Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:13, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе теоретических положений, действующего законодательства и практики его применения провести комплексное исследование проблем государственного контроля в сфере управления, разработать и сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере и практики ее применения. Указанная цель работы обусловила постановку следующих задач:
Выявить способы обеспечения законности; Рассмотреть особенности государственного контроля как способа обеспечения законности; Определить президентский контроль; Выявить актуальные проблемы современного состояния правового регулирования государственного контроля.
ВВЕДЕНИЕ
1 Конституционно правовые основы
1.1 Способы обеспечения законности
1.2 Особенности государственного контроля как способа обеспечения законности
2 Виды государственного контроля
2.1 Понятие и признаки парламентского контроля
2.2 Президентский контроль
2.3 Актуальные проблемы современного состояния правового регулирования государственного контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методы административного регулирования - это методы, направленные на позитивное регулирование общественных отношений посредством предоставления физическим и юридическим лицам определенных субъективных прав (правового статуса) или оказания им содействия в приобретении этих прав, согласования законных интересов этих лиц, возложения на них определенных субъективных обязанностей либо применения к ним мер публичного поощрения (стимулирования) (например, государственная регистрация физических и юридических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности, призыв на военную службу).
Методы административного наблюдения - это методы, направленные на установление состояния и тенденций развития общества и государства, установление соответствия поведения физических и юридических лиц требованиям, предусмотренным действующим законодательством РФ, а также на выявление возможных угроз безопасности государства, общества, отдельных лиц посредством осуществления специального наблюдения за поведением физических и юридических лиц без вмешательства в их деятельность и без ограничения их прав и свобод (например, информационно-статистическое наблюдение, наблюдение на местности).
Методы административного ограничения - это методы, направленные на обеспечение и поддержание необходимого режима безопасности государства, общественной и личной безопасности физических лиц, безопасности юридических лиц посредством временного ограничения прав и свобод физических лиц и прав юридических лиц (например, ограничение движения транспорта, обязанности прохождения медицинского осмотра).
Методы административного принуждения - это методы, направленные на пресечение преступлений и административных правонарушений, обеспечение необходимых условий для разбирательства по делам об административных правонарушениях и привлечение правонарушителей к административной ответственности, а также на обеспечение принудительного исполнения невыполненных физическими и юридическими лицами возложенных на них обязанностей посредством применения к соответствующим лицам мер административного принуждения (например, личный досмотр, изъятие вещей и документов).
Методы административной защиты - это методы, направленные на правовую защиту и восстановление нарушенных незаконными действиями (действием) и решениями административных органов прав и законных интересов физических и юридических лиц посредством рассмотрения и разрешения жалоб этих лиц, а также заявлений, собраний и требований государственных органов, должностных и иных лиц (например, признание обжалуемого действия административного органа незаконным).
Методы административного арбитрирования - это методы, направленные на согласование законных интересов физических и юридических лиц посредством разрешения в административном порядке возникающих между этими лицами споров и разногласий (например, рассмотрение административными органами жалоб физических и юридических лиц).
Представляется, что подобная (углубленная) дифференциация административно-правовых методов не только оправданна, но и необходима. Современное государственное управление, придерживаясь общегуманитарных и демократических ценностей, вырабатывает новые приемы воздействия на управляемые объекты. Это не может не отразиться на применяемом субъектами управления инструментарии. Причем, учитывая специфичность управляемых объектов, такой инструментарий приобретает специализированный характер; как правило, не распространяется на управление иными сферами. Показательным в связи с этим является то, что в современном административном законодательстве все чаще встречаются такие термины, как государственная регистрация, лицензирование, аккредитация, сертификация и т.п.
Очевидно, что масса возникающих специальных административно-правовых методов требует их должной правовой регламентации. К сожалению, в отечественной системе права все еще встречаются случаи, когда применение того или иного метода регламентируется на подзаконном уровне, когда отсутствует надлежащий правовой механизм реализации конкретного метода, когда, напротив, урегулированными оказываются отношения, не требующие публично-властного воздействия. Следствием этого является нерешенность многих практических проблем. Например, в настоящее время на практике не перестают возникать вопросы о необходимости лицензирования того или иного вида деятельности, о полномочиях регистрирующих органов при осуществлении государственной регистрации субъектов (физических и юридических лиц) и объектов (вещей, товаров), о правовой природе отношений, возникающих в ходе аккредитации, и т.п. «Благоприятной средой» для такого положения является отсутствие в современной науке административного права системных исследований, в которых бы эти вопросы получили теоретическое разрешение. Несмотря на наличие почти в каждом учебнике параграфов, посвященных методам государственного управления, очень часто в них отсутствует целостный анализ, соответствующий современным реалиям государственно-управленческой деятельности, ее актуальным потребностям. Безусловно, указанные обстоятельства в совокупности тормозят начатый в нашей стране процесс по гармонизации администрации права, препятствуют борьбе с административным произволом, о котором говорилось в начале статьи.
В связи с этим представляется, что актуальной задачей современной науки административного права является дальнейшая активная работа по более подробному изучению выделенных административно-правовых методов. В предмет такого изучения обязательно должен войти поиск ответов на вопросы о необходимости того или иного метода, его обоснованности и результативности; об объеме полномочий административных органов при реализации конкретного метода; об особенностях административных процедур, возникших в ходе реализации конкретных методов.
Существование правового государства невозможно без системы разделения власти, где власть судебная выступает гарантом подчинения праву законодательной и исполнительной власти, где конституционный контроль является необходимой частью государственного механизма, позволяющего реально воздействовать на функционирование самостоятельных законодательной, исполнительной и судебной властей. Судебный контроль, особенно контроль конституционный, - основа соблюдения прав человека и гражданина, деятельности всех общественных и государственных институтов. Суды являются государственными органами, обеспечивающими наиболее действенный контроль за соблюдением законности.
Определяя организационную власть как социокультурный феномен, возникновение которого приходится на поздние стадии социогенеза, а расцвет связан с цивилизацией, Г.В. Мальцев пишет: «Осуществление такой власти представляет собой функцию достаточно развитых социальных организаций, пытающихся, исходя из сознательно поставленных целей, из рационально сконструированных программ, активно воздействовать на общественные отношения, выстраивать и перестраивать их, придавать им нужное направление.
Сложные социальные организации, из которых самой крупной является государство, управляют людьми и отношениями между людьми из какого-либо центра или центров для достижения известных каждому члену организации целей. Власть организации вторична, поскольку она существует в формах управления (администрирования) общественными процессами, включая первичные базовые властеотношения. Применительно к последним она выступает как социально-контролирующая надстройка, система корректировки, усиления или ослабления отношений первичной власти в интересах данной системы. Организации, конечно, способны порождать собственные внутриорганизационные управленческие отношения, но именно они подчеркивают вторичный характер организационной власти, через них управляются и контролируются массивы общественных отношений, которые в ином случае развивались бы по-своему, то есть неорганизованно»28.
Государство - многомерное образование; понятие, которое можно рассматривать в различном теоретическом приближении. С одной позиции государство выступает как совокупность людей (население, нация), проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью. При другом приближении государство представляет собой властную организацию, отличающуюся от остального населения (аппарат власти). С позиции конституционного права государство рассматривают как систему государственных институтов, взаимосвязанных между собой29.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что государство нетождественно публичной политической власти и аппарату, ее осуществляющему. Государство является теоретически более широким понятием, вмещающим также население и территорию. Аппарат же публичной политической власти (государственной власти)30 включает в себя законодателя, правительство, суд, полицию, вооруженные силы и др. учреждения31.
Весьма интересным и приобретающим современное звучание представляется учение Ж.-Ж. Руссо о суверенной власти народа. В своем знаменитом сочинении, посвященном общественному договору, Руссо отмечал недостаточность того, чтобы народ, собравшись, один раз установил государственное устройство, санкционировав свод законов, а также установление им постоянного правительства и единовременного выбора должностных лиц раз и навсегда. Руссо настаивал на необходимости проведения определенных периодических собраний, которые ничто не могло бы ни отменить, ни отсрочить, чтобы в определенный день народ был законно созываем по закону и чтобы для этого не было необходимости в каком-либо ином формальном созыве32.
Далее Руссо своеобразно сформулировал суть социального контроля через определение «повестки дня» подобных собраний. В частности, он писал: «Открытие таких собраний, которые имеют предметом только сохранение общественного договора, должно начинаться двумя предложениями, которые никогда нельзя отменить и которые должны голосоваться каждое отдельно. Первое: «Угодно ли суверену сохранить существующую форму правительства?» Второе: «Угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно теперь возложено?». Анализируя указанные тезисы в контексте всей книги Руссо, можно с большой степенью уверенности полагать, что описанный вышепроцитированными словами способ поддержания суверенной власти он считал одним из истинных принципов политического права.
Одной из вершин политико-правовой мысли в России второй половины XVIII в. было учение А.Н. Радищева. Опираясь на концепцию естественного состояния Руссо, Радищев наряду с этим подчеркивал, «что человек есть существо общественное и созданное, чтобы жить в обществе себе подобных». Делая важный вывод о таких естественных правах человека, как жизнь, вольность и безопасность, Радищев говорил о праве суверенного народа разорвать узы порабощения, освободиться от обязанности соблюдать «общественный договор», если законы, принятые государством, и его власть не были употреблены в пользу народа.
Под влиянием идей Радищева, французских просветителей, отцов - основателей Конституции США сформировались русские революционеры-декабристы. В течение почти десяти лет работал над своим конституционным проектом «Русская правда» глава Южного общества декабристов Павел Пестель33.
«Народ российский, - писал Пестель, - не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства». Здесь же объявлялось равенство всех перед законом и признавалось неоспоримое право каждого гражданина участвовать в государственных делах.
«Декабристы, - писал Ленин, - разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли».
А.И. Герцен признавал, что человечество должно перейти к «безгосударственному устройству». Он писал, что «государство как рабство идет к самоуничтожению», но «его нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста... С какого народа, в самом деле, может быть снята государственная опека, как лишняя перевязка, без раскрытия таких артерий и внутренностей, которые теперь наделают страшных бедствий, а потом спадут сами?.. Что значит отрицать государство, когда главное условие выхода из него - совершеннолетие большинства»34.
В важнейшем документе «Народной воли» «Подготовительная работа» партии подчеркивается: «Подготовительная работа партии имеет своей задачей развить количество силы, необходимое для осуществления ее целей. Цели же эти сводятся прежде всего к созданию в ближайшем будущем такого государственного и общественного строя, при котором воля народа сделалась бы единственным источником закона».
Трактовка социального контроля в учении Г.В.Ф. Гегеля тесно связана с его концепцией государственной власти и конституционного права. «Государственная власть, - пишет Гегель, - должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь. Если этот центр сам по себе прочен вследствие уважения к нему народов... то государственная власть может без какого-либо опасения и боязни соперничества свободно предоставить ведению подчиненных ей систем и институтов значительную долю тех отношений, которые складываются в обществе, и контроль над тем, чтобы они соответствовали законам, тогда каждое сословие, каждый город, каждая деревня и т.д. смогут свободно совершать и осуществлять все то, что находится в сфере их непосредственной деятельности».