Граждане как субъект административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение гражданина как субъекта административного права. Но для того, чтобы рассматривать граждан, как субъектов правоотношений, необходимо определить, сформулировать суть понятия субъекта правоотношений; определить административно-правовой статус граждан; разобрать права и обязанности граждан.

Содержание работы

Введение 3
Граждане как субъекты административного права 4
Заключение. 15
Список литературы: 16

Файлы: 1 файл

Граждане как субъекты.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО ”Тверской Государственный  технический университет”

Кафедра социологии и социальных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Предмет: Административное право

Тема: «Граждане как субъект административного права”

 

 

 

 

Выполнила: Иванова М.С студентка 3 курса группы БУА-323 ИДПО ТГТУ Проверил: Ильин О.Ю

 

 

 

 

                                                            

                                                                     

 

 

 

Тверь

2012 г.

Оглавление

 

 

 

Введение

Предметом регулирования административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, 
рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства .

Обладание правами  и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь  с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно  проживающие на территории конкретного  государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

Целью работы является рассмотрение гражданина как  субъекта  административного права. Но для того, чтобы рассматривать граждан, как субъектов правоотношений, необходимо определить, сформулировать суть понятия субъекта правоотношений; определить  административно-правовой статус граждан; разобрать права и обязанности граждан.

Граждане как субъекты административного права

 

 

Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий в сфере государственного управления, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права  могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

• административно-правовые нормы, предусматривающие  права и обязанности субъекта;

• административная правоспособность и дееспособность субъекта;

• основание возникновения, изменения  и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений - лицо, которое в соответствии с действующим законодательством является участником управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделено определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способно их осуществлять.

Субъекты административного права (административно-правовых отношений) могут быть индивидуальными и коллективными.   

  Среди субъектов административного права особое место занимает гражданин. Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Совокупность прав, обязанностей и  ответственности физического лица в административном праве образуют его административно-правовой статус. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации - часть общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации" и другими актами законодательства. Общий административно-правовой статус граждан предопределен конституционными принципами и по этой причине универсален, стабилен. Его проявления различны и их лучше всего можно выразить с помощью понятия видовых статусов.

Некоторые ученые связывают административно-правовой статус физического лица с гражданством и, исходя из этого, выделяют:

1) три категории граждан России (обычных, почетных и с двойным  гражданством);

2) две категории иностранных  граждан («ближнего» и «дальнего» зарубежья);

3) лиц без гражданства  (апатриды).

Различие этих статусов проводится по положениям норм Конституционного и административного права. При  их совпадении есть шесть различий, касающихся занятия ряда должностей только гражданами России, режимов  доступа к государственной тайне, распространения воинской обязанности только на граждан, мер административной ответственности и др.

Можно выделить административно-правовой статус:

-общий, базовый для своей сферы,

-специальный – отдельные виды административно-правовых статусов, опосредующих разнообразное правомерное поведение граждан:

  • специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов,
  • статус членов административных коллективов,
  • статус субъектов административной опеки,
  • статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом,
  • статус субъектов разрешительной системы.

Исходя из такого критерия, как характер гарантированной деятельности граждан выделяют другие виды административно-правовых статусов.

1) общегражданский статус в делах управления государственными делами -  обусловлен конституционными нормам и ориентирован на развитие гражданских качеств человека.

2) функционально-клиентский, когда граждане удовлетворяют свои интересы и потребности благодаря корреспондирующим обязанностям органов, служб и должностных лиц.

3) партнерско-содействующий, когда граждане участвуют в деятельности исполнительных органов и выполняют разные социально-правовые роли.

4) охранительный, когда гражданам обеспечивается защита их прав и законных интересов как в административном и судебном порядке, так и мерами общественно-политического  воздействия.  

 Административно-правовой  статус гражданина включает в  себя:

- комплекс прав и  обязанностей, закрепленных нормами административного права;

- гарантии реализации  этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

В правовых актах не отождествляется  правовой статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.

Значительна также и  роль органов исполнительной власти и местного самоуправления в формировании и реализации административно-правового  статуса гражданина. В пределах предоставленной компетенции они:

- издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса гражданина;

- реализуют их исполнение;

- содействуют гражданам в реализации их субъективных прав;

- осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Административно-правовое   положение  граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность.

Административная правоспособность гражданина - это признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

Административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Она возникает по достижении гражданином определенного возраста:    

 • полная - с 18 лет;     

 • ограниченная - с  16 лет;    

 • частичная - с 7 лет.

На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Согласно Конституции РФ и основанному  на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус. Это нормы, определяющие права и обязанности.

Третий элемент административно-правового статуса, — социальный, добавляется, когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. 

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, охотники, водители, спортсмены и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.

Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности, и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами),  либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении  дел  об  административных  правонарушениях  гражданин  имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

В-третьих, содержание  административно-правового  статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).

В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает:

-права и обязанности, общие для всех граждан, (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности);

-права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам);

-права и обязанности конкретных индивидов (например, лица, являющегося беженцем или вынужденным переселенцем).

Вместе с тем Конституция  РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения  федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер.

Административное право  в основном влияет на осуществление  прав и обязанностей человека и гражданина, процесс которого предполагает взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции РФ).

Информация о работе Граждане как субъект административного права