Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом
1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Статистические данные
Специальная и научная литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ.docx

— 262.47 Кб (Скачать файл)

Необходимость разработки Стратегии  государственной антинаркотической  политики Российской Федерации (далее - Стратегия) обусловлена динамикой  изменений, происходящих в России и  в мире, воздействием таких негативных тенденций, как устойчивое сокращение численности населения России, ухудшение  качественного состава генофонда  нации вследствие расширения масштабов  незаконного распространения наркотических  средств, а также активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением  терроризма, экстремизма, сепаратизма  и ростом преступности.

Эти тенденции оказывают  деструктивное воздействие на главные  ресурсы национальной экономики - интеллектуальное развитие и физическое здоровье населения  страны.

Требования национальной безопасности диктуют необходимость  формирования основополагающих направлений  антинаркотической политики страны в интересах обеспечения ее безопасности и стабильного развития, направленных на организацию практической деятельности государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.[105]

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 года, утвержденной Президентом  Российской Федерации 12 мая 2009 г., одним  из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных  преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.[106]

Продолжается структурная  перестройка наркорынка в направлении распространения высококонцентрированных наркотических веществ, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, способствующих быстрому развитию физической и психической зависимостей, деградации личности.

Решающее воздействие  на негативное развитие наркоситуации в России оказывает рост незаконного производства и распространения героина и гашиша с территории Афганистана.[107]

Все большее распространение  получают ввозимые из Латинской Америки  кокаин, из европейских стран и  Китая - синтетические наркотики, из Афганистана и Марокко - каннабиноиды, а также внутри страны отмечается рост наркотических средств, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже.

Под видом «курительных смесей»  распространяются новые виды психоактивных веществ, появляются технические средства моделирования сознания («бинауральные ритмы»), способствующие формированию зависимых форм поведения.

Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется, в том числе и расширением масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.[108]

На эффективности государственной  антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации.

Недостаточно эффективно организована профилактическая деятельность, лечебная помощь и медико-социальная реабилитация больных наркоманией.

Проблема распространения  немедицинского потребления наркотических  средств и психотропных веществ  в Российской Федерации рассматривается  как угроза, направленная на все  сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, которая  требует системного подхода в  ее решении.

Необходимо принятие таких  мер, которые не только исключили  бы распространение немедицинского потребления наркотических средств  и психотропных веществ, но и способствовали разрушению их финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей.

Генеральной целью Стратегии  является существенное сокращение незаконного  распространения и немедицинского употребления наркотических средств  и психотропных веществ, масштабов  последствий их незаконного оборота  для безопасности личности, общества и государства, повышение уровня здоровья общества.[109]

Решения и меры, принимаемые  органами государственной власти в  области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, основываются на принципах  законности, соблюдения конституционных  прав и свобод граждан, открытости, конкретности, системности, комплексности, упреждающего воздействия, обеспечения  равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности, опоры на поддержку общества.

Достижение цели Стратегии  осуществляется по следующим направлениям:

- сокращение спроса на  наркотики путем организации  системы профилактической, лечебной  и реабилитационной работы, формирования  в обществе иммунитета и нетерпимости  к немедицинскому потреблению  наркотических средств и психотропных  веществ;

- сокращение предложения  наркотиков путем целенаправленного  пресечения их нелегального производства  и оборота внутри страны, противодействия  внешней наркоагрессии.

- развитие и укрепление  международного сотрудничества  в сфере контроля над наркотиками.[110]

Основные стратегические задачи:

- разработка и внедрение  государственной системы мониторинга  и оценки состояния наркоситуации в Российской Федерации и регионах;

- создание государственной  системы профилактики немедицинского  потребления наркотических средств  и психотропных веществ с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

- совершенствование системы  лечения и реабилитации больных  наркоманией;

- создание и реализация  общегосударственного комплекса  мер по пресечению незаконного  распространения наркотических  средств, психотропных веществ  и их прекурсоров на территории Российской Федерации;

- выработка мер противодействия  наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;

- обеспечение надежного  государственного контроля за легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- совершенствование организационного  и нормативно-правового обеспечения  антинаркотической деятельности.[111]

Стратегия является основополагающим документом по разработке, совершенствованию  и корректировке государственной  антинаркотической политики и направлена на координацию деятельности органов  государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в сфере  оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.[112]

Государственная антинаркотическая  политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также  деятельность органов государственной  власти Российской Федерации, органов  местного самоуправления муниципальных  образований и антинаркотических  комиссий в субъектах Российской Федерации, общественных организаций  и религиозных объединений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Антинаркотическая деятельность - деятельность органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, общественных организаций и религиозных объединений по реализации государственной антинаркотической политики.[113]

Руководство антинаркотической  деятельностью осуществляет Президент  Российской Федерации.

Субъектами антинаркотической  деятельности являются:

- Государственный антинаркотический  комитет - осуществляет координацию  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления муниципальных  образований и антинаркотических  комиссий в субъектах Российской  Федерации по реализации государственной  антинаркотической политики;

- Антинаркотические комиссии  в субъектах Российской Федерации  и в муниципальных образованиях - обеспечивают координацию деятельности  территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления  муниципальных образований по  профилактике немедицинского потребления  наркотических средств и психотропных  веществ и противодействию незаконному  обороту наркотиков в рамках  своих полномочий;

- Федеральная служба Российской  Федерации по контролю за оборотом наркотиков - осуществляет функции по реализации государственной антинаркотической политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

- Министерство здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации - осуществляет функции  по выработке государственной  политики и нормативному правовому  регулированию в сфере здравоохранения  по вопросам оборота наркотических  средств, психотропных веществ  и их прекурсоров, учета и лечения больных наркоманией;

- Другие федеральные органы  исполнительной власти - осуществляют  функции противодействия незаконному  обороту наркотических средств,  психотропных веществ и их  прекурсоров, а также профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в пределах предоставленных им Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации полномочий;

- Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных  органов государственной власти) субъектов Российской Федерации  - осуществляют в рамках своих  полномочий руководство антинаркотической  деятельностью на территории  субъектов Российской Федерации;

- Органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации - осуществляют реализацию  государственной антинаркотической  политики в субъектах Российской  Федерации;

- Общественные организации  и религиозные объединения традиционных  для территории Российской Федерации  религиозных конфессий - осуществляют  профилактику немедицинского потребления  наркотических средств и психотропных  веществ и реабилитацию наркозависимых  лиц в пределах своих полномочий.[114]

Генеральная прокуратура  Российской Федерации - осуществляет надзор исполнения законодательства в сфере  антинаркотической деятельности.

Объектами антинаркотической  деятельности органов государственной  власти Российской Федерации, органов  местного самоуправления муниципальных  образований и антинаркотических  комиссий в субъектах Российской Федерации, общественных организаций  и религиозных объединений, средств массовой информации являются население, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы повышенного риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков, а также лица, злоупотребляющие наркотиками без признаков зависимости, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; лица, чья профессиональная и другая деятельность связана с оборотом наркотиков; лица, вовлеченные в незаконный оборот наркотиков; организации и учреждения, участвующие в обороте наркотиков.[115]

Концепция государственной  антинаркотической политики Российской Федерации – официально принятая система основополагающих взглядов, определяющих меры и организацию  практической деятельности государства  в сфере оборота наркотических  средств, психотропных веществ и  прекурсоров, а также по противодействию их незаконному обороту.

Проблема распространения  наркомании в Российской Федерации  рассматривается как угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности, включая национальную безопасность, жизнь и здоровье граждан, морально-нравственные устои общества.

В Концепции сформулированы основные цели и направления государственной  антинаркотической политики.

Концепция является основополагающим документом по разработке, совершенствованию  и корректировке государственной  антинаркотической политики и направлена на координацию деятельности органов  государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в сфере  оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

Основные положения Концепции  развивают положения Стратегии  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.[116]

Уровень выявляемой наркопреступности в 1999-2009 годах был наиболее высок в Республике Калмыкия, Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях, Астраханской, Камчатской, Ростовской, Новосибирской, Самарской, Томской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Еврейской автономной области, в Санкт- Петербурге.

Борьба с распространением наркотических веществ на территории Дальнего Востока ведется и не стандартными способами, например:

В Хабаровском крае начали поиск дикорастущей маньчжурской конопли  с помощью космических съемок. В 2006 г. начальник отдела ФГУП «Центр космических наблюдений» Александр  Стрыков лично выезжал на тестовый полигон в Бикинский район края, где была проведена серия спектральных съемок для выявления размеров конопляных полей. Решение о проведении такого анализа было принято накануне на заседании межведомственной комиссии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков при полпреде президента в ДФО.

Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ