Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:13, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе теоретических положений, действующего законодательства и практики его применения провести комплексное исследование проблем государственного контроля в сфере управления, разработать и сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере и практики ее применения. Указанная цель работы обусловила постановку следующих задач:
Выявить способы обеспечения законности; Рассмотреть особенности государственного контроля как способа обеспечения законности; Определить президентский контроль; Выявить актуальные проблемы современного состояния правового регулирования государственного контроля.
ВВЕДЕНИЕ
1 Конституционно правовые основы
1.1 Способы обеспечения законности
1.2 Особенности государственного контроля как способа обеспечения законности
2 Виды государственного контроля
2.1 Понятие и признаки парламентского контроля
2.2 Президентский контроль
2.3 Актуальные проблемы современного состояния правового регулирования государственного контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Целесообразным шагом стало бы принятие Правительством РФ Постановления «О единых правилах проведения государственного контроля (надзора)» с указанием видов объектов проверок; требований к объектам проверок, соблюдение которых проверяется; методов (методик) проверок; видов нарушений; видов проверок, которые проводятся привлекаемыми лицами (подведомственными организациями, аккредитованными лицами); карт проверок, системы дистанционного надзора.
Принятие такого постановления позволит оптимизировать требования к объектам проверок; установить единые типовые формы проверок соблюдения установленных требований по основным группам объектов государственного контроля (надзора); исключить дублирующие формы проверки соблюдения установленных требований; привести формы и процедуры проверки установленных требований в соответствие с международными документами.
Происходящие интеграционные процессы и интеграция государств в рамках Союзного государства России и Белоруссии, СНГ, Таможенного союза и ЕврАзЭС, других межгосударственных объединений обусловливают необходимость заключения соглашений, в том числе о порядке осуществления государственного контроля в различных областях экономики и социальной сферы. Так, отдельные вопросы экологического, таможенного, налогового, экспортного контроля, контроля за оборотом наркотиков и других видов контроля регулируются в настоящее время международными соглашениями, модельными законами, решениями глав правительств, межведомственными соглашениями.
В рамках общей тенденции сближения национального и международного права необходимо проводить работу по гармонизации национальных и международных норм в сфере осуществления государственного контроля. При этом следует учитывать неодинаковый юридический характер последних в качестве обязательных, альтернативных, модельных и рекомендательных при формировании российского законодательства о государственном контроле и изменении контрольно-надзорных функций соответствующих министерств, служб и агентств.
Проблемы государственного контроля и надзора всегда считались важнейшим направлением научных исследований в области административного права87. Особого внимания требуют вопросы формирования новых теоретических основ государственного контроля и надзора, адекватных современным политическим, экономическим и социальным реалиям и нацеленных на обеспечение устойчивого развития национальной экономики; определения природы и системы полномочий контрольно-надзорных органов; установления современных форм координации контрольно-надзорной деятельности в целях использования заложенных в контрольно-надзорной функции возможностей для совершенствования государственного управления.
Основное внимание необходимо сконцентрировать на том, чтобы:
научно обосновать общие принципы, современные цели и задачи осуществления государственного контроля в системе публичной власти и осуществления административного надзора со стороны публичной власти в отношении неподчиненных граждан и организаций;
обосновать пределы вмешательства субъектов государственного контроля и административного надзора в дела подконтрольных (поднадзорных) органов и лиц;
разработать принципы и механизмы установления научно обоснованных обязательных требований, которым должны соответствовать объекты контроля (надзора);
разработать систему прав, обязанностей, запретов, ограничений и требований к служебному поведению должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор), исходя из требований, предъявляемых к государственным служащим правоохранительной службы;
выработать критерии оценки эффективности государственного контроля (надзора) и определить механизмы стимулирования субъектов государственного контроля (надзора);
разработать положения об организации контрольного процесса в целях формирования единой системы контрольной деятельности, которой должны соответствовать все разнообразные конкретные виды контроля;
создать унифицированные стандарты осуществления государственного контроля (по аналогии с аудиторской деятельностью) в целях повышения качества государственного контроля и обеспечения защиты интересов подконтрольных субъектов;
обосновать формализацию такой важной части контрольного процесса, как использование информационных ресурсов, принимая во внимание, что информация составляет основную цель контроля, основной инструмент и конечный продукт контрольной деятельности.
Таким образом, в заключение работы содержатся следующие выводы по выпускному квалификационному исследованию и предложения по совершенствованию законодательства:
Контроль в сфере исполнительной власти предусматривает две взаимодействующие подсистемы: субъекты контроля и объекты контроля, то есть контролирующая и контролируемая подсистемы.
К полномочиям контролирующих органов, осуществляющих государственный контроль в сфере исполнительной власти, можно отнести такие полномочия как: разработка и реализация единой государственной политики в области государственного контроля в соответствующих сферах деятельности; организация и осуществление федерального государственного контроля в соответствующих сферах деятельности; принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля; организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля в соответствующих сферах деятельности.
Контролируемая подсистема органов исполнительной власти включает в себя Правительство Российской Федерации, федеральные и региональные органы исполнительной власти.
Сущность и особенности контроля в сфере исполнительной власти, прежде всего, определяются тем, что его объектом будет являться система отношений исполнительной власти. Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Однако наделение полномочиями отдельных органов по осуществлению мер по обеспечению законности является недостаточным, в государственном управлении должны существовать также и различные гарантии. Одной из таких гарантий сегодня является принятый в Российской Федерации Федеральный закон "О противодействии коррупции". В ст. 3 данного нормативного правового акта законность названа в качестве принципа, на котором основывается осуществление противодействия коррупции в Российской Федерации. Средствами противодействия коррупции должны стать развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Таким образом, значение законности в сфере государственного управления заключается в ее обязательности для всех элементов данного механизма, что обеспечивает единообразное применение норм права и является объективным условием эффективности управления. Поэтому законность будет являться способом обеспечения эффективного функционирования механизма государственного управления. Помимо этого, качество государственного управления будет зависеть от единства и согласованности реализации политики по управлению социальными процессами, соподчиненности властной воли участников всех уровней управленческих отношений, а также публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Законность также является способом защиты дисциплины, так как основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в правовых актах, поэтому роль и задача законности состоят в том, чтобы поддерживать, укреплять дисциплину. Обязанность подчинения существующим правилам позволит обеспечить единство и согласованность элементов всей системы управления. Законность, являясь одним из принципов государственного управления, и в зависимости от того, насколько органы государственной власти придерживаются в своей деятельности этого принципа, определяет отношение граждан к государственной власти в обществе.
Введение государственного управления создается и осуществляется с целью организации общественной системы, поэтому оно нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. Данный механизм должен функционировать в рамках закона, который определяет процедуру реализации управленческих решений. Отсюда в понятие законности необходимо включать, помимо вопросов исполнения закона, наличие необходимых процедур для его исполнения.
В юридической науке до настоящего времени не существует строгого толкования и единой точки зрения на место и роль контроля и надзора в государственном регулирующем механизме, что затрудняет правоприменение в рассматриваемой сфере деятельности государства. А причиной отсутствия научного единообразия по вопросу соотношения контроля и надзора можно назвать многоаспектность исследуемых понятий, сопоставление которых приводит к не вполне корректным выводам об их соотношении, а также отсутствие в действующем законодательстве определенности в вопросе правового содержания указанных понятий.
Для выхода из сложившейся ситуации необходима унификация подходов и терминологии, выработанных как в науке, так и в законодательстве для определения контроля и надзора. Для этого следует произвести оценку действующего законодательства на предмет выявления пробелов, противоречий, которые создают препятствия на пути осуществления государственными органами контрольно-надзорной деятельности.
Выделению контрольной ветви государственной власти в качестве самостоятельной ветви в современной России мешает то, что практически все государственные органы обладают теми или иными контрольными полномочиями. Осуществление власти происходит в том числе и посредством контроля. Органы государства в рамках каждой ветви власти реализуют определенные контрольные или надзорные полномочия. Следовательно, для выделения самостоятельной ветви контрольной государственной власти потребуется некоторое перераспределение контрольных полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти.
В русле поставленной проблемы наполняемости контрольной ветви власти, несомненно, интересен вопрос о том, можно ли отнести новые контрольные органы местного самоуправлении к этой самой контрольной ветви власти.
С появлением специального контрольного органа муниципальной власти в 2003 г. актуализировался вопрос о контрольных функциях органов местного самоуправления. Однако вопрос о контрольном органе местного самоуправления широко исследуемым назвать не представляется возможным.
Целями контрольного органа муниципального образования согласно ФЗ 2003 г. являются контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Актами, регулирующими статус контрольного органа местного самоуправления, происходит расширение сфер контроля: наделение контрольного органа задачами по контролю и организации контроля; не только в рамках бюджета, но и общий контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления актам муниципального уровня; определение эффективности и целесообразности использования муниципального имущества; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов бюджета. В некоторых случаях муниципальные акты о статусе контрольных органов наделяют этот орган помимо контрольных функций иными полномочиями: экспертно-аналитическими и информационными полномочиями.
Таким образом, идея существования в России контрольной ветви не только произнесена, предпринимаются попытки структурировать ее. Предлагается состав органов, описаны их функции, определяется место контрольной ветви в системе современной государственной власти России. Уместно было бы предположить, что высказываемые идеи о выделении контрольной власти нашли отражение в закреплении на муниципальном уровне специального, самостоятельного контрольного органа местного самоуправления.