Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:01, реферат
Понятие формы государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и ее методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.
Вопрос 1. Понятие формы государства
Вопрос 2. Понятие формы правления и ее основные разновидности
Вопрос 3. Формы государственного устройства
Вопрос 4. Государственно-правовой режим и его разновидности
1. Власть парламента
— производна от суверенитета
народа на основе
2. В системе разделения властей парламентская власть — ограничена, обособленна от других подсистем власти, но в, то, же время вынуждена взаимодействовать с ними.
3. Власть парламента — конституционная, нормативно гарантированная.
4. Парламентская власть
сопряжена с выполнением
5. Парламентская власть и парламентаризм, как специфическая структура и система власти, являются частью партийной политической системы, в условиях которой партии ведут борьбу друг с другом за власть в парламенте.
Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма популярна (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).
Иногда встречаются смешанные формы правления — парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики — Советскую республику.
Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).
Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство — монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство — республика. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов. Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии и т.п. Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, по-видимому, может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров.
Вопрос 3. Формы государственного устройства
Форма государственного
устройства — это территориальная
организация государственной
Необходимость определенным
образом построить
После перехода определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать в них местные (территориальные) органы власти. Требуется распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.
Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным, а каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Поэтому приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный состав населения.
Наконец, субъективные и
даже случайные факторы —
Разумеется, государство — это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.
Теория государства
выделяет несколько видов его
территориального (национально-государственного и административно-
К унитарным относятся
государства, которые представляют
собой единое целостное государственное образование, части которого
не обладают признаками государственного
суверенитета. Унитарная форма государственного
устройства имеет место во многих странах.
В качестве образцов унитарных систем
обычно приводят такие страны, как Франция,
Великобритания, Италия, Кения и Египет.
Основной принцип, на который делается
упор во всех этих случаях унитаризма,
заключается в том, что в каждом из них
якобы обнаруживается один верховный,
предельный и единый центр власти. Кроме
того, эта форма характеризуется единой
структурой государственного аппарата
на всей территории страны. Парламент,
глава государства, правительство распространяют
свою юрисдикцию на территорию всей страны.
Их компетенция (функциональная, предметная,
территориальная) ни юридически, ни фактически
не ограничивается полномочиями каких-либо
местных органов. Все административно-
Для унитарного государства
характерно единое гражданство. Его
население имеет единую государственную
принадлежность. Никакие административно-
Унитарному государству присуща единая система права. Ее базу образует единая Конституция — Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер и распространяется только на соответствующую локальную территорию.
В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.
В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.
Присущая всем унитарным
государствам централизация может
проявляться в разных формах и
в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют
местные органы, и административно-
Унитарный тип — одна из самых распространенных форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и особенно в прежние периоды истории человечества. Большинство национальных государств сформировались как унитарные. Таковыми были все абсолютистские монархии и все восточные деспотии. Унитарное государство, независимо от того, централизованное оно или децентрализованное, демократическое или авторитарное, характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами.
Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Идеи федеративного устройства, хотя и восходят к глубокой древности, особенно большую популярность приобрели во второй половине XIX и в XX вв. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из множества (как, например, Россия и США) или нескольких (Канада) государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Она органически сочетает в себе преимущества государственного единства со сбалансированной самостоятельностью членов. Здесь то, что называется «общей волей», служащей в качестве некоей невидимой оси государства, вырабатывается как бы из двойного источника — волеизъявления всех ее граждан, с одной стороны, и государств-членов — с другой.
В конституционно-правовом отношении федерация зиждется на существовании нескольких или множества территориальных сообществ и их нежелании полностью слиться в нечто унитарное целое. Унификация, равно как и сецессия, здесь отвергается. Между различными составляющими федерации могут возникать конфликты, но они, как правило, пронизаны осознанием взаимной зависимости и наличием у них общей воли или общего интереса, перевешивающего все разногласия и противоречия. Поэтому федеральную конституцию можно рассматривать как документ, который признает существование конфликтующих интересов у составляющих федерацию территориально-политических образований и обязывает их искать компромисс и пути взаимного приспособления. Другими словами, федеральная конституция является воплощением важнейшего кредо демократии — принципа плюрализма в территориальных терминах.
Одним из важнейших принципов
федерализма можно считать
При всем том федерация
представляет собой форму организации
государства, имеющую единое центральное
правительство и
Следует заметить, что каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить общие черты для всех федеративных государств.
Федеративное (союзное) государство
состоит из нескольких государств или
государственных образований, которые
в той или иной мере обладают самостоятельностью.
Эти государственные
Так, в отличие от унитарного
государства федеративное в политико-административном
отношении не представляет собой
единого целого. Оно состоит из
территорий субъектов федерации
и является союзным государством.
Государственные образования, входящие
в состав федеративного государства, могут
не являться государствами в собственном
смысле слова, поскольку они не обладают
полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью
и независимостью по всем вопросам внутренней
и внешней политической жизни. Степень
суверенности может быть разной. Однако
выделяется круг вопросов, которые не
могут быть решены без участия центральной
власти. Но, во всяком случае, субъекты
федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной
самостоятельностью приобретают и определенную
политическую самостоятельность, и это
их отличает от административно-
Одним из формальных признаков
федерации является наличие двойного
гражданства. Каждый гражданин считается
гражданином федерации и
В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной Конституции.