг на друга по процедуре
ее проведения: указываются различные
сроки (периодичность), виды, порядок проведения
аттестации, порядок формирования и состав
аттестационных комиссий и т.д.
Действующие российские акты
в основном ведомственные (отраслевые),
и рассчитаны только на определенные категории
работников, да к тому же порой одни и те
же вопросы решают по-разному.
Говоря о месте аттестации в
российском праве, следует отметить ее
межотраслевой характер. Институт аттестации
не включен ни в одну из традиционных отраслей
права, хотя его отдельные нормы нашли
свое отражение в нескольких отраслях
и прежде всего - в трудовом праве.
В Трудовом кодексе Российской
Федерации об аттестации работников говорится
в ряде статей. В статье 81 «Расторжение
трудового договора по инициативе работодателя»
определено, что трудовой договор может
быть расторгнут работодателем в случае
несоответствия работника занимаемой
должности или выполняемой работе вследствие
недостаточной квалификации, подтвержденной
результатами аттестации. В указанной
статье также сказано, что порядок проведения
аттестации устанавливается трудовым
законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового
права, локальными нормативными актами,
принимаемыми с учетом мнения представительного
органа работников. [19]
В законодательстве регламентирован
порядок аттестации различных категорий
служащих на основе нормативных актов,
посвященных аттестации государственных
и муниципальных служащих.
Законодательством установлено,
что государственная (муниципальная) служба
- это профессиональная деятельность по
обеспечению полномочий государственных
органов, органов местного самоуправления.
Для этого при приеме на службу к гражданам
предъявляются определенные квалификационные
требования, а для служащих установлена
обязанность «поддерживать уровень квалификации,
достаточный для исполнения своих должностных
обязанностей». Именно уровень квалификации
служащих и соответствие их занимаемым
должностям определяется при проведении
аттестации. Следовательно, если служащий
уклоняется от участия в аттестации (т.е.
не выполняет возложенных на него обязанностей),
он может быть (при наличии всех признаков
дисциплинарного проступка) привлечен
к дисциплинарной ответственности. Поскольку
аттестация как обязанность связана с
ограничением права на труд служащего,
то в соответствии с Конституцией РФ она
предусмотрена федеральными законами.
Для служащего аттестация -
это не только обязанность, но и способ
реализации права на продвижение по службе
при наличии возможностей (вакантная должность,
получение дополнительного образования
и т.д.), а также права на надбавку за квалификационный
разряд в случае его присвоения. Для служащего
аттестация - это и гарантия при увольнении.
Важно отметить, что руководитель не вправе
уволить служащего по несоответствию
занимаемой должности без проведения
аттестации.
Для органа местного самоуправления
проведение аттестации - это не только
право, но одновременно и обязанность.
По общему правилу аттестации подлежат
все служащие, независимо от занимаемой
должности и вида службы.[20]
Значительную роль в регулирование
аттестации муниципальных служащих играет
Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред.
от 25.11.2013) «О муниципальной службе в Российской
Федерации», в котором говорится, что положение
о проведении аттестации муниципальных
служащих утверждается муниципальным
правовым актом в соответствии с типовым
положением о проведении аттестации муниципальных
служащих, утверждаемым законом субъекта
Российской Федерации.[1]
Муниципальный служащий вправе
обратиться как в соответствующий орган,
так и в суд для разрешения споров, связанных
с муниципальной службой, в том числе по
вопросам проведения аттестации, ее результатов,
содержания выданных аттестационных характеристик.
Что касается государственных
служащих, то, в соответствии с ФЗ «Об основах
государственной службы в РФ» (п. 2 ст. 4)
могут устанавливаться особенности правового
регулирования аттестации государственных
служащих в отдельных государственных
органах.
Аттестация государственных
служащих субъектов РФ регулируется не
только федеральным законодательством,
но и нормативными правовыми актами субъектов
РФ.
Правовую основу проведения
аттестации государственных гражданских
служащих составляют:
1.Федеральный закон от
27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации».
2.Указ Президента Российской
Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении
аттестации государственных гражданских
служащих Российской Федерации».
3.Правовой акт государственного
органа о формировании аттестационной
комиссии, определяющий состав аттестационной
комиссии, сроки и порядок ее
работы.
К сожалению, действующее законодательство
не содержит определения аттестации государственных
служащих. Часть 1 ст.48 Федерального закона
«О государственной гражданской службе
Российской Федерации» лишь указывает
цель аттестации гражданского служащего
- определение соответствия государственного
служащего замещаемой должности гражданской
службы.[21]
Указом Президента Российской
Федерации «О проведении аттестации государственных
гражданских служащих Российской Федерации»
от 01.02.05 №110 утверждено Положение о проведении
аттестации государственных гражданских
служащих Российской Федерации
Условия и порядок проведения
аттестации являются едиными для всех
государственных гражданских служащих
независимо от занимаемой должности и
уровня прохождения гражданской службы
(федеральная или субъектов РФ). Субъекты
РФ в своих нормативных правовых актах
не могут изменять установленные на федеральном
уровне правила.[22]
ФЗ «Об основах государственной
службы в РФ» в п. 1 ст. 2 определяет государственную
службу, как профессиональную деятельность
по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов, в качестве одного
из принципов государственной службы
в п. 8 ст. 5 закрепляет «профессионализм
и компетентность государственных служащих».
Именно поэтому устанавливаются квалификационные
требования к служащим, замещающим государственные
должности государственным служащим (ст.
6 ФЗ «Об основах государственной службы
в РФ»), предусматривается в качестве одной
из основных обязанностей государственного
служащего - обязанность «поддерживать
уровень квалификации, достаточный для
исполнения своих должностных обязанностей»
(п. 7 ст. 10) и правовой механизм определения
уровня профессиональной подготовки и
соответствия государственных служащих
занимаемой должности государственного
служащего - периодическая аттестация
(ст. 24), которая одновременно является
и «персональной оценкой профессиональных
качеств государственного служащего».[21]
Аттестация для государственного
служащего может быть рассмотрена как
юридическая обязанность - пройти в установленной
организационно-правовой форме периодическую
проверку его уровня профессиональной
подготовки и соответствия занимаемой
должности.