Анализ результатов аттестации муниципальных служащих Администрации Черниговского муниципального района и разработка предложений по её

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

Становление института муниципальной службы, формирование и развитие его кадрового состава в условиях модернизации общества выступает как сложное многоплановое социальное явление. Важную роль в этом отводится формированию кадрового состава управленческого уровня, причем автоматически этот процесс развиваться не может. Муниципальный служащий, работник высокого профессионального класса не готовится скоротечно. Для полного формирования качеств, соответствующих необходимому стандарту профессионала, требуются многие годы.
Важнейшей целью административной реформы, проводимой в настоящее время в Российской Федерации является повышение эффективности деятельности органов как государственного, так и муниципального управления. Достижение этой цели невозможно без эффективной профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. С целью повышения эффективности профессиональной деятельности служащих и определения их соответствия замещаемым должностям в процессе прохождения службы предусмотрено проведение периодической аттестации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…….3
1 Аттестация как одна из форм оценки муниципальных служащих……………….……7
1.1 Сущность и значение понятия аттестации муниципальных служащих…….……..7
1.2 Виды аттестации и методы ее проведения………………………………………....14
1.3 Правовые основы аттестации муниципальных служащих……………………......21
2 Система функционирования Администрации Черниговского района.
Анализ результатов аттестации муниципальных служащих в администрации
Черниговского района……………………………..…………………………………….27
2.1 Общая характеристика Администрации Черниговского района………………....27
2.2 Организация работы административного отдела Администрации
Черниговского района……………………………………………………………….37
2.3 Анализ результатов аттестации муниципальных служащих в Администрации
Черниговского района……………………………………………………………….46
3 Основные направления и предложения по совершенствованию системы аттестации
в Администрации Черниговского муниципального района…………...………...……52
3.1 Основные направления по совершенствованию системы аттестации
в Администрации Черниговского муниципального района……..…….………….52
3.2 Разработка предложений по совершенствованию системы
аттестации муниципальных служащих в Администрации
Черниговского района……………………………………………………………...…55
Заключение…………………………………………………………………………………61
Список использованных источников……………………………………………………..64

Файлы: 1 файл

диплом 23.05.2014.doc

— 222.56 Кб (Скачать файл)

Аттестация муниципального служащего - проводимая в установленном законодательством порядке проверка квалификации, уровня профессиональной подготовки и соответствия служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, результатов деятельности и способностей к выполнению полномочий по замещаемой должности муниципальной службы, а также с целью решения вопроса о присвоении муниципальным служащим квалификационных разрядов. Аттестация муниципального служащего призвана способствовать совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по подбору, повышению квалификации и расстановке муниципальных служащих. При аттестации оцениваются профессиональные, деловые и нравственные качества работников, их способность работать с людьми, делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

Аттестации подлежат муниципальные служащие, замещающие в муниципальных органах младшие, старшие, ведущие, главные и высшие муниципальные должности муниципальной службы. При этом аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала. Она имеет целью изыскание резервов роста повышения производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности.

К основным задачам аттестации можно отнести определение уровня профессиональной подготовки и служебного соответствия муниципального служащего занимаемой должности;  решение вопроса о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда; выявление перспектив использования потенциальных способностей работника, стимулирование роста его профессионального уровня; определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения и подготовки кадров; улучшение работы по подбору и расстановке кадров, а также выявление общего кадрового потенциала и оптимальное кадровое обеспечение функциональных задач органов местного самоуправления.

Аттестация базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия требованиям рабочего места деловых и личностных качеств. Аттестация муниципальных служащих проводится для стимулирования роста квалификации и повышения ответственности за исполнение ими своих должностных обязанностей, развития у них инициативы и творческой активности.[7] Для проведения аттестации формируется комиссия, утверждается график, составляются списки и подготавливаются необходимые для комиссии документы.

В результате аттестации муниципальный служащий может соответствовать замещаемой им должности; соответствовать замещаемой муниципальной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности, но в этом случае последующая переаттестация через 1 год; не соответствовать замещаемой должности. Все результаты заносятся в аттестационный лист служащего.[1]

В принципах аттестации раскрываются содержание и сущность аттестационной деятельности, которые вырабатываются аттестационной практикой муниципальных органов. К основным принципам, на которых строится аттестация муниципальных служащих можно отнести внепартийность; всеобщность, гласность, периодичность (систематичность) аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации).

Внепартийность аттестации характеризуется отсутствием одностороннего политического подхода к оценке исполнения должностных обязанностей муниципального служащего, так как в соответствии с принципом политического нейтралитета во время исполнения служебных функций он обязан руководствоваться не собственными политическими интересами и пристрастиями, а выработанной единой государственной политикой в конкретном вопросе в целях удовлетворения публичного интереса.

Принцип всеобщности означает, что аттестация проводится во всех муниципальных органах. Все лица, занимающие муниципальные должности муниципальной службы проходят аттестацию.

Принцип гласности заключается в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто. Этот принцип характеризуется доступностью всех аттестационных материалов, демократизмом проведения оценки, открытостью обсуждения профессиональных, личных и нравственных качеств аттестуемого, всех сторон его служебной деятельности. Каждому муниципальному служащему, подлежащему аттестации, предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой. У него есть возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и вносить предложения и замечания по улучшению работы конкретного органа местного самоуправления или его подразделения. Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования.

 Важным принципом аттестации  является коллективность оценки. Суть этого принципа состоит в том, что процесс сбора, анализа, обобщения аттестационной информации, рассмотрения профессиональных, деловых и нравственных качеств и выработка оценки служащих осуществляются группой высококвалифицированных служащих, авторитетных специалистов, т. е. аттестационной комиссией. Еще немало важно отметить, что коллективность оценки предполагает проведение продуктивного обмена мнениями о сильных и слабых сторонах аттестуемого служащего. Гласность, коллективность оценки и учет общественного мнения при проведении аттестации должны создавать условия для реализации важного требования о преимущественной ориентации служащих органов местного самоуправления не на собственные, а на общественные интересы.

 Принцип периодичности (систематичности) аттестации означает, что она проводится постоянно  через определенные в нормативных  актах промежутки времени. От  этого принципа зависит и эффект  аттестации как организационно-правового  явления в структуре системы  работы с персоналом. Принцип  периодичности должен обеспечивать  надлежащий уровень исполнения  служащими должностных обязанностей  вне зависимости от внешних  факторов, перемен, политических условий.

 Аттестация выполняет  основное свое предназначение  только в том случае, если ее  оценка объективна. Особенно велик  субъективизм оценок, когда их  собираются использовать как  удобный повод для сведения  счетов с «ненужными» служащими. Принцип объективности оценки выражается в том, что профессиональные, деловые, личные и нравственные качества служащего рассматриваются с точки зрения их практического проявления, т. е. такими, какими они являются в действительности. Объективность оценки означает, что в процессе аттестации освещаются только реальные факты (успехи, недостатки, ошибки) в деятельности каждого служащего. Главной чертой принципа объективности оценки является беспристрастность, отсутствие всяких предубеждений относительно делового поведения служащего.

Принцип комплексности оценки должен гарантировать всесторонность, принципиальность и объективность оценки служащих. Комплексность оценки означает аттестацию служащих как таковых, т. е. оценку их работы по трем основным направлениям. Во-первых, это оценка результатов деятельности служащих. Во-вторых, что также важно, оценка процесса управленческого труда, исполнения должностных обязанностей. И к третьему направлению можно отнести оценку личностных качеств служащего.

Принцип обоснованности оценки и рекомендаций аттестационной комиссии является одним из важнейших. Обосновать ту или иную оценку - значит доказать ее целесообразность, истинность и справедливость, убедить в том, что она отражает действительные заслуги, а также имеющиеся недоработки и ошибки служащего.

Степень реализации всех других принципов, а также правовая значимость аттестации определяется принципом действенности аттестации – обязательным принятием по результатам аттестации организационно-правовых мер, присвоением квалификационного разряда, а в необходимых случаях - мер ответственности и стимулирования. Аттестация не обеспечит своего главенствующего положения в системе работы с персоналом, если ее результаты не будут подтверждаться и развиваться стимулирующими мероприятиями. Гарантированность выполнения рекомендаций аттестационной комиссии является залогом достижения всех целей аттестации. Кроме того, одной из целей аттестации является соответствие интересов государства, общества и служащих для обеспечения качественного и эффективного управления. Двигателем механизма аттестации должен стать материальный, моральный, организационный, политический и другие интересы.[8]

Механизм аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующей реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции муниципального управления. Механизм аттестации муниципальных служащих является комплексным организационным образованием и состоит из таких элементов, как субъект аттестации; объект аттестации; непосредственная деятельность по оценке и контролю за работой служащих и, важно не забыть, правовые нормы, регулирующие порядок проведения аттестации.

Субъектом аттестации называется группа лиц (коллегия), которая производит оценку профессиональных, деловых, личных и нравственных качеств служащего и результатов его деятельности. Субъекты аттестации оценивают лицо при прохождении муниципальной службы. То есть можно сказать, что субъектом аттестации, по сути, является аттестационная комиссия, состоящая из наиболее авторитетных, профессиональных и принципиальных сотрудников. Аттестация - это деятельность, процесс, начинающийся с момента принятия решения о проведении аттестации и заканчивающийся принятием решения об итогах аттестации, выполнением всех рекомендаций аттестационных комиссий, а также замечаний и предложений аттестуемых, высказанных ими на заседаниях аттестационных комиссий. Таким образом, на разных стадиях аттестационной процедуры субъектами аттестации становятся многие категории муниципальных служащих, представляющие различные органы, организации и их структурные подразделения. Объектом аттестации являются муниципальные служащие, которые согласно требованиям специального нормативного акта подлежат аттестации, т. е. это те, кого оценивают (лица, занимающие муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления). [9]

Непосредственная деятельность по осуществлению аттестации - это управленческая аттестационная процедура, которая имеет организационно-правовой характер. Аттестационная процедура представляет собой порядок последовательной реализации требований (условий) аттестационной деятельности в различных органах местного самоуправления, их организационного и технического обеспечения, т. е. систему последовательных действий по осуществлению аттестации. Соблюдение процедуры создает гарантии объективного подхода к оценке муниципальных служащих, способствует эффективному решению задач аттестации. В нормативных актах, регламентирующих аттестационно-должностные отношения, содержится множество процессуальных норм. Специальные процедурные нормы, регулирующие аттестационную деятельность, определяют, кто и в каком порядке оценивает работу муниципальных служащих. В соответствии с задачами, целями и функциями аттестации устанавливаются критерии, по которым оцениваются профессиональные, личные и нравственные качества служащих, а также результаты исполнения ими должностных обязанностей.

К аттестационной процедуре относится постановка целей и задач аттестации; разработка подготовительных мероприятий; сбор, изучение, анализ и обобщение информации об аттестуемом лице; выработка системы оценки служащих; проведение аттестационной оценки служащих, выявление степени их соответствия занимаемой муниципальной должности муниципальной службы; подготовка аттестационными комиссиями рекомендаций; установление порядка принятия руководящим органом либо руководителем органа местного самоуправления решения по результатам аттестации о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда, о материальном или моральном поощрении (стимулировании), включении его в резерв на выдвижение и т. п.; формирование порядка реализации итогов аттестации - оценок и рекомендаций аттестационных комиссий (разработка необходимых мер, способствующих этому; установление периодичности действий, выявление субъектов и методов осуществления этих действий; определение последствий реализации действий и ответственности должностных лиц за их выполнение).

В аттестационную процедуру входит и проведение оценки муниципальных служащих. Аттестационная процедура (аттестация), как и конкурс, считается способом оценки муниципальных служащих. Оценка - показатель степени соответствия аттестуемого занимаемой муниципальной должности муниципальной службы, посредством которой, т. е. при помощи выбранных критериев и методов, выявляется соответствие служащего занимаемой должности. Сама оценка также имеет конкретную процедуру и осуществляется посредством совершаемых действий. Таким образом, оценка является одним из главнейших элементов аттестационной процедуры. [10]

Проявлением требований к служащему по занимаемой им муниципальной должности муниципальной службы, а также конкретизация деловых и личных качеств, необходимых для эффективного выполнения служащими своих должностных обязанностей называется критерий оценки

На практике надежных критериев оценки служащих, гарантирующих качественное проведение аттестации, а следовательно, и успешность служебной деятельности, пока не разработано. Основой для отработки методов полной и всесторонней оценки служащих являются объективные, точные и научно обоснованные критерии.

После проведения оценки на каждого из чиновников составляется служебная характеристика с указанием следующих параметров :

1) сообразительность - способность  быстро и дифференцированно воспринимать  существо дела;

2) мыслительные и оценочные  способности - способность анализировать  проблемы и делать выводы;

3) специальные знания - объем, широта и глубина специальных  знаний;

4) готовность к труду, проявляемая при выполнении задач, энергия и интенсивность -готовность к выполнению задач, не входящих в его компетенцию;

Информация о работе Анализ результатов аттестации муниципальных служащих Администрации Черниговского муниципального района и разработка предложений по её