Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:23, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Все взаимосвязано со всем — гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяю¬щих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ .......……….6
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ЛЕСОВ
И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО КАДАСТРА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………… …..16
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ЛЕСОВ И ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ………………. ……………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… .. 30
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Раздел I. теоретические основы
государственного регулирования
эколого-правового режима
лесопользования и его особенности .......……….6
Актуальность темы исследования. Все взаимосвязано со всем — гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность. Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.
В преамбуле Лесного Кодекса РФ (ЛК РФ), принятого Государственной Думой сказано, что лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Кодекс РФ значительно расширил полномочия Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений. После принятия Кодекса все законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить ему и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. По сравнению с прежним лесным законодательством в Лесной кодекс включено больше новелл, например, о праве собственности и других правах на объекты лесных отношений, распределении и использовании средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом и др.
Анализ степени изученности выбранной темы. Различным аспектам стратегии лесопользования, оценки лесных ресурсов и экономики лесного хозяйства посвящены работы В.А. Бугаева, Н.А. Бурдина, А.В. Вагина, В.В. Загреева, А.С. Исаева, Н.И. Кожухова, Н.А. Мошкалева, П.И. Мороза, Е.С. Мурахтанова, А.П. Петрова, А.И. Писаренко, Н.Н. Свалова, С.Г. Синицына, В.И. Сухих, В.В. Страхова, А.Н. Филипчука, О.А. Харина, В.К. Хлюстова, B.C. Чуенкова, А.З. Швиденко, И.В. Шутова.
Проблема исследования. В течение десятилетий в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные рубки», которые привели к огромным потерям и ухудшению породности состава лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования — к постоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесосек в хвойных лесах и пренебрежению разработок мягколистных и лиственных лесов России.
За последние двадцать лет переруб (ежегодный) расчетных лесосек и бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели к значительному сокращению запасов хвойных лесов на 17 - 20%.
Объектом исследования являются теоретические и методологические основы регулирования лесопользования.
Предметом исследования является законодательство в области лесопользования в РФ.
Целью данной работы является изучение правового регулирования лесохозяйственной деятельности в Российской Федерации.
Цель определила следующие задачи:
- рассмотреть лес как объект
гражданско-правового
- проанализировать порядок и виды лесопользования;
- раскрыть правовой режим лесов;
- раскрыть договорные формы
лесопользования, рассмотрев
- внести предложение по
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных ученых по вопросам лесоуправления, организации лесопользования, лесоустройства (Ф.К. Арнольд, А.Ф. Рудзский, М.М. Орлов, Н.П. Анучин, Н.А. Моисеев). В работе использован методологический подход, согласно которому анализ и оценка ресурсного потенциала, организация лесопользования рассматриваются как составные части процесса лесоуправления.
В качестве информационной базы исследования, кроме научных трудов и литературных источников, использовались официальные документы в виде законов и нормативно-правовых актов, в том числе правила, инструкции, положения.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.
Леса — это легкие планеты и они поглощают около 70% загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу1.
За последние два-три года положение в лесном хозяйстве России значительно ухудшилось. Хотя по данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодно вырубаются леса на площади в 2 млн. гектаров, а значит сокращается экспорт леса за рубеж. Однако имеются сведения о том, что ежегодная рубка леса в России осуществляется на площади 12 млн. гектаров. К этому следует добавить, что экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300 организаций, поэтому в действительности экспорт леса за рубеж неимоверно возрастает.
Ни в одной стране мира в лесном фонде нет такого числа площадей, не покрытых лесами. Только на Дальнем Востоке их 78,2 млн. га.
С учетом всех обстоятельств и разработана Государственная программа восстановления российских лесов, что позволит повысить их продуктивность и стабилизировать экологическую обстановку в тех регионах, где процесс обезлесения принимает характер экологического бедствия.
Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.
Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непоправимый ущерб лесному хозяйству России. В Лесном Кодексе предусмотрено взимание платы за пользование лесным фондом (лесной налог). Часть этих средств направляется на финансирование мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов, как это делается в большинстве стран мира.
Зарубежный опыт ведения
лесного хозяйства в условиях
рыночных отношений свидетельствует
о необходимости
Лес — один из основных видов растительного покрова Земли, источник Древесины, разнообразных растительных продуктов, среда обитания животных. Ему принадлежит огромная роль в поддержании гидрологического режима рек, в предупреждении эрозии и дефляции почв в борьбе с суховеями. Леса играют решающую роль в поглощении углекислоты из атмосферы, и следовательно, в установлении климатического баланса на планете, в создании необходимых условий жизни на Земле. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды (летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами), которые убивают болезнетворных микробов.
Лес выполняет различные климаторегулирующие, средозащитные, почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, имеет большое значение при проведении мелиоративных работ и рекультивации земель.
«Лесные массивы и в тропиках, и в умеренном климате — это последний важный стабилизирующий фактор на земной поверхности, защищающий нас от наихудших последствий кризиса окружающей среды, связанных прежде всего с глобальным парниковым эффектом».
Экономическое значение леса проявляется в том, что он является источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.
Юридическое понятие леса
связано с формированием
Не считаются лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокупности деревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такого географического, климатического и иного значения, как леса, а именно: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, а также каналов; лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на землях поселений (городов, поселков, сельских поселений); деревья и группы деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках На данную растительность не распространяется правовой режим, установленный для лесов3.
Лесной фонд находится
в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов
Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в другие категории государственного земельного фонда. Возможно и сокращение территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных государственных и общественных надобностей.
Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права собственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с другой. Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собой самостоятельные объекты права собственности — древесину. Древесина, а также техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса, добытые при пользовании лесным фондом, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования — это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов4.
Различается регулирование эколого-правового режима лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей. Государственное регулирование является формой осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными органами5.
Органами отраслевой (ведомственной)
компетенции по регулированию эколого-
В системе органов лесного
хозяйства имеется аппарат
Нарушение лесного законодательства можно подразделить на четыре группы: нарушение права государственной собственности на леса (купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права лесного пользования и другие сделки, в явной или скрытой форме нарушающие право государственной собственности)6. Как граждане, так и юридические лица, в том числе иностранные, виновные в совершении указанных действий, а также других нарушениях лесного законодательства, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.