Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом
1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Статистические данные
Специальная и научная литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ.docx

— 262.47 Кб (Скачать файл)

Важным событием в деле привлечения внимания общества к  проблеме наркомании стало проведение специальных открытых слушаний в  Государственной Думе. Они позволили, прежде всего, сделать шаг вперед в деле координации усилий как  различных государственных ведомств, так к общественных организаций, определить дальнейшие шаги в законодательной сфере.

С учетом федерального Закона «О наркотических средствах и  психотропных веществах» необходимо внесение дополнений и изменений в целый  ряд федеральных законов, обеспечение  контроля за своевременной подготовкой исполнительной властью нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена упомянутым выше законом.

В Российской Федерации принята  Концепция государственной политики по контролю за наркотиками (утверждена Президентом Российской Федерации 22 июля 1993 года) и подготовлена новая Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации (от 13.11.2009 г.).[132]

В этом документе наряду с  вопросами предупреждения злоупотребления  наркотиками, лечения и социальной реабилитации больных наркоманией, поставлена задача совершенствования  антинаркотического законодательства.

В частности, предписано урегулировать  порядок законного оборота наркотиков, используемых в медицинских и  научных целях, пересмотреть действующее  уголовное и административное законодательство об ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками. [133]

Предусмотрено также введение принудительного лечения как  меры, заменяющей уголовные наказания  за совершение преступных деяний, не представляющих большой общественной опасности, и  ряда других законодательных новелл.

Однако до сих пор в  области законодательства основные директивы концепции остаются нереализованными.

В России до сих пор не существует единого государственного органа, который бы проводил сбор, обработку  и анализ информации по проблеме наркотиков во всех ее аспектах. Его создание - одна из наиболее актуальных задач, ибо  без этого невозможно эффективное  планирование действий государства  и общества.

Проблемы распространения  наркотиков и борьбы с наркоманией  должны быть рассмотрены на уровне руководителей стран СHГ с учетом именно того, что на территорию России основной поток наркотических средств поступает, прежде всего, с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, а также из Азербайджана и Грузии.[134]

Совершенно очевидно, что  борьба с наркотиками требует  активизации и развития международного сотрудничества. Речь должна идти как  о совершенствовании законодательной  базы такого

сотрудничества (подписание двусторонних соглашений), так и  о практическом сотрудничестве, в  частности при проведении операций по контролю за транзитом наркотиков через территорию Российской Федерации.

К настоящему времени заключено 49 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, МВД России налажены рабочие контакты. Hа сегодняшний день прямые контакты установлены с 49 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере незаконного оборота наркотиков.

Со стороны России будет  правильным добиваться включения проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в повестку дня саммитов с лидерами наиболее развитых государств мира на постоянной основе.[135]

Hа предстоящей специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООH по вопросам борьбы с распространением наркотиков и наркоманией целесообразно представить соответствующие материалы о борьбе с наркоманией в России как по линии государственных органов, так и неправительственных организаций.

Hеобходимо создание совместными усилиями всех правоохранительных органов России и СHГ специального банка данных, в который должны быть включены все лица, имеющие отношение к поставкам и распространению наркотиков. При определенных условиях доступ к этому банку должны иметь представители правоохранительных органов других стран, прежде всего тех, с кем необходимо наиболее плотное сотрудничество в борьбе с наркобизнесом (США, ФРГ, Великобритания, Hидерланды, Китай).

Кроме этого, представляется целесообразным ограничить (с учетом, правда, имеющихся межгосударственных соглашений о безвизовом въезде) возможность  появления в России лиц, участвующих  в наркоторговле или даже просто подозреваемых в этом. В частности, речь может идти о специальных  штампах в паспортах граждан  ближнего зарубежья, наличие которых  сделает невозможным их пребывание на территории Российской Федерации.

Очевидна необходимость  повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, спецслужб  по отслеживанию сделок известных им наркодельцов с целью пресечения отмывания средств, добытых преступным путем и подрыва финансовой и иной экономической базы наркобизнеса.

Особое внимание нужно  уделить созданию практически в  каждом регионе Российской Федерации  Центров реабилитации лиц, употребляющих  наркотики, обеспечив их оборудование и финансирование как из бюджетных средств, так и на основе спонсорства.

Вопрос о финансировании должен находиться под постоянным контролем как со стороны законодательной власти, так и общественных структур с учетом того, что учреждения и подразделения здравоохранения субъектов Федерации, оказывающие помощь больным наркоманиями и алкоголизмом, финансируются всего лишь от 40 до 60 процентов от потребности.

Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения  наркобизнеса в духовную жизнь российского  общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.

В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие  поправки, в частности в такие  законы как «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной  поддержке средств массовой информации и книжной продукции» и другие.

Hеобходимо осуществление постоянного и полномасштабного мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников. При этом необходимо создание специального банка данных, содержащего разностороннюю информацию по всей проблематике наркомании и наркобизнеса.

Сегодня очевидна необходимость  оперативного решения вопроса об укреплении на всех уровнях подразделений  МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам - Москва и  Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и Северный Кавказ, и Дальний Восток.[136]

Важно повысить уровень технического оснащения всех служб, борющихся  с незаконным оборотом наркотиков. Целесообразно более широкое  применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков, в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.

Подразделения Федеральной  службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков являются одним из главных субъектов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, успешное осуществление ими своих задач и функций в этой сфере во многом зависит от правильной постановки информационного обеспечения. [137]

Информационное обеспечение  должно стать источником интенсификации деятельности ФСКН России в противодействии  незаконному обороту наркотиков, рационализации использования уже  имеющиеся в их распоряжении сил  и средств, обеспечить принятие адекватных правовых, организационных решений.

Поэтому необходимость переосмысления достигнутых научных результатов  и выработки новых теоретических  и практических подходов к обеспечению  вопроса информационного обеспечения  ФСКН России требует проведения исследований более высокого научного уровня и  широкого теоретического диапазона.

На уровне центрального аппарата ФСКН России должна быть разработана  комплексная программа развития информационного обеспечения деятельности службы, предусматривающая:

- разработку концепции  информационного обеспечения;

- создание специализированных  подразделений в структуре ФСКН, в функции которых входит создание  информационных баз данных о  противодействии незаконному обороту  наркотиков, организация постоянного  мониторинга;

- распространения наркомании, обеспечение взаимодействия со  средствами массовой информации  в повышении уровня информированности  граждан о противодействии незаконному  обороту наркотиков и т.д.;

- разработка и утверждение  положения о специализированных  подразделениях ФСКН;

- внесение изменений в  нормативные акты ФСКН об организационно-штатной  структуре региональных управлений  Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Требует решения вопрос о  недостаточности взаимодействия УФСКН  по Хабаровскому краю с органами исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации на уровне разработки соглашения о взаимодействии вопросах профилактики незаконного оборота  наркотиков, выработки системы постоянного  мониторинга распространения наркомании.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанного исследования, необходимо отметить следующее:

Проблемы, связанные с  незаконным оборотом наркотических  средств в России и в мире, являются многоаспектными и приобретают все большую актуальность. Распространение наркотических средств, их объемы и последствия создают существенную угрозу здоровью населения, подрывают экономический потенциал, негативно влияют на демографическую ситуацию в мире и правопорядок в государстве.

Уже сейчас отмечается серьезное  негативное влияние потребления  наркотических средств на новые  поколения, поскольку их основной удар приходится на молодежь (80% их потребителей составляют молодые люди в возрасте до 25 лет).

Наблюдается существенное снижение качества физического, психического и  нравственного здоровья населения  России, его репродуктивных возможностей. Происходит самоизоляция потребителей наркотических средств от жизни  общества, дезадаптация и деградация их личности и тем самым подрыв экономики, гражданской жизни, обороноспособности страны.

Потребление наркотических  средств и их незаконный оборот обусловливают  расширение зоны повышенного социального  и криминального риска: распространение  болезней, связанных с иммунодефицитом  и ВИЧ-инфекциями, венерическими  болезнями, суицидальными попытками, увеличение контингента лиц с повышенной виктимностью. Инициируется также мотивация корыстной, корыстно-насильственной и иной связанной с этими явлениями преступности.

Безусловно, это не исчерпывающий  перечень негативных последствий, связанных  с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств. По экспертным оценкам, только экономический ущерб такого оборота и потребления составляет около 15% внутреннего валового продукта России.

Отмечается высокая прибыльность наркобизнеса в России, составляющая от 400 до 1000%. По данным, приведенным  на 2-м Международном конгрессе  по противодействию наркотикам, состоявшемся в июне 2003 г., доходы преступников от незаконного оборота наркотиков в России составляют 8-10 млрд. долларов США.

Подобные доходы, безусловно, определяют привлекательность этого  вида преступной деятельности, влияют на преступную консолидацию и порождают  транснациональный характер наркобизнеса.

Хабаровский край относится  к числу регионов, на территории которых наблюдается неуклонный рост количества населения, употребляющих  наркоти-ки . С 1993 года в крае отмечается значительный рост наркомании и токсикомании. С 1993 по 2005 год количество лиц, состоящих на учете в органах здравоохранения с диагнозами наркомания и токсикомания, возросло с 944 до 6597, при этом количество подростков, состоящих на учете за злоупотребление наркотиками, выросло в 5 раз, а детей - в 8 раз.

Факторами, способствовавшими  устранению сдерживающих механизмов распространения  наркомании, явились: отмена в 1990 году наказания за немедицинское потребление  наркотиков; отмена института принудительного  лечения (в том числе с превентивной изоляцией наркоманов в системе  лечебно-трудовых профилакториев); дискуссия  в средствах массовой информации о правах граждан и свободе  выбора поведения, в том числе  в форме легального потребления  наркотиков; насаждения ложных представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия, престижа, достижения общественного и личного успеха; низкий уровень информирования граждан о деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Концепция государственной  политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятая в 1993 году, в полной мере реализована не была.

В результате отсутствия должной  информации, методологического обеспечения  и необходимых ресурсов, а подчас и элементарной неисполнительности и непрофессионализма отдельных  руководителей органов исполнительной власти ситуация по формированию особой молодежной субкультуры, в которой  допустимо потребление наркотиков, явная и скрытая их пропаганда, вышли из-под контроля.

Органы внутренних дел  Российской Федерации, как одни из основных субъектов противодействия незаконному  обороту наркотиков, реально осознавая  серьезность последствий нарастающей  наркотизации населения и понимая, что одних усилий правоохранительных органов в сдерживании ее роста  будет явно недостаточно, с 1994 года проводили активную работу по консолидации заинтересованных ведомств и учреждений исполнительной власти.

Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ