Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:13, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе теоретических положений, действующего законодательства и практики его применения провести комплексное исследование проблем государственного контроля в сфере управления, разработать и сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере и практики ее применения. Указанная цель работы обусловила постановку следующих задач:
Выявить способы обеспечения законности; Рассмотреть особенности государственного контроля как способа обеспечения законности; Определить президентский контроль; Выявить актуальные проблемы современного состояния правового регулирования государственного контроля.
ВВЕДЕНИЕ
1 Конституционно правовые основы
1.1 Способы обеспечения законности
1.2 Особенности государственного контроля как способа обеспечения законности
2 Виды государственного контроля
2.1 Понятие и признаки парламентского контроля
2.2 Президентский контроль
2.3 Актуальные проблемы современного состояния правового регулирования государственного контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность выпускного квалификационного исследования. На современном этапе развития России с изменением характера экономических отношений, становлением правового государства неизмеримо возросло значение функций государственного контроля, который выступает непременным атрибутом всей системы государственного управления.
Актуальность и необходимость настоящего выпускного квалификационного исследования состоит в том, что сейчас в период глобального экономического кризиса, проводимой в нашей стране административной реформе, качественного изменения в порядке осуществления государственного контроля, создана целая система органов исполнительной власти, наделенных этими полномочиями, как на федеральном, так и на региональном уровне в субъектах Российской Федерации, что требует глубокого научного осмысления.
Вместе с тем деятельность этих контрольных органов нуждается в совершенствовании и серьезной корректировке. В частности, материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что в работе контролирующих органов имеют место недостатки при сборе информации, анализе, реализации информации о правонарушениях. Уровень информационного обмена данными между различными проверяющими органами о состоянии законности в сферах их компетенции крайне низкий. Функции многочисленных государственных контролирующих органов подчас дублируются. Ими нередко проводится большое количество проверок одних и тех же предприятий и организаций. В акте проверяющего органа зачастую документируются нарушения законов, выявленные предыдущей проверкой, проведенной иным государственным контролирующим органом. В результате намеченные цели и задачи не достигаются, а недостатки остаются неустраненными. Тем самым дискредитируется сама идея государственного контроля, а в проверяемых организациях создается атмосфера нервозности и напряженности.
Значение государственного контроля обусловлено тем, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, во-вторых, обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам управления государством.
Особое значение проблемы государственного контроля имеет для современного этапа развития российской государственности, когда продолжает совершенствоваться система государственного управления. От эффективности системы государственного контроля как от управленческой структуры во многом зависит эффективность функционирования государства.
Сейчас постоянный контроль со стороны государства должен быть установлен за проведением мероприятий, связанных с преодолением глобального финансового и экономического кризиса, а также с реализацией приоритетных национальных проектов, в рамках которых значительные денежные суммы из федерального бюджета направляются в банковскую сферу, предприятиям, а также на реализацию социальных программ. Требуется скоординировать усилия всех контролирующих органов, установить жесткий контроль за тем, чтобы во всех случаях нецелевого расходования бюджетных средств ущерб возмещался виновными лицами в полном объеме. Для этого необходимо, чтобы система государственных контролирующих органов стала единой, непременно включающей в себя контролирующие подразделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Процесс совершенствования государственного контроля должен сопровождаться созданием высокотехнологичных информационных ресурсов. Кроме того, остро стоит проблема координации действий всех государственных контролирующих органов.
В этой связи ослабление государственно-властного характера деятельности органов государственного контроля является весьма опасным. Причем систему жесткого контроля не могут заменить даже точечные контрольно-управленческие действия руководства страны.
Отсутствие контроля оборачивается на практике тем, что отношения по «вертикали» в системе органов исполнительной власти - между вышестоящими и нижестоящими исполнительными звеньями трансформируются в договорные отношения либо в так называемые отношения - связи по координации и методической помощи. В результате отношения «власть - подчинение» размываются, исполнительная дисциплина в государственном аппарате подрывается.
В целом правовые и организационные вопросы государственного контроля многоплановы. В современных условиях формирование и совершенствование контроля не только исключительно важная, но и относительно новая и интересная для теории проблема.
Сегодня наша страна остро нуждается в эффективном государственном контроле за исполнением решений государственной власти.
В связи с этим необходимо организовать работу контрольных органов, так, чтобы восстановить управляемость в системе исполнительной власти на всех уровнях: федеральном, региональном и местного самоуправления.
В настоящее время в России существует не столько система, сколько совокупность контрольных органов и их подразделений. Поэтому нередко допускаются параллелизм и дублирование целей, задач, функций, и, как следствие, недостаточно высокая эффективность работы органов контроля и нерациональное расходование ресурсов. Осложняет ситуацию и то обстоятельство, что в Конституции Российской Федерации вопросы президентского, парламентского, правительственного и судебного контроля не нашли достаточно полного отражения.
Вопрос о необходимости усиления государственного контроля в последние время выдвинулся в число самых актуальных и жизненно важных. Ряд ученых при этом подчеркивают, что деятельность органов государственного контроля должна быть направлена на проверку, прежде всего законов государства и указов Президента Российской Федерации. Это связано с особым статусом и положением Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти, его функциями и полномочиями в сфере исполнительной власти.
Решения, принятые на всех этих уровнях, должны неукоснительно исполняться соответствующими органами власти, должностными лицами. При этом все решения вышестоящих органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими. Не должно быть бесконтрольных должностных лиц. Контроль исполнения решений — одна из важнейших функций государственного управления. От систематичности и целенаправленности контроля за исполнением управленческих решений (распорядительных документов) зависит своевременное и качественное выполнение решений вышестоящих органов государственной власти, решений представительного органа территориального образования, а также собственных решений органа государственного и муниципального управления.
Однако, несмотря, на большой объем научной литературы по государственному контролю многие аспекты государственного контроля в сфере исполнительной власти остаются недостаточно изученными. Политические, экономические и социальные преобразования в Российской Федерации, происходящие в последние годы, повлекли за собой качественные изменения в системе, направлениях деятельности и формах государственного контроля. Переход к рыночной экономике, в частности, сопровождался ликвидацией прежней централизованной системы органов государственного контроля вообще и в экономической сфере, в частности.
В этой связи приобретает особую актуальность, теоретическую и практическую значимость вопрос о сущности государственного контроля в сфере исполнительной власти, выяснение его роли и назначения в современных условиях.
Актуальными становятся углубленное изучение организационно-правовых проблем системы государственного контроля в сфере исполнительной власти, выявление возможностей и пределов контрольных функций органов исполнительной власти, нахождение наиболее эффективных форм и методов их реализации. Возникают вопросы и о том, какие направления государственного контроля в сфере исполнительной власти должны развиваться в первую очередь, на основе каких принципов, с использованием каких наиболее эффективных форм контроля за социально-экономическим развитием страны в условиях многообразия форм собственности и регулируемой рыночной экономики.
Данное исследование, по мнению автора, восполнит образовавшийся пробел в анализе теоретических аспектов государственного контроля в сфере исполнительной власти
В связи с этим особое внимание приобретает попытка осмыслить понятие, цели, функции и формы государственного контроля в сфере исполнительной власти. В современных условиях данная проблематика не была предметом самостоятельного выпускного квалификационного исследования. Автором ставится задачи выявить специфические особенности и роль государственного контроля в сфере исполнительной власти.
Иными словами возникли задачи повышения эффективности системы государственного контроля за исполнением нормативных правовых актов; правовой регламентации контрольного процесса; координации взаимодействия специализированных государственных контрольных систем и органов общей, отраслевой и функциональной компетенций; использования новейших форм и методов государственного контроля.
Большое внимание различным аспектам государственного контроля уделяется в отечественной научной литературе. Они освещаются, в частности, в трудах таких ученых, как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.В. Бутусова, Р.Ф. Васильев, В.Г. Вишняков, В. Воронов, А.А. Джагарян, С.А. Денисов, А.В. Ерицян, И.П. Ильинский, А.Ю. Кабалкин, Н.М. Казанцев, В.М. Корельский, Е.А. Кочергин, В.А. Кряжков, О.Е. Кутафин, В.И. Лукьяненко, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, К.В. Марков, А.Ф. Ноздрачев, А.А. Мишин, Д.М. Овсянко, Г.И. Петров, Л.Л. Попов, B.C. Пронина, B.C. Репин, В. А. Ржевский, Н.Г. Салищева, М.Л. Слепцов, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, И.В. Черноголовкин, И.Б. Шахов, Е.В. Шорина и др.
Однако следует отметить, что применительно к современным условиям самостоятельное комплексное исследование государственного контроля в сфере исполнительной власти до настоящего времени не проводилось, а административно-правовые механизмы такого контроля не стали предметом детального научного анализа.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля в сфере управления.
Предметом исследования являются научно-теоретические и практические аспекты применения видов, форм и методов государственного контроля в сфере управления.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе теоретических положений, действующего законодательства и практики его применения провести комплексное исследование проблем государственного контроля в сфере управления, разработать и сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере и практики ее применения.
Указанная цель работы обусловила постановку следующих задач:
Выявить способы обеспечения законности;
Рассмотреть особенности государственного контроля как способа обеспечения законности;
Определить президентский контроль;
Выявить актуальные проблемы современного состояния правового регулирования государственного контроля.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, системный подход и др.) и частнонаучные (сравнительного правоведения, формально-логического толкования, комплексный анализ и др.) методы исследования.
Нормативную базу исследования составили : Конституция Российской Федерации, международные правовые акты в сфере контрольной деятельности, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О валютном регулировании и валютном контроле» и другие.
Кроме того, были проанализированы правовые акты, изданные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, и ведомственные нормативные акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные исследования могут быть полезны для законодательных и судебных органов при принятии нормативных правовых актов и судебных решений по вопросам государственного контроля в управлении.
Контрольная функция выступает одной из ключевых функций современного государства наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Государственный контроль является неизменным признаком государства на любом этапе его исторического развития. Объективная необходимость контроля убедительно доказана историей государств всех типов и форм, при этом налицо прямая зависимость стабильности власти от действенности и эффективности государственного контроля.
С контролем тесным образом связана такая функция государственных органов, как надзор. Контроль и надзор служат неким необходимым толчком для происходящих в стране преобразований, становятся одним из решающих факторов построения правового государства и становления гражданского общества.
Понятия «контроль» и «надзор» широко используются как в теории, так и в законодательной деятельности, однако четких критериев их разграничения до настоящего времени не выявлено. В некоторых нормативных актах, например в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», названные категории не разграничиваются и употребляются как равнозначные. В наименовании Закона и в тексте статей названные термины фигурируют в связке, без каких-либо пояснений их сущности и содержания.