Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом
1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Статистические данные
Специальная и научная литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ.docx

— 262.47 Кб (Скачать файл)

Из Китая приходит основная масса «легких наркотиков», распространяющихся по определенной схеме на территории ДВФО, которую можно проследить наглядно в приложении 1. Наркотики причиняют  вред как государству, так и народу. Развертывание борьбы с ними вплоть до полного их искоренения - такова историческая задача, поставленная китайским правительством.[45]

В Белой книге по проблеме наркотиков, что оглашена Пресс-канцелярией Госсовета КНР в декабре 2001 г., отмечено: «С конца 70-х гг. XX в. Китай непрерывно подвергается вторжению противозаконного международного потока наркотиков, и связанная с наркотиками, обусловленная наркоторговлей преступность возродилась».[46] Пережитый исторический опыт антиопиумных войн помог Китаю сформировать адекватную наркоагрессии политику.

Антинаркотическая политика осуществляется по взаимосвязанным  направлениям, представляющим комплексную  государственно-общественную систему. В основу положено отстаивание решительной  позиции запрета наркотиков.[47] Обеспечить безопасность личной жизни, гарантировать  существование и развитие народа - такова задача китайского правительства, которое разработало и проводит в жизнь ряд политических установок:

- борьбу с наркотиками  рассматривать как дело, касающееся  судьбы китайской нации, и включить  ее в программу социально-экономического  развития с созданием системы  оперативной ответственности правительств всех ступеней;

- проводить стратегию  комплексных мер в борьбе с  наркотиками, применяя юридические,  административные, экономические, культурные, образовательные и медицинские  средства, с мобилизацией всех  сил общества;

- вести борьбу с наркотиками  на правовой основе, совершенствуя  законодательную систему. Строго  по закону контролировать потребление,  хранение и расход наркотических  и психотропных медикаментов, а  также химических препаратов, из  которых можно получить наркотики.  Предупредить и карать преступления, связанные с наркотиками, развернуть  работу по лечению и восстановлению  здоровья и спасения жизни  наркоманов;

- делать одновременно  упор на четыре основных направления  борьбы с наркотиками: запретить  потребление, торговлю, посев и  производство наркотиков и пресечь  их источники. Строго по закону  принимать меры как против наркобизнеса, так и против потребления наркотиков, а также заблокировать и перекрыть каналы снабжения и их распространения;

- поставить во главу  угла предупреждение потребления  наркотиков среди молодежи и  подростков. Главный упор делать  на воспитательную работу и  бережный подход, принимая действенные меры, организуя и координируя деятельность заинтересованных правительственных подразделений и общественных организаций, налаживая профилактическую работу, воспитывая у молодежи чувство бережного отношения к жизни и неприятия наркотиков;

- активно продвигать международное  сотрудничество в борьбе с  наркотиками, добросовестно претворять  в жизнь принцип широкого участия,  взятия на себя совместной  ответственности и проведения  сбалансированной международной  стратегии борьбы с наркотиками.[48]

Важнейшим направлением антинаркотической  политики КНР являются постоянное усиление законодательства и правовое строительство  в области борьбы с наркотиками. После принятия в 1979 г. Уголовного кодекса КНР в 80-х гг. Постоянным Комитетом ВСНП (Всекитайским собранием народных представителей) были приняты законодательные акты, в которых устанавливались меры наказания за преступления, связанные с наркотиками: закон КНР «О таможне», положение КНР «О наказаниях за действия, нарушающие общественный порядок», постановление «О пресечении преступности, наносящей серьезный ущерб экономике», дополнительное постановление «О строгом наказании контрабандистов» и др.[49]

Строгое наказание преступлений на почве наркотиков вплоть до смертной казни - такова явная особенность  китайского уголовного законодательства. В пересмотренном Уголовном кодексе  КНР полностью воплощен этот принцип.

Так, во-первых, квалифицированы  все составы преступлений на почве  наркотиков и определены 12 видов  преступлений.

Во-вторых, кодексом предусмотрено  привлечение к уголовной ответственности  любого, уличенного в контрабанде, сбыте, перевозке и производстве наркотиков, независимо от количества наркотиков.

В-третьих, кодексом предусмотрено  применение к лицам, уличенным в  наркобизнесе, экономических санкций, их имущество конфискуется или налагается штраф, то есть они лишаются незаконных доходов от наркобизнеса и экономически становятся неспособными к новым  преступлениям.

В-четвертых, кодекс предусматривает  более тяжкие меры наказания в  отношении лиц, которым вменяются  использование и подстрекательство  несовершеннолетних к занятию контрабандой, сбытом, перевозкой и производством  наркотиков, либо которые сбывают  несовершеннолетним наркотики, прибегая к уловкам, подстрекательству или  обману, а также в отношении  рецидивистов-наркоманов, вновь вернувшихся  к преступному промыслу.

В-пятых, кодекс предусматривает  высшую меру наказания для особо  опасных наркопреступников. Суровость наказания, его неотвратимость являются показателем непримиримой позиции китайского правительства.

В данном аспекте характерным  видится то, что даже возникающие  в ряде случаев со стороны «Международной амнистии» и других авторитетных правозащитных организаций протесты относительно жесткости кары - применения смертной казни «китайцы выслушивают  спокойно, не собираясь в угоду  репутации рисковать здоровьем  нации и государственной безопасностью. Для властей оба эти понятия - здоровье нации и безопасность государства - равнозначны».[50]

Китай придает важное значение также сотрудничеству в области борьбы с наркотиками с Россией и странами СНГ. В апреле 1996 г. Китай и Россия заключили «Соглашение о сотрудничестве в области запрещения нелегальной транспортировки и потребления наркотических и психотропных средств». [51]

В 1998 г. главы Китая, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Совместную декларацию, в  которой борьба с наркобизнесом  и транснациональными преступлениями на почве наркоторговли фигурировала как важный аспект сотрудничества пяти стран. Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят, кроме России и Китая, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, на встрече в Москве в мае 2003 г. подтвердила стремление стран сосредоточить усилия в  борьбе с наркотранзитом и терроризмом.[52]

Кроме того, Китай заключил двусторонние соглашения о сотрудничестве в борьбе с наркотиками с Мексикой, Индией, Пакистаном, Колумбией и  другими странами мира.

Китайские успехи антинаркотической  политики признаны мировым сообществом. Правительство КНР и в новом XXI в. продолжает неуклонно развертывать вглубь борьбу с наркотиками, усиливая сотрудничество в построении «мира  без наркотиков».[53]

 

2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ  БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ  НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ  ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ 

 

2.1 Анализ ситуации потребления  наркотиков, торговли наркотиками  и борьбы с их незаконным  оборотом в настоящее время

Распространение наркомании на территории бывшего Советского Союза  и, в первую очередь, в России происходит угрожающими темпами.

Об этом свидетельствуют, прежде всего, статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, других министерств и ведомств. Однако есть все основания полагать, что  на самом деле ситуация выглядит еще  более тревожно, чем показывает статистика.

За последние пять лет  количество потребителей наркотиков в  стране возросло примерно в три с  половиной раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции  число лиц, злоупотребляющих наркотиками, в России уже к концу десятилетия  может превысить уровень в  три миллиона человек.

Таким образом, с учетом, прежде всего, возрастной категории большинства  наркоманов (13-25 лет), под угрозой  оказывается фактически все новое  поколение страны.

Особое беспокойство российского  общества должен вызывать тот факт, что за последнее десятилетие  в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики.[54]

По данным Минздрава на начало 1998 года за немедицинское потребление  наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ  в целом состояло на медицинском  учете около 219 тысяч человек, из которых примерно 39 тысяч несовершеннолетних и более 25 тысяч женщин.[55]

Принципиально важно отметить то, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, происходит переход от «легких» наркотиков к  «тяжелым».

За 6 месяцев 2008 года среди  больных опийными наркоманиями, находившимися  на стационарном лечении в HИИ наркологии, героиновые наркомании - самые опасные трудно излечимые, если вообще излечимые - составляли 32,4 процента. За тот же период 2009 года - уже 76,4 процента.[56]

Особенно тревожит рост наркомании среди школьников, прежде всего в  крупных городах, а также в  студенческой среде - в шесть-восемь раз за последние четыре года.

По последним данным, в  Санкт-Петербурге каждый пятый школьник уже познакомился с наркотиками, а во многих школах в старших классах  регулярно потребляют наркотики  до трети учеников.

В Москве во многих высших учебных  заведениях, несмотря на предпринимаемые  усилия со стороны руководства вузов, начинающих вести антинаркотическую  пропаганду, наркомания принимает все  более открытую форму.[57]

Таким образом, начинается процесс  деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую  образованную и квалифицированную  элиту государства, в которой  оно действительно крайне нуждается  на этапе перехода к рыночной экономике. Ведь подавляющее число хронических  наркоманов не доживает до 30 лет.

Средняя же продолжительность  жизни ушедших из жизни наркоманов после начала употребления наркотиков - 4-4,5 года.[58]

Вызывает тревогу, прежде всего, то, что наркотики становятся все более и более доступными молодежи, что на российский рынок  во все возрастающем объеме выбрасываются  новые наркотические вещества, в  том числе мощного разрушающего действия.

Hапример, в школах Москвы отмечены факты массовой продажи наркотиков по сверхзаниженным ценам с очевидной целью обеспечить привыкание к наркотикам как можно большего числа школьников. естественно!, что впоследствии цена резко повышается. Фиксируются случаи и бесплатного (естественно на первом этапе) распространения наркотиков во многих регионах страны в молодежной среде.

В частности, в Приамурье  в ходе акции «Жизнь без страха»  установлено, что около 20 процентов  молодых людей употребляют наркотики  регулярно, а почти 35 процентов пробовали  наркотики.[59]

В качестве наркотиков в России широкое распространение получили маковая соломка, опий-сырец и  опийный раствор, марихуана, эфедрин, гашиш, героин, кокаин, «экстази» (метилендиоксиметиламфетамин).[60]

Вместе с тем особую опасность cоздает появление новых синтетических наркотиков, в том числе и производимых собственно в России.

Только за 2007 год органами внутренних дел выявлено 958 подпольных лабораторий, в которых производились  наркотики или шла работа над  созданием новых. Характерно, что  во многих из них работали профессиональные химики, сумевшие разработать наркотические  средства нового поколения. Часть таких  лабораторий находилась нелегально непосредственно в учебных заведениях, в частности в Москве.

Общий объем синтетических  препаратов, изъятых в подобных лабораториях, увеличился почти в 1,5 раза.[61]

Только в Москве и Санкт-Петербурге ежемесячный оборот наркорынка составляет порядка 140 миллионов долларов, а в целом по стране за 2008 год денежный оборот от продажи наркотиков составил почти 3 миллиарда долларов.[62]

По предварительным данным за прошедший год эта сумма  составила более 5,6 миллиардов. В  то же время некоторые западные специалисты  называют цифру в 8 и даже в 12 миллиардов долларов.[63]

По последним данным, в  сферу активной наркодеятельности только в Москве вовлечены порядка 30 тысяч человек.[64]

При этом данные МВД РФ свидетельствуют  о том, что число преступлений, связанных с наркотическими и  сильнодействующими веществами, за последние  пять лет возросло с 18.255 до 128.645, то есть почти в семь раз.

Из 10 имущественных преступлений практически каждые шесть совершаются  наркоманами.

Подавляющее число из этих преступлений совершено лицами в  возрасте до 35 лет.[65]

Hаркотики, как известно, требуют больших денег. Hаркоману со стажем, использующему героин, требуется сегодня ежедневно до 1000 рублей (деноминированных) на приобретение наркотика.

Естественно, что легальным  путем добыть эти деньги в подавляющем  большинстве случаев не представляется возможным. Соответственно, наркомания в своем зародыше несет преступление.

Данные статистики неумолимо  свидетельствуют о теснейшей  связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими  серьезнейшими заболеваниями (только 2007 год дал рост ВИЧ-инфекции в 9 (!) раз). В результате этого значительно  увеличиваются расходы государства  по их лечению.[66]

Одним из наиболее ярких примеров последнего времени является город  Верхняя Салда на Урале. В городе с населением в 52 тысячи человек  инфицировано ВИЧ-инфекцией 36 человек (для сравнения: в Екатеринбурге  с населением в 1,7 миллиона человек  инфицировано 39 жителей). Источником заражения  послужила молодая семейная пара наркоманов, переехавшая с Украины  и начавшая активно распространять наркотики.[67]

За 2007 год число вновь  выявленных случаев ВИЧ-инфекции выросло  в 1,6 раза по сравнению с 2006 годом  и превысило число случаев  ВИЧ-инфекции, выявленных за весь предыдущий 10-летний период. Hаибольшее число ВИЧ-инфицированных зарегистрировано:

Калининград - 2706, Краснодар - 1798, Hижний Hовгород - 1030, Тверь -893, Ростов-на-Дону - 1266, Саратов - 630, Москва и Московская область - 1110, Тюмень - 430.[68]

Более 91 % (!) вновь выявленных в 2008 году случаев заражения ВИЧ  отмечено среди лиц, употребляющих  наркотики внутривенно, когда установленной  причиной заражения явилось использование  общих шприцев и игл.

Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ