Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом
1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Статистические данные
Специальная и научная литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ.docx

— 262.47 Кб (Скачать файл)

Однако принятых мер оказалось  недостаточно. Не было сформировано общественное сознание. Запоздалые реакции средств  массовой информации и невключение механизмов ранней профилактики привели к тому, что население оказалось не готовым к противодействию массовому злоупотреблению наркотиками.

Следует отметить неоправданно гипертрофированный крен в сторону  «гуманности» судебных решений и  всей правоприменительной системы, что приводит к формированию чувства  безнаказанности и вместо раскаяния  формирует у лиц, совершивших  преступления, поведение, направленное на сознательный уход от ответственности  путем использования предоставленных  законом прав («побуквенно»), в ущерб правам потерпевших, общественным интересам и правоотношениям, регулируемым государством.

На этом фоне принимаемые  меры в области административных, силовых и репрессивных методов  оказались недостаточно эффективными.

Таким образом, распространение  и употребление наркотиков в России, наркотизация населения становятся общенациональной проблемой, которая  по своим долгосрочным последствиям относится к категории прямых угроз национальной безопасности.

Актуальность рассмотреных вопросов, связанных с организацией информационного обеспечения деятельности Федеральной службы по контролю за наркотиками подтверждается остротой состояния наркоситуации в России.

Масштабы и темпы распространения  наркотиков среди населения, соответственно, масштабы и динамика преступлений связанных  с незаконным оборотом наркотиков таковы, что в ближайшие годы счет потребителям наркотиков может пойти на миллионы, если не будут приняты адекватные меры.

Между тем было бы неверным утверждать, что российское общество и государство оставались безучастными к растущей наркоугрозе. С середины 80-х годов прошлого столетия, с того самого момента, как проблемы борьбы с наркоманией и наркопреступностью стали признаваться актуальными, не проходило года, без принятия каких-либо мер законодательного, организационно-управленческого и иного характера.

Субъективно воля государства  и общества была направлена на противодействие  распространению наркотиков среди  населения, сокращению масштабов наркопреступности.

Однако объективные результаты свидетельствуют, что принимаемые  меры оказались малоэффективными, потому что:

- на протяжении последних  десяти лет неуклонно продолжался  рост преступлений, связанных с  наркотиками (их незаконный оборот);

- стремительными темпами  расширялась наркотизация населения,  в первую очередь среди молодежи;

- наркопреступность приобрела черты организованности, а доходы от наркобизнеса являются источником материальной поддержки криминального мира;

- отечественная наркопреступность установила тесные связи с преступными зарубежными сообществами, специализирующимися в сфере незаконного оборота наркотиков;

- территория России регулярно  используется для транзитных  незаконных перевозок наркотиков  из одних регионов мира в  другие;

- незаконный ввоз наркотиков  в Российскую Федерацию приобрел  значительные масштабы;

- доходы, полученные от  наркобизнеса, отмываются и вкладываются  в легальную сферу экономки, используются  для коррумпирования чиновников  самых разных уровней и ведомств.

Приходится с сожалением признать, что цели и задачи, поставленные в 1993 г. Концепцией государственной  политики по контролю за наркотиками  в Российской Федерации - предупреждение роста потребления и незаконного  оборота наркотиков, а в более  отдаленной перспективе - их снижение, - остались не только невыполненными, но более того - наркоситуация в стране еще значительнее ухудшилась, а проблема наркотиков из собственно криминальной проблемы борьбы с общеуголовной преступностью, (одним из её видов) превратилась в социальную.

Как известно, злоупотребление  наркотиками вызывается большим  кругом факторов. В настоящее время  общепризнанно, что наркомания и  связанные с ней явления имеют  глубокие социальные корни, являются отражением процессов, протекающих во всех сферах общества, и говорят, прежде всего, о  неблагополучии в обществе.

Применительно к России конца XX начала XXI вв. такими глубинными факторами  риска наркомании стали духовный и идейный, культурный кризис общества, экономическая и политическая перестройка, повлёкшая серьезные сдвиги в  социальной структуре, материальном положении  различных слоев населения.

В этом смысле только преодоление  негативных детерминант экономического, политического, культурного характера  как результат поступательного  развития общества и государства  является основой предпосылкой для  решения задач по сокращению незаконного  спроса на наркотики и их предложения

Вместе с тем на масштабы и динамику распространения негативных явлений, связанных с наркотиками, существенное влияние оказывает  антинаркотическая политика государства, содержание которой составляет непосредственное противодействие наркомании наркобизнесу.

Адекватные наркоугрозе меры, предпринимаемые правоохранительными органами, могут в определенной мере служить сдерживающим фактором обострения ситуации. Даже при сравнительно небольших материальных вложениях они могут дать значительный эффект.

Меры противодействия  наркотикам, принимаемые в России в конце XX -начале XXI в. отличались значительными  масштабами (увеличение штатной численности  и технической оснащенности подразделений  органов, внутренних по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, появление новых  субъектов правоохранительной деятельности в сфере борьбы с наркопреступностью).

В настоящее время, после  создания органов госнаркоконтроля, можно говорить о достижении адекватности между состоянием незаконного оборота наркотиков и количеством субъектов и их штатной численностью, противодействующих наркопреступности.

Однако все это пока не привело к существенному улучшению  ситуации. Одной из главных причин такого положения дел является недостаточный  уровень организации информационного  обеспечения деятельности у самих  субъектов правоохранительной деятельности.

Таким образом, поставленные цели работы достигнуты, тема раскрыта, задачи решены.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1.    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // СПС «Консультант-Плюс».

2.    Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 года) // http://www.narkopomosch.ru/…/law/conv_no_nark/

3.    Устава Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

4.    Декларации о борьбе против незаконного оборота наркотиков и злоупотребления наркотическими средствами (принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1984 г. № 39/142 ) // СПС «Гарант».

5.    Соглашение о сотрудничестве в области запрещения нелегальной транспортировки и потребления наркотических и психотропных средст : Международное соглашение (подп. РФ и КНДР от 04.1996) // СПС «Гарант».

6.    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 29.12.2009) // СПС «Консультант-Плюс».

7.    О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 08.01.1998 №3-ФЗ (ред. от 25.11.2008) // СПС «Консультант- Плюс».

8.    О рекламе : Федеральный закон РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СПС «Консультант-Плюс».

9.    О средствах массовой информации: Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) // СПС «Консультант-Плюс».

10.  Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 (ред. от 06.08.2009) // СПС «Консультант-Плюс».

11.  Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.02.2006 №76-ФЗ (ред. от 04.07.2007) // СПС «Консультант-Плюс».

12.  О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 (ред. от 07.12.2008) // СПС «Консультант-Плюс».

13.  О краевой целевой программе «Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими на 2001-2003 годы»: Закон Хабаровского края РФ от 28.02.2001 № 289 // СПС «Консультант-Плюс».

14.  Концепция государственной политики по контролю за наркотиками (утверждена Президентом Российской Федерации 22 июля 1993 года) // СПС «Гарант».

15.  Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации (от 13.11.2009 г) // СПС «Гарант».

16.  Концепция противодействия злоупотреблению наркотиками в Приморском крае от 16.10.2002 // СПС «Кодекс».

17.  УК РСФСР 1922 г. // http://ru.wikipedia.org/wiki

18.  УК РСФСР 1926 г. // http://ru.wikipedia.org/wiki

19.  УК РСФСР 1960 г. // http://ru.wikipedia.org/wiki

20.  Уголовный кодекс Республики Беларусь от 29.12.1960.- Утратил силу // Ведомости Верховного Совета РСФСР.- 1960.-№ 84.

Судебная практика

1.    О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.06.2006 №14-ФЗ // СПС «Консультант- Плюс».

2.    Судебная практика индустриального районного суда Хабаровского края // http:// industrialny hbr.sudrf.ru/modules.php?=

Статистические данные

1.    Статистические данные МВД РФ // http://www.mvd.ru/stats/ 10000231/10000447/7492/

2.    Статистические данные Минздрава РФ // http: // www.minzdrav.by /med/article /statsod.php?prg=6

3.    Статистика МВД РФ по Хабаровскому краю // http://www.mvd27.ru/

4.    Международные статистические данные о состоянии наркомании и борьбы с наркобизнесом // http://www.narkotiki.statis_war/jrussia_5991.html

5.    АИСС «Статистика-регион» ГУВД Хабаровского края и г. Хабаровска // http://www.mvd.ru/news/hbrvsk/?page=298/

Специальная и научная  литература

1.    Авербух, В. Большинство преступников – наркоманы / В. Авербух // Российская газета. - 2002. - № 352.- 13 с.

2.    А кто мешал нам в отношении наркотиков занять позицию современного Китая? // War on Drugs.- 2009.- № 13/1.- 54 с.

3.    Артемова, Ю. Страшные цифры / Ю. Артемова // Новая - 2000. -№ 4.- 65с.

4.    Баймухаметов, С. Дурь / С. Баймухаметов // Огонек.- № 52.- 2007.-12 с.

5.    Блищенко, И.М. Международное уголовное право / И.М. Блищенко, Р.А. Каламкарян.- М.: Феникс, 2009.- 873 с.

6.    Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е. Крутских. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.- 803 с.

7.    Брагин, А.А. О проблемах борьбы с незаконным оборотом наркотиков / А.А.Брагин // Право и безопасность. - № 1-2.- 2003.- с. 45.

8.    Бронников, А.Г. Расследование и предупреждение незаконного изготовления, приобретения, хранении и сбыта наркотических веществ в исправительно-трудовых учреждениях: Автореф. дис. канд. юрид. Наук / А.Г. Бронников. - М., 1972.- 132 с.

9.    Буянов, Н.И. Размышления о наркомании / Н.И. Буянов.- М.: Инфра-М, 2009.- 231 с.

10.  Вопросы теории и практики противодействия: Учебное пособие / Под ред. А.В. Скрохина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 431 с.

11.  Все что нужно знать о наркомании // http://www.№arkotiki.ru/ oi№fo_247.html

12.  Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005

13.  Гасанов, З. Схватка с наркомафией / З. Гасанов // Независимая газета.-1997.- № 5.- 76 с.

14.  Гусев, С.И. Актуальные проблемы борьбы с наркоманией / С.И. Гусев // Советское государство и право.- №5.- 1988.- 65 с.

15.  Движение «СМИ против наркотиков» // http:// www.№et№arkoticov.ru/protiv-№arkotikov.html

16.  Долина, А.С. Сгинь, героин /А.С. Долина // Владивосток.– 2002. - № 1256.- с. 34.

17.  Елин, Л. Война с наркоманией: пока без победителей / Л. Елин.- СПб.: НЕВА, 2007.- 134 с.

18.  Емельянов, Т. Анатомия всемирной наркоимперии / Т. Емельянов // РФ сегодня.- 2006.- № 13.- 21 с.

19.  Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и, наркоманию у подростков: Учебное пособие для студентов / Д.Д. Еникеева. - М.: Академия, 2007.- 290 с.

20.  Ермаков, Ю.М. Вопросы теории и практики противодействия: Учебное пособие / Ю.М. Ермаков, С.А. Исаков, А.В. Симоненко.- М.: Юнити; 2008.- 675 с.

21.  Журман, О. Китайский транзит по-русски / О. Журман // Российская газета. –2007.- № 126.- 38 с.

22.  Журман, О. Наркотики ввозят тоннами / О. Журман // Российская газета. - 2003. - № 58.- 76 с.

23.  За кайф надо платить. // Нарконет.- 2002.- № 5.-5 с.

24.  Игнатенко, Г.И.Международное право: Учебник / Г.И. Игнатенко.- М.: БЕК, 2006.- 567 с.

25.  Калачев, Б.Ф. Развитие наркомании и незаконного оборота наркотиков в России / Б.Ф. Калачев, П.Н. Сбирунов, А.Н. Сергеев. - М.: Статут, 2008.- 342 с.

26.  Калачев, Б.Ф. Что мы об этом знаем? Из истории распространения наркотиков и наркомании в России. Эйфория распада / Б.Ф. Калачев. - М.: Молодая гвардия,1991.- 517 с.

27.  Карпец, И.И. Преступления международного характера / И.И. Карпец.- М.: Юридическая литература. 1979.- 453 с.

28.  Карпец, И.И. Преступность / И.И. Карпец.- М.: Юридический энциклопедический словарь, 1987.- 379 с.

29.  Кобо, Х. Экстази и «ботельон» - взрывчатая смесь / Х. Кобо // Нарконет.- 2009.- №3-4.- 7 с.

30.  Колосова, Ю.М. Международное право: учебник / Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова.- М.: Знание, 2008.- 765 с.

31.  Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общей ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.: Юристъ, 2009.-765 с.

32.  Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Экзамен, 2009.- 911 с.

33.  Кудрявцев, В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России / В.Н. Кудрявцев// Вестник Российской Академии наук.- Т. 69.- 1999.- № 9.- 792 с.

34.  Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С.Комиссарова. - М.: Зерцало-М, 2008. – 778 с.

35.  Лебедев, С.Я. Наркомания и незаконный оборот наркотиков: вопросы теории и практики. / Лебедев С. Я.-М.: ЮНИТИ, 2008.- 653 с.

36.  Муландер, Е. Швеция: основания для беспокойства / Е. Муландер // Нарконет.- 2008.- №1.- 21 с.

37.  Мюррей, Д. Как организовать эффективную работу против наркотиков в США? Официальный перевод / Д. Мюррей.- М.:(ONDCP)Джарет-пресс, 2009.- 765 с.

Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ