Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом
1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Статистические данные
Специальная и научная литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ.docx

— 262.47 Кб (Скачать файл)

Опираясь на эти данные, эксперты из Центра защиты общественных интересов Джо Дайамонд и Дэвид Кастро предложили параллельно с борьбой против поставщиков и распространителей наркотических средств, принять на вооружение новую тактику - заставить платить потребителей отравы.

Для этого, полагают эксперты, во-первых, надо создать в каждом районе специальную комиссию из представителей общественности, наркологических центров, полиции, наделенную правом предпринимать  действия в рамках законов о гражданских  правах против любого человека, покупающего  наркотики.

Кроме того, следует разработать  систему денежных штрафов в отношении  таких людей, например, взимать 30 тысяч  долларов или же 10 процентов от общего состояния - в зависимости от того, какая из сумм будет больше. В  то же время нужно предоставить пойманному наркоману возможность позднее  получить обратно до 50 процентов  заплаченного штрафа в том случае, если он в течение года не употреблял зелье, еженедельно сдавал анализы на наркотики и отработал определенный срок на пользу общества.

Эксперты полагают, что  такой способ борьбы с наркоманией  в США, а возможно, и не только здесь, может стать особенно эффективным. «Если состоятельные потребители  наркотических средств перестанут покупать кокаин или героин, - подчеркивают Дайамонд и Кастро, - то весь международный рынок наркотиков может рухнуть».[81]

На сегодняшний день определяющим моментом в развитии наркообстановки в России является контрабанда опиатов и героина из Афганистана. Наряду с наплывом наркотиков нецентральной Азии существенную угрозу представляют поставки синтетических наркотических веществ из Нидерландов. Польши и Германии, а также рост производства опиатов и амфетаминов в КНДР, которые доставляются в Россию через территорию Китая.

Противодействие распространению  наркотиков складывается из нескольких частей: снижение спроса, лечение и  реабилитация наркоманов, создание препятствий  для предложения наркотиков. Последнее  относится к деятельности правоохранительных органов и спецслужб.

Так, только с 1998 г. из незаконного  оборота органами ФСБ России самостоятельно и во взаимодействии с другими  правоохранительными ведомствами  ежегодно изымается в среднем 4 тонны  наркотических средств.

Приведем пример:

В минувшие выходные при проведении обыска по ранее возбужденному уголовному делу сотрудниками уголовного розыска  линейного отдела внутренних дел  аэропорта в квартире дома по улице  Саратовской у 32-летнего хабаровчанина  была обнаружена и изъята особо крупная  партия наркотиков растительного происхождения. Согласно справке эксперта, в руки оперативников попали около 2-х граммов  гашишного масла и почти 173 грамма гашиша.

По ценам черного рынка  наркотических средств и сильнодействующих  веществ Хабаровска общая стоимость  изъятого зелья составляет приблизительно 45 тысяч рублей. Владелец «дурмана»  водворен в изолятор временного содержания. В отношении него возбуждено уголовное  дело по части 2 статьи 228 УК РФ.

Его собрата по наркобизнесу - 23-летнего хабаровского бездельника - сотрудники УБОП УВД Хабаровского края задержали на улице Калинина. Покупателю, в роли которого выступил оперативник, наркодиллер продал около 13 граммов гашишного масла.

Согласно действующему в  России законодательству, данная партия так называемого «концентрированного» наркотика считается особо крупной. По расценкам краевого центра ее стоимость  составляет около пяти тысяч рублей.

Наркоторговец задержан и  водворен в изолятор временного содержания. За сбыт наркотика ему вскоре придется ответить перед законом: возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 228 УК РФ. Так как торговля криминальным дурманом считается одним из тяжких преступлений, молодому человеку грозит длительный срок лишения свободы. [82]

Однако, существует излишние препятствия в оперативной деятельности, которое создает несовершенство законодательства (отсутствие ряда давно разработанных, но не принятых основополагающих законов, в первую очередь - закона «Об организованной преступности», института «мнимого соучастия», эффективного механизма защиты свидетелей и т. п.).[83]

Осложняющими факторами  являются «прозрачность» госграницы на значительном ее протяжении, упрощенный режим въезда-выезда, порождающие  масштабную нелегальную иммиграцию жителей среднеазиатских государств - участников СНГ, Китая, Северной Кореи, Вьетнама.

Пока будет существовать такой дисбаланс, коренного перелома в ситуации с распространением наркотиков на территории России не произойдет. Необходима существенная помощь государства. К  сожалению, приходится констатировать, что разработанная система общегосударственных  мер в сфере пресечения незаконного  оборота наркотиков по ряду объективных  и субъективных причин в необходимом  объеме на настоящий момент не реализована.

В 2009 году президент России Дмитрий Медведев провел заседание  Совета безопасности России, на котором  выступил за разработку стратегии государственной  антинаркотической политики и чёткого  плана её реализации. При этом Медведев дал понять, что большинство инициатив  ФСКН, носящих преимущественно репрессивный и силовой характер, не будут поддержаны, а основные методы борьбы должны носить профилактический и разъясняющий характер.[84]

«Наркомания представляет угрозу национальной безопасности и демографической  ситуации в стране, а предпринимаемые  действия неадекватны масштабам  наркоэкспансии»,- подчеркнул Медведев.[85] Президент также считает необходимым ужесточить ответственность за преступления, совершённые в состоянии наркотического опьянения, или за содействие наркобизнесу.

Говоря о профилактике наркомании, Медведев подчеркнул необходимость  смещать акценты с силовых  и запретительных способов решения  проблемы на лечение и реабилитацию, поощрять деятельность молодёжных и  других организаций, выступающих за здоровый образ жизни, вести грамотную  информационную политику в СМИ. Президент  предложил также обсудить возможность  введения в стране альтернативного  наказания для наркоманов, совершивших  незначительные преступления, и об обязательном тестировании учащихся образовательных  учреждений для своевременного выявления  заболевания.

Медведев до сих пор  не реагировал на подобные идеи, однако 7 сентября 2009 г. теме наркомании в стране было посвящено заседание СБ. Вопреки  ожиданиям, Медведев достаточно критично оценил работу ФСКН, указав, что «нельзя  сказать, что позитивных сдвигов  нет, однако коренного перелома в  борьбе с наркотиками пока нет, и  причины не только в глобальном характере  проблемы, но и в самой организации работы, ее недостаточной эффективности».[86]

Тем не менее, часть мер  – хотя и наиболее умеренных - Медведев все же поддержал. Президент предложил ужесточить ответственность за преступления, совершенные в состоянии наркотического опьянения, и за содействие наркобизнесу, в том числе «за любые преступления, связанные с наркотиками, особенно за их распространение в публичных местах и там, где отдыхают подростки и молодежь».[87] По его мнению, «усиления ответственности требуют и коррупционные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков и сопутствующим отмыванием денег». [88]

Как сообщил по итогам совещания  Виктор Иванов, было решено ввести для  оптовых торговцев наркотиками  пожизненное заключение. Было поддержано и предложение Дмитрия Медведева  о возможности добровольного  выбора между лечением или уголовным  наказанием для тех, кто совершил преступление небольшой или средней  тяжести. [89]

Вместе с этим, если ФСКН позиционирует себя как политическая структура, то Медведев предложил уходить  от силовых методов в пользу мер  профилактики, пояснив, что в действующем  законе «О наркотических средствах  и психотропных веществах» эти нормы  отсутствуют.

Дмитрий Медведев предложил  создавать новые центры лечения  и реабилитации больных, включить в  школьные программы разъяснения  о вреде наркомании, поощрять «деятельность  молодежных и других организаций, выступающих  за здоровый образ жизни» и, наконец, тестировать в обязательном порядке  всех «учащихся всех образовательных  учреждений».

Выступление Дмитрия Медведева  – это не поддержка, а осторожная критика ФСКН, при этом не мешающая поручить ФСКН заниматься разработкой стратегии борьбы с наркоманией. Одновременно Медведев дал понять, что большинство инициатив ФСКН, носящих преимущественно репрессивный и силовой характер, не будут поддержаны, а основные методы борьбы должны носить профилактический и разъясняющий характер.

На Дальнем Востоке  многие годы сохраняется высокий  уровень распространения наркомании, однако медицинская и социальная реабилитация наркозависимых развита слабо и малодоступна.[90]

Только в четырех субъектах  федерации округа действуют государственные  наркологические реабилитационные центры или отделения, где принимаются  больные наркоманией: в Приморье, Хабаровском крае, ЕАО и на Камчатке.

Госстатом учет численности больных наркоманией, прошедших реабилитацию, не ведется, поэтому оценить эффективность этой деятельности очень трудно. Кроме того, отсутствуют законодательные механизмы, стимулирующие обращение больных наркоманией в наркодиспансеры (лечение и реабилитация – дело сугубо добровольное).

По мнению специалистов, в  течение года от приема наркотиков отказываются 20-22% пролеченных больных. Это очень условный показатель, не базирующийся на официальной статистике и не связанный с конкретными  сроками ремиссии (воздержания от наркотиков). [91]

Доля наркобольных, обратившихся за медицинской помощью и направленных на медико-социальную реабилитацию, колеблется по округу от 3% до 10%. Остальные, по сути, просто обречены на вымирание.

Услуги по социальной реабилитации наркозависимых предлагают всевозможные центры, образованные религиозными организациями  нетрадиционных конфессий (часто под  видом не имеющих отношения к  религии общественных фондов).

Антинаркотическая деятельность в большинстве случаев является одной из форм осуществления миссионерской  работы, привлечения последователей религиозных течений, увеличения потока финансовых средств, жертвуемых на нужды  церкви. Используя лозунг борьбы с  наркоманией, они ищут поддержку  со стороны местных средств массовой информации, учреждений образования  и культуры. Но главная задача реабилитации наркозависимых – успешная социализация и возвращение к нормальному существованию – не решается.

Медицинские учреждения работают на основании утвержденного стандарта  и полученной лицензии, а вот деятельность фондов, центров, религиозных сект и  разных обществ неподконтрольна, потому что опять же нет правового  механизма, регламентирующего их деятельность в этой сфере. Психике человека, решившего  пройти курс реабилитации, минуя наркодиспансер, могут нанести непоправимый вред, сделать его в буквальном смысле рабом «отцов» - наставников.[92]

Реабилитация наркозависимых, конечно, требует длительного времени, изобретательности и гибкости в  подходах, специально оборудованных  помещений, решения вопросов материального  обеспечения. Эффективность мер, принимаемых  государственными и муниципальными органами сегодня, крайне низка. Вопросы  развития системы медико-социальной реабилитации наркоманов практически не имеют отражения в региональных целевых программах по профилактике наркомании и наркопреступности.

Очевидно, что реабилитационные учреждения должны открываться с  учетом реальной потребности в них  в каждом конкретном регионе. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией должна проводиться исключительно в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.

Сегодня, к сожалению, в  нашем государстве нет единой системы целостного изучения и анализа  сложных проблем наркомании и  наркотизма по всей стране. И особенностей их проявления в отдельных наиболее или наименее «пораженных» районах. Отсутствует и единый общероссийский банк данных о положительных и  отрицательных результатах, применяемых  методах, и методиках лечения  потребителей, используемой системы  ранней профилактики и ресоциализации в отношении к бывшим наркоманам. Этот опыт должен обобщаться, изучаться в целях использования положительного и необходимого внесения корректив в случаях получения отрицательных результатов. Для сбора полной и достоверной информации о распространении явлений наркомании и наркотизма в различных регионах страны необходим единый научный подход, выверенные методики, по которым и должны проводиться криминологические исследования. [93]

 

2.2 Стратегия государственной  антинаркотической политики Российской  Федерации

Почти на всех конференциях, совещаниях, Круглых столах, посвященных  борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, с одной стороны, раздаются упреки в адрес правоохранительных органов: мол, недостаточно активно  ловят наркоторговцев. С другой - критикуется антинаркотическое  законодательство, неспособствующее этой самой активности. И в том, и в другом случае есть доля истины.

Вся система антинаркотического законодательства может быть условно  разделена на четыре относительно самостоятельных  части:

1. устанавливающая ответственность  за правонарушения, связанные с  наркотиками;

2. определяющая порядок легального оборота наркотиков;

3. регулирующая порядок лечения и социальной реабилитации наркозависимых лиц;

4. регламентирующая вопросы профилактики распространения наркомании и наркопреступности. Степень совершенства этих частей далеко не одинакова. Так, если правила об ответственности за правонарушения разработаны достаточно четко, то вторая и третья части созданы на сегодня гораздо менее обстоятельно, а четвертая и вовсе представлена лишь фрагментарно.

Что касается ответственности  за правонарушения, то проблемы в этой части заключаются, в основном, в правильном правоприменении.

Например, в связи с  запрещением в Федеральном законе «О наркотических средствах и  психотропных веществах» пропаганды и  рекламы наркотиков, с 1 июля 2002 года установлена административная ответственность  за нарушение этих норм.

Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ